СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математическая игра "Счастливый случай"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Математическая игра "Счастливый случай"»

Математическая игра «Счастливый случай» 

( для учащихся 8 классов )

 Цель игры: повышение познавательной активности учащихся; развитие культуры общения и культуры ответа на математический вопрос

1этап

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Добрый день, дорогие ребята.

Я рада приветствовать вас на математической игре «счастливый случай»! Наши команды приготовились идти по нелёгкому пути к победе. И для того, чтобы сегодня выиграть, не забывайте пословицы: «Обдумай раньше, чем дело начать», «Видит око далеко, а ум дальше». Пусть Математика и Удача принесут вам, ребята, Счастливый случай!

2этап. Первый гейм «Дальше… дальше… дальше…»

Вопросы первой команде:

  1. Чему равен арифметический квадратный корень из 121?

  2. Найти корень уравнения х2 = – 8?

  3. Чему равна площадь круга с радиусом R?

  4. Как называется угол, вершина которого лежит на окружности, а стороны пересекают окружность?

  5. Может ли угол параллелограмма быть равен 2000?

Вопросы второй команде:

  1. Чему равно произведение чисел 7, 8 и 125?

  2. Четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие нет?

  3. Как называется четырехугольник, площадь которого равна произведению смежных сторон?

  4. Отношение противолежащего катета к гипотенузе называется …?

  5. Что собой представляет график функции  ?

Вопросы третьей команде:

  1. Отношение прилежащего катета к гипотенузе называется …?

  2. Как называется четырехугольник, у которого диагонали взаимно перпендикулярны, точкой пересечения делятся пополам и являются биссектрисами его углов?

  3. Прямая, имеющая одну общую точку с окружностью, называется…?

  4. 1

    Что больше 5 или 

  5. Что является графиком функции  ?

Вопросы четвёртой команде:

  1. Чему равна четверть часа? (15 минут)

  2. Чему равна площадь параллелограмма? (Произведению его основания на высоту, проведённую к этому основанию)

  3. Как измеряется вписанный угол в окружность? (Половиной дуги, на которую он опирается)

  4. Отношение противолежащего катета к прилежащему катету называется …? (тангенсом острого угла прямоугольного треугольника)

  5. Значение переменной, при котором уравнение обращается в верное числовое равенство? (корень)

3 этап. Второй гейм «Гонка за лидером» – игра «Перевёртыши»

Эта игра заключается в том, что слова какой – нибудь известной фразы, например, пословицы, заменяются антонимами. Выигрывает тот, кто первым разгадает настоящую фразу. Например, «Зайцев пугать – с опушки бежать». Какая пословица зашифрована? Ответ: «Волков бояться – в лес не ходить».

В нашем гейме будут «зашифрованы» математические выражения. Не все математические термины имеют антонимы, поэтому заменяем слова по принципу: «квадрат» – «куб», «параллельный» – «перпендикулярный», «площадь» – «периметр» и т.д.

  1. Умножать на 1 можно! (Делить на 0 нельзя!) 

  2. Неправильное целое больше 0. (Правильная дробь меньше 1

  3. Кривая дуга больше свёрнутой. (Прямой угол меньше развёрнутого) 

  4. Перпендикулярные отрезки скрещиваются. (Параллельные прямые не пересекаются) 

  5. Периметр треугольника не равен кубу чужого угла (Площадь квадрата равна квадрату его стороны) 

4 этап. Третий гейм «Заморочки из бочки»

Команды по очереди вытаскивают бочонки от 1 до 8,

каждому числу соответствует вопрос под тем же номером.

Каждая команда получает 3 вопроса. Имеется один из

бочонков – счастливый случай, что даёт право не отвечая

получить дополнительный бал команде.

На обдумывания вопроса 1 минута.

Заморочки из бочки.


1. Какие знаки действия нужно поставить вместо звёздочек,

чтобы в результате получилось 8.





2. Как утверждают учебники истории, римский император

Август родился в 63 году до н.э., а умер в 14 году н.э. Сколько лет

прожил Август, если предположить, что в год смерти он успел

справить свой день рождения. (76 лет)

3. Возраст дедушки выражается наименьшим трёхзначным

числом, которое записывается различными цифрами. Сколько

лет дедушке? (102 года)

4. Врач прописал Коле пять таблеток, указав, что каждую надо

принимать через 20 минут. На какое время хватит этих

таблеток? (1 час 20 минут)

5. Известно, что один бегемот весит 1т.800кг. Сколько

бегемотов можно увезти машина грузоподъёмностью 5т (2)

А сколько крокодилов сможет увезти все та же машина, если

один крокодил весит 175 кг.

(8 крокодилов т.к. 2 бегемота уже находятся в машине)

8х175 + 3.600 = 1.400 + 3.600 = 5.000

6. Счастливый случай.

7. Чем больше из неё берешь, тем больше она становится. Что

это? (Яма)

8. Как разместить 45 кроликов в 9 клетках, так, чтобы в

каждом их было разное количество.

(1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9)

9. У одного старика спросили, сколько ему лет. Он ответил,

что ему сто лет и несколько месяцев, но день рождения у

него было всего 25 раз. Как это могло быть?

(Родился 29 февраля день рождения 1 раз в 4 года)

Пятый гейм «Гонки за лидером».

Вопросы команде – лидеру (1мин)

Если команда не отвечает, то ответ может послать в

письменном виде болельщики.



5этап. Четвёртый гейм «Тёмная лошадка»



Перед вами портреты великих людей: Льва Николаевича Толстого, Михаила Васильевича Ломоносова и Александра Сергеевича Пушкина.

Вопрос 1: Кто из этих знаменитых людей сделал интересное и меткое «арифметическое сравнение», что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе. Чем большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь? (Л.Н. Толстой) 

Вопрос 2: По чьему проекту в 1755 году был организован Московский университет, носящий его имя ныне? (М.В. Ломоносов) 

Вопрос 3: Кто из них является автором учебника для детей под названием «Арифметика»? (Л.Н. Толстой для детей Яснополянской школы) 

Перед вами портреты древнегреческих учёных, живших в VI – III вв. до н.э., Пифагора, Архимеда, Фалеса.

Вопрос 1: Кто из ученых сформулировал следующие теоремы: «Вертикальные углы равны», «В равнобедренном треугольнике углы при основании равны», «Диаметр делит круг пополам» и др.? (Фалес) 

Вопрос 2: кто из ученых помогал защищать свой город Сиракузы от римлян и при этом погиб? Легенда гласит: когда римлянин занёс меч над ученым, тот не просил пощады, а лишь воскликнул: «Не трогай мои чертежи!» В миг гибели учёный решал геометрическую задачу. (Архимед) 

Вопрос 3: Кому из них принадлежат слова «Числа правят миром»? (Пифагор) 



ЛОКОТЬ

ДЮЙМ

ФУТ

ФУНТ

Вопрос 1: Верно ли, что это единицы измерения длины?

Ответ: нет, фунт – единица веса и счетно – денежная единица.

Вопрос 2: Расположите единицы длины в порядке убывания.

Ответ: 1 локоть  , 1 фут  ,1 дюйм 

6 этап. Пятый гейм «Ты – мне, я – тебе»

Объявление для всех!

Конкурсантов ждет успех!

Построенье выполняйте, счет команды пополняйте.

Задача конкурса: совместными усилиями в атмосфере взаимопомощи выполнить построение на координатной прямой.

Отметить на координатной плоскости точки и последовательно соединить.

(-9;-1); (-2;-5); (0;5); (2;3); (2;1); (0;-1); (-;-1); (-5;-5); (-6;-5); (-9;-8); (-11;-9); (-8;-5); (-12;-8); (-10; -5); (-12:-6); (-10;-4); (-12;-4); (-11;-1); (-11;2); (-6;6); (-4;7); (-4;10); (-2;12); (-3;12); (-1;14); (0;14); (-1;15); (0;15); (1;14); (1;16); (2;15); (2;16); (3;15); (3;16); (4;15); (4;16); (6;14); (6;8); (7;8); (6;7); (7;6); (6;6); (5;5); (5;0); (4;-1); (4;-2); (-1;-7); (-5;-9); (-12;-17); (-11; -14); (-13;15); (-11;-12); (-12;-12); (-10;-10); (-9;-8); (2;10).

Во время выполнения задания пятого гейма зрителям предлагаются вопросы и старинные задачи.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ

  1. Как называется четвёртая буква греческого алфавита? (Дельта)

  2. Чему равна сумма внутренних углов четырехугольника? (360 градусов)

  3. У людей какой профессии постоянно перед глазами пять параллельных линий? (Музыканты. Нотный стан имеет пять линий)

  4. Как на языке геометрии будет называться правильный шестигранник? (Гексаэдр, или куб)

  5. Какой древний город по преданию стоял на 7 холмах? (Рим)

  6. В какой спортивной игре, изобретённой в 1895 году в США В.Морганом, на площадке играют команды, состоящие из шести человек? (Волейбол)

  7. Какой угол образуют часовые стрелки, когда на часах 6.00? (Развёрнутый)

  8. В каком городе мира впервые стали отмерять ход времени семидневными неделями? (Вавилон)

  9. Какую приставку обычно употребляют физики и математики, когда видят число 106? (Мега…)

  10. Какую процедуру народная мудрость советует совершить семь раз, прежде чем один раз совершить другую процедуру? («Семь раз отмерь, один раз отрежь»)

Старинные задачи для зала

  1. Шла баба в Москву и повстречала трех мужиков. Каждый из них нес по мешку, в каждом мешке по кошке. Сколько существ направлялось в Москву? [1]

  2. Торговка, сидя на рынке, соображала: «Если бы к моим яблокам прибавить половину да ещё десяточек, то у меня была бы целая сотня. Сколько яблок у нее было? [60]

  3. Брат и сестра получили в наследство 90 тыс. рублей. Если сестра отдаст брату из своей доли 10 тыс. рублей, то брат окажется вдвое богаче своей сестры. Сколько денег досталось брату и сестре? [брат – 50000, сестра – 40000]

  4. Две богомолки отправились в Троице-Сергиеву Лавру. Обе они прошли 60 вёрст. Сколько верст прошла каждая, если шли с одинаковой скоростью? [60 вёрст]

  5. Арбуз стоит 100 рублей и ещё пол-арбуза. Сколько стоит арбуз? [200 руб.]

  6. 6 рыбаков съели 6 судаков за 6 дней. За сколько дней 10 рыбаков съедят 10 судаков? [6 дней]

  7. В классе 35 учеников. Мальчиков на три больше, чем девочек. Сколько мальчиков и сколько девочек? [19 мальчиков и 16 девочек]

  8. Горело 5 свечей. Две из них потушили. Сколько свечей останется? [2]

  9. Угол в 1о рассматривают в лупу, дающую четырехкратное увеличение. Какой величины окажется угол. [1о]

  10. Заглавия каких литературных произведений начинаются с чисел 3, 20, 80, 20000, 12, 2?

  11. На дереве сидело 10 птиц. Охотник выстрелил и подстрелил одну птицу. Сколько птиц осталось на дереве. [Ни одной]

  12. Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? [30 км]

Вот закончилась игра.

Результат узнать пора.

Кто же лучше всех трудился.

И в  итоге - отличился.