Этап | | Слайд |
1.Приветствие | Здравствуйте, коллеги! Эпиграфом нашего мастер – класса я выбрала такие слова: Умеющие мыслить умеют задавать вопросы. Э. Кинг - Если бы вы не знали тему нашего мастер – класса, я бы задала вопрос : «Используя девиз нашего мастер-класса, подумайте о чем пойдет речь, какова тема моего мастер- класса?» - Приветствую всех тех, кто знает о технологии «Развития критического мышления», -Тех, кто не слышал об этой технологии, -Тех, кто хотел бы узнать о технологии «Развитие критического мышления » | |
2.Обоснование темы мастер – класса | В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения возникает острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока. В отличие от традиционного урока, современный урок должен стать «театром» действий ученика, который становится активным участником образовательного процесса, который самостоятельно планирует свою учебную деятельность и который способен к адекватной самооценке. Учителю же, в свою очередь отводится роль координатора действий ученика. Учитывая такие требования к образовательному процессу, учителю необходимо активно использовать современные образовательные технологии. Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию Универсальных Учебных Действий, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. Это американская технология, в России она начала развиваться с 1997 года. Данную технологию можно использовать в основном на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, во внеурочной деятельности. Когда мне предложили стать автором вебинара на сайте «Инфоурок» по данной теме, я более подробно изучила методы и приемы работы данной технологии и поняла, что многие моменты можно с уверенностью применить на уроках математики. Сегодня я хочу поделить с вами моим опытом работы поданной теме. Для мастер – класса я взяла урок в 6 классе. | |
3.Определение темы урока | -Я не случайно задала вопрос «Какая тема нашего мастер – класса?» Ведь на традиционном уроке мы ребятам говорим «Открываем тетради, записываем число и тему урока», то на уроке с применением технологии критического мышления мы должны найти такие способы, чтобы дети сами определили тему и цель урока. -Давайте представим, что вы ученики 6 класса, а я ваш учитель. Итак, ребята, название темы нашего урока состоит из двух слов. Отгадайте загадку и вы узнаете одно слово темы. Если видишь солнце в небе, или чашку с молоком, Видишь бублик или обруч, слышишь сказку с колобком, В круглом зеркале увидел ты сейчас свою наружность. И вдруг понял, что фигура называется окружность. А другое слово вы узнаете, выполнив следующее задание. Найдите отношение чисел 22/7, 2/7 и полученный результат округлите до десятичных. Какое число по написанию у нас получилось? Так какая тема сегодняшнего урока? Правильно, – «Длина окружности». | |
4.Постановка целей урока | Для постановки целей данного урока можно использовать игру «Верю – не верю» Игра «верю и не верю» Вопрос | «+» – верю, «-» – не верю | 1. Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность? | | 2. Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова? | | 3. Верите ли вы, что впервые термин «радиус» встречается лишь в 16 веке? | | 4. Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает «луч»? | | 5. Верите ли вы, что выражение «ходить по кругу» когда-то означало «прогресс»? | | 6. Верите ли вы, что хорда в переводе с греческого означает «струна»? | | 7.Верите ли вы, что длина окружности и радиус окружности взаимосвязаны? | | Давайте, сформулируем цель нашего урока. | |
5.Подведение итогов первого этапа урока | - Итак закончился первый этап урока, который называется «Стадия вызова» -Давайте подумаем, какая цель и функции данного этапа урока. | |
6.Работа над вторым этапом урока. | Следующий этап урока «Стадия осмысления» На данной стадии мы используем приём ИНСЕРТ – маркировка текста, т.е. чтение текста с пометками. Значки ставятся по ходу чтения на полях текста. Развивать умение чтения с карандашом очень полезно, так как этим приёмом заставляем учеников вдумываться, внимательно читать текст, развивать систематичность мышления и умения выделять новое - Предлагаю прочитать вам текст и во время чтения использовать систему маркировки, включая следующие значки V - если это уже знали; + - если информация новая; - - если думали иначе и не согласны; ? – если что-то непонятно, у вас самих возникли вопросы. - Вы можете работать в парах, группах, а можете индивидуально, как пожелаете. (Выполняется работа – чтение текста с пометками) Задание 1. Познакомьтесь с информацией. Самая простая из кривых линий – окружность. Это одна из древнейших геометрических фигур. Ещё вавилоняне и древние индийцы считали самым важным элементом окружности – радиус. Слово это латинское и означает «луч». В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства. В русском языке слово «круглый» тоже стало означать высокую степень чего-либо: «круглый отличник», «круглый сирота» и даже «круглый дурак». Без понятия круга и окружности было бы трудно говорить о круговращении жизни. Круги повсюду вокруг нас. Окружности и циклы идут, взявшись за руки. Циклы получаются при движении по кругу. Мы изучаем циклы земли, они помогают нам разобраться, когда надо сажать растения и когда мы должны вставать. Представление об окружности даёт линия движения модели самолёта, прикреплённого шнуром к руке человека, также обод колеса, спицы которого соответствуют радиусам окружности. Термин «хорда» (от греческого «струна») был введён в современном смысле европейскими учёными в XII-XIII веках. По материалам книг:
| |
7.Выполнение практических заданий | В таблицу сведения из текста заносятся обязательно КРАТКО, что позволяет провести с текстом дополнительную работу по осмыслению прочитанного и его "сворачиванию" в конспект. Эту стадию каждый может провести индивидуально. Данный приём позволяет зрительно увидеть столкновение старых знаний с новыми Задание 2. Заполните таблицу «Инсерт». «V» – знаю | «+» – новое | «-» – думал иначе | «?» – вопросы | | | | | Задание 3. Изучив таблицу, сформулируйте геометрические определения понятий, используя ключевые слова. Рисунок | Понятие | Используемые ключевые понятия | | Окружность | Точки плоскости, одинаковое расстояние, точка - центр | | Радиус | Точки окружности, центр окружности, отрезок | | Хорда | Отрезок, точки окружности | | Диаметр | Хорда окружности, центр окружности | | |
|
Для следующего момента урока лучше всего подходят слова «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню, Вовлеки меня – и я научусь.» (Конфуций) На данном этапе урока я предлагаю ребятам провести практическую работу: Этап: Практическая работа №1. Самостоятельная работа учащихся (Заполнение таблицы). Предмет | Длина окружности (С) | Длина диаметра (d) | С/d | Стакан | | | | Компакт-диск | | | | Блюдце | | | | Трёхлитровая банка | | | | Ребята убеждаются на практике, что отношение длины окружности к диаметру – это одно и то же число =3,….. Здесь учитель дает понятие числа Пи. Затем с помощью личных наблюдений учащихся делается вывод формулы длины окружности. С=2ПR | |
8.Подведение итогов второго этапа урока | -Когда изучен весь теоретический материал урока необходимо переходить с к следующему этапу. Давайте Попробуем опять поставить цели и определить функции данного этапа второго этапа урока | |
9.Работа над третьим этапом урока | По данному уроку ребятам младшего и среднего можно задать следующие вопросы: Достигли ли вы своей цели на уроке? Что делали? Зачем делали? Как делали? Для чего делали? Предложить закончить предложения: Сегодня я узнал… Было интересно… Я понял, что… Теперь я могу… Я научился… У меня получилось… Я попробую…. Меня удивило… Мне захотелось… Для ребят старшего возраста хорошо предложить методический прием «Синквейн». Цель данного приёма – систематизировать имеющиеся знания, - научить излагать сложные понятия в краткой форме. Первая строка – выражение сущности темы одним словом, обычно именем существительным. Вторая строка – описание темы в целом в двух словах, как правило, именами прилагательными. Третья строка – это описание действий в рамках темы тремя словами, обычно глаголами. Четвертая строка – это фраза из четырех слов, выражающее личное отношение к данной теме. Пятая строка – состоит из одного слова, являющегося синонимом к первому на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне, повторяющая суть темы.
В 10 классе по теме «Производная» получился такой «Синквейн» Синквейн по теме «Производная» Производная. Правила и формулы дифференцирования. Подставляем, вычисляем, определяем. Это в жизни пригодится. Дифференцирование.
Я вам предлагаю на этапе рефлексии составить синквейн по форме нашего мероприятия, т.е тема синквейна «Мастер – класс» - А вот, то что получилось у меня 1 строка – Мастер-класс 2строка – Востребованный, познавательный 3 строка – Учит, мотивирует, задаёт вопросы 4 строка- Мастер-класс не показывают, а проводят 5 строка – Мастерство
| |
10.Подведение итогов третьего этапа урока | Давайте подведем итоги третьего этапа урока и поставим его цель, определим его функции. | |
11. | Поскольку современный урок должен формировать универсальные учебные действия. Давайте определим какие же УУД мы сформируем на уроке при использовании технологии критического мышления Личностные УУД Работа в парах (измерении длины окружности) Сформированность познавательных интересов; Интерес к новому; Интерес к способу решения новой задачи. Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД: | |
11.Заключительный этап мастер - класса | - Итак, мы коротко прошли по стадиям урока и увидели, что можно использовать различные приемы технологии критического мышления. - Благодарю за участие. Надеюсь , что я кого-то заинтересовала этой технологией КМ, т.к. она применима на всех ступенях обучения . – Занятие окончено. Желаю вам творческих успехов. | |