Отгадай загадку
Вот музыканты собрались,
Он выходит выступать
И вместе все играть взялись,
– Людям музыку играть.
Инструмент в его руках
Они дудят, бренчат, стараются…
А музыки не получается!
Так звучит, что просто «ах!»
Чтоб музыка у них звучала –
Нужны им ноты для начала.
ИСПОЛНИТЕЛЬ
Кто может музыку создать
И нотами всё записать?
КОМПОЗИТОР
МАСТЕРСТВО ИСПОЛНИТЕЛЯ
урок музыки 4 класс
Сергей Яковлевич Лемешев 1902–1977
Сергей Яковлевич Лемешев (1902–1977) — советский оперный певец (лирический тенор), оперный режиссёр, педагог.
Народный артист СССР (1950).
Лауреат Сталинской премии второй степени (1941).
- В семействе Лемешевых росло трое детей, Сергей и Алеша были погодками. Они были очень дружны между собой, всегда старались помочь матери. Акулине Сергеевне приходилось нелегко, она часто оставалась одна на хозяйстве. Яков Степанович не любивший сидеть без дела, после окончания сельхозработ всегда отправлялся в Тверь на отхожие промыслы/
- Певческий талант родителей унаследовали оба брата. С возрастом Сергей стал стесняться своего увлечения, народные, лирические песни он пел для себя, без зрителей. В крестьянском доме остаться одному было почти нереально, в полный голос подросток пел в лесу, когда мать отправляла его за грибами или ягодами.
Однажды дружное пение Лемешевых услышал руководитель школы-мастерской Николай Квашнин/ Потрясенный талантом подростков, он тут же пригласил их учиться вокалу в школе-мастерской. Супруга Квашнина взяла юношей под свою опеку. Но братья по-разному отнеслись к предложению архитектора. Сергей стал заниматься с полной самоотдачей, Алексею все это не слишком нравилось, он считал профессию вокалиста баловством, несерьезным, неосновательным делом.
- Сергей с удовольствием обучался вокальному искусству, знакомился с нотной грамотой. Крестьянский паренек как губка впитывал и другие науки. Его обучали русской грамоте, итальянскому, французскому языку, он познавал историю, литературу. В стенах школы-мастерской юноша наизусть выучил главную роль своей вокальной биографии – арию Ленского.
Через два года случилось событие, которого давно ждал молодой певец. Он стал студентом Московской консерватории.
Его сразу приняли в Большой театр на первые роли. В течение 26 лет Лемешев вместе с Иваном Козловским был ведущим тенором главного оперного театра страны. Сергей Яковлевич играл главные роли в операх «Руслан и Людмила», «Снегурочка», «Золотой петушок», «Садко», «Севильский цирюльник». Это только малая часть постановок, в которых он исполнял основные партии. Самой любимой ролью певца была партия Ленского из «Евгения Онегина», он исполнил ее 500 раз. Пятьсот первое выступление стало юбилейным, любители оперного пения услышали его в 1972 году.
С. Лемешев в роли Ленского опера «Евгений Онегин»
Святослав Рихтер 1915–1997
Советский и российский пианист.
Герой Социалистического Труда (1975),
народный артист СССР (1961), лауреат Ленинской (1961), Сталинской (1950), Государственной премии РСФСР имени М. Глинки (1987) и Государственной премии Российской Федерации (1996).
- Святослав Рихтер родился в семье пианиста, органиста и композитора Теофила Даниловича Рихтера, преподавателя Одесской консерватории и органиста городской кирхи; мать — Анна Павловна Москалёва. Во время Гражданской войны семья была разъединена, Рихтер жил в семье тётки, от которой унаследовал любовь к живописи.
- В 1922 году семья переехала в Одессу, где Рихтер начал учиться игре на фортепиано и композиции. В детстве и в юношеские годы огромное влияние на него оказал отец, который был его первым учителем и игру которого молодой Святослав постоянно слушал. Первым произведением, которое начал играть Святослав, был ноктюрн Ф. Шопена. Во время войны Рихтер вёл активную концертную деятельность, выступал в Москве, гастролировал по другим городам СССР, играл в блокадном Ленинграде.
- После войны Рихтер получил широкую известность, победив на Третьем всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей и стал одним из ведущих советских пианистов. Концерты Рихтера в СССР и странах Восточного блока пользовались большой популярностью
С. Рихтер «Скерцо» Ф.Шопен
Отвечаем на вопросы:
1
О ком вы узнали сегодня на уроке?
2
Какими особенностями обладают исполнители?
3
Кто из сегодняшних исполнителей вам запомнился?