Мастер класс
Тема: Урок географии в 5 классе «Путешествие по материкам»
Известно, что единственный путь
к познанию – это деятельность”
Бернард Шоу.
География как учебная дисциплина обладает уникальными возможностями, позволяющими развивать такие качества личности, как искусство познавать и мыслить, искусство общения и речи, склонность к самореализации. Но как сделать так, чтобы вовлечь в процесс познания всех учащихся, чтобы каждый из них имел возможность понимать, рассуждать, обмениваться имеющимися знаниями и опытом? Решение этой проблемы вызвало необходимость применения новых подходов и технологий в общеобразовательной школе.
Учиться географии должно быть интересно. Но как сделать интересным то, о чем ученик не имеет представление, что не вызывает у него никаких ассоциаций?
География как учебный предмет направлена на создание ярких, эмоциональных, запоминающихся образов. Чем разнообразнее представляемая учителем информация об изучаемом объекте, тем более прочные знания приобретает ученик, тем выше его познавательный интерес к учебному предмету, разнообразнее и плодотворнее его деятельность.
Н.Г. Гоголь в свое время сказал: «...что действует сильно на воображение, то не скоро выбивается из головы».
Существует большое разнообразие форм, средств и методов обучения. Но наиболее эффективным, на мой взгляд, является исследовательский метод познания, ведь именно в процессе исследования объектов, явлений учащиеся учатся вскрывать причинно-следственные связи между компонентами природы и делают свои маленькие открытия. А сделав открытие, ученик ощущает себя счастливым.
Как же это воплотить практически? Этот вопрос и является целью данного мастер-класса: познакомить с элементами, методами и приемами развития исследовательской деятельности обучающихся в процессе изучения географии, а также познакомить с приемами вовлечения обучающихся в исследовательскую деятельность.
Мы географы, поэтому и форму своего выступления выбрала соответствующую — путешествие.
Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами.
Упражнение «Поздоровайся глазами» - это один из активных приемов.
Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.
- Уважаемые коллеги, давайте мы тоже начнём наш мастер-класс с этого упражнения.
- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
- Спасибо!
Актуализация знаний.
Сегодня нам предстоит большое и интересное кругосветное путешествие. Но для того чтобы узнать куда нам предстоит отправиться, мы решим кроссворд, отгадывая загадки.
Здесь горы-великаны –
Тибет, Алтай, Памир,
Карпаты и Балканы.
Их знает целый мир.
Здесь реки – Обь и Ангара,
Дон, Волга, Лена и Кура.
Лесов многообразие
В родной для нас ...
(Евразии.)
Лишь в стране большой, зелёной
Кенгуру живёт смышлёный.
Он своих детей не бросит,
Он с собой их в сумке носит.
(Австралия.)
Там снуют акулы, прыгают гориллы.
Страшные «большие злые крокодилы
Будут вас кусать, бить и обижать».
Помните то место, где нельзя гулять?
(Африка)
Мы найдём на глобусе
Два различных полюса!
А у Южного найдём
Материк, покрытый льдом!
(Антарктида.)
Как одним словом можно назвать наши отгадки? (Материки)
.
При решении кроссворда мы упомянули все материки нашей планеты? Назовите те материки, о которых забыли.
У нас мало времени и мы не сможем путешествовать вместе. Я предлагаю сформировать группы экспедиции по числу материков. (ребята на входе в класс получили жетоны с изображением транспортного средства). В Африку полетят исследователи на воздушном шаре, в Южную Америку – на вертолете, в Северную Америку летит самолет, В Антарктиду доберемся на подводной лодке, в Австралию поплывет корабль, ну а в Евразии будем путешествовать на автомобиле. Экспедициям предстоит собрать материал о своих материках и подготовить отчет для тех ребят, кто не побывал на вашем материке.
А без чего невозможно путешествие? Это мы узнаем, отгадав загадку.
Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном.
(Географическая карта)...
Открытие новых знаний (работа в группах)
Перед вами карта полушарий. Но что это? Как же нам путешествовать без карты? Нужно ее срочно восстановить. Расположите на карте все материки по своим местам.
Работа с картой
А теперь мы смело можем отправляться в путь.
Работа в группах. По ходу работы заполняется таблица.
Отчёт групп, в ходе которого таблица заполняется всеми учащимися в своих рабочих тетрадях.
Проверка понимания учащимися нового учебного материала (работая с заданиями - карточками)
– Итак, давайте подведем итог, ответьте на следующие вопросы:
Самый большой полуостров мира –
2. Назовите океан, который пересекает все меридианы на Земле –
3. Самое высокое место в мире –
4. Назовите третий по величине материк –
5. Самый большой остров мира –
6. Самый сухой материк –
7. Самая многоводная река мира –
8. Самое глубокое озеро мира –
9. Самая длинная река мира –
10. Самое глубокое место в океане –
11. Самый влажный материк –
12. Самое большое озеро мира –
13. Самый большой материк –
14. Самый большой океан –
15. Самый холодный океан –
16. Самая длинная река мира –
5. Закрепление знаний учащимися
Учащиеся закрепляют полученные знания «Особенности материков». Итогом урока является тест:
Тест по теме «Материки»
1. На каком материке протекает самая длинная река в мире и как она называется?
А. Африка, Нил
Б. Евразия, Янцзы
В. Южная Америка, Амазонка
С. Северная Америка, Миссисипи
2. На каком материке протекает самая полноводная река в мире и как она называется?
А. Африка, Нил
Б. Евразия, Янцзы
В. Южная Америка, Амазонка
С. Северная Америка, Миссисипи
3. Как называется высочайшая вершина мира и на каком материке она расположена?
А. Килиманджаро, Африка
Б. Мак-Кинли, Северная Америка
В. Аконкагуа, Южная Америка
С. Джомолунгма, Евразия
4. На каком материке находится наша страна?
А. Евразия
Б. Северная Америка
В. Антарктида
С. Австралия
5. Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости, где географические объекты даны с помощью условных знаков, называется:
А. Глобус
Б. Планшет
В. Географическая карта
С. Рисунок
6. Сколько материков на Земле?
А. 4
Б. 5
В. 6
С. 7
7. Составьте пару: материк – характеристика.
1. Самый большой материк. 2. Самый жаркий материк. 3. Самый маленький материк. 4. Самый холодный материк. | а) Антарктида б) Африка в) Австралия г) Евразия |
8. Подберите пару:
1. Самые высокие горы земного шара. 2. Самая длинная река планеты. 3. Самое глубокое озеро мира. 4. Самая полноводная река планеты. | а) Нил б) Амазонка в) Гималаи г) Байкал |
9. Составьте пару: материк – горные системы.
1. Евразия 2. Северная Америка 3. Южная Америка | а) Анды б) Кордильеры в) Гималаи |
6. Итог урока, домашнее задание.
7. Рефлексия. «Фруктовый сад»
Перед вами лежат яблоки и лимоны. Если урок понравился и вы открыли для себя много нового, то в корзину нужно положить яблоко, если у вас возникли затруднения, то в корзину положите лимон.
Приложение № 1
Карточки с дополнительным материалом для работы групп учащихся
Евразия
Евразия – это самый большой материк. Рельеф Евразии очень разнообразен. Это и высочайшие горы земного шара Гималаи (гора Джомолунгма, или Эверест, – 8848 м), и гигантские, протянувшиеся на тысячи километров равнины, например Восточно-Европейская, Западно-Сибирская.
Евразия богата реками и озерами. Самая длинная река материка – Янцзы. В Евразии расположено самое глубокое озеро мира – Байкал (1637 м). Здесь находится самый большой полуостров мира – Аравийский. Самое большое по площади озеро – Каспийское
Африка
Африка – второй по величине материк. В ее рельефе преобладают равнины. Высоких и протяженных горных цепей на этом материке нет. Самая высокая точка Африки – гора Килиманджаро, снежная шапка которой возвышается на нысоте 5895 м.
Это самый жаркий континент, на большей его части средняя годовая температура выше
+20 °С. В Африке не бывает зим в нашем понимании. На большей части территории материка времена года различаются лишь количеством выпадающих осадков. В Северной Африке расположена величайшая пустыня нашей планеты – Сахара, здесь летом поверхность песка и камней нагревается до +70 °С, а воздух – до +40 °С.
Материк богат реками. Среди них Нил – самая длинная река нашей планеты (6671 км). Река дважды пересекающая экватор и является самой полноводной рекой материка – Конго.
Северная Америка
В рельефе этого материка преобладают равнины. Вдоль западного побережья тянутся горные цепи – Кордильеры. Это высокие горы с глубокими речными долинами и действующими вулканами. Самая высокая гора Кордильер – Мак-Кинли (6193 м).
Климат на материке очень разнообразен: от сурового на севере, где температура зимой опускается до –45 °С, до жаркого, влажного – на юге.
Реки Северной Америки полноводны, саман крупная из них – Миссисипи. Обширную водную систему образуют Великие озера: Верхнем Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио.
Южная Америка
На востоке этого материка господствуют равнины, а на западе протянулись самые длинные горы Анды. Это самый влажный континент планеты. Климат здесь теплый, только на крайнем юге зимой темпера тура может опускаться до О °С или чуть ниже. В высокогорных районах Анд климат достаточно суровый. На материке протекает много рек. Среди них Амазонка – самая полноводная река планеты. Самое высокогорное озеро Земли – Титикака.
Австралия
Австралия – самый маленький материк. Он же и самый сухой: на большей части его территории выпадает мало осадков. Поэтому на материке нот крупных, полноводных рек. Многие реки
пересыхают и наполняются водой лишь в сезон дождей
Самая большая река – Муррей, она не пересыхает, но уровень ее вод резко меняется в течение года. Озеро Эйр – самое крупное на материка, в сухое время года распадается на отдельные неглубокие водоемы, а в сезон дождей площадь озера сильно увеличивается.
Антарктида
Антарктида – материк, который покрыт мощным ледяным щитом (средняя толщина 2000 м). Во льдах Антарктиды содержится до 80% запасов пресной воды Земли. Это самый холодный материк, средняя суточная температура во внутренних районах даже летом – 30 °С. На станции «Восток» полярниками была зарегистрирована температура – 89,2 0 С. Это самая низкая температура на Земле. В летнее время материк получает много солнечного тепла, но до 90% его отражается от снега и льда. Поэтому только в прибрежных районах, где летом отсутствует снежный покров, температура поднимается до 0 °С.
Самый большой остров мира – Гренландия. Его площадь составляет 2 млн 176 тыс. км2
Приложение 2
Картинки для жетонов (жеребьевка)

