СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Мастер концерта " методическая разработка

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разраработка для концертмейстеров дополнительного образования

Просмотр содержимого документа
«"Мастер концерта " методическая разработка»

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования ЦЭВД «Творчество»















Методическая разработка по теме:



« МАСТЕР КОНЦЕРТА »
































Введение

Цели:

- изучить и обобщить имеющиеся аналитические исследования, методические

рекомендации и практический опыт в области творческой и педагогической

деятельности концертмейстера;

- укрепить собственные профессиональные позиции в качестве концертмейстера.

Задачи:

- описать музыкальные способности, умения и навыки, психологические качества,

необходимые для полноценной профессиональной деятельности концертмейстера;

- выявить специфику деятельности концертмейстера в ансамбле

- проанализировать творческие аспекты деятельности концертмейстера.

Вступление

Термин концертмейстер образован из двух значений, имеющих немецкие корни и переводится как мастер концерта.

Профессия концертмейстера является одной из самых распространённых. В высших, средне – специальных учебных заведениях, общеобразовательных и музыкальных школах, УДО – везде необходимы высококвалифицированные работники данной сферы деятельности.



Структура концертмейстерской деятельности.

В схеме отражены наиболее часто встречающиеся виды музыкального исполнительства, где мастерство концертмейстера имеет важное значение:

КОНЦЕРТМЕЙСТЕР

Инструментальное искусство Вокальное искусство



Сольное исполнение Коллективное Сольное Коллективное

(дуэт) исполнение пение (дуэт) пение


камерный фортепианный ансамбль, солист ансамбль,

ансамбль ансамбль оркестр хор


КОНЦЕРТМЕЙСТЕР


Концертный жанр



Сольное исполнение Коллективное исполнение



Концертмейстер Концертмейстер Оркестр (аккомпанемент)

и солист и ансамбль и солист



Другие виды искусства, в которых задействован концертмейстер (аккомпаниатор):

КОНЦЕРТМЕЙСТЕР

( аккомпаниатор )

Цирк Театр Кино Балет Народная песня

(музыкальный фольклор)

хореография

(танец, пантомима)

Роль концертмейстера в исполнительской деятельности

Концертмейстер не просто музыкант, исполняющий грамотно свою партию по нотам, но и организатор, педагог и психолог, помогающий солистам разучивать партиии, находить верную трактовку музыкальных произведений, контролирующий качество их исполнения. При возникновении трудностей опытный концертмейстер подсказывает, исправляет недостатки, способствует выразительному ансамблевому исполнению на концертной эстраде. К главным качествам хорошего концертмейстера необходимо отнести синтезированную музыкальную одарённость, предполагающую наличие музыкального слуха, чувства ритма, артистизма, образного мышления, фантазии, способности отделять существенное от менее важного.

Значительными и важными качествами для профессиональной деятельности концертмейстера являются мобильность, скорость и активность реакции. Трудно переоценить роль концертмейстера во время концертного исполнения. Опытный мастер всегда может снять неконтролируемое волнение и нервное напряжение учащегося перед эстрадным выступлением. Творческое вдохновение передаётся ребёнку и помогает ему обрести уверенность и психологическую свободу на сцене.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Концертмейстерство как отдельный вид исполнительства появился во второй половине XIX века, когда большое количество романтической камерной инструментальной и песенно – романсовой лирики потребовало особого умения аккомпанировать солисту. Этому также способствовало расширение количества концертных залов, оперных театров, музыкальных учебных заведений. В то время концертмейстеры, как правило, были «широкого профиля» и умели делать многое: играли с листа хоровые и симфонические партитуры, читали в различных ключах, транспонировали фортепианные партии на любые интервалы, владели импровизацией.

Со временем эта универсальность была утрачена. Это было связано с всё большей дифференциацией всех музыкальных специальностей, усложнением и увлечением количества произведений, написанных в каждой из них. Концертмейстеры также стали специализироваться для работы с определёнными исполнителями – инструменталистами, вокалистами.

В настоящее время профессия концертмейстера относится к профессиям исключительно интеллектуального, творческого труда. В процессе работы важна деятельность сенсорных систем, внимания, памяти, активизация мышления и эмоциональной сферы. Мастера концерта отличаются эрудированностью, аналитическим складом ума, скоростью мышления. Концертмейстерская область музицирования предполагает владение объёмным арсеналом пианистического мастерства.

В творческом тандеме с преподавателем – специалистом он принимает участие в разработке тематических планов и образовательных рабочих программ, проводит индивидуальные и групповые занятия с обучающимися, в ходе которых формирует у учащихся исполнительские навыки игры в ансамбле. Наравне с педагогом – специалистом воспитывает творческую индивидуальность, развивает художественный вкус, повышает эрудированность подопечных.

Функции концертмейстера, работающего в музыкальных школах с детским контингентом, носят в значительной мере педагогический характер, заключающиеся в основном в разучивании с солистами нового учебного репертуара. Эта педагогическая сторона концертмейстерской работы требует от пианиста, помимо аккомпаниаторского опыта, ряда специфических навыков и знаний из области смежных исполнительских искусств, педагогической

корректности.

АККОМПАНИАТОР ИЛИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕР?

Необходимо понимать существенное различие между аккомпаниатором и концертмейстером. Аккомпаниатор – специалист, сопровождающий музыкой и аккомпанирующий танцевальным движениям в хореографии. Концертмейстер – квалифицированный специалист, работающий с профессиональными вокалистами и музыкантами – инструменталистами.

Специфика концертмейстера – это особое чутьё, быстрая реакция в нотном тексте, желательно идеальное чтение с листа, развитое чувство ансамбля, знание специфики разных инструментов и голосов.

Специфика игры концертмейстера состоит также в том, что он должен найти смысл и удовольствие в том, чтобы быть не солистом, а одним из участников музыкального действия, причём, участником второплановым. Пианисту – солисту предоставлена полная свобода выявления творческой индивидуальности. Концертмейстеру же приходится приспосабливать своё видение и слышание музыки к исполнительской манере солиста, при этом стараться сохранить свой индивидуальный облик музыканта.

Концертмейстер – вокалист и концертмейстер – инструменталист – разные дисциплины в музыкальном искусстве. Инструменталиста держит в рамках ритмическая пульсация, метричность движений, в то время как вокалист более свободен в исполнении, опираясь на дыхание и звуковедение голоса. Концертмейстеры – вокалисты и инструменталисты равноценно должны обладать колоссальным мастерством, развитой интуицией, знать аппликатурные сочетания и идеально владеть технической стороной исполнения.

Концермейстер – инструменталист

должен хорошо слышать тембры инструментов, уметь различать мельчайшие детали в партии солиста. Важнейшей задачей в работе с солистом или инструментальным ансамблем является способность выверять точно найденное звучание фортепиано с инструментами, добиваясь мягкого пения фортепиано, найти тонкий звуковой баланс тембрального соотношения инструментов, достигая золотой середины, найти ритмические соотношения, выстроить проигрыши.

К исполнительским задачам мастера концерта относятся:

1) чувство меры;

2) умение заразить ученика своей музыкальностью и уверенностью, выразительным и эмоциональным исполнением, вдохновением;

3) умение в нужный момент уступить солисту, или наоборот, повести его за собой, пытаясь прикрыть погрешности исполнения, если таковые имеются.

Профессионализм исполнительского мастерства концертмейстера заключается в следующем:

1) в умении слушать ансамблевое единое исполнение, объединяющее художест-венно - выразительные ритмические нюансы и единую метрическую пульсацию;

2) в преодолении психологического барьера ансамблевого исполнения;

3) в его дирижёрских качествах, в частности, в умении незаметно управлять солистом и в умении корректно навязывать свою волю неопытному ученику - солисту;

4) в профессиональной работе над художественным образом в ансамбле.

ТВОРЧЕСТВО КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА

ЧТЕНИЕ С ЛИСТА

Особая роль в концертмейстерском мастерстве принадлежит выработке навыков чтения нотного текста с листа.

Обилие репертуара, с которым приходится работать концертмейстеру с учащимися, не дает возможности для заучивания нотного текста и ему всегда приходится играть по нотам, поэтому концертмейстеру требуется умение быстро ориентироваться в нотном тексте, быть чутким и внимательным к фразировке солиста и уметь сразу охватить и передать характер, и настроение произведения. Таким образом, владение навыками чтения с листа и аккомпанирования – это наработанный в процессе кропотливого изучения разнохарактерных произведений опыт. Работа над развитием чтения с листа и аккомпаниаторских навыков должна быть систематичной, планомерной, учитывая индивидуальную профессиональную подготовку концертмейстера.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мастерство концертмейстера глубоко специфично.

Концертмейстер - это призвание и труд его по своему предназначению сродни труду педагога. Оно требует не только огромного артистизма, разносторонних музыкально - исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, также отличного музыкального слуха, отшлифованных навыков по чтению с листа и транспонированию различных партитур, по импровизационной аранжировке .

Для преподавателя - специалиста концертмейстер является правой рукой и первым помощником, музыкальным и творческим единомышленником.

Специфика работы концертмейстера в УДО требует от него особого универсализма, мобильности, умения в случае необходимости переключиться на работу с учащимися различных специальностей. Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности, которая ( за редким исключением ) не приносит внешнего успеха - аплодисментов, цветов, почестей и званий. Он всегда остаётся

« в тени », его работа ратворяется в общей деятельности коллектива.