Сценарий шоу- программы «Математический квест»
Действующие лица:
Ведущий – учащийся 10 – 11 класса,
Ведущий 1 и ведущий 2 – учащиеся старших классов,
Пятиклассник 1 и пятиклассник 2 – учащиеся 5 класса,
Исполнители бального танца – учащиеся 10 – 11 класса (2 пары),
Ученик 11 класса,
3 богатыря – учащиеся 10 класса,
Персонажи картины «Опять двойка» - учащиеся 6 – 10 классов,
Учитель, гость программы,
Ученица 1 и ученица 2 – учащиеся 7 класса,
Ученик 1 и ученик 2 – учащиеся 7 класса,
Старшеклассница,
Вокальный ансамбль – учащиеся 5 – 7 класса,
Костюмированные персонажи – учащиеся 7 – 10 классов (15 – 16 персонажей).
Оформление сцены:
На заднике сцены вывешен плакат «Математика – царица всех наук» К.Гаусс.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, микрофоны, электронная презентация, видеоролики «Теорема Пифагора», «Наши учителя».
Реквизит: костюмы к картинам «3 богатыря», «Опять двойка», бальные платья, 2 халахупа, костюмы репэров.
Ход шоу – программы:
Ведущий: Здравствуйте. Меня зовут _________ и я приглашаю вас на математический квест.
Информация к размышлению: КВЕСТ – ПУТЕШЕСТВИЕ К ОПРЕДЕЛЕННОЙ ЦЕЛИ ЧЕРЕЗ ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ, ОБЩЕНИЯ С ПЕРСОНАЖАМИ, РЕШЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЗАДАЧ.
Героям и участникам нашего путешествия во времени и пространстве будут помогать властелины колец наши учителя математики. Каждое кольцо – это взаимодействие мира математики с потусторонним от нее миром – другими школьными предметами и понятиями.
Итак, КВЕСТ начинается.
На сцене появляются исполнители бального танца и исполняют вальс.
Входят пятиклассники 1 и 2.
Пятиклассник 1. Слушай, мы наверно не туда попали, сказали же, что будет математический конкурс, а тут какие – то танцы.
Пятиклассник 2. А- а, я понял, школа большая и мы с тобой попали на репетицию какого – то концерта, а математика где – то в другом месте. Пойдем, поищем.
Ведущий: Ребята, ничего вы не перепутали, вы пришли правильно – это математический квест. А это был вальс - музыкальный размер ¾ в два такта с тремя шагами, искусство счета, выраженное танцем. Так что смело занимайте места в зале. Ученики 1 и 2 занимают места в зале.
Появляются ведущие 1 и 2.
Ведущий 1
Друзья! Мы приглашаем вас на квест,
Чтоб фантазировать, подумать, отдохнуть,
Пройти необыкновенный тест,
По – своему на математику взглянуть.
Ведущий 2
Запомни то, что Гаусс всем сказал:
Что математика – царица всех наук.
Не зря, поэтому потомкам завещал
Гореть в огне трудов и тяжких мук.
Ведущий 1
Безмерна роль её в открытии законов.
В создании машин, воздушных кораблей.
Со знанием ее канонов
Все будет и понятней и светлей!
Ведущий 2
С ней рядом точные науки,
Приходят к нам на много дней.
Возьми литературу в руки –
Увидишь много связи с ней.
Ведущий 1
Пушкин, Лермонтов и Гоголь,
Толстой, Жюль Верн и даже Свифт
В свои произведенья много
Примеры с иксами внесли.
Ведущий 2.
Выходит, что литература
Без математики – никак!
Задачи, числа и фигуры
В литературе – навека!
Ведущий:
Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости в наблюдении различных явлений жизни. Поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. А это должен и математик. Литература учит нас понимать окружающий мир, математика - точно мыслить, соизмерять, оценивать этот мир.
Итак, продолжим наше движение и попадаем в 1 - е кольцо.
На экране слайд. Кольцо №1 – математика и литература.
Ведущий. Еще раз здравствуйте, дорогие друзья! Перед нами первое кольцо квеста.. На экране будут демонстрироваться фотографии выдающихся литераторов, которые или имели математическое образование, или увлекались ею, или были ее поклонниками. Вам надо определить: «кто есть кто», а чтобы облегчить вам задачу - я даю некоторые подсказки:
1. Скажи – ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана… (М.Ю.Лермонтов).
Ведущий: М.Ю.Лермонтов был большим любителем математики, в поездки всегда брал учебник по математике.
2. Красота спасёт мир. Дурак, сознавшийся, что он дурак, есть уже не дурак. Хорошо смеется
человек – значит, хороший человек. (Достоевский Ф.М.).
Ведущий: Федор Михайлович Достоевский имел высшее инженерное образование.
3. Счастливые часов не наблюдают. А судьи кто? Карету мне! Карету! (Грибоедов А.С.) Ведущий: Александр Сергеевич Грибоедов окончил физико- математический факультет.
4. Лучший способ объяснить — это самому сделать. Если бы каждый человек занимался
своим делом, Земля бы вертелась быстрее. Алиса в стране чудес. (Льюис Кэролл)
Ведущий: Льюис Кэрролл - английский писатель XIX века был профессором математики Оксфордского университета..
5. Вот какой рассеянный, с улицы Бассейной! Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж,
В чистом поле теремок, Теремок. Он не низок, не высок, не высок. (Маршак С.Я).
Ведущий: Самуил Яковлевич Маршак – детский писатель, увлекался математикой.
6. Вдохновение нужно в поэзии, как в геометрии, Мы почитаем всех - нулями, а единицами –
себя. Я помню чудное мгновенье. Чтение — вот лучшее учение! (Пушкин А.С.)
Александр Сергеевич Пушкин, не любя математику, уважительно относился к ней, ему принадлежит крылатое выражение: «В математике есть своя красота, как в поэзии»
7. Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит. Кто малого не
может, тому и большее невозможно. (Ломоносов М.В).
Ведущий: Михаил Васильевич Ломоносов - основатель Московского государственного университета, который сейчас носит его имя. А. С. Пушкин также сказал о нем: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»
8. Стоит мне только коснуться математики, я опять забуду все на свете. (Ковалевская С.В.)
Ведущий: Софья Васильевна Ковалевская – великий русский математик. Доктор математических наук, Она писала: «Мне кажется, что поэт должен видеть то, что не видят другие, видеть глубже других. Это должен видеть математик».
9. Дело науки — служить людям Сила в разуме. Голова без ума, что фонарь без свечи. Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь. (Толстой Л.Н.)
Ведущий: Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой создал школу для крестьян в Ясной Поляне. Он создал собственную педагогическую систему, написал учебник математики.
Ведущий: Я поздравляю знатоков – победителей первого конкурса и приглашаю на их сцену.
На сцену поднимаются школьники, давшие правильные ответы.
Ведущий Вам надо разделиться на 2 творческих коллектива и «оживить» картину, в названии
которой встречается число.
Первой команде предлагается картина «3 богатыря», а второй команде картина «Опять
двойка». Вы можете взять помощников из зала и выбрать реквизит.
Команды уходят за кулисы.
Ведущий: Пока команды готовятся, мы проходим следующее кольцо квеста – фольклорное!
Выходят ведущие 1 и 2.
На экране слайд: Кольцо №2– Фольклор.
Ведущий 1.
С очень давних предавних египетских пор
Математика обогатила фольклор.
Числами всякими от корки до корки
Набиты пословицы и поговорки.
Ведущий 2.
Магия знаков и чисел природа,
Сотнями лет к нам идет от народа.
Язык математики здесь нам знаком,
Сливаясь в едино с самим языком.
Ведущий.
Фольклор - «народная мудрость» - народное творчество, чаще всего устное.
Коллективная, творческая деятельность народа. Вам, присутствующим в этом зале, предлагается угадать пословицы и поговорки, в которых присутствуют числа.
На экране демонстрируются слайды.
… раз отмерь - … раз отрежь. (Семь, один)
Не имей…рублей, а имей…. Друзей. (Сто)
…в поле не воин. (Один)
В … соснах заблудился (трех)
… пядей во лбу. (Семь)
… сапога – пара. (Два)
… ум хорошо, а … лучше (Один, два)
… пятниц на неделе. (Семь)
От горшка… вершка. (Два)
Без … углов изба не рубится. (Четырех)
… одного не ждут. (Семеро)
Ведущий: Поблагодарим знатоков фольклора дружными аплодисментами и посмотрим, что
получилось у реставраторов картин.
На сцене «оживают» картины «3 богатыря» и «Опять двойка» (персонажи одеты в современные или произвольные смысловые костюмы).
Выходят ведущие 1 и 2.
Ведущий 1.
Чтоб успешно развиваться,
Математикой заняться,
Подружитесь с физкультурой -
Будет стройная фигура.
Ведущий 2.
Всем полезно без сомненья,
Все, что связано с движеньем.
Развивать не только силу,
Но и ум – вот это мило!
Ведущий 1.
Математики законы
Помогают миллионам.
Роль математики видна-
Она – зарядка для ума!
Ведущий 2.
Предлагаем для решенья
Мозги вам привести в движенье.
Не сидите, встаньте с места!
Вас ожидают кольца Квеста!
Ведущий. Мы попадаем в следующее кольцо под названьем «В тесноте – да не в обиде!»
На экране демонстрируется слайд: Кольцо №3- В тесноте – да не в обиде.
Ведущий. Для прохождения следующего кольца я вызываю на сцену 2 человек: одного
ученика 11 класса и нашего гостя. Давайте познакомимся. Наш гость - ____________ и
ученик 11 класса ___________
На сцену выносят 2 халахупа.
Ведущий. Условия конкурса очень простые. Вам надо одеть кольца на пояс и по очереди
ответить на вопросы. Если ответ будет неправильный, то в ваш халахуп помещается некий
персонаж – помощник, а при правильном ответе вы остаетесь в исходном состоянии и
персонаж отправляется к сопернику и занимает место в его халахупе.
Вопросы по математике и на общий кругозор.
Учителю:
Площадь квадрата со стороной 100м. (Гектар)
Без чего не могут обойтись математики, барабанщики и охотники? (Без дроби)
Назовите имя известного поэта, математика, автора этих слов: «Яд, мудрецом тебе предложенный прими, из рук же дурака не принимай бальзама». (Омар Хайям).
Назовите фильмы, в которых встречаются цифры или числа.(17 мгновений весны, 10 негритят, Пётр I, 12 месяцев)
Как называется отношение ординаты к абсциссе (тангенс угла)
Три в квадрате равно девяти, четыре в квадрате равно шестнадцати. А чему равен угол в квадрате? (900)
Кошка весит 1 кг и еще половину веса кошки. Сколько весит кошка? (2 кг)
Что такое астролябия? (прибор для измерения углов на местности )
Ученику:
Петух весит на одной ноге 4 кг. Сколько весит петух на двух ногах? (4 кг)
Лизе было разрешено гулять 1,5 часа, но она гуляла 90 минут. Почему мама ее не ругала?
Степа поделил бутерброд на три части, сколько он сделал надрезов?
Сумма длин всех сторон (Периметр)
Из скольких звёзд состоит Большая Медведица? (7)
На 2 руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
Что легче 2½ кг ваты или 2½ кг железа? (одинаково)
Вспомните песни, в которых встречаются цифры или числа. (Три танкиста, миллион и
алых роз, дважды два – четыре)
После того, как халахупы заполнятся, надо выполнить 5 приседаний всей компанией.
Ведущий: Спасибо всем за эрудицию и волю к победе.
Появляются ведущие 1 и 2.
Ведущий 1.
Аксиомы, теоремы,
График функции, предел.
Неосвоенные темы
Оставляют не у дел.
Ведущий 2.
Выучил и все в порядке!
Спи спокойно, так сказать.
Перед классом без оглядки
Можешь все пересказать.
Ведущий: Существует много способов получения знаний получения знаний и хороших оценок: кто – то старательно выучивают материал, кто кладет учебник под подушку на ночь, некоторые пытаются учить уроки под музыку, а есть и такие, которые приходят на контрольную с пятирублевой монетой в туфлях или в кармане. А мы предлагаем вам еще один способ, говорят, что помогает. Знакомьтесь, еще одно кольцо нашего квеста – реп!
Демонстрируется слайд: Кольцо №4. Рэп!
Появляются ученицы 1 и 2. В руках учебники по геометрии.
Ученица 1. Нет, я сойду с ума. Наш учитель по геометрии велел выучить теоремы о признаках равенства треугольников. А я ничего не понимаю. (открывает учебник, читает) «Если 2 стороны и угол между ними ……» (закрывает учебник. Пытается пересказать). …Если 2 стороны и что там еще?
Ученица 2. Эх, ты, подруга, такую простую теорему выучить не можешь. Слушай, вот так
надо рассказывать. Если 2 стороны и треугольный угол равны … равны…, а чему они
равны?
Ученица 1. А говорила я знаю все теоремы, сама подруга. А сколько всего этих признаков?
Ученица 2. Не знаю, то ли 3, а может быть еще больше.
Ученица 1. Еще больше? А я даже первый признак не могу выучить (готовится зареветь).
Ученица 2. Не реви. Смотри наши мальчики идут, они уж точно ничего не выучили.
Появляются ученики 1 и 2.
Ученик 1. Это кто там сказал, что не выучили?
Ученица 1. Хочешь сказать, что вы выучили?
Ученица 2. И все – все запомнили? Не может быть?
Ученик 2. А вот и может! У нас новый способ теоремы учить. Реп называется…
Ученик 1. Слушайте сюда… Вот вам первый признак!
(Включается музыка рэп)
Ученик 1. Первый признак
Объяснить вам берусь.
Называем его для краткости СУС.
Теперь расшифруем скромное имя —
Две стороны и угол между ними.
Ученик 2. А вот вам второй признак!
Второй признак равенства
Назовем мы УСУ.
Запомни его — заруби на носу!
Признак этот понятен вполне:
По двум углам к одной стороне.
Ученик 1. А теперь внимание – третий признак!
Третий признак, запомнить надо нам.
Он очень простой — по трем сторонам.
А если хочешь запомнить кратко
— Три буквы С и все в порядке.
Ученица 1. А на самом деле здорово получается. Я все запомнила!
Ученица 2. И я! И я! И я того же мнения. Давай и мы попробуем…
Ученица 1. Это, друзья, вы запомнить должны!
В треугольнике — три вершины и три стороны.
Ученица 2. А теперь постарайся запомнить строчки:
Стороны — отрезки, а вершины — точки!
Знать это должен каждый школьник!
Жесткая фигура — наш треугольник.
Ученики 1 и 2 и ученицы 1 и 2 уходят под музыку.
Пятиклассник 1. ( из зала) Вова! Пойдем!
Пятиклассник 2. Куда пойдем?
Пятиклассник 1. На сцену. Мы тоже рэперы.
Пятиклассник 2. И нисколько не хуже.
Включается музыка Пятиклассник.
Пятиклассник 1: Квадрат!
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем — прямой,
Все четыре стороны —
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его «квадрат».
Пятиклассник 2: Прямоугольник!
Брат родной квадрата он,
Без него не строят дом.
Все его углы равны,
Только стороны разны.
И зовется он не зря
«Прямоугольником», друзья!
Пятиклассник 1: Свойства нуля!
Это правило, друзья,
Легко запоминается:
От прибавления нуля
Ничто не изменяется.
Пятиклассник 2:
Умножаем мы на ноль
И в ответе тоже ноль!
И запомните, друзья,
Что на ноль делить нельзя!
Пятиклассник 1 и пятиклассник 2 уходят со сцены.
Старшеклассница: Посторонись, мелюзга! Пифагор идет! Танец «Теорема Пифагора» в стиле
рэп!
О – о о а , кма – кма тао - тао у-у –е!
Послушай, парень я тебе объясню что и как,
Ну что ты – полный тормоз, не вьезжаешь никак!
Где – то крут ты, да ладно, ты теперь не гони!
Длину обоих катетов в квадрат возведи!
Сложи все вместе и не парься, брат!
Затем гипотенузу взведи в квадрат!
Теперь зацени все по этим числам,
Фильтруй базар, если это не так!
Всегда и повсюду во все времена
Сумма квадратов катетов равна!
Всякие ма - зы, ши – зы, при – зы
Квадрату гипотенузы! Понял ты!
Ведущий:
Молодцы, вы успешно прошли еще одно испытание и теперь нам предстоит путешествие в мир последнего кольца – песенного.
В свое время С.В.Ковалевская написала: Многие, которым никогда не представлялось случая более глубоко узнать математику, считают ее сухой наукой. В сущности это наука, требующая фантазии, нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе. А если стихи сложить с мелодией, то получается песня. Итак!
На экране слайд: Кольцо 5. Песенное!
На сцену выходит вокальный ансамбль. Исполняется песня под мелодию «Мы желаем счастья вам». На экране демонстрируется видеоролик, посвященный школьным учителям математики.
В мире, где полно крутых наук,
Оглянись и ты увидишь вдруг:
Математика из них – особенный предмет.
Чтобы было легче в трудный час,
Очень нужно каждому из нас,
Нужно знать, что без нее совсем удачи нет.
Мы желаем счастья вам,
Счастья в этом мире большом!
Как солнце по yтpам,
Пусть оно заходит в дом.
Мы желаем счастья вам,
И оно должно быть таким -
Когда ты счастлив сам,
Счастьем поделись с другим.
Пусть вначале лишь простой квадрат
Ты усвоишь сам и будешь рад,
И пожмешь протянутых сотни добрых рук.
Сложность станет ясной и простотой,
Очарует строгой красотой.
Чудо- математика – Царица всех наук!
Мы желаем счастья вам,
Счастья в этом мире большом!
Как солнце по yтpам,
Пусть оно заходит в дом.
Мы желаем счастья вам,
И оно должно быть таким -
Когда ты счастлив сам,
Счастьем поделись с другим.
Ведущий: На этом заканчивается наше путешествие в огромный мир математики. Квест подошел к концу, спасибо всем участникам и до новых встреч, до свидания!
8