1 слайд. Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется.
В условиях модернизации Казахстанского образования, перед школой ставится первостепенная задача - повышение качества образования. Из числа современных научных подходов, получившие высокое мировое признание являются подходы основанные на конструктивистской теории. данная теория базируется на утверждении о том, что развитие мышления происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями полученными в классе из различных источников, в качестве которых могут выступать как и учителя, так и сверстники так и прочие дополнительные СМИ. И одним их эффективных направлений в работе учителя является научно-исследовательская деятельность младших школьников.
Уже не один год работаю над написанием проектов, немалый опыт я получила во время работы в детском доме, который и был для меня стартовой площадкой. обучая младших школьников было написано 6 исследовательских работ. 2 слайд. Поэтому я решила провести анализ проектной деятельности и представить в виде "Проекта о проектах".
Передо мной стояли задачи.
1. Определить, что понимается под научно-исследовательской деятельностью младших школьников.
2 Выяснить, связь обновленного содержания и проектной деятельностью
3.Проанализировать изменения "до" и "после"
3. Установить, где используются знания полученные в ходе работы над проектом.
Я выдвинула гипотезу"
Предположим, что условия обновления содержания образования направлены на повышение качества знаний, действительно ли немаловажную роль в этом играет работа над школьным научным проектом.
3 слайд. Итак¸ что же такое научный проект?
Под научным проектом понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным особенностям учащихся, развивающая исследовательские навыки.
Немаловажное место в написании научного проекта занимает выбор темы. Тема для учеников должна быть интересна, выполнима, оригинальна, доступна, нести в себе познавательный заряд.
Ранее проекты я писала с учениками четвертого класса. Тематика была самая разнообразная: СЛАЙД 4 "Облака- белогривые лошадки", где мы наблюдали за облаками и даже получали свое облако в бутылке, СЛАЙД 5. Исследовали театральную деятельность, доказав что "Театр - это здорово", СЛАЙД 6. Уделили внимание песку и показали положительное влияние на поведение человека "Песочной терапии", СЛАЙД 7. приняв участие в международном конкурсе "Под счастливой звездой" и посетив Медиацентр в г. Астане, пришла идея исследовать "Что же такое медиа" и т. д.
Но как же быть с первым классом, ребята только начинают учиться, как правильно их организовать, ведь учет возрастных особенной для учителя начальных классов имеет большое значение, СЛАЙД 8. и идея пришла сама собой при составлении календарно - тематического планирования по русской грамоте, где очень много внимания уделяется буквам, звукам, алфавитом родилась идея исследовать с алфавит "33 родных сестрицы".
После выбора темы, выдвигается гипотеза СЛАЙД 9. Гипотеза - это предположение, суждение о закономерной связи явлений. Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что они видят, слышат, чувствуют. Изначально гипотеза не истинна и не ложна - она просто не определена. Стоит ее подтвердить, как она становится теорией, если опровергнуть - превращается в ложное предположение. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления. Делая предположения, обычно пользуют слова: может быть, предложим, допустим, возможно,.
Теоретический этап включает в себя умение составить план работы по теме исследования, т.е. с чего начать, как будем исследовать, и делать выводы. Связь имеющихся знаний с новыми. И ценность исследовательской работы заключается в гуманистическом подходе в противоположность авторитаризму ученик в нем инициативен и самостоятелен, он учится осмысленно, его инициатива поощряется. Моя роль это направлять, а не управлять.
СЛАЙД 10. Практический этап работы над научным проектом подразумевает проведение экспериментов, различные соц опросы, на этом этапе исследовательской деятельности включается весь класс. Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, учатся работать вместе, находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны. Практика показывает, что ученики с низкой мотивацией в группах высказываются чаще, чем обычно. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки.
СЛАЙД 11. Так с первоклассникам рассматривали букварь по которому учились их родители и букварь по которому учатся они сами, рассмотрев заметили что алфавит изображенный в учебнике практически ничем не отличается книги их родителей. СЛАЙД 12. И было принято решение создать свою модель алфавита вырезав из старых журналов картинки и наклеить на соответствующую букву. Дети сами делают вывод на какие буквы больше всего слов в русском языке, а на какую вообще слов нет.
СЛАЙД 13. Ну а если говорить о песке, о таком вездесущем песке, ну что может быть необычного, а оказывается если его рассмотреть через микроскоп, открывается совсем другой мир, СЛАЙД 14. ну а песочная терапия, где играя с песком и миниатюрными фигурами перенестись в мир где можно выразить то, где трудно подобрать слова, смоделировать и проиграть любую ситуацию. Ведь действительно Песочную терапию можно определить как лечение жизнью. Ну разве это не чудо.
СЛАЙД 15.Следующий этап в научно-исследовательской деятельности - это рефлексивный этап. Этап защиты достигнутых результатов. - анализ и обобщение работы - т. е. подведение итогов. Здесь Задача учителя помочь проанализировать полученную информацию, обобщить, выделить главное, исключить второстепенное, подготовить к представлению результатов.
Результаты проектно-исследовательской деятельности допускают любые варианты оформления: защита реферата, участие в научно-практической конференции, концерт, выступление с докладом на уроке, написание статьи, публикация в школьной прессе.
Защита результатов исследования.
Защита – венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. На этом этапе учителю необходимо сделать выбор ребенка, представляющего проект . Спикер -не должен бояться аудитории; - должен уметь выступать; -обладать чёткой дикцией; -обосновывать свои доводы; -доказывать свою правоту и т.д.
Проектные работы имеют немалую практическую ценность: они представляют собой полезный материал для уроков, классных часов. Защищая свои исследовательские работы, ученики приобщаются к основам ораторского искусства, приобретают опыт публичных выступлений, слушают доклады одноклассников, видят критерии оценки работ - все это активизирует познавательный интерес учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня и творческого потенциала.
СЛАЙД 16.
Эффективность работы над школьным проектом я представила в виде таблицы, условно разделив на "до" и "после"
до | после |
Цели на учителя | Постановка целей СМАРТ |
Руководящая роль учителя | Взаимообучение, работа в группах |
Оценивает учитель | взаимооценивание |
Не дает обратной связи | Обратная связь учитель-ученик, ученик-ученик, обсуждение , оценвани е по критериям |
Нет рефлексии | Когнитивная эмоциональная и социальная рефлексия. |
Из таблицы следует, что работа над научно-исследовательской деятельностью несет в себе только положительный результат, в следствии чего рост качества образования.
СЛАЙД 17. Нельзя не отметить, что в работе над научно-исследовательской деятельностью младших школьников происходит активное внедрение идей семи модулей Программы повышения квалификации педагогических работников .
Обучение тому как учиться | Выдвижение гипотезы |
Развитие критического мышления | Составление кластеров, диаграмм Венна |
Талантливые и одаренные | Работа с дополнительными источниками, СМИ |
Новые подходы в обучении | "Голос ученика", обратная связь и поощрение для комфортного обучения. |
Управление и лидерство | Защита проекта, спикер |
Возрастные особенности учащихся | Неперегружать учеников |
ИКТ | Создание презентации. |
Вся проделанная работа позволила не только дать прочные знания, но и создать условия для формирования у учащихся личностные качества (самостоятельность, наблюдательность, коммуникативные и исследовательские способности, умение планировать работу, умение работать с другими, оказывать помощь и принимать помощь от других).
СЛАЙД 18. Выводы:
Закреплен программный материл;
2.Вырос уровень развития устной и письменной связной речи;
3. Развитие логического мышления;
4. Сформированы первоначальные умения работать со словарями, привитие навыков самостоятельной работы с книгой;
5.Развитие индивидуальных способностей учащихся.
СЛАЙД 19. И если вернуться к первоначально выдвинутой гипотезе
Предположим, что условия обновления содержания образования направлены на повышение качества знаний, действительно ли немаловажную роль в этом играет работа над школьным научным проектом.
Из представленного материала можно сделать вывод, что гипотеза нашла свое подтверждение, а это значит, что работа учащихся младших классов над школьным проектом ведет к формированию общих учебных умений, что, в свою очередь, способствует повышению качества образования и является стартовой площадкой для успешного обучения в среднем и старшем звене. СЛАЙД 20.