СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математическая грамотность: от оценки к формированию

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педсовете

Просмотр содержимого документа
«Математическая грамотность: от оценки к формированию»

   Математическая грамотность:  от оценки к формированию   Подготовила: Дайбова Ю. В. учитель математики МБОУ «СОШ №18», г. Миасс

Математическая грамотность: от оценки к формированию

Подготовила: Дайбова Ю. В.

учитель математики

МБОУ «СОШ №18», г. Миасс

Модель математической грамотности. PISA  Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

Модель математической грамотности. PISA

Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

Рассуждать

Рассуждать

 Структура оценки  математической грамотности    Математическое содержание , которое используется в тестовых заданиях (предметное ядро функциональной грамотности): Изменения и зависимости ( алгебра ) Пространство и форма ( геометрия ) Неопределенность и данные ( теория вероятности и статистика ) Количество ( арифметика )  Когнитивные процессы (составляющие интеллектуальной деятельности) , которые описывают, что делает обучающийся, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с математикой, необходимой для её решения: формулировать ситуацию математически применять  математические понятия, факты, процедуры интерпретировать , использовать и оценивать результаты рассуждать

Структура оценки математической грамотности

Математическое содержание , которое используется в тестовых заданиях (предметное ядро функциональной грамотности):

  • Изменения и зависимости ( алгебра )
  • Пространство и форма ( геометрия )
  • Неопределенность и данные ( теория вероятности и статистика )
  • Количество ( арифметика )

Когнитивные процессы (составляющие интеллектуальной деятельности) , которые описывают, что делает обучающийся, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с математикой, необходимой для её решения:

  • формулировать ситуацию математически
  • применять математические понятия, факты, процедуры
  • интерпретировать , использовать и оценивать результаты
  • рассуждать
Структура оценки  математической грамотности  Контекст,  в котором представлена проблема: Личная жизнь – Мир человека  Общественная жизнь – Мир социума Образование/профессиональная деятельность – Мир профессий Научная деятельность – Мир науки

Структура оценки математической грамотности

Контекст, в котором представлена проблема:

  • Личная жизнь Мир человека
  • Общественная жизнь Мир социума
  • Образование/профессиональная деятельность Мир профессий
  • Научная деятельность Мир науки
Оценка уровня сформированности математической грамотности Уровень 6: обучающиеся  обладают продвинутым математическим мышлением и умением проводить рассуждения. Уровень 5: обучающиеся  могут создавать и работать с моделями сложных проблемных ситуаций, распознавать их ограничения и устанавливать соответствующие допущения. Уровень 4: обучающиеся  могут использовать ограниченный диапазон своих умений и могут рассуждать, проявляя некоторую интуицию, в простых ситуациях. Уровень 3:  обучающиеся  могут интерпретировать и использовать представления, основанные на различных информационных источниках, и проводить прямые рассуждения на этой основе. Уровень 2:  обучающиеся  могут применять стандартные алгоритмы, формулы, процедуры, соглашения или правила для решения проблем, способны грамотно интерпретировать полученные результаты. Уровень 1:  обучающиеся  могут ответить на вопросы в знакомых контекстах, когда представлена вся необходимая информация и вопросы ясно сформулированы.

Оценка уровня сформированности математической грамотности

  • Уровень 6: обучающиеся обладают продвинутым математическим мышлением и умением проводить рассуждения.
  • Уровень 5: обучающиеся могут создавать и работать с моделями сложных проблемных ситуаций, распознавать их ограничения и устанавливать соответствующие допущения.
  • Уровень 4: обучающиеся могут использовать ограниченный диапазон своих умений и могут рассуждать, проявляя некоторую интуицию, в простых ситуациях.
  • Уровень 3: обучающиеся могут интерпретировать и использовать представления, основанные на различных информационных источниках, и проводить прямые рассуждения на этой основе.
  • Уровень 2: обучающиеся могут применять стандартные алгоритмы, формулы, процедуры, соглашения или правила для решения проблем, способны грамотно интерпретировать полученные результаты.
  • Уровень 1: обучающиеся могут ответить на вопросы в знакомых контекстах, когда представлена вся необходимая информация и вопросы ясно сформулированы.
Направления формирования математической грамотности Реализуем ФГОС  Предметные результаты обучения  Метапредметные результаты обучения Вводим новые задания - реальные ситуации Используем реальные ситуации, чтобы учить распознавать математику и моделировать ситуацию на языке математики Строим комплексные задания От реальной ситуации к текстовой задаче Используем «старые» ресурсы - текстовые задачи  От текстовой задачи к реальной ситуации:  трансформируем текстовые задачи

Направления формирования математической грамотности

Реализуем ФГОС

  • Предметные результаты обучения
  • Метапредметные результаты обучения

Вводим новые задания - реальные ситуации

  • Используем реальные ситуации, чтобы учить распознавать математику и моделировать ситуацию на языке математики
  • Строим комплексные задания
  • От реальной ситуации к текстовой задаче

Используем «старые» ресурсы - текстовые задачи

  • От текстовой задачи к реальной ситуации:

трансформируем текстовые задачи

Трансформация текстовой задачи  и результативность навыка Пример задания. Начальная школа 3 ∙ 7 = ? Решают: 95% В коробке 3 ряда по 7 конфет в каждом ряду. Сколько всего конфет в коробке? Решают: 85% У меня завтра день рождения, будет 15 человек. Хватит ли одной коробки конфет, если в ней 3 ряда по 7 конфет в каждом ряду? Подтвердите свой ответ вычислениями. У меня завтра день рождения, будет 15 человек. Хватит ли одной такой коробки конфет?  Решают: 50% Решают: 15%

Трансформация текстовой задачи и результативность навыка

Пример задания. Начальная школа

3 ∙ 7 = ?

Решают: 95%

В коробке 3 ряда по 7 конфет в каждом ряду. Сколько всего конфет в коробке?

Решают: 85%

У меня завтра день рождения, будет 15 человек. Хватит ли одной коробки конфет, если в ней 3 ряда по 7 конфет в каждом ряду? Подтвердите свой ответ вычислениями.

У меня завтра день рождения, будет 15 человек. Хватит ли одной такой коробки конфет?

Решают: 50%

Решают: 15%

Пример задания. Основная школа 20% от 800 Решают: 70% Из 800 посаженных семян, 20% не взошло. Сколько семян не взошло? Сберегательный банк начисляет на срочный вклад 20% годовых.  Решают: 50% Вкладчик положил на счет 800 р. Какая сумма будет на этом счёте через год, если никаких операций со счётом   проводиться не будет? Подтвердите свой ответ вычислениями.  Решают: 35%

Пример задания. Основная школа

20% от 800

Решают: 70%

Из 800 посаженных семян, 20% не взошло. Сколько семян не взошло?

Сберегательный банк начисляет на срочный вклад 20% годовых.

Решают: 50%

Вкладчик положил на счет 800 р. Какая сумма будет на этом

счёте через год, если никаких операций со счётом

проводиться не будет?

Подтвердите свой ответ вычислениями.

Решают: 35%

  6 класс: Комплексное задание «Многоугольники»  Прочитайте текст и выполните задания 1-3.     В школе проводился «Геометрический марафон». В финале выступали четверо восьмиклассников: Иван, Елена, Анна и Виктор. Каждый финалист должен был выполнить несколько заданий. В одном из заданий требовалось придумать и изобразить многоугольник, имеющий периметр меньше 30 см. Ниже изображены многоугольники, которые нарисовали финалисты. Длина стороны клетки – 1 см 1. Верно ли, что с заданием справились Иван и Анна?  Верно  Неверно Рассуждение : _____________________

6 класс: Комплексное задание «Многоугольники» Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

В школе проводился «Геометрический марафон». В финале выступали четверо восьмиклассников: Иван, Елена, Анна и Виктор. Каждый финалист должен был выполнить несколько заданий.

В одном из заданий требовалось придумать и изобразить многоугольник, имеющий периметр меньше 30 см. Ниже изображены многоугольники, которые нарисовали финалисты.

Длина стороны клетки – 1 см

1. Верно ли, что с заданием

справились Иван и Анна?

 Верно

 Неверно

Рассуждение : _____________________

2. Для многоугольников, нарисованных финалистами, зрители придумали задание «Установите истинность следующих утверждений». Отметьте в приведённой ниже таблице «Верно» или «Неверно» для каждого утверждения. Утверждение  Верно  Площадь многоугольника Ивана больше площади многоугольника Виктора  Неверно  Площадь многоугольника Анны равна площади многоугольника Ивана Площадь многоугольника Виктора меньше площади многоугольника Елены

2. Для многоугольников, нарисованных финалистами, зрители придумали задание «Установите истинность следующих утверждений».

Отметьте в приведённой ниже таблице «Верно» или «Неверно» для каждого утверждения.

Утверждение

Верно

Площадь многоугольника Ивана больше площади многоугольника Виктора

Неверно

Площадь многоугольника Анны равна площади многоугольника Ивана

Площадь многоугольника Виктора меньше площади многоугольника Елены

3. Самым трудным для финалистов оказалось такое задание: Третьеклассник Гриша хочет составить из этих трёх фигур многоугольник, имеющий периметр 18 см. Сторона клетки – 1 см Нарисуйте на сетке многоугольник, который может получиться у Гриши. Длина клетки – 1 см

3. Самым трудным для финалистов оказалось такое задание:

Третьеклассник Гриша хочет составить из этих трёх фигур многоугольник, имеющий периметр 18 см.

Сторона клетки – 1 см

Нарисуйте на сетке многоугольник, который может получиться у Гриши.

Длина клетки – 1 см

Банк заданий.  Сайт ИСРО РАО

Банк заданий. Сайт ИСРО РАО

Учебная литература

Учебная литература

СПАСИБО за ВНИМАНИЕ

СПАСИБО за ВНИМАНИЕ