СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математическая грамотность "Учимся для жизни: примеры задач"

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по теме Математическая грамотность "Учимся для жизни: примеры задач"

Просмотр содержимого документа
«Математическая грамотность "Учимся для жизни: примеры задач"»

Методическая разработка










Математическая грамотность: «Учимся для жизни» примеры задач















Выполнила учитель математики

Мелешкина Л.В.



Задача №1. На рисунке представлен график зависимости пути s от времени t для двух автомобилей движущихся по прямой дороге в одном направлении. Используя данные графика, выберите из предложенного перечня верные утверждения.

Укажите их номера.

    1. Скорость первого автомобиля равна 4 м/с.

    2. Скорость второго автомобиля равна 8 м/с

    3. За 10 с второй автомобиль проходит 50 м.

    4. Путь, пройденный за первые 20 с первым автомобилем, меньше пути, пройденного вторым автомобилем, на 120 м.

    5. В момент времени 1 мин от начала движения первое тело было на расстоянии 360 м. от второго тела.

Характеристика:

  • Область содержания – изменения и зависимость

  • Компетентностная область оценки – интерпретировать

  • Контекст – общественная деятельность

  • Уровень сложности – легкий

  • Формат ответа – множественный выбор

  • Объект оценки – распознавать зависимости и интерпретировать данные, представленные на графике.

Система оценивания

1 балл

любая комбинация из цифр 1 4 5

0 баллов

даны другие ответы ИЛИ ответ отсутствует



Задача №2. На графике точками изображено количество минут исходящих вызовов и трафик мобильного интернета в гигабайтах, израсходованных абонентом в процессе пользования смартфоном, за каждый месяц 2018 года. Для удобства точки, соответствующие минутам и гигабайтам, соединены сплошными и пунктирными линиями соответственно.




В течение года абонент пользовался тарифом "Стандартный", абонентская плата по которому составляла 350 рублей в месяц. При условии нахождения абонента на территории РФ в абонентскую плату тарифа "Стандартный" входит:

  • пакет минут, включающий 300 минут исходящих вызовов на номера, зарегистрированные на территории РФ;

  • пакет интернета, включающий 3 гигабайта мобильного интернета;

- пакет SMS, включающий 120 SMS в месяц;

- безлимитные бесплатные входящие вызовы.

Стоимость минут, интернета и SMS сверх пакета указана в таблице

Исходящие вызовы

3руб./мин

Мобильный интернет ( пакет)

90руб. за 0,5Гб

SMS

2руб./шт.

Абонент не пользовался услугами связи в роуминге. За весь год абонент отправил 110SMS

Задание 2.1. Сколько рублей потратил абонент на услуги связи в феврале? В ответе укажите номер правильного варианта ответа и приведите решение.

1) 350 2) 440 3) 400

Характеристики задания:

  • Содержательная область оценки – количество

  • Компетентностная область оценки – рассуждать, применять

  • Контекст – личная жизнь

  • Уровень сложности задания – 2

  • Форма ответа – вопрос с выбором ответа

  • Описание задания ( объект оценки) – выполнение расчетов с величинами, числами


Система оценивания


2 балла

дан ответ 2) 440 и приведено подтверждающее его объяснение / решение;

Решение: Февраль – второй месяц. Израсходовано 275 минут и 3,5 ГБ интернета. В тариф входят 300 минут и 3 ГБ. Потраченные минуты входят в тариф 350 рублей, так как 275 меньше 300. За них отдельно платить не надо. За 0,5 ГБ нужно доплатить, так как они не входят в тариф. 0,5 ГБ стоят 90 рублей. Итак, платим за тариф и потраченный сверх тарифа интернет. 350+90=440. Ответ: 440.


1 балл

дан ответ 2) 440 без подтверждающего его объяснения / решения

0 баллов

даны другие ответы ИЛИ ответ отсутствует, ИЛИ дан верный ответ, но объяснение / решение не приведено

Задание 2.2. Пользуясь графиком, поставьте в соответствие каждому из указанных периодов времени характеристику израсходованных минут и гигабайтов.

Периоды

Характеристики

А) январь – февраль

1) расход минут увеличился, а расход гигабайтов уменьшился

Б) февраль – март


2) расход гигабайтов увеличился, а расход минут уменьшился

В) июнь – июль


3) расход минут увеличился и расход гигабайтов увеличился

Г) август - сентябрь


4) расход минут уменьшился и расход гигабайтов уменьшился

Под каждой буквой укажите соответствующий номер. В ответ запишите последовательность цифр без пробелов и запятых и приведите объяснение.

Характеристики задания:

  • Содержательная область оценки – изменения и зависимости

  • Компетентностная область оценки – рассуждать, применять

  • Контекст – личная жизнь

  • Уровень сложности задания – 1

  • Форма ответа – сопоставление

  • Описание задания ( объект оценки) – выполнение расчетов с величинами, числами, сравнение

Система оценивания

1 балл

дан ответ 3412 и приведено подтверждающее его объяснение / решение;

Решение: Делим график на интервалы.
А. Январь-февраль. Это с 1 по 2 месяцы. На этом участке гигабайты увеличиваются, минуты увеличиваются. Ответ 3.
Б. Февраль-март. Это со 2 по 3 месяцы. На этом участке гигабайты уменьшаются, минуты уменьшаются. Ответ 4.
В. Июнь-июль. Это с 6 по 7 месяцы. На этом участке гигабайты уменьшаются, минуты увеличиваются. Ответ 1.
Г. Август-сентябрь. Это в 8 по 9 месяцы. На этом участке гигабайты увеличиваются, минуты уменьшаются. Ответ 2.
Проверяем, чтобы все цифры были разные. В ответ пишем набор цифр без запятых. Ответ:3412

0 баллов

даны другие ответы ИЛИ ответ отсутствует, ИЛИ дан верный ответ, но объяснение / решение не приведено



Задача №3. Стоимость проезда в пригородном электропоезде составляет 198 р. Школьникам предоставляется скидка 50%. Сколько рублей стоит проезд группы из 4 взрослых и 12 школьников?

В ответе укажите номер правильного варианта ответа и объясните выбранную стоимость поездки.

1) 1990 2) 1980 3) 1984 4) 1982

Характеристики задания:

  • Содержательная область оценки – количество

  • Компетентностная область оценки – рассуждать, применять

  • Контекст – личная жизнь

  • Уровень сложности задания – 1

  • Форма ответа – вопрос с выбором ответа

  • Описание задания ( объект оценки) – выполнение расчетов с натуральными числами

Система оценивания

1 балл

дан ответ 2) и приведено подтверждающее его объяснение / решение;

Решение. 198 *4 + 198 : 2 * 12 = 792 + 1188 = 1980 (р.). Ответ: 1980 р.

0 баллов

даны другие ответы ИЛИ ответ отсутствует, ИЛИ дан верный ответ, но объяснение / решение не приведено



Задача №4. Дорожный знак, изображённый на рисунке, называется «Ограничение высоты». Его устанавливают перед мостами, тоннелями и прочими сооружениями, чтобы запретить проезд транспортного средства, габариты которого (с грузом или без груза) превышает установленную высоту.

Какому из данных транспортных средств этот знак не запрещает проезд?

В ответе укажите номер правильного варианта.

1) молоковозу высотой 3770 мм

2) пожарному автомобилю высотой 3400 мм

3) авто топливо заправщику высотой 2900 мм

4) автоцистерне высотой 3350 мм

Характеристики задания:

  • Область содержания –пространство и форма

  • Компетентностная область оценки – рассуждать, применять

  • Контекст – общественная деятельность

  • Уровень сложности – легкий

  • Формат ответа – множественный выбор

  • Объект оценки – выбор транспортного средства

Система оценивания

1 балл

любая комбинация из цифр 2 3 4

0 баллов

даны другие ответы ИЛИ ответ отсутствует



З адание № 5. Акция «3 по цене 2» на йогурты фирмы «Чудо детки». Спешите. Только сегодня при покупке двух йогуртов вы получаете третий в подарок.

Цена одного йогурта – 54 рубля.

Мама купила по акции 3 йогурта фирмы «Чудо детки». Во сколько рублей ей обошёлся один йогурт?


Характеристики задания

  • Содержательная область: количество

  • Компетентностная область: интерпретировать/ формулировать

  • Контекст: личная жизнь

  • Уровень сложности: средний

  • Формат ответа: развернутый ответ

  • Объект оценки: использовать зависимость величин для ответа на поставленный вопрос

Система оценивания

2

Дан верный ответ 36 р. и приведено полное объяснение, подтвержденное числовыми данными

Возможное объяснение:

  1. она заплатила 108 р. за 2 йогурта, а по акции получила 3. Значит, 108 : 3 = 36 р.

  2. по акции 3 штуки дают, если заплатить за 2. Значит, 54 х 2 : 3 = 36 (р.)

1

Дан верный ответ, а объяснение неполное, но в нем нет неверных

рассуждений, или объяснение отсутствует.

0

Другие ответы.





Задание № 6. Для роста и развития организма подростка большое значение имеет энергетическая ценность продуктов питания – калорийность.

В среднем норма для этого возраста составляет от 2500 до 3000 калорий в день в зависимости от активности: чем подросток активнее, тем больше требуется калорий.

Ваня ведёт активный образ жизни, занимается футболом и плаванием, его суточная норма питания составляет около 3000 килокалорий.

Вера не посещает спортивные секции, увлекается вышиванием и бисероплетением, её суточная норма – около 2500 килокалорий.

Во сколько раз больше калорий за сутки требуется Ване, чем Вере?

Характеристики задания

  • Содержательная область: количество

  • Компетентностная область: применять

  • Контекст: личная жизнь

  • Уровень сложности: низкий

  • Формат ответа: краткий ответ

  • Объект оценки: извлекать информацию из текста для ответа на поставленный вопрос



Система оценивания

1

Дан правильный ответ в 1,2 раза.

0

Другие варианты ответа.




Задание № 7. Для роста и развития организма подростка большое значение имеет энергетическая ценность продуктов питания – калорийность.

Ниже приведена таблица калорийности некоторых продуктов, употребляемых Димой.




Продукт

Ккал. в 100 г

продукта


Продукт

Ккал. в 100 г

продукта

Апельсиновый сок

36

Зефир

295

Куриное яйцо

154

Хлеб пшеничный из муки I сорта

246

Каша овсяная

93

Ржаной хлеб

210

Кофе с молоком

56

Яблоки

48

Сахар

380

Сыр российский

370


На полдник Дима съел куриное яйцо (50 г), овсяную кашу (200 гр) и апельсиновый сок (150 гр). Сколько килокалорий получил Дима в полдник?










Характеристики задания

  • Содержательная область: изменение и зависимости/ неопределенность и данные

  • Компетентностная область: применять

  • Контекст: личная жизнь

  • Уровень сложности: средний

  • Формат ответа: развёрнутый ответ

  • Объект оценки: использовать прямо пропорциональную зависимость величин, читать и извлекать информацию из текста и таблицы



Система оценивания

2

Дан верный ответ 317 ккал и приведено объяснение, в котором явно показан один из способов использования прямой пропорциональности величин для получения промежуточных ответов.

Возможное объяснение:

  1. Куриное яйцо: 100 гр – 154 ккал, 50 гр – 154:100*50=77 ккал

  2. Каша овсяная: 100 гр – 93 ккал, 200 гр – 93*2=186 ккал

  3. Апельсиновый сок: 100гр – 36 ккал, 150 гр – 36:100*150=54 ккал

Всего: 317 ккал.

1

Дан верный ответ и приведено неполное объяснение, но в нем нет неверных подходов к получению промежуточных ответов ИЛИ в вычислениях допущена случайная вычислительная ошибка, которая привела к получению неверного числового ответа.

0

Другие ответы.

Задание № 8. Подпишите на диаграмме пропущенные названия продуктов, указанных в таблице.

Отметьте в приведённой ниже таблице «Верно» или «Неверно» для каждого утверждения.

Утверждение

Верно

Неверно

Сахар – самый калорийный продукт

Калорийность ржаного хлеба больше, чем пшеничного 1 сорта

Калорийность 100 гр зефира больше, чем калорийность 600 гр яблок



Характеристики задания

  • Содержательная область: изменение и зависимости/ неопределенность и данные

  • Компетентностная область: применять

  • Контекст: личная жизнь

  • Уровень сложности: средний

  • Формат ответа: развёрнутый ответ

  • Объект оценки: читать и извлекать информацию из таблицы, проверять истинность утверждения в практической (математической) ситуации.



Система оценивания

2

Верно подписаны продукты на диаграмме: сахар и яблоко.

Верно, неверно, верно (именно в таком порядке).

1

Даны два любых верных ответа из трех

0

Другие варианты.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!