СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер – класс «Использование групповых технологий на уроках в начальной школе»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер – класс «Использование групповых технологий на уроках в начальной школе»

Просмотр содержимого документа
«Мастер – класс «Использование групповых технологий на уроках в начальной школе»»

Мастер – класс

«Использование групповых технологий на уроках в начальной школе»

«То, что дети могут сделать вместе сегодня, - завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно»

Л.С. Выготский

Цель: Распространение педагогического опыта;

актуализация, уточнение, расширение знаний педагогов о данном способе организации познавательной деятельности.

Задачи:

  1. Обосновать необходимость использования групповой работы в педагогической практике.

  2. Выделить принципы организации групп в обучении как инструментария построения педагогической практики.

  3. Смоделировать приемы формирования умений, используемых в ходе позитивной коммуникации (структуры взаимодействия).

I. Актуализация.

Во что зачастую превращается совместное творчество группы взрослых людей? Кто не знает ответа на этот вопрос – пусть включит телевизор. И посмотрит заседание депутатов Государственной Думы. И что же он увидит? А увидит он: неумение слушать и слышать коллег; неумение спорить тактично; агрессивную реакцию на критику…

Что же мешает взрослым дядям и тетям? (О политических разногласиях мы не говорим.) Да они ведь просто не умеют работать коллективно! Ну, не учили их, не было принято… И учить поздновато. А мы давайте сделаем то, что можем, - научим детей коллективному сотрудничеству, решению задач сообща.

Поэтому тема нашего мастер-класса «Использование групповых технологий на уроках в начальной школе»

Групповые формы работы создают наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает свое мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идет взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.



II. Работа по теме занятия.

Как же организовать такую работу?

Уже с первых дней пребывания ребенка в школе дети усваивают нормы общения на уроке, они только учатся общаться друг с другом. В это время закладываются навыки взаимопонимания, «клише» для выражения своего мнения, согласия или несогласия. Постепенно ученики понимают, что они могут высказывать мнение, при необходимости спорить, но только никого не перебивая и не обижая. Это 1 этап обучения работе в группах.

2 этап – это парная работа. Целью этой работы является необходимость научить детей общаться друг с другом, не мешая другим, не перебивать, выслушивать до конца, принимать или опровергать аргументировано мнение собеседника, важно дать детям понять, что работа в команде интереснее и продуктивнее, чем работа одного.

Различными могут быть способы формирования пар.

  1. Самый простой и естественный для класса способ – образовать в пару детей, сидящих за одной партой. При этом не тратится время, накапливается опыт взаимодействия.

  2. Больший опыт может быть получен детьми в парах сменного состава. Способы образования пар различны:

  • Пары образовываются в назывном порядке(предлагается пересесть так, как обозначено на схеме)

  • Хорошо воспринимается детьми способ, основанный на жеребьевке (найдите пару к своей картинке, разрезанной открытке, к своей половинке пословицы, ответ к своей загадке, вытащить номер из мешка)

  • Интересен также прием «Эскалатор» (ученики 1 варианта пересаживаются на одну парту вперед; ученики 1 варианта с 1 ряда переходят на 2 ряд, со 2 ряда – на 3 ряд и т.д.)

Наиболее продуктивно работают пары, не сильно отличающиеся по степени обученности (высокий-средний, средний-низкий). Но неэффективны пары из 2 слабых учеников.

Для эффективной парной работы необходимо проводить подготовительные упражнения:

  1. Формирование у детей умения ориентироваться в пространстве класса. (Учитель обращает внимание учеников на имеющееся в классе свободное место. Того, кто ответил первым, учитель просит занять быстро свободное место так, чтобы не нарушить тишину и ничего не задеть; более сложный вариант: дети закрывают глаза, учитель дотрагивается до плеча 1 ученика, тот открывает глаза и занимает свободное место как можно тише, а остальные ученики, не открывая глаз, показывают рукой направление)

  2. Развитие навыка работы в условиях шума (Учитель раздает карточки со скороговорками. Мальчики приходят в гости к девочкам, здороваются и читают свою скороговорку, а те – свою мальчикам. Затем ученики меняются карточками. В классе стоит шум, т.к. половина ребят говорит. Но после таких упражнений ученики довольно быстро адаптируются к шумовой среде и говорят так, чтобы их слышал только сосед. Регулировать уровень шума можно с помощью сигналов: 1 хлопок – говорим громко, 2 хлопка – говорим так, чтобы слышал только партнер, 3 хлопка – замолкаем)

  3. Установление контакта и настроя на совместную работу.

Упражнения:

  • «Зеркало» - один участник делает какие-то движения, второй старается одновременно и точно их повторить, затем участники меняются ролями.

  • «Попугай» - один говорит(например, дни недели в случайном порядке), второй как можно быстрее повторяет, затем участники меняются ролями.

  • «Мостик» - пара строит мостик, соединяясь поднятыми руками.

  • «Равновесие» - участники удерживают равновесие стоя или сидя, взявшись за руки и отклоняясь на длину рук.

  • «Разминка пальчиков» - соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим: желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь).

  1. Для развития умения слушать партнера и слышать то, что он говорит полезно такое упражнение: ученики 1 парты читают и запоминают запись, затем поворачиваются и проговаривают фразу соседу на 2 парте. И так далее до конца ряда. Ученик на последней парте произносит фразу вслух: Волчонок воет на луну.

Волчонку скучно одному: «У-у-у».



Какие же могут предлагаться задания для работы в парах?

Упражнения, с помощью которых дети учатся проверять друг друга.

  1. Взаимопроверка правила. (Ученик рассказывает соседу правило, приводит примеры, затем учащиеся меняются ролями. Или: один ученик задает вопросы по изученному материалу, другой – отвечает. Диалог может звучать и у доски.)

  2. Проверка домашнего задания. Форма работы: вопрос-ответ. Вопросы самые разнообразные: найти в упражнении 2 слова на безударную гласную в корне, определить тему и основную мысль, проверить соответствие текста и модели, найти грамматическую основу, лишнее слово и т.д.

  3. В письменных работах в паре детям очень нравится такой вид работы, как словарный диктант для соседа. Ребята составляют на карточке словарный диктант на изученное правило и подписывают «Составлял…». После обмена карточками и выполнения задания подписывают «Выполнял…». Такие упражнения развивают орфографическую зоркость, ответственность, способствуют расширению словарного запаса, умение работать со справочной литературой.

Затем дети учатся тренироваться в паре. В 1 классе можно предложить задания:

  1. Раскрасить предметы так, чтобы они были одинаковые. (мяч, варежки, сюжетные картинки)

  2. Заштриховать предметы одинаково (совпадать должна и штриховка)

  3. Устный счет в парах по заранее дома подготовленной карточке, взаимодиктант, раскрашивание картинок с выполнением устных вычислений.

Постепенно переходим к обсуждению в парах. Обсуждать – это значит говорить по теме, ставить вопросы, раскрывать их. Задания: Расскажите друг другу, о чем прочитали. Скажи товарищу, как ты его понял. На этом этапе важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них.

- Задайте друг другу по 2 любых вопроса к прочитанному тексту и ответьте на них.

- Составьте к услышанному тексту вопросы, используя слова, записанные на доске – Что? Почему? Для чего? и задайте их друг другу.

При работе парами дети могут делать то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. А так как дети ограниченны временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока.

3 этап – групповая работа. Вводя новую форму, необходимо дать ее образец. Для этого учитель вместе с 1-2 детьми у доски показывает на примере весь ход работы, обращая внимание на ошибки и удачи. Для накопления рефлексивного потенциала группу обязательно надо проводить через конфликты, который развернется вокруг противоречия, разрешая которое дети учатся искать оптимальные пути решения, относиться к точке зрения других детей как достойным уважения и понимания, т.е. учебное сотрудничество в группах должно строиться так, чтобы провоцировать интеллектуальный конфликт, содержательное разрешение которого и дает групповой эффект.

Сначала учитель выбирает способ формирования групп. Группы могут быть образованы различными способами:

  • По желанию

  • Случайным образом

  • По определенному признаку

  • По выбору лидера

  • По выбору педагога

  1. На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах учитель распределяет сам.

  2. Учитель делит на группы, назначая организатора. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.

  3. Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному человеку, таким образом равномерно распределяя между собой сильных и слабых.

  4. Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытащить любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.

  5. Загадки. Учитель назначает командиров групп – например, тех, кто быстро и правильно справились с предыдущим заданием. Каждый командир получает карточку с текстом загадки (лучше, если они будут на одну тему). Остальные дети берут со стола листочки, на которых написаны отгадки. Командиры поочередно читают загадки, дети отгадывают и объединяются в группы. Группы получаются разные по силам, но в каждой есть командир.

  6. Пословицы написать на узкой полоске бумаги и разрезать на несколько частей. Дети берут фрагменты пословиц и собирают их в единое целое. Пословицы должны быть знакомы ребятам и могут затрагивать различные темы: труд – лень, правда – ложь и т.д. В начале обучения учитель подбирает пословицы сам, а в дальнейшем привлекает к этому детей.

  7.  Лото. Дети берут картинки лото и ищут ''свое место'' на большой тематической карточке: домашние животные, животные севера и т.д.

  8. Вначале учитель объясняет цели работы, а учащиеся делятся на группы. Кто первым пришел – тот и в группе.

Для срабатывания групп нужно минимум 3-5 занятий. Поэтому часто учащихся не пересаживаю, но и не закрепляю состав на четверть. При оценке работы группы подчеркиваю не столько ученические, сколько человеческие качества.

Распределение ролей в группе может быть таким:

Чтец- читает вслух;

Секретарь - записывает что-то от лица группы;

Докладчик - у доски рассказывает, что решила группа;

Хронометрист - следит за временем.

В ходе решения задачи роли могут плавно переходить друг от друга.

Видов групповой работы много.

«Мозговой штурм»

  • Используется для генерации идей.

  • Соблюдается жесткий регламент.

  • Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста).

Окружающий мир 1 класс Тема: «Многообразие животных» Учитель предлагает обсудить в группах проблему «Зачем зебрам полоски?» . Обучающиеся высказывают разнообразные предположения, обсуждают в группах, приходят к единому мнению, затем выслушиваются отчеты групп.

Игра «Продолжи».

Она основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном, при составлении обзора исторических событий, составление звуковых схем слов, схем предложений, решении примеров).

Математика 3 класс Нахождение значения выражения.

1 расставляет порядок действий.

2 участник группы – выполняет 1действие и т.д. Верный ответ зависит от каждого члена группы.

«Охота за сокровищами».

Учитель составляет вопросы.

Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы Интернет, дополнительную литературу, учебник.

Окружающий мир 3 класс Тема «Солнечная система»

Вопросы

  1. Что такое Солнечная cистема?

  2. Сколько планет в нашей солнечной системе?

  3. Какую форму имеет Солнечная система?

  4. Какой возраст у нашей солнечной системы?

  5. Как велика наша солнечная система?

  6. Чем отличаются между собой планеты нашей солнечной системы?

  7. Откуда прилетают кометы?

  8. Можно ли увидеть планеты “невооруженным глазом”?

  9. Какие планеты называют “скалистыми” или “планетами земной группы”?

  10. Какие планеты называют “газообразными” или “гигантами”?

  11. Какие планеты имеют кольца?

«Снежный ком».

Литературное чтение 3 класс

Задание «Составить план рассказа «Н. Носов. Огурцы »

Работа в группе начинается с решения индивидуального задания.

Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно составляют план.

После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои планы, из которых выбирается лучшее.

Далее пары объединяются, и работа продолжается в группе, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Прием «Зигзаг».

Учащиеся организуются в группы по 4 человека для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.

Окружающий мир 3класс Тема «Природная зона «Тундра»

1участник группы изучает местоположение и природные условия зоны тундры.

2 участник группы – растительный мир зоны тундры.

3 участник группы – животный мир зоны тундры.

4 участник группы – занятия населения зоны тундры.

Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».

Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Т.е., в свою очередь, докладывают о своей части задания.

Прием «Ручеек».

В «Ручейке» идёт общение ребят внутри одного ряда. Для этой работы учитель заготавливает к уроку карточки по числу учеников в ряду. После работы в постоянных парах начинается игра. Ребята сидят в ряду. Затем один вариант начинает движение: с первой парты ученик идёт на последнюю, а остальные передвигаются на одну парту вперёд. Движение идёт до тех пор, пока все ученики следующего варианта не займут свои места. Можно проводить «Ручеёк» по вариантам, между группами.

Карточки могут быть по самым разнообразным темам: «Правописание гласных и согласных в корне», «Окончания имен существительных», «Разбор слов по составу», вычисления, составление схем к задачам и т.д.

Прием «Карусель».

Дети становятся в два круга - внутренний и внешний. Учащиеся, которые стоят во внутреннем круге , расположены спиной к центру, а те, которые стоят во внешнем круге - лицом к центру. Таким образом. Ученики стоят лицом друг к другу.

Внутренний круг неподвижен, внешний - подвижен: по сигналу все его участники передвигаются на одного человека вправо и оказываются перед новым партнером.

Цель - пройти весь круг, выполняя задания.

Этот прием можно использовать при закреплении материала по темам «Таблицы сложения-вычитания, умножения-деления», «Словарные слова», для проверки знания исторических дат, географических объектов, состава чисел и т.д.

Обсуждение результатов групповой работы

Когда истекло отведенное для работы время или когда работа завершена, учитель организует обсуждение результата работы групп.

Идеология групповой работы требует, чтобы результат, о котором сообщает группа, был получен при определенной мыслительной работе. Обсуждение должно показать, действительно ли участники группы размышляли. Поэтому акцент следует делать на обсуждении способов, а не на конечном выводе, не на ответе на задачу, даже если он правильный. Т.е. после того, как группа сделала сообщение, надо спросить: ''А каким способом получен такой результат?''



Обязательным этапом групповой технологии является предъявление результата, т.е. продукта групповой работы. Это может быть презентация, плакат, баннер, видеоклип, кластер, театрализация, созданный текст, подтвержденная практикой гипотеза.

Также обязательным этапом является рефлексия, которая может быть

1) Организационной:

  • что делали во время занятия (чему новому научились, как работали, каковы были ошибки в организации, не позволившие достичь желаемого результата);

  • что узнали про себя и своих товарищей по игре (появился

новый способ работы, зафиксировали свое незнание,

чувства и отношения).

Демонстрация позитивных и негативных образцов взаимодействия.

2) Знаниевой (тест на усвоение).

III. Практическая работа.

А сейчас мы предлагаем вам самим поработать в группах. Методический прием «Снежный ком».

1)Возьмите карточки. Заполните их.

2)Возьмите, лежащие перед вами части картинок. Найдите пару своей картинке. У нас образовались пары. Перед работой проведем Упражнение на установление контакта. Разминка пальчиков. Теперь вы работаете в парах. Обсудите результаты индивидуальной работы и выберите правильный вариант. Мостик.

3) По цветовому фону вашей картинки объединитесь в группы.

Снова обсудите заполнение таблицы и примите совместный вариант.

4) Представьте результат работы своей группы. Каждая группа расскажет об 1 технологии.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.       Учитель должен помнить, что важно сохранить стремление ребенка к познанию и развить его.




IV. Организация рефлексии

На листочках прочитайте начало предложения, продолжите его.

Я понял, что…

Я попробую…

Я хочу отметить…

Я уверен…

Я думаю…