Министерство образования и науки Луганской Народной Республики
ГБОУ СПО ЛНР «Стахановский политехнический колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
внеаудиторного мероприятия
«МАТЕМАТИЧЕСКАЯ РАДУГА»
Разработала
Кидалова М.А.
Математический «Математическая радуга”- игра-конкурс, представляет собой внеклассное мероприятие по математике, при проведении которого прослеживается связь с другими науками, целями которого являются: повышение интереса к предмету, развитие логического мышления, проверка уровня знаний, сплочение коллектива, умение отстоять свое мнение, умение выслушать мнение оппонента.
«Рано или поздно всякая правильная
математическая идея находит
применение в том или ином деле»
(А.Н.Крылов)
Цель:
- обучающие: расширить понятия базового уровня; научить решать нестандартные задачи;
− развивающие: развитие познавательного интереса, математической интуиции, логического мышления, внимания, памяти, творческой деятельности обучающихся, математического языка;
− воспитательные: воспитание ответственности, умения принимать самостоятельные решения, командного соперничества, умения отстаивать личные и командные интересы, культуры математического мышления.
Оформление аудитории.
В зале можно повесить портреты великих математиков, шарики, плакаты с высказываниями о математике, стенгазеты: «Математика глазами детей», «Разное о математике», «Математика вокруг нас».
Вступительное слово преподавателя:
Здравствуйте, сегодня у нас с вами интеллектуальная игра «Математическая радуга». Как в радуге существует много различных цветов, так и в математике существует множество различных заданий, примеров и задач, много интересных фактов и исторических дат.
Сегодня мы займемся занимательной математикой и посмотрим насколько она может быть разноплановой как радуга после дождя. У нас сегодня будет 7 заданий. При правильном решении задания вы получите жетон одного из цветов радуги. Кто из обучающихся соберет жетоны всех цветов радуги, тот победитель нашего мероприятия. А давайте вспомним какие цвета имеет радуга (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Преподаватель на доске вывешивает задания, написанные на карточках всех цветов радуги.
«Предмет «математика» настолько серьезен, что полезно не упускать случая
делать его немного занимательным», - писал выдающийся ученый 17 века Блез
Паскаль. И хотя математика по- прежнему кажется многим не только серьезной, но иногда она бывает забавной и непредсказуемой.
В математике существуют шуточные задачи. Но решают их люди не только ради развлечения. Иногда задача – шутка позволяет глубоко проникнуть в суть правила, лучше запомнить его.
1. Разминка
Задачи-шутки.
1. Два товарища шли в школу во вторую смену, они встретили трех друзей-
учащихся первой смены. Сколько ребят шло в школу? (2)
2. Бревно распилили на четыре части. Сколько было распилов? (3)
3. Утка, стоя на одной ноге , весит 4 кг. Сколько он будет весить, если
встанет на обе ноги? (4 кг)
4. Что легче, пуд соли или пуд ваты? (одинаково)
5. Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала
каждая лошадь? (30км)
6. К семи прибавить пять. Как правильно записать ответ: «одиннадцать» или
«одинадцать»? (двенадцать)
7. Шоколадка стоит рубль и ещё полшоколадки. Сколько стоит шоколадка?
(2 рубля)
8. У каждого из трех братьев есть сестра. Сколько детей в
семье? (4)
9. Одно яйцо варят 4 мин. Сколько минут надо варить 5 яиц? (4 мин.)
Преподаватель: В математике много удивительного. Математикой занимались и занимаются люди разных профессий. Например, русский писатель А.С.Грибоедов окончил физико – математический факультет университета, а
крупнейший математик Буняковский был поэтом. Математику любили Гоголь
и Пушкин, Лермонтов и Толстой. Без математики ни куда!!!. Это понимали издавна и человек всегда стремился познавать математику, развивать свою память.
2. Я помню все.
Преподаватель: На доске изображено пять геометрических фигур. Вы смотрите на них 5 секунд. Затем мы закрываем их. А вы должны будете записать название этих фигур в том порядке, в каком они изображены на доске. Начинаем, смотрите внимательно! Раз, два, три, четыре, пять! (Квадрат, цилиндр, круг, треугольник, шар).
3. Кто быстрее?
Математика имеет широкое применение в жизни. Я вам приготовила вопросы,
в которых эта связь прослеживается.
1) Музыкальный ансамбль из 3-х исполнителей.
А) Трио* В) Нонет С) Квартет.
2) Какую математическую фигуру украшают брильянтами?
А) Кольцо* В) Треугольник С) Квадрат.
3)В 1969 году чех Дрбал обнаружил, что бритвенное лезвие, помещенное
внутрь этой фигуры, могут самозатачиваться, и запатентовал устройство.
Какой оно было формы?
А) Конуса В) Шара С) Пирамиды*
4) Сколько вершин в египетском треугольнике?
А) 3* В) 4 С) 7.
5)Этот английский математик ввел термин «дискриминант»
А) Д.Д. Сильвестр* В) Ж.Л. Лагранж С) Г.В. Лейбниц.
6) Кто из величайших математиков ввел термин «функция»?
А) Н. Лобачевский В) Ф.Милетский С) Г.Лейбниц*
7)У какого животного глаза вращаются на 360°?
А) Крокодил В) Хамелеон* С) Черепаха.
8)Кто из великих математиков ввел современную запись пропорции?
А) К.Ф Гаусс В) Л.Ф. Милетский С) Г.В. Лейбниц*
9) Какое изобретение принадлежит английскому математику Рекорду
А) Знак параллельности В) Знак равенства* С) Знак подобия
10) Математическое утверждение, не требующее доказательства.
А) Аксиома* В) Теорема С) Определение.
11)Какие геометрические фигуры являются спортивными гимнастическими
снарядами?
А) Ромбы В) Кольца* С) Треугольники.
12) Какой результат арифметического действия является « сладким на вкус»?
А) Сумма В) Остаток* С) Разность
13) Каким математическим словом характеризуют необщительного, скрытного
человека?
А) Прямолинейный В) Замкнутый* С) Открытый.
14) Какие бывают современные фотоаппараты?
А) Числовые В) Цифровые* С) Дробные.
15) Что нужно брать с героев, а также со всех честных, добрых, справедливых
людей.
А) Деление В) Пример* С) Значение
4. Математический портрет
Преподаватель: Перед вами портреты великих людей: Льва Николаевича Толстого, Михаила Васильевича Ломоносова и Александра Сергеевича Пушкина.
1) Кто из них является автором учебника для детей под названием
«Арифметика»? №1. Л.Н. Толстой. Великий русский писатель Лев Николаевич
Толстой проявлял особый интерес к математике и её преподаванию, много
лет преподавал начала математики в основанной им же Яснополянской школе
и написал оригинальный учебник «Арифметики».
2) С кем из них произошёл следующий случай: «… На камзоле продрались
локти. Повстречавший его придворный щёголь ехидно заметил по этому
поводу: – Учёность выглядывает оттуда … – Нисколько, сударь, – немедленно
ответил он, – глупость заглядывает туда!» №2. М.В. Ломоносов.
3) Кто из этих знаменитых людей сделал интересное и меткое
«арифметическое» сравнение, что человек подобен дроби, числитель которой
есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о
себе. Чем большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, а значит,
тем меньше дробь. №1. Л.Н. Толстой.
4) Кому принадлежат слова: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в
поэзии»? №3. А.С. Пушкин.
5) Кому из этих людей принадлежат следующие слова: «Математику уже затем
учить следует, что она ум в порядок приводит»? №2. М.В. Ломоносов.
6) По чьему проекту в 1755 году был организован Московский университет,
носящий ныне его имя? №2. М.В. Ломоносов.
5. Третий лишний
1. Треугольник, квадрат, круг (круг- нет углов)
2. Числа 10, 12, 15 (число 15 - нечетное)
3. Некрасов, Пифагор, Виет (Некрасов - поэт)
4. Цилиндр, окружность, куб (окружность – плоская фигура)
5. α, Х, β (Х – обозначается переменная; α, β - коэффициенты).
6. 9,5; 0,35;
(
)
6. Отгадайте ребус (окружность)
ОК ,, новость
12567
7. Что бы это значило?
35 0
(35 делить на 0 нельзя)
Итог мероприятия:
Преподаватель:
Итак, ребята, сегодня мы с вами узнали много интересного, поупражнялись с вами в логике, выдумке и в решении познавательных задач. За правильные ответы вы получали разноцветные карточки. Кто же из вас собрал карточки всех цветов радуги, у кого из вас есть 7 карточек разного цвета?
Те учащиеся, которые покажут все карточки – победители.
Спасибо за участие!