Департамент образования администрации города Южно-Сахалинска
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 23
Рекомендована: Утверждаю:
МС Директор МОУ СОШ № 23
МОУ СОШ № 23 В.А. Шереметьева
Пр. № П р. №
Рабочая учебная программа
Название кружка: «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКАТУЛКА»_
Уровень, ступень образования: 6 класс
Срок реализации программы: один год
Составитель:
Учитель математики: Кичуткина С.В.
Южно-Сахалинск
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В возрасте 12-13 лет ребята начинают понимать, как важна для их будущего математика. В этом возрасте лучшей формой творческой работы по математике является решение задач. Это весьма интересное, но в тоже время и довольно трудное занятие.
Тематика занятий кружка спланирована таким образом, чтобы учащиеся смогли рассмотреть различные по содержанию и способам решения задачи и примеры.
Выполняя предложенные задания и примеры, юные математики не только расширят свои знания по предмету, но и испытают радость творчества, ощутят красоту и величие математики.
ЦЕЛЬ: - формирование устойчивого интереса к предмету
- развитие творческих способностей учащихся,
- РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
1.Углубить знания, полученные на уроках математики.
2.Научить пользоваться различными алгоритмами.
3.Научить рассуждать и логически мыслить.
4.Показать практическое применение математических знаний.
Программа рассчитана на учащихся 6 классов. Срок реализации программы 1 год.
Учебные занятия проводятся один раз в неделю.
Основной принцип обучения учащихся – развитие творческой индивидуальности каждого, побуждение к самостоятельному поиску нужных решений.
На занятиях используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Ожидаемые результаты
1.Повышение качества знаний на уроках математики. 2. Участие ребят в предметной неделе по математики.
3. Участие в предметной олимпиаде по математики.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
1. Решение нестандартных задач.
2. Построение графиков, диаграмм.
3. Выступление с сообщениями и докладами.
4. Работа в группах.
5. Составление алгоритмов.
6. Защита своего решения.
Критерии оценки успешности учащихся.
1. Инициативность и активность учащихся при выполнении заданий.
2. Качественное выполнение предложенных заданий.
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:
№№ | ТЕМА | Кол. часов. |
1 | Числовые множества | 7 |
2 | Восстановление чисел. | 3 |
3 | Логика в математике. | 5 |
4 | Алгебраические задачи. | 4 |
5 | Системы счисления. | 5 |
6 | Алгебраическая смесь. | 10 |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
№№ | Тема. | Содержание |
1 | Числовые множества. | Аналитические и психологические задачи на определение уровня сообразительности и внимания. Числовые головоломки. Волшебные квадраты. Задачи, решаемые с конца. Старинные задачи. Переливания. Взвешивания. |
2 | Восстановление чисел. | Сложение и вычитание. Умножение и деление. Зашифрованные действия. |
3 | Логика в математике. | Задачи, решаемые почти без вычислений. Верные и неверные высказывания. Метод «Исключения». Необходимость и достаточность. Построение отрицаний. |
4 | Алгебраические задачи. | Решение задач с использованием уравнений. Решение уравнений и неравенств. Задачи на восстановление. Неопределённые уравнения. |
5 | Системы счисления. | Различные системы счисления. Переход от одной системы счисления к другой. Сложение и вычитание в различных системах. Умножение и деление в различных системах. Задачи на системы счисления. |
6 | Алгебраическая смесь. | Математические софизмы. Математические игры. Круги Эйлера. Интегративные задания. Комбинаторные задания. Решение олимпиадных задач. |
4. КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№№ | ТЕМА. | ДАТА | ДАТА |
| ЧИСЛОВЫЕ МНОЖЕСТВА. | | |
1. | Задачи для проверки сообразительности и внимания. | 5.09. | 4.09. |
2. | Числовые головоломки. | 12.09. | 11.09. |
3. | Волшебные квадраты. | 19.09. | 18.09 |
4. | Задачи, решаемые с конца. | 10.10. | 9.10. |
5. | Задачи, решаемые с конца. | 17.10. | 16.10. |
6. | Некоторые старинные задачи. | 24.10. | 23.10 |
7. | Переливания. Взвешивания. | 14.11 | 13.11. |
| ВОСТАНОВЛЕНИЕ ЧИСЕЛ. | | |
8. | Сложение и вычитание. | 21.11. | 20.11. |
9. | Умножение и деление. | 28.11. | 27.11. |
10. | Зашифрованные действия. | 5.12. | 4.12. |
| ЛОГИКА В МАТЕМАТИКЕ. | | |
11. | Задачи, решаемые почти без вычислений. | 12.12. | 11.12. |
12. | Верные и неверные высказывания. | 19.12. | 18.12. |
13. | Метод «Исключения». | 26.12. | 25.12. |
14. | Необходимость и достаточность. | 16.01. | 15.01. |
15. | Построение отрицаний. | 23.01. | 22.01. |
| АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ. | | |
16. | Воспользуйтесь уравнением. | 30.01. | 29.01. |
17. | Решите уравнение и неравенство. | 6.02. | 5.02. |
18. | Задачи на восстановление. | 13.02. | 12.02. |
19. | Неопределённые уравнения. | 20.02. | 19.02. |
| СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ. | | |
20. | Различные системы счисления. | 27.02. | 26.02 |
21. | Переход от одной системы счисления к другой. | 6.03. | 5.03. |
22. | Сложение и вычитание в различных системах. | 13.03. | 12.03. |
23. | Умножение и деление в различных системах. | 20.03. | 19.03. |
24. | Задачи на системы счисления. | 3.04. | 2.04. |
| АЛГЕБРАИЧЕСКАЯ СМЕСЬ. | | |
25. | Математические софизмы. | 10.04. | 9.04. |
26. | Математические игры. | 17.04. | 16.04. |
27. | Круги Эйлера. | 24.04. | 23.04. |
28. | Интегративные задания. | 30.04 | 30.04. |
29. | Комбинаторные задания. | 7.05. | 6.05. |
30. | Принцип Дирихле. | 15.05. | 14.05. |
31. | Решение олимпиадных задач. | 15.05. | 14.05. |
32. | Решение олимпиадных задач. | 22.05. | 21.05. |
33. | Решение олимпиадных задач. | 29.05. | 28.05. |
34. | Итоговое занятие. | 29.05. | 28.05. |
5. ЛИТЕРАТУРА.
1. Шарыгин И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений. 1998г.
2. Задачи международного конкурса «Кенгуру» 2006-2009г.
3. Винокурова Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников.1999г.
4. Нагибин Ф.Ф. Канин Е.С. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся.1984г.
5. Гусев В.А. Орлов А.И. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах.
6. Мазаник А.А. Реши сам.1990г.