Сценарий внеурочного мероприятия по математике «Математический бой
с шахматными задачами»
для 11 класса.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Долгосрочная цель: качественная подготовка к ЕГЭ.
Цели урока: -повторить задания ЕГЭ;
-Решение нестандартных задач по теории вероятности, задач, связанных с шахматами;
-Воспитательная: расширение знаний обучающихся, развитие познавательного интереса, интеллекта, воспитание стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний; формирование дружеских, товарищеских отношений, умения работать с командой.
Задачи: - Уметь выполнять вычисления и преобразования, действия с функциями, исследовать простейшие модели. Применять знания, умения навыки при решении поставленной задачи в любой нестандартной обстановке.
-формирование интереса к нестандартным задачам, игре в шахматы, развитие общеинтеллектуальных умений.
Дидактический материал и оборудование: плакат (шахматная доска) с шахматными фигурами на ми магнитах; компьютер, мультимедийный проектор.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
Ведущий: Добрый день, уважаемые гости, дорогие ребята! Сегодня мы проводим игру «Математический бой» .
В игре участвуют 2 команды. Соревнование команд оценивает наше уважаемое жюри (представление жюри). Итак, конкурс веселых математиков начинается! Встречайте команды! (Участники сидят за столом. Всего 2 команды, в каждой команде по 9 человек).
Игра проходит в 4 раунда:
1.Разминка. Соревнование команд.
2.Кто умнее?
3.Конкурс капитанов.
4.Черный ящик.
5. Шахматное сражение
1.Командам предлагается выбрать название из отгаданных ребусов и заработать первые 3 балла
Раунд 1. Разминка
Ведущий: Вопросы всем командам, кто ответит быстрее. За каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл. Если команда ответила неправильно, то есть возможность ответить второй команде.
Раунд 2.Кто умнее?
Ведущий: Конец 1 раунда, жюри подсчитывает очки, а я объясняю правила 2 раунда. 5 вопросов будут задаваться командам одновременно. (вопросы распечатаны на карточках и предлагают экране проектора).
Время на раздумывание 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Раунд 3.Конкурс капитанов
Предлагаются две задачи по теории вероятности, входящие в задания по ЕГЭ. Кто из капитанов быстрее даст правильный ответ и объяснит свое решение. Время 2 минуты.
Черный ящик.
Командам предлагается загадка о шахматной доске и шахматах. Какая команда отгадывает первой, та и начинает 4 раунд
Король внезапно «съел слона»,
И королева спасена!
Откройте мне простой секрет,
Где может быть такой обед?
Раунд 4. Шахматное сражение
Легенда о шахматах – загадочной игре:
Команды по очереди решают предлагаемые задачи.
Задания для разминки (повторения) обеим командам (без выставления баллов).
На магнитной шахматной доске учащиеся показывают выполнение каждого
Задания:
Задания 1 команде: Побей чёрным конём незащищённую белую фигуру.
Варианты ответов:
А – Конь D2 Б – Ладья G5 В – Ладья F 2
Задания 2 команде: Побей белым ферзём незащищённую чёрную фигуру.
Варианты ответов:
А – Ладья H8 Б – Ладья F4 В – Ферзь А7
Задания 1 команде: Поставь чёрного ферзя таким образом, что бы под ударом были все белые пешки.
Варианты ответов:
А – ферзь на С2 Б – ферзь на F7 В – ферзь на А2
Задания 2 команде: На какое поле поставить чёрную фигуру так, что бы она была не под боем ферзей?
Варианты ответов:
А – G2 Б – H3 В – Е8
Задание для капитанов:
1.Если шахматист А. играет белыми фигурами, то он выигрывает у шахматиста Б. с вероятностью 0,52. Если А. играет черными, то А. выигрывает у Б. с вероятностью 0,3. Шахматисты А. и Б. играют две партии, причём во второй партии меняют цвет фигур. Найдите вероятность того, что А. выиграет оба раза.
2. Сколькими способами можно поставить на шахматную доску белую и черную ладьи так, чтобы они не били друг друга?
3. Найти вероятность попадания шахматного коня из поля А1 в поле D4
за 2 хода
Подведение итогов. Награждение.