Мастер- класс
Подготовлен и проведен
учителем начальных классов
Ручкиной Надеждой Анатольевной
Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если не было учителя,
Все открытые Америки,
Оставались не открытыми.
Добрый день, уважаемые гости. Я, Ручкина Н. А.
Предлагаю вашему вниманию мастер- класс по русскому языку.
Для меня это - возможность и необходимость поделиться своими открытиями . Хочу сегодня представить свой опыт работы по проектно-исследовательской технологии. С вами мы попробуем, используя алгоритм, построить модель проекта «Буква й. Её место и роль в русском языке»
Цель проекта: доказать, действительно ли букве «й» нелегко живется среди других звуков.
Спасибо за сотрудничество.
Улыбнемся друг другу добрыми улыбками. Улыбнемся улыбками радости, познания и продвижения.
Карл Роджерс сказал, что «Значительное влияние на поведение и деятельность оказывает то знание, которое самостоятельно усвоено человеком и связано с открытием, сделанным им самим»
1.Представление технологии
В современных условиях жизни недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. Наиболее целесообразной формой использования творческого потенциала учащихся считается метод проектов.
Проектно-исследовательская деятельность формирует целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.
Современная жизнь требует от учителя нового подхода к работе. Мы должны научить детей учиться. Воплотить эту идею позволяет метод проектно - исследовательской деятельности.
Ученые говорят, что «проект – это пять «П»:
1. Проблема,
2. Проектирование (Планирование),
3. Поиск Информации,
4. Продукт (Создание Проектного Продукта),
5. Презентация Проектного Продукта.
Используя данный алгоритм работы, и зная конечный результат, учитель «ведѐт» детей по неизведанному ими пути к верному ответу.
1. Я сейчас расскажу вам историю из жизни звуков. (Как помочь «й» найти свое место в жизни?( появилась проблема))
2. Я предлагаю поработать двум творческим группам.
Первой творческой группе предстоит изучить источники о букве «й» и доказать, что «й» - согласный.
Второй творческой группе тоже необходимо изучить представленные источники и доказать, что «й» - полугласный или негласный????? Описать проделанные опыты, чтобы доказать, что «й» в русском языке важна и нужна!
1) Первая творческая группа должна составить технологическую карту проекта в рамках учебной деятельности по данному им алгоритму работы.
2) А вторая группа должна представить прием реализации внеурочного проекта в рамках общей темы, используя прием «Паутинка» и схему коллективного проекта, и показать одну из форм презентации продукта.
3) Игра со зрителями
-Давайте решим следующие задачи. Перед вами несколько вопросов. И первый из них :Чем похожи и чем отличаются буквы «И» и «Й» (слайд). Предлагаю вам отправиться в историю. Хвостик, который есть у буквы «й», назывался раньше «кратка». Поэтому до наших времен дошло «Й – краткое».
- Где чаще всего в словах стоит «й»? Аргументируйте свою точку зрения.
В начале слова «й» встречается очень редко. Запомните эти слова:
-йод, йогурт, йог. А всего на «й» начинается около 80 слов. Но все они иноязычные, например,….
-Разделите слова на слоги:
Бо-и (2 слога) бой(1 слог)
Мо-и(2 слога) мой(1 слог)
Ге-ро-и(3 слога) ге-рой(2 слога)
-Сравним варианты. Й- слога не образует, потому не является гласным!
А теперь, обратите внимание. Мы уже знаем, что чай , май переносить нельзя, посмотрите как переносятся слова чай-ка, май-ка. Где остается Й при переносе? Значит, он согласный!
-А теперь, давайте исследуем слова. В русском языке есть некоторые слова, которые можно изменить так : строить – стройка,
Лить- лейка, шея- шейка. Т.е. от них образуются слова с «й», который стоит в середине слова.
4.Выступления творческих групп
-А теперь давайте посмотрим на результаты работы наших творческих групп.
5. Заключение
В результате проведенного мастер - класса можно сделать следующие выводы:
-«Й»,чаще всего встречается в конце слов, особенно в словах из сказок: Леший, Кощей, Водяной, а также в конце прилагательных: красный, большой; порядковых числительных: пятый, восьмой.
-При переносе от слога не отрывается и при делении на слоги , слог не образует. Значит «й» - согласный, а не гласный. Что и требовалось доказать.
5.Создаем презентацию (показ готовой)
1. Проектно - исследовательская технология является наиболее современным подходом к организации деятельности школьников .
2. Проектно-исследовательский метод может быть реализован в рамках урочной и внеурочной деятельности. Мы все боимся организовывать проект в рамках урока. Сегодня мы убедились, что это возможно. Имея четкий алгоритм, каждый учитель в силах осуществить проект.
3. Основой исследовательской работы над проектом является информационная компетенция (умение найти информацию, составить план работы, представить проект и его презентацию)
6.Рефлексия. Сейчас мы только, что определили роль буквы й в русском языке. А какова же роль человека в жизни?
Как правило, жизнь ЧЕЛОВЕКА сравнивают с деревом. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте себя деревом... Дерево тянется к солнцу, оно тянется корнями в глубь Земли, пьет воду, дышит, радуется ветру. У дерева есть тепло, свой характер. У дерева есть душа.
Открывайте глаза.
Я попрошу вас нарисовать дерево своей жизни(листы)
КОРЕНЬ - цель и смысл вашей жизни .
СТВОЛ - ваше представление о себе.
ВЕТВИ - ваши мечты, желания.
ПЛОДЫ - качества, которые вы уже имеете.
КАКОВЫ НАШИ ЦЕЛИ В ЖИЗНИ - ТАКОВЫ ЕЕ ПЛОДЫ.
Спасибо за внимание.