Методическая разработка
Математическая грамотность: «Учимся для жизни» примеры задач
Выполнила учитель математики
Мелешкина Л.В.
Задача №1. На рисунке представлен график зависимости пути s от времени t для двух автомобилей движущихся по прямой дороге в одном направлении. Используя данные графика, выберите из предложенного перечня верные утверждения.
Укажите их номера.
Скорость первого автомобиля равна 4 м/с.
Скорость второго автомобиля равна 8 м/с
За 10 с второй автомобиль проходит 50 м.
Путь, пройденный за первые 20 с первым автомобилем, меньше пути, пройденного вторым автомобилем, на 120 м.
В момент времени 1 мин от начала движения первое тело было на расстоянии 360 м. от второго тела.
Характеристика:
Область содержания – изменения и зависимость
Компетентностная область оценки – интерпретировать
Контекст – общественная деятельность
Уровень сложности – легкий
Формат ответа – множественный выбор
Объект оценки – распознавать зависимости и интерпретировать данные, представленные на графике.
Система оценивания
1 балл | любая комбинация из цифр 1 4 5 |
0 баллов | даны другие ответы ИЛИ ответ отсутствует |
Задача №2. На графике точками изображено количество минут исходящих вызовов и трафик мобильного интернета в гигабайтах, израсходованных абонентом в процессе пользования смартфоном, за каждый месяц 2018 года. Для удобства точки, соответствующие минутам и гигабайтам, соединены сплошными и пунктирными линиями соответственно.
В течение года абонент пользовался тарифом "Стандартный", абонентская плата по которому составляла 350 рублей в месяц. При условии нахождения абонента на территории РФ в абонентскую плату тарифа "Стандартный" входит:
пакет минут, включающий 300 минут исходящих вызовов на номера, зарегистрированные на территории РФ;
пакет интернета, включающий 3 гигабайта мобильного интернета;
- пакет SMS, включающий 120 SMS в месяц;
- безлимитные бесплатные входящие вызовы.
Стоимость минут, интернета и SMS сверх пакета указана в таблице
Исходящие вызовы | 3руб./мин |
Мобильный интернет ( пакет) | 90руб. за 0,5Гб |
SMS | 2руб./шт. |
Абонент не пользовался услугами связи в роуминге. За весь год абонент отправил 110SMS
Задание 2.1. Сколько рублей потратил абонент на услуги связи в феврале? В ответе укажите номер правильного варианта ответа и приведите решение.
1) 350 2) 440 3) 400
Характеристики задания:
Содержательная область оценки – количество
Компетентностная область оценки – рассуждать, применять
Контекст – личная жизнь
Уровень сложности задания – 2
Форма ответа – вопрос с выбором ответа
Описание задания ( объект оценки) – выполнение расчетов с величинами, числами
Система оценивания
2 балла | дан ответ 2) 440 и приведено подтверждающее его объяснение / решение; Решение: Февраль – второй месяц. Израсходовано 275 минут и 3,5 ГБ интернета. В тариф входят 300 минут и 3 ГБ. Потраченные минуты входят в тариф 350 рублей, так как 275 меньше 300. За них отдельно платить не надо. За 0,5 ГБ нужно доплатить, так как они не входят в тариф. 0,5 ГБ стоят 90 рублей. Итак, платим за тариф и потраченный сверх тарифа интернет. 350+90=440. Ответ: 440. |
1 балл | дан ответ 2) 440 без подтверждающего его объяснения / решения |
0 баллов | даны другие ответы ИЛИ ответ отсутствует, ИЛИ дан верный ответ, но объяснение / решение не приведено |
Задание 2.2. Пользуясь графиком, поставьте в соответствие каждому из указанных периодов времени характеристику израсходованных минут и гигабайтов.
Периоды | Характеристики |
А) январь – февраль | 1) расход минут увеличился, а расход гигабайтов уменьшился |
Б) февраль – март | 2) расход гигабайтов увеличился, а расход минут уменьшился |
В) июнь – июль | 3) расход минут увеличился и расход гигабайтов увеличился |
Г) август - сентябрь | 4) расход минут уменьшился и расход гигабайтов уменьшился |
Под каждой буквой укажите соответствующий номер. В ответ запишите последовательность цифр без пробелов и запятых и приведите объяснение.
Характеристики задания:
Содержательная область оценки – изменения и зависимости
Компетентностная область оценки – рассуждать, применять
Контекст – личная жизнь
Уровень сложности задания – 1
Форма ответа – сопоставление
Описание задания ( объект оценки) – выполнение расчетов с величинами, числами, сравнение
Система оценивания
1 балл | дан ответ 3412 и приведено подтверждающее его объяснение / решение; Решение: Делим график на интервалы. А. Январь-февраль. Это с 1 по 2 месяцы. На этом участке гигабайты увеличиваются, минуты увеличиваются. Ответ 3. Б. Февраль-март. Это со 2 по 3 месяцы. На этом участке гигабайты уменьшаются, минуты уменьшаются. Ответ 4. В. Июнь-июль. Это с 6 по 7 месяцы. На этом участке гигабайты уменьшаются, минуты увеличиваются. Ответ 1. Г. Август-сентябрь. Это в 8 по 9 месяцы. На этом участке гигабайты увеличиваются, минуты уменьшаются. Ответ 2. Проверяем, чтобы все цифры были разные. В ответ пишем набор цифр без запятых. Ответ:3412 |
0 баллов | даны другие ответы ИЛИ ответ отсутствует, ИЛИ дан верный ответ, но объяснение / решение не приведено |
Задача №3. Стоимость проезда в пригородном электропоезде составляет 198 р. Школьникам предоставляется скидка 50%. Сколько рублей стоит проезд группы из 4 взрослых и 12 школьников?
В ответе укажите номер правильного варианта ответа и объясните выбранную стоимость поездки.
1) 1990 2) 1980 3) 1984 4) 1982
Характеристики задания:
Содержательная область оценки – количество
Компетентностная область оценки – рассуждать, применять
Контекст – личная жизнь
Уровень сложности задания – 1
Форма ответа – вопрос с выбором ответа
Описание задания ( объект оценки) – выполнение расчетов с натуральными числами
Система оценивания
1 балл | дан ответ 2) и приведено подтверждающее его объяснение / решение; Решение. 198 *4 + 198 : 2 * 12 = 792 + 1188 = 1980 (р.). Ответ: 1980 р. |
0 баллов | даны другие ответы ИЛИ ответ отсутствует, ИЛИ дан верный ответ, но объяснение / решение не приведено |
Задача №4. Дорожный знак, изображённый на рисунке, называется «Ограничение высоты». Его устанавливают перед мостами, тоннелями и прочими сооружениями, чтобы запретить проезд транспортного средства, габариты которого (с грузом или без груза) превышает установленную высоту.
Какому из данных транспортных средств этот знак не запрещает проезд?
В ответе укажите номер правильного варианта.
1) молоковозу высотой 3770 мм
2) пожарному автомобилю высотой 3400 мм
3) авто топливо заправщику высотой 2900 мм
4) автоцистерне высотой 3350 мм
Характеристики задания:
Область содержания –пространство и форма
Компетентностная область оценки – рассуждать, применять
Контекст – общественная деятельность
Уровень сложности – легкий
Формат ответа – множественный выбор
Объект оценки – выбор транспортного средства
Система оценивания
1 балл | любая комбинация из цифр 2 3 4 |
0 баллов | даны другие ответы ИЛИ ответ отсутствует |
З адание № 5. Акция «3 по цене 2» на йогурты фирмы «Чудо детки». Спешите. Только сегодня при покупке двух йогуртов вы получаете третий в подарок.
Цена одного йогурта – 54 рубля.
Мама купила по акции 3 йогурта фирмы «Чудо детки». Во сколько рублей ей обошёлся один йогурт?
Характеристики задания
Содержательная область: количество
Компетентностная область: интерпретировать/ формулировать
Контекст: личная жизнь
Уровень сложности: средний
Формат ответа: развернутый ответ
Объект оценки: использовать зависимость величин для ответа на поставленный вопрос
Система оценивания
2 | Дан верный ответ 36 р. и приведено полное объяснение, подтвержденное числовыми данными Возможное объяснение: она заплатила 108 р. за 2 йогурта, а по акции получила 3. Значит, 108 : 3 = 36 р. по акции 3 штуки дают, если заплатить за 2. Значит, 54 х 2 : 3 = 36 (р.) |
1 | Дан верный ответ, а объяснение неполное, но в нем нет неверных рассуждений, или объяснение отсутствует. |
0 | Другие ответы. |
Задание № 6. Для роста и развития организма подростка большое значение имеет энергетическая ценность продуктов питания – калорийность.
В среднем норма для этого возраста составляет от 2500 до 3000 калорий в день в зависимости от активности: чем подросток активнее, тем больше требуется калорий.
Ваня ведёт активный образ жизни, занимается футболом и плаванием, его суточная норма питания составляет около 3000 килокалорий.
Вера не посещает спортивные секции, увлекается вышиванием и бисероплетением, её суточная норма – около 2500 килокалорий.
Во сколько раз больше калорий за сутки требуется Ване, чем Вере?
Характеристики задания
Содержательная область: количество
Компетентностная область: применять
Контекст: личная жизнь
Уровень сложности: низкий
Формат ответа: краткий ответ
Объект оценки: извлекать информацию из текста для ответа на поставленный вопрос
Система оценивания
1 | Дан правильный ответ в 1,2 раза. |
0 | Другие варианты ответа. |
Задание № 7. Для роста и развития организма подростка большое значение имеет энергетическая ценность продуктов питания – калорийность.
Ниже приведена таблица калорийности некоторых продуктов, употребляемых Димой.
Продукт | Ккал. в 100 г продукта | Продукт | Ккал. в 100 г продукта |
Апельсиновый сок | 36 | Зефир | 295 |
Куриное яйцо | 154 | Хлеб пшеничный из муки I сорта | 246 |
Каша овсяная | 93 | Ржаной хлеб | 210 |
Кофе с молоком | 56 | Яблоки | 48 |
Сахар | 380 | Сыр российский | 370 |
На полдник Дима съел куриное яйцо (50 г), овсяную кашу (200 гр) и апельсиновый сок (150 гр). Сколько килокалорий получил Дима в полдник?
Характеристики задания
Содержательная область: изменение и зависимости/ неопределенность и данные
Компетентностная область: применять
Контекст: личная жизнь
Уровень сложности: средний
Формат ответа: развёрнутый ответ
Объект оценки: использовать прямо пропорциональную зависимость величин, читать и извлекать информацию из текста и таблицы
Система оценивания
2 | Дан верный ответ 317 ккал и приведено объяснение, в котором явно показан один из способов использования прямой пропорциональности величин для получения промежуточных ответов. Возможное объяснение: Куриное яйцо: 100 гр – 154 ккал, 50 гр – 154:100*50=77 ккал Каша овсяная: 100 гр – 93 ккал, 200 гр – 93*2=186 ккал Апельсиновый сок: 100гр – 36 ккал, 150 гр – 36:100*150=54 ккал Всего: 317 ккал. |
1 | Дан верный ответ и приведено неполное объяснение, но в нем нет неверных подходов к получению промежуточных ответов ИЛИ в вычислениях допущена случайная вычислительная ошибка, которая привела к получению неверного числового ответа. |
0 | Другие ответы. |
Задание № 8. Подпишите на диаграмме пропущенные названия продуктов, указанных в таблице.
Отметьте в приведённой ниже таблице «Верно» или «Неверно» для каждого утверждения.
Утверждение | Верно | Неверно |
Сахар – самый калорийный продукт | | |
Калорийность ржаного хлеба больше, чем пшеничного 1 сорта | | |
Калорийность 100 гр зефира больше, чем калорийность 600 гр яблок | | |
Характеристики задания
Содержательная область: изменение и зависимости/ неопределенность и данные
Компетентностная область: применять
Контекст: личная жизнь
Уровень сложности: средний
Формат ответа: развёрнутый ответ
Объект оценки: читать и извлекать информацию из таблицы, проверять истинность утверждения в практической (математической) ситуации.
Система оценивания
2 | Верно подписаны продукты на диаграмме: сахар и яблоко. Верно, неверно, верно (именно в таком порядке). |
1 | Даны два любых верных ответа из трех |
0 | Другие варианты. |