Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г. Усмани Липецкой области имени
Героя Советского Союза М.П. Константинова
(МБОУ СОШ №2 г.Усмани)
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол № 1 от « » августа 202 года | УТВЕРЖДЕНО приказом МБОУ СОШ №2 г.Усмани № ___ от «___» ________ 202 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
общеинтеллектуальной направленности
«Математическая грамотность»
для учащихся 9 «Б» класса
Автор-составитель: Тараканова Елена Вячеславовна,
учитель математики и информатики.
г.Усмань,2021г
1.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ
Личностные результаты освоения программы:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию;
- формирование умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи;
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
- объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей.
Метапредметным результатом освоения программы является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
-Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики;
- Формирование умений планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
- Развитие умений работать с учебным математическим текстом;
- Формирование умений проводить несложные доказательные рассуждения;
- Развитие умений действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- Развитие умений применения приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
- Формирование умений видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях;
-Развитие умений интерпретировать и оценивать математические результаты в контексте
национальной или глобальной ситуации.
Предметные результаты освоения программы .
Учащиеся получат возможность:
- овладеть математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучение смежных дисциплин, применение в повседневной жизни;
- умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический);
- владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах;
- выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических и задач и задач в смежных учебных предметах.
Учащиеся получат возможность:
-самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
-пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
-уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов,
-самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
- оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания.
2.СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание программы курса внеурочной деятельности по математике создаёт возможность для самооценки и самоконтроля определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Программа способствует для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка,
на групповую и индивидуальную работу. Она построена таким образом, что один вид деятельности сменяется другим
Содержание программы
№ урока | Разделы и темы программы | К-во часов |
1. | Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. | 1 |
2. | Сюжетные задачи, решаемые с конца. | 1 |
3. | Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. | 1 |
4. | Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду | 1 |
5. | Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. | |
6. | Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира. | 1 |
7. | Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. | 1 |
8. | Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. | 1 |
9. | Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем. | 1 |
10. | Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. | 1 |
11. | Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары). | 1 |
12. | Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. | 1 |
13. | Графы и их применение в решении задач. | 1 |
14. | Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. | 1 |
15. | Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности. | 1 |
16. | Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений. | 1 |
17. | Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции. | 1 |
18. | Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. | 1 |
19. | Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. | 1 |
20. | Решение задач на вероятность событий в реальной жизни. | 1 |
21. | Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики. | 1 |
22. | Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы. | 1 |
23. | Решение геометрических задач исследовательского характера. | 1 |
24. | Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. | 1 |
25. | Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. | 1 |
26. | Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения. | 1 |
| Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительное расположение, равенство. | 7 |
27. | Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах. | 1 |
28. | Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур. | 1 |
29. | Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. | 1 |
30. | Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования. | 1 |
31. | Представление данных в виде диаграмм. Простые и сложные вопросы. | 1 |
32. | Построение мультипликативной модели с тремя составляющими. | 1 |
33. | Задачи с лишними данными. | 1 |
34. | Решение типичных задач через систему линейных уравнений. | 1 |
| Всего часов: | 34 |
Формы и режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Для формирования способностей выполнять действия в уме можно использовать разные формы организации занятий: (общие понятия)
беседа;
практические занятия;
дискуссии;
экскурсии;
творческие группы.
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить математические способностей, воспитать любовь к математике
Виды деятельности в ходе реализации программы:
решение занимательных и игровых задач;
оформление математических газет;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная деятельность
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы.
Содержание занятий создаёт условия для развития способностей, овладения основными приемами и методами решения задач; научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате учебной деятельности у школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Содержание материала. | К-во часов | В том числе |
Теория | Практика |
1. | Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. | 1 | 1 | |
2. | Сюжетные задачи, решаемые с конца. | 1 | 1 | |
3. | Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. | 1 | | 1 |
4. | Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду | 1 | 1 | |
5. | Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. | | | 1 |
6. | Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира. | 1 | 1 | |
7. | Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. | 1 | | 1 |
8. | Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. | 1 | 1 | |
9. | Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем. | 1 | | 1 |
10. | Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. | 1 | | 1 |
11. | Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары). | 1 | 1 | |
12. | Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. | 1 | | |
13. | Графы и их применение в решении задач. | 1 | | 1 |
14. | Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. | 1 | 1 | |
15. | Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности. | 1 | 1 | |
16. | Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений. | 1 | 1 | |
17. | Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции. | 1 | | 1 |
18. | Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. | 1 | 1 | |
19. | Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. | 1 | 1 | |
20. | Решение задач на вероятность событий в реальной жизни. | 1 | 1 | |
21. | Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики. | 1 | 1 | |
22. | Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы. | 1 | 1 | |
23. | Решение геометрических задач исследовательского характера. | 1 | 1 | |
24. | Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. | 1 | | 1 |
25. | Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. | 1 | | 1 |
26. | Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения. | 1 | 1 | |
| Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительное расположение, равенство. | 7 | | |
27. | Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах. | 1 | 1 | |
28. | Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур. | 1 | | 1 |
29. | Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. | 1 | 1 | |
30. | Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования. | 1 | 1 | |
31. | Представление данных в виде диаграмм. Простые и сложные вопросы. | 1 | | 1 |
32. | Построение мультипликативной модели с тремя составляющими. | 1 | | 1 |
33. | Задачи с лишними данными. | 1 | | 1 |
34. | Решение типичных задач через систему линейных уравнений. | 1 | 1 | |
| Всего часов: | 34 | 20 | 13 |
Тематическое планирование
№ урока | Содержание материала. | К-во часов | В том числе | Дата проведения | Дата факт |
Теория | Практика |
1. | Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. | 1 | 1 | | | |
2. | Сюжетные задачи, решаемые с конца. | 1 | 1 | | | |
3. | Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. | 1 | | 1 | | |
4. | Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду | 1 | 1 | | | |
5. | Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. | | | 1 | | |
6. | Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира. | 1 | 1 | | | |
7. | Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. | 1 | | 1 | | |
8. | Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, расстояние. | 1 | 1 | | | |
9. | Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем. | 1 | | 1 | | |
10. | Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. | 1 | | 1 | | |
11. | Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары). | 1 | 1 | | | |
12. | Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. | 1 | | | | |
13. | Графы и их применение в решении задач. | 1 | | 1 | | |
14. | Геометрические задачи на построение и на изучение свойств фигур: геометрические фигуры на клетчатой бумаге, конструирование. | 1 | 1 | | | |
15. | Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, диаграммы, вычисление вероятности. | 1 | 1 | | | |
16. | Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений. | 1 | 1 | | | |
17. | Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции. | 1 | | 1 | | |
18. | Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. | 1 | 1 | | | |
19. | Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. | 1 | 1 | | | |
20. | Решение задач на вероятность событий в реальной жизни. | 1 | 1 | | | |
21. | Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики. | 1 | 1 | | | |
22. | Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы. | 1 | 1 | | | |
23. | Решение геометрических задач исследовательского характера. | 1 | 1 | | | |
24. | Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм столбчатой или круговой, схем. | 1 | | 1 | | |
25. | Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. | 1 | | 1 | | |
26. | Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические методы решения. | 1 | 1 | | | |
| Алгебраические связи между элементами фигур: теорема Пифагора, соотношения между сторонами треугольника), относительное расположение, равенство. | 7 | | | | |
27. | Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах. | 1 | 1 | | | |
28. | Интерпретация трёхмерных изображений, построение фигур. | 1 | | 1 | | |
29. | Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события. | 1 | 1 | | | |
30. | Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования. | 1 | 1 | | | |
31. | Представление данных в виде диаграмм. Простые и сложные вопросы. | 1 | | 1 | | |
32. | Построение мультипликативной модели с тремя составляющими. | 1 | | 1 | | |
33. | Задачи с лишними данными. | 1 | | 1 | | |
34. | Решение типичных задач через систему линейных уравнений. | 1 | 1 | | | |
| Всего часов: | 34 | 20 | 13 | | |