«Мастерская чудес»
Занятие-практикум
Составила: Куватова З.Д.,
педагог дополнительного
образования, руководитель
объединения «Акварелька»
Новый Уренгой
План – конспект
Тема: «Мастерская чудес».
Форма: занятие - практикум
Форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная, коллективная.
Цель занятия: Знакомство учащихся с народным промыслом России. Дымковская игрушка.
Задачи:
Познакомить детей, показать красоту, своеобразие, неповторимость дымковской игрушки.
Воспитывать любовь и уважение к народному искусству, развивая чувство прекрасного, от соприкосновения с декоративно -прикладной игрушкой.
Развивать эстетический вкус и творчество детей на примере изготовления народной игрушки как подлинника, как правило, маленького шедевра.
Развивать графические навыки в изображении элементов геометрического узора по народным мотивам, умение писать кистью пользуясь разными приемами.
Развивать навыки пространственного расположения узора.
Методы и приемы:
словесный (беседа, рассказ, ответы обучающихся);
наглядный (наглядный материал);
практический (зарисовка эскизов, работа с дидактическим материалом);
исследовательский (умение самостоятельно распределять выбор действия, его способа, свобода творчества);
Дидактическое обеспечение: рисунки, карандаши, краски.
Методическое оснащение занятия: Репродукции картин в альбоме "Русская народная игрушка”, Богуславская Н. "Русская глиняная игрушка”, рисунки, дымковские игрушки (фотографии, репродукции), образец педагогического рисунка, таблица «элементы дымковской игрушки», музыкальный ряд: русская народная музыка.
Инструменты и материалы: Альбомный лист, гуашь, кисточка, баночка для воды, трафарет дымковской барыни.
Возраст участников 6-8 лет,
Время занятия – 60 мин
План занятия:
Организационный момент.
Формирование новых знаний.
Изучение нового материала.
Закрепление материала.
Практическая работа.
Подведение итогов занятия.
Уборка рабочего места.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте, ребята.
Порядок на столе.
Порядок в голове.
К уроку все готовы. Все!!!
2. Формирование новых знаний.
Педагог: Сегодня, ребята, мы познакомимся с одним из жанров народного творчества – Дымковской игрушкой. Мы увидим ее красоту, своеобразие, неповторимость. Увидим, что дымковская игрушка – это народное творчество, малая бытовая скульптура.
3. Изучение нового материала.
Педагог: На низком берегу реки Вятки напротив г. Кирова расположилась старинная деревянная слобода Дымково. Зимой, когда томятся ночи, летом, когда туман, слобода это вся будто в дыму, в дымке. Отсюда и название – дымковская. С давних времен здесь, в малоплодородной местности с суровым климатом зародилась эта игрушка. Зарождение промысла связывают с древним народным праздником «Свистопляской» (позднее его стали называть «Свистунья»), к которому в течение всей зимы мастерицы готовили разнообразные свистульки в виде коней, всадников, уточек, коров, птиц. Люди на гулянье приносили с собой небольшие свистульки, и целый день свистели в них. Этот весенний праздник также сопровождался бойкой торговлей свистульками. Как же изготовляется дымковская игрушка?
Она лепится только женщинами. Осенью копают красную глину, смешивают ее с чистым песком и тщательно месят до получения однородной массы. Из густого глиняного теста лепят сначала большие основные части игрушки и отдельно мелкие, которые затем прикрепляют и примазывают с помощью мокрой тряпки. Вылепленную игрушку сушат 2 – 4 дня при комнатной температуре, потом обжигают в печи. После того, когда игрушка остынет, поверхность изделия белят, а затем только раскрашивают.
Педагог: Каков же узор дымковских игрушек?
Узор состоит из ярких круглых пятен, кругов, колец, мелкого и крупного горошка, клеток, полос, точек.
Педагог: Какие же игрушки изготавливают дымковские мастерицы?
В алом кокошнике, темно-синей кофте и клетчатой юбке с оборками идет по улице «девушка-водоноска». Ступает медленно, осторожно, боясь расплескать воду из ярко-красных ведер, висящих на оранжевом коромысле.
Аккуратно уложена тугая коса, алеют щеки и губы девушки, а черные глаза настороженно и пытливо посматривают по сторонам. Так когда-то в старой Вятке (сейчас г. Киров) ходили за водой девушки «на выданье», специально вырядившись в лучшее платье, чтобы понравиться будущему жениху.
За студеною водицей
Водоноска-молодица
Как Лебедушка плывет;
Ведра красные несет
На коромысле не спеша.
Посмотрите, как хороша –
Эта девица-краса:
Тугая черная коса,
Щечки алые горят.
Удивительный наряд.
Сидит кокошник горделиво.
Водоноска – так красива
Как Лебедушка плывет
Песню тихую поет.
Педагог: На второй иллюстрации вы видите коней. В них много забавного – мастеров не смущало, что ноги коней так толсты и неуклюжи, что уши похожи на рожки. Туловище у коней в черных и оранжевых «яблоках», уши золотые. Красивы дымковские игрушки!
Из красного, зеленого, синего, желтого, оранжевого цветов на белом фоне художник создает удивительное зрелище.
Педагог: Посмотрите на «Индюка», веером распустил крылья, пышный хвост, похожий на алый цветок. А какой высокий гребень и гроздья тяжелой красной бороды.
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья Важно распустил.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок,
Красной краскою горя,
Как корона у царя.
Индюк сказочно красив,
Он напыщен, горделив.
Смотрит свысока вокруг.
Птица важная – индюк.
Педагог: Уточка — любимый образ в народном творчестве. Он связан с солнцем и изобилием. Грудку и крылья птицы украшают узоры, напоминающие большое и маленькое солнышко.
Утка-Марфушка
Бережком идет,
Уточек-Марфуточек
Купаться ведет.
4. Закрепление материала.
Педагог: А сейчас, ребята, поиграем, отдохнем.
На доске висит плакат: Дымковская игрушка. (Что я узнал на уроке)
На плакате несколько закрытых ячеек с ответами на вопросы.
Название дымковской игрушки произошло от Дымковской слободы, которую так назвали из-за дымка при обжиге глины.
Жанр – прикладное искусство(игрушки).
Материал – глина.
Узор – круги, овалы, точки, полосы, клетка.
Игрушки перед росписью отбеливали мелом, разведенным на молоке.
Задаются вопросы. По мере ответа детей ячейки открываются.
Практическая работа.
Педагог: Молодцы, ребята! А сейчас проведем практическую работу. Сегодня вы будете мастерами по росписи дымковской игрушки. Не забывайте, что каждый мастер составляет свой узор, ни у кого не срисовывает. Это очень ценно. У вас, у каждого на столе лежит вот такой (показываю) шаблон "барыни”. Посмотрите, ребята, у ваших барынь закрашены кокошник и кофточка, а юбка то осталась без узора. Я думаю, что ее тоже нужно украсить узором. Сейчас, сразу кистью, используя элементы дымковской росписи, вы распишите юбку вашей барыни. Вы тоже, как и мастер, придумайте каждый свой узор. Все элементы вы уже знаете, как их расположить – тоже знаете. Постарайтесь, составить такой узор, чтобы юбка вашей барыни казалась легкой, воздушной и чтобы она всем понравилась. Можно приступать к работе.
Подведение итогов занятия.
Педагог: Молодцы! Вы все сегодня справились с работой. Очень красивые получились юбки у ваших барынь.
Педагог: Давайте, исследуем некоторые работы и выясним, действительно ли они похожи на дымковские.
Педагог: Для чего мы изучали дымковскую игрушку?
Чтобы узнать о красоте, неповторимости и своеобразии дымковской игрушки.
Научились отличать дымковскую игрушку от других глиняных игрушек.
Узнать, что дымковская игрушка – это народное искусство.
Через дымковскую игрушку воспитывается любовь и уважение к народному творчеству.
Занятие окончено. До свидания!
7. Уборка рабочего места.