СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс на конкурс "Учитель года 2017"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс в форме урока с использованием приемов технологии развития критического мышления о современных профессиях, которые предлагает нам Интернет. А главное, что необходимо, чтобы заработать в Интернете - это знание родного русского языка, умение пользоваться его богатством, грамотно писать и выражать свои мысли.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс на конкурс "Учитель года 2017"»

Добрый день, уважаемое жюри! Здравствуйте, ребята!

Я учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 34

Ярославцева Елена Сергеевна


Рада приветствовать вас на моем мастер-классе, который я решила назвать «Мы сами творим свое будущее». Мне кажется, это название отражает главную мысль моей работы: «Организация деятельности по достижению метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы через различные приемы современных педагогических технологий». Слайд 1.


Еще сравнительно недавно разговор о метапредметах не всем был понятен. А сейчас ни один учитель не планирует урок без них. Определенную ясность в этом вопросе внесли новые стандарты, четко определив, каким образом учитель должен строить образовательный процесс, чтобы ученик научился учиться, а во взрослой жизни смог применить свои знания. Безусловно, деятельность учащихся на уроке должна быть осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал. Слайд 2,3

Наряду с другими умениями, выпускник школы должен уметь добывать информацию из различных источников, работать с текстом, уметь преобразовывать и интерпретировать информацию, извлеченную из текста, уметь высказывать свое суждение о прочитанном и быть способным переносить навыки, полученные на одном учебном предмете, на другой. Слайд 4,5

Чтобы добиться таких результатов, я использую в работе различные приемы современных педагогических технологий: ТРКМ, ИКТ, метод проектов, личностно-ориентированное развивающее обучение. Слайд 6.

Большее предпочтение отдаю ТРКМ, т.к. целью данной технологии является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). Эта технология дает возможность реализовать основные направления модернизации образования:

- деятельностный характер образования

- личностная ориентация обучения

- востребованность результатов образования в жизни, их социализация.

Основу технологии составляет трехфазовая структура урока: вызов, осмысления, рефлексия.

И мастер-класс я построила по этой же структуре.


Итак, начинаем. Посмотрите на слайд 7. Что общего в этих фотографиях? Что на них изображено? (ремонт, реконструкция, репродукция)

Что общего в этих словах?

Какое значение имеет эта приставка? Слайд 8

Как приставка РЕ- может помочь вам в будущем? слайд 9

(как знание русского языка поможет вам во взрослой жизни?)

Кем можно работать, имея хорошие знания по русскому языку? (журналистом…)


Предлагаю вам поработать сегодня журналистами и продемонстрировать свои умения.





Слайд 10. К 85-летию нашего прекрасного города мы готовим газету. В ней уже есть статьи. Необходимо доработать номер.


Безусловно, художественные тексты в большей мере развивают речь учащихся, дают возможность научить ребят анализировать текст. И я провожу такую работу, организуя ее при помощи таких приемов, как: «Вершина», «Реклама», «Живые вещи», «Рецепт приготовления героя» и пр.

А публицистический стиль позволяет научить ребят писать эмоциональные тексты, высказывать в них свое мнение, чтобы заинтересовать читателей.


Приложение 1 (задания для работы с текстами)

Задание 1. заметка небольшая, есть исходный текст. Нужно пересказать его и записать собственный вариант. Эту работу можно провести устно, наш секретарь зафиксирует вашу речь.


Что помогло вам справиться с заданием? Какие знания, умения, навыки вам помогли?


Задание 2. Используя способы компрессии, сократите текст до нужного количества слов. Напомню, способы компрессии – это исключение, замена, обобщение.

При подготовке учеников к ОГЭ использую такие задания как элемент урока. И начинаю такую работу уже с 5 класса.

Выполняя задание, вы можете работать в ноутбуке, используя маркер, или на листах с текстом, пользуясь выделителем.


Задание 3. нам его подсказал студент-иностранец, изучающий русский язык. Он написал поздравление нашему городу, но не все получилось грамотно. Исправьте ошибки, отредактируйте текст.

Какие умения помогли вам работать с текстами?


Вернемся к вопросу: как приставка РЕ может помочь вам в будущем?

Как мы работали с текстами? (пересказывали, перерабатывали и пр.)


Журналист, работающий в интернете называется рерайтером.


Можем мы сказать, в чем заключается работа рерайтера?


Приложение 2 (текст «Новые возможности для отличников»)

Задание 4. Перед вами текст. Вам нужно прочитать его и поработать в группах. (группы условно)

- 1 группа определит, какими качествами должен обладать рерайтер

- 2 группа – решит, в чем актуальность такой профессии

- 3 группа – подумает, какие возможности дает эта профессия восьмиклассникам?


У вас на столах словарь терминов, можете воспользоваться им.

Приложение 3 (словарь терминов)


Ну что ж, вы успешно справились с заданиями. И вот что у нас получилось.

Приложение 4 (готовый макет газеты).

Итак, как вы считаете, может ли приставка РЕ помочь вам в будущем?


Согласно ТРКМ пора переходить к следующему этапу урока – рефлексии. (возможно, и в этом слове есть приставка РЕ-)


Слайд 19. Рерайтеры, работающие в интернете, не связаны местом работы. Они могут выполнять заказы по написанию статей в любой точке мира, они могут быть фрилансерами – свободными работниками. И я предлагаю вам выбрать остров для отдыха и удаленной работы.

Если вам было интересно,

Если кое-что заинтересовало, но остались вопросы,

Если тема осталась непонятной…. Можно остаться и в Комсомольске-на-Амуре.


В мастер-классе, кроме приемов ТРКМ я использовала и ИКТ, и метод проекта, вы видели элементы личностно-ориентированного развивающего обучения (работа в группах). А в работе стараюсь использовать различные приемы. Учусь, пробую, применяю на практике. Я уверена, что наше будущее мы творим сами.


Спасибо за внимание!


































Приложение 1 (задания для работы с текстами)


Задание 1. Пересказать текст для статьи в газете.


Комсомольск-на-Амуре является вторым по величине и значению городом в Хабаровском крае, крупнейшим на Дальнем Востоке России промышленным, научным и культурным центром. Благодаря своему выгодному географическому положению на пересечении Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей город является центром важнейших транспортных путей, соединяющих внутренние районы России со странами бассейна Тихого океана.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2. Сократить текст, используя известные вам способы компрессии (замена, исключение, объединение)


История Комсомольска-на-Амуре стала легендой. Начало ей положили пароходы “Колумб” и “Коминтерн”, которые вслед за последними льдинами устремились весной 1932 года вниз по Амуру и причалили 10 мая около мало кому известного села Пермское. Первые сотни энтузиастов, приехавшие строить город юности, вышли на крутой амурский берег. Их не встречали громом оркестров. Не было времени и для митингов. К вечеру вырос на пустынном берегу городок из палаток и шалашей: начало мая на Амуре - еще не лето. Сегодня об этом дне напоминает огромный валун, установленный в том месте. (85 слов)




Задание 3. Редактировать текст, переведенный с английского языка

иностранным студентом, изучающим русский язык


Я есть очень любить Комсомольск. Шире проспекты он нравится. Дом игла есть очень красивый. Я любить гулять улица на берегу река Амур. Любить город поздравить день рождения и цвести желать он всегда есть.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Приложение 2 (текст «Новые возможности для отличников»)


Задание 4. по группам.


Новые возможности для отличников!

Как стать рерайтером?


Уверена, что вы уже слышали о профессии с иностранным названием — рерайтер. На первый взгляд кажется, что это что-то сложное и непонятное, а на самом деле все невероятно просто. Помните, в школе нам нужно было пересказывать прочитанные тексты? Вот этим и занимается профессиональный рерайтер.

Так что, если в школе вы отличались талантом в этом деле или же, как минимум, имели четверку по русскому языку, то можете попробовать себя в этой сфере. А вдруг у вас присутствует скрытый талант писателя, о котором вы даже не подозревали?

В чем же заключается работа рерайтера? Как это происходит на практике?

Перед началом написания статьи рерайтеру нужно прочесть всю предоставленную информацию по заданной теме, построить для себя четкий план, по которому он будет описывать главные разделы статьи, ну, и начать писать. Недостаточно просто заменять слова или перефразировать образец. На это способен и троечник. А вот проявить свою эрудицию, красиво оформив текст, способен действительно хороший рерайтер.

Качества, которыми должен обладать хороший рерайтер:

Если вы серьезно задумались над работой рерайтером, то нужно узнать, какие качества вам помогут в организации хорошего старта в этом направлении.

- во-первых, умение быстро обрабатывать большие объемы информации;

- во-вторых, способность сразу писать грамотный текст, чтобы не тратить много времени на редактирование;

- в-третьих, умение писать максимально простой текст, интересно подавать информацию, а тут без эрудиции не обойтись;

- в-четвертых, читая статьи, которые даны за основу, надо уметь видеть главное;

- в-пятых, без трудолюбия, находчивости и настойчивости не обойтись даже при поиске заказа.

 

Кто является основными заказчиками рерайта и где их можно найти?

В Интернете много сайтов, которые нуждаются в хорошем контенте, и для них намного проще заказать качественный рерайт, чем оплачивать работу профессионального копирайтера. Ведь хороший копирайтинг (создание уникального текста) стоит в 2 раза дороже.

Хороший рерайтер может зарабатывать в Интернете очень неплохие деньги. Он может работать, не выходя из дома или даже путешествуя. Правда, заманчивая перспектива?










Приложение 3 (словарь терминов)

Словарь терминов.

Рера́йтинг (англ. rewriting) — обработка исходных текстовых материалов в целях их дальнейшего использования. За основу берётся уже написанный текст, который пишется своими словами, при сохранении смысловой нагрузки. Специалистов по лексическому изменению оригинальных текстов называют рерайтерами.

Фрила́нсер (англ. freelancer) — свободный работник, частный специалист, который может одновременно выполнять заказы для разных клиентов. Термин фрилансер впервые употребляется Вальтером Скоттом в романе «Айвенго» для описания «средневекового наёмного воина».

Копира́йтинг (англ. copywriting от copy — рукопись, текстовый материал + write — писать) — профессиональная деятельность по написанию уникальных рекламных и презентационных текстов. Специалистов, которые занимаются копирайтингом, называют копирайтерами.

Блог — разновидность сайта, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа

Блоггер – это человек, который ведет в интернете свой блог; это новая профессия нечто среднее между журналистом и писателем.


Контент (англ. content - содержимое). Содержание, внутреннее наполнение чего-либо, например, сайта, книги, статьи, пьесы. 





























Приложение 4 (готовый макет газеты).