СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации: "Математические знания в практических задачах"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. Ключ к здоровью – это формирование здорового образа жизни. В.В Путин не раз говорил о здоровье подрастающего поколения: «Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни – это успех, его личный успех». Одной из задач современной школы является пропаганда здорового образа жизни учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации: "Математические знания в практических задачах"»

Математические знания в практических задачах

А.Г Власова

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат № 9 Калининского района Санкт-Петербурга




Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. Ключ к здоровью – это формирование здорового образа жизни. В.В Путин не раз говорил о здоровье подрастающего поколения: «Каждый молодой человек должен осознать, что здоровый образ жизни – это успех, его личный успех». Одной из задач современной школы является пропаганда здорового образа жизни учащихся.

Уроки с применением элементов здоровьесберегающих технологий нацелены помочь каждому ученику осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья, следовательно, осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании. В мировой практике неоднократно предпринимались попытки реализовать идеи личностно-ориентированного обучения, начиная с идей воспитания Руссо, Монтессори, Ушинского. О необходимости учитывать индивидуальные особенности ребёнка говорили и известные советские психологи: Л.В. Выготский, П.Я. Гальперин и др. Любая личнoстно-ориентирoванная технология вправе называться здоровьесбeрегающей. Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья учителя и учеников.[2]

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики предполагает совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью:

  1. физкультминутки на уроках;

  2. проветривание на переменах;

  3. смена динамических поз;

  4. работа с обучающимися по формированию здорового образа жизни, культуры здоровья через математические задачи;

  5. задачи по теме здоровья для устного счета.

А может ли математика помочь здоровью? Еще в древности одним из важнейших достоинств человека считали математические знания. Сейчас математика и вовсе проникла во все отрасли знаний и необходима в любой профессии. Математика – один из основных предметов в школе. На состояние их здоровья в период обучения в школе оказывают не только условия обучения и физическая культура, но и то, как и чему учат на уроках, в том числе на математике. Как часто нам в жизни приходится сталкиваться с математическими задачами, порой даже легкими, но мы не можем их правильно решить. Следует отметить, что именно затруднения в изучении математики часто являются главными причинами психологического дискомфорта, повышению тревожности обучаемых, ведущих к снижению качества здоровья учащихся. Если детям скучно, неинтересно на уроке, тогда мы получаем обратный эффект. Вместо того чтобы мотивировать ребенка к ведению здорового образа жизни, чтобы у него формировался выбор осознанно в пользу здоровья, мы отбиваем у него желание вообще учиться в школе. Поэтому обучение и воспитание должно быть коммуникативным, приближенным к настоящей жизни, где каждый ученик может проявить себя как личность и может сам активно участвовать в процессе урока. Знания о здоровой, долгой и счастливой жизни пригодятся, учащиеся не собьются с пути здоровья, смогут пользоваться этими знаниями всю жизнь, и даже поделиться, повести за собой и научить других.

Успешность в решении задач формирования у учащихся культуры здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья зависит от насыщения уроков математики информацией в виде знаний о сохранении и укреплении здоровья человека. Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, необходимо на уроках математики решать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями «здоровый образ жизни», «правильное питание», «знание своего тела», «гигиена тела», «безопасное поведение на дорогах», «вредные привычки».

Формирование здорового образа жизни на уроках математики возможно с помощью задач и упражнений, условия которых несут информацию по сохранению и укреплению здоровья. В процессе решения таких задач ученик не только усваивает общий способ выполнения действия, но и обдумывает полученный результат. В конце каждой задачи стоит вопрос, который позволяет учащимся осознать ценность здоровья, порождает тревогу за возможность утраты здоровья. Учитель обсуждает с учащимися конкретные положения здорового образа жизни. Математическое представление проблемы сохранения здоровья школьников в виде задач, в сюжете которых содержатся факты из реальной жизни, способны оказать большее влияние, нежели длинная лекция и толстая брошюра о сохранении и укреплении своего здоровья. Предлагаемые задания имеют здоровьесберегающее значение и обеспечивают эмоциональный подъем детей; снижают уровень тревожности (ученик выполняет личностно-значимое для него задание, поэтому возникает меньше затруднений при их решении); обеспечивают процесс запоминания материала (после выполнения математических расчетов ученик легко запоминает числовые данные, необходимые для формирования привычек здорового образа жизни); формируют познавательный интерес к учебе.

В учебниках математики мало задач, которые непосредственно связаны с понятием «здоровье». И даже если они и встречаются в процессе урока, то учащиеся, как правило, на них не обращают внимания. Поэтому для концентрации внимания, для организации системной работы на эту тему выделяю задачи блоками.

Таблица

Математические знания, сгруппированные в модули по вопросам здоровья

Модули

Применение школьного курса математики

Законы здорового образа жизни:


  • здоровый сон залог здоровья;

единицы времени при планировании распорядка дня;

  • быстрого и ловкого болезнь не догонит;

математические действия с числами, полученными при измерении величин;

  • двигайся больше – проживешь дольше

решение задач на соотношение величин: /скорость/время/расстояние

Вредные привычки

решение примеров и задач на проценты

Знание своего тела

нахождение части от числа; числа по дроби;

Правильное питание

нахождение среднеарифметического числа;

арифметические действия с обыкновенными дробями.


Следует отметить, что будущее за молодым поколением. Только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом и высокой работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать жизненные трудности. Включение в уроки математики модулей по вопросам здоровья позволяет через решение задач заинтересовать учащихся заботиться о своем здоровье, делают уроки математики более познавательными и интересными. Можно легко подобрать задачи, в содержании которых присутствует информация об организме человека, правильном питании, задачи о здоровом образе жизни, задачи о вредных привычках человека и их профилактике .[5] Таким образом – математика тоже может помочь сохранить и укрепить здоровье. Берегите себя, свое здоровье и тогда математические задачи вам будут «по зубам»!


Литература

  1. Леман И. Увлекательная математика. М., 1989.

  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии  М.: “ВАКО”, 2004, с.79

  3. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004

  4. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной
    школе / Н.К. Смирнов. – М., 2002., с.91

  5. Уроки здоровья в задачах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorovyy-obraz-zhizni/2019/10/10/uroki-zdorovya-v-matematicheskih-zadachah-0


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!