МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕРЕЖКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
МКОУ «Бережковская ООШ»
Калужская область Кировский район д. Бережки
Рабочая программа
математического кружка
для учащихся 5-го класса
на 2025-2026 учебный год
(1 час в неделю всего 34 часа)
учитель: Архипкина Л.В.
2025
Пояснительная записка
I. Общая характеристика курса
Настоящая рабочая программа предназначена для дополнительного образования по математике в рамках кружковой деятельности и ориентирована на работу с учащимися 5-х классов. Программа построена таким образом, чтобы дополнить и расширить возможности основного курса математики средней школы, заинтересовав ребят в изучении математических дисциплин, раскрыв их творческий потенциал и помогая развить интерес к науке.
Актуальность программы
Современная образовательная среда требует новых подходов к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Важнейшей задачей становится формирование у учащихся критического мышления, способности аргументировано отстаивать свою точку зрения, проявлять инициативу и творчески подходить к выполнению поставленных задач. Настоящий курс способствует активизации интеллектуальной деятельности ребенка, развивает логику, память, внимательность и способность абстрактно мыслить.
Цели и задачи курса
Основной целью является создание условий для раскрытия индивидуальных особенностей каждого учащегося, поддержки и стимулирования интереса к математике. Это достигается решением занимательных задач, развитием наблюдательности, пространственного мышления, логического подхода к решению проблем и вовлечением учащихся в творческую проектную деятельность.
Основные задачи курса:
повысить мотивацию учащихся к изучению математики;
способствовать приобретению опыта самостоятельного поиска решений нестандартных задач;
формировать основы проектной деятельности и коллективной работы;
подготовить детей к успешному участию в олимпиадах и конкурсах.
Отличительные особенности программы
Особенностью предлагаемого курса является систематичность подачи материала, продуманная структура занятий, постепенное усложнение содержания, а также привлечение учащихся к творческой и исследовательской деятельности.
II. Место курса в образовательной структуре
Данный курс рассчитан на реализацию в течение учебного года (1 час в неделю). Его задача заключается в обогащении базовых знаний учащихся, полученных на основных уроках математики, расширяя рамки стандартного образовательного процесса. Благодаря дополнительному занятию ребята получают больше возможностей для самореализации и повышения своего интеллектуального уровня.
Срок реализации программы: учебный год
Форма проведения: кружковая деятельность
III. Результаты освоения курса
Освоив данную программу, ученик сможет продемонстрировать следующее:
повысит своё мастерство в решении задач разной степени сложности;
научится пользоваться дополнительными источниками информации и справочной литературой;
получит опыт участия в командных проектах и турнирах;
улучшит коммуникативные навыки и научится конструктивно взаимодействовать в группе сверстников.
Таким образом, данная программа направлена на всестороннее развитие личностных качеств учащихся, необходимых для успешной социализации и адаптации в современном обществе. Она позволяет ребёнку ощутить радость открытия нового, поверить в свои силы и увидеть привлекательность математики.
Формы организации учебной деятельности:
лекции-размышления,
групповые формы работы,
индивидуальные задания,
конкурсы и соревнования,
исследовательские проекты,
лабораторные исследования,
игровые формы работы.
Контроль и оценка результатов:
Контроль проводится в форме тестов, проверочных работ, участие в олимпиадах и соревнованиях. Оцениваются уровень овладения материалом, активность на занятиях, творческие достижения и успехи в самостоятельной работе.
Итоговая оценка выставляется по результатам анализа выполненных заданий и достигнутых успехов.
Календарно-тематическое планирование занятий (1 час в неделю):
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | Краткое содержание урока |
1 | Вводное занятие. История математики | 1 | | Рассказ о значимости математики |
2 | Занятная арифметика. Устный счёт | 1 | | Методы быстрого счёта, устные вычисления |
3 | Головоломки и ребусы | 1 | | Решаем задачи-головоломки, разгадка ребусов |
4 | Интересные факты про числа | 1 | | Раскрываем удивительные свойства чисел |
5 | Путешествие в страну задач | 1 | | Интерактивное игровое занятие |
6 | Увлекательное путешествие в геометрию | 1 | | Рисуем геометрические фигуры, измеряем углы и длины сторон |
7 | Чудеса смекалки. Как считать быстрее всего | 1 | | Упражнения на скорость и точность |
8 | Олимпийские тренировки. Подготовка к конкурсу | 1 | | Тренировка по решению задач разного типа |
9 | Быстрая математика. Магия цифр | 1 | | Начальные представления о понятии вероятности |
10 | Геометрия в нашей жизни | 1 | | Практическое занятие: окружающие предметы геометрические фигуры |
11 | Математика вокруг нас. Роль математики в повседневной жизни | 1 | | Дебаты, обсуждение важности математики в быту |
12 | Окружность и её секреты | 1 | | Понятие круга, диаметр, длина окружности, площадь круга |
13 | Буквы вместо чисел. Первое знакомство с алгеброй | 1 | | Базовые понятия алгебры: выражения, равенства, неравенства |
14 | Смешанные числа и их друзья | 1 | | Действия с дробями, смешанными числами |
15 | Волшебный квадрат | 1 | | Поиск закономерностей, построение магических квадратов |
16 | Задача со звёздочкой. Подготовка к олимпиаде | 1 | | Разбор сложных олимпиадных задач |
17 | Умножение и деление с секретом | 1 | | Способы быстрого умножения и деления больших чисел |
18 | Задания повышенной сложности | 1 | | Разбор примеров сложной тематики |
19 | Числа и последовательности | 1 | | Численные ряды, прогрессия, последовательности чисел |
20 | Последняя цифра числа | 1 | | Свойства последней цифры суммы, произведения и степеней |
21 | Приключения в мире геометрии | 1 | | Изучение свойств геометрических тел и фигур |
22 | Математический кроссворд | 1 | | Составление и разгадывание математических кроссвордов |
23 | Алгебраическая мозаика | 1 | | Представление решений уравнений графическим способом |
24 | Секрет треугольника. Сумма углов | 1 | | Теоремы о сумме углов треугольника |
25 | Юные исследователи. Проектное занятие | 1 | | Работа над мини-проектами по математике |
26 | Логические цепочки | 1 | | Сложные логические задачи и их решение |
27 | Распределительный закон в действии | 1 | | Упрощение выражений, используя законы распределения |
28 | Прогулка по графику функций | 1 | | Координатная плоскость, линейные зависимости |
29 | Таинственный процент | 1 | | Определение процентов, проценты в реальной жизни |
30 | Найти общий знаменатель. Деление на доли | 1 | | Решение задач на части и пропорции |
31 | Новогодний праздник математики | 1 | | Специальное новогоднее занятие, посвящённое празднику |
32 | Олимпиады ждут лучших | 1 | | Дополнительная подготовка к предстоящим олимпиадам |
33 | Соревнование команд по решению задач | 1 | | Командное соревнование по решению математических задач |
34 | Итоговое занятие. Рефлексия | 1 | | Подведение итогов курса, рефлексия достижений |
Итого по программе: | 34 | | |