СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математическая грамотность как одно из направлений функциональной грамотности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья призвана рассмотреть понятие математической грамотности младших школьников как одного из элементов системы функциональной грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Математическая грамотность как одно из направлений функциональной грамотности младших школьников»

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Аннотация. Статья призвана рассмотреть понятие математической грамотности младших школьников как одного из элементов системы функциональной грамотности. Автор работы раскрывает актуальность формирования функциональной математической грамотности младшеклассников, знания и умения в рамках которой позволят обучающимся в будущем самостоятельно применять их для решения личностных и учебных задач.

Ключевые слова: функциональная грамотность, математическая грамотность, младшие школьники.

Современная педагогическая наука рассматривает личность ребёнка в качестве высшей ценности образовательного процесса. Школа в данном отношении уже мыслится не столько пространством для исключительно трансляции новых знаний, сколько системой, работающей на благо целостного развития личности, которая в последствии сможет эффективно функционировать в изменяющихся условиях внешнего мира, успешно проходить последующие ступени образования [3]. Указанная задача входит в рамки реализуемой в настоящее время образовательной политики по формированию функциональной грамотности школьников, понимаемой исследователями в качестве комплекса метапредметных результатов обучения, заключённых в область целостной системы. Должный уровень развития этих навыков и умений (среди которых выявляются познавательные, эмоциональные, поведенческие и т. д.) выступает своего рода гарантом того, что личность сможет «эффективно функционировать в обществе в контексте с образовательной средой», а также проявлять самостоятельность в решении повседневных и учебных задач [2, с. 15].

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:

- понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни;

- потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях;

- способность различать математические объекты, устанавливать математические отношения, зависимости, сравнивать, классифицировать;

- совокупность умений.

Задача учителя сегодня через содержание учебного материала, через построение урока найти то направление, которое приведет к достижению хорошего уровня функциональной математической грамотности.

Ориентиром для нас является стандарт начального общего образования. В нем отмечено: «Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

- использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценке их количественных и пространственных отношений;

- приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач» (ФГОС НОО)

Результаты обучения, отражающие отдельные позиции математической грамотности, могут быть конкретизированы, например:

• узнавание, называние (чтение), запись многозначного числа (в пределах миллиона);

• сравнение двух чисел (в пределах миллиона);

• ориентация в изученных величинах: единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час и др.);

• соотнесение (знание соотношения) между единицами измерения однородных величин (1 тонна = 1000 кг, 1 минута = 60 секунд и др.)

Результаты обучения, отражающие отдельные позиции математической грамотности, могут быть более конкретизированы, например:

• выполнение письменных вычислений, связанных с бытовыми жизненными ситуациями, на основе изученных алгоритмов (сложение/вычитание многозначных чисел, умножение /деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число);

• выполнение (устно) арифметических действий над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста;

• использование свойств арифметических действий для выполнения устных вычислений, необходимых в практической деятельности и повседневной жизни;

• решение текстовых задач в 1-3 в действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.)

Математическая функциональная грамотность – это комплекс трех компонентов:

1. ученик понимает необходимость математических знаний, чтобы решать учебные и жизненные задачи, умеет оценивать учебные ситуации, которые требуют математических знаний;

2. школьник способен устанавливать математические отношения и зависимости,

работать с математической информацией: применять умственные операции,

математические методы;

3. ученик владеет математическим языком, применяет его, чтобы решить математические задачи, построить математические суждения, работать с математическими фактами.

Рассмотрим примеры заданий для формирования первого компонента математической функциональной грамотности:

1. Сколько сдачи ты получишь с каждой покупки, если у тебя в купюра 50 рублей, а ты купишь: один батон (34 рубля)? одно мороженое (28 рублей)?

2. Оля знала, что пакет сока в магазине стоил 35 рублей. Через некоторое время его начального цену снизили на 7 рублей. По какой цене стали продавать сок в магазине?

3. Поезд Воронеж – Москва отправляется из Воронежа в 16 часов 35 минут и прибывает в Москву через 12 часов 12 минут. Успеет ли Витя приехать на занятия в институт, которые начинаются в 8 часов 25 минут?

4. 18 человек нашего класса идут в кино. Какую сумму денег должен собрать классный руководитель, если билет стоит 150 рублей, а на проезд необходимо 30 рублей?

Задания для 2 компонента

  1. Расположи данные значения длины в порядке увеличения: 40 дм, 9 мм, 3 км,

8 см, 6 м, 12 мм, 2 дм

2. Саша продиктовал Илье номер своего мобильного телефона:

«Восемь, девятьсот пятьдесят, семьсот двадцать один, сорок шесть, девяносто восемь». Запишите номер телефона Саши цифрами.

Задания для 3 компонента

1. В школьную столовую привезли 40 кг яблок и 10 пакетов винограда. На сколько килограммов пятьдесят больше привезли яблок, чем винограда? Можно ли решить эту задачу? Почему нет? Все ли условия есть для ее решения? Что нам необходимо, чтобы получить требуемый результат?

2. Помоги Вите записать единицы измерения.

- Высота осины 12 ____

- Масса арбуза 12 ____

- Спортсмен пробежал 30 метров за 6 ____

- Толщина тетради 15 ...

- Ширина озера 18 ...

- Глубина реки 3 ...

Для развития математической речи при работе с числовыми упражнениями можно давать задания игрового характера:

1. Игра «Сюрпризный конверт»

11-8 12+7 18-9 8+7 5+6 8+4

Детям даётся задание записать данные числовые выражения в тетрадь и найти их значения. Затем из «сюрпризного конверта» дети достают карточку со словесными формулировками данных числовых выражений. Им необходимо отметить знаком «+» те формулировки, которые соответствуют данным числовым выражениям:

- Из одиннадцати вычесть восемь.

- Сумма чисел восьми и семи.

- Первое слагаемое двенадцать второе слагаемое семь.

- Число пять увеличить на шесть.

- Число восемнадцать уменьшить на девять.

- Восемь увеличить на четыре.

2. Игра «Верно ли что?»

Ребятам предлагается словесная формулировка высказывания, которую нужно перевести в знаковую форму, затем определить истинность данных высказываний.

- Число тринадцать больше четырех на девять.

- С восьми часов утра до четырнадцати часов того же дня прошло пять часов.

- Сумма семи и восьми равна шестнадцати.

- Семнадцать меньше шестнадцати.

3. Игра «Опрокинутые слова

Ученикам предлагается комплект слов, в которых буквы перепутаны местами.

Нужно восстановить типичный порядок слов.

Например: УМАСМ - СУММА.

· АЕМОСЛАГЕ (слагаемое).

· ЧИТАВЫЕМОЕ (вычитаемое).

4. «Викторина терминологическая»:

- Оценка плохого ученика? (два)

- Часть прямой, но не луч. (отрезок)

- Единица измерения длины, равная 100 см (метр)

- Результат вычитания. (разность)

Математическая грамотность, оказываясь ядром настоящей работы, не равна элементарной математической грамотности, заключающейся в умении школьника производить математические операции. Здесь математика представляется в качестве инструмента для решения жизненных задач, поскольку помимо знаний данная дисциплина формирует универсальные умения работать с информацией, обучает саморегуляции деятельности, основам планирования и самооценки [4, с. 144-145].

Коммуникативные умения в рамках уроков математического цикла актуализируются в процессе объяснения математических явлений, проговаривании логики вычислительных операций, а также при необходимости аргументации собственной точки зрения на решение той или иной задачи. Также побуждением к созданию обучающимся речевого произведения становится проблемная учебная ситуация, когда задание подразумевает несколько подходов к нахождению искомого ответа. Такая форма работы формирует навыки осуществления выбора способа действия, который представляется наиболее эффективным, удобным и оптимизированным.

Этап саморефлексии, которым завершается учебное занятие, обучает школьников адекватно оценивать собственные достижения, обозначать возникшие трудности и находить пути их преодоления.

Таким образом, процесс формирования математической функциональной грамотности способствует развитию личностно значимых качеств, которые будут востребованы младшими школьниками как в процессе повседневной жизнедеятельности, так и в дальнейшем образовательном пути.


Список литературы


1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2021. – 57с.

2. Нурмуратова К. А. Функциональная грамотность как основа развития гармоничной личности в современных условиях // Педагогическая наука и практика. – 2019. – №1 (23). – С. 14–18.

3. Пакина Т. А. Развитие функциональной грамотности и формирование понятия «функциональная грамотность» в России // Вестник педагогических наук. – 2022. – № 5. – С. 201–206.

4. Худякова М. А. Концептуальные основы формирования функциональной математической грамотности младших школьников / М. А. Худякова, И. Н. Власова, Л. В. Селькина // Управление образованием: теория и практика. – 2022. – № 3(49). – С. 141–153.

© Л.А. Трифонова, 2023





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!