Математический КВН
"И прекрасна, и сильна математики страна"
(КВН для учащихся 3 класса)
Цель: активизация познавательной деятельности обучающихся на внеклассном мероприятии по математике.
Задачи:
1. Повышать интерес к урокам математики.
2. Закреплять знания математических терминов, умения выполнять вычислительные действия на изученные случаи умножения, деления, вычитания и сложения.
3. Способствовать развитию логического мышления, речи, памяти, внимания.
Оборудование:
- компьютер, проектор, экран для показа презентации, презентация;
- плакат: «Математика — царица всех наук»; Плакаты: «Математику уже затем следует учить, что она ум в порядок приводит» (М.В. Ломоносов). Математика – это язык, на котором говорят все точные науки (Н.И.Лобачевский).
- для участников команды эмблемы, ручки;
- карточки с заданиями;
- для жюри «оценочные листы»; - часы.
Правила игры:
В игре участвуют две команды. В каждой команде 8 человек. У каждой команды есть эмблема, название, капитан. В каждом конкурсе за правильный ответ команда получает балл. Выигрывает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов. Работу каждой команды оценивает жюри
Жюри: родители и старшеклассники.
1-й чтец
Привет, друзья! Сегодня в школе
Большой и интересный день.
Мы приготовили весёлый
Наш школьный праздник - КВН.
2-й чтец
Чтоб этот праздник КВН
Вам по душе пришёлся всем,
Иметь знания надо прочные,
Быть веселым и находчивым!
Ведущий: Как вы думаете, зачем нужно знать математику?
Отвечают участники КВНа.
1-й чтец
Без счета не будет на улице света.
Без счета не может подняться ракета.
2-й чтец
Без счета письмо не найдёт адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
3-й чтец.
Запомните все, что без точного счёта,
Не сдвинется с места любая работа!
Ведущий: Математика! Мир без неё был бы неинтересным. Не было бы научных открытий ни на море, ни на суше, ни во Вселенной. Ребята, поспешим же совершить необыкновенное путешествие в мир занимательных задач, загадок и вопросов. Для начала домашнее задание- представление капитана команды, название, девиз.
Представление команд.
Конкурс "Математическая разминка"
1-й чтец
Мне учиться очень нравится,
Отвечать я не боюсь.
2-й чтец
Я могу с любой задачей справиться,
Потому что не ленюсь.
3-й чтец
И прекрасна, и сильна математики страна!
Ведущий: За одну минуту каждая команда должна решить наибольшее количество задач. Жюри следит за временем и считает правильные ответы.
Задачи для первой команды:
У девочек 5 яблок. Она съела все, кроме 3. Сколько яблок у неё осталось? ( 3 яблока).
2. Сколько пальчиков на руках у 4х мальчиков? (40)
3. В каком числе столько же цифр, сколько букв? (100-сто)
4. Сколько яиц можно съесть натощак? (одно).
5. Сын с отцом, да сын с отцом, да дедушка с внуком. Много их? (трое)
6. У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестер? (одна)
7. Летели 3 страуса. Охотник одного подстрелил. Сколько страусов осталось? (страусы не летают).
8. Назовите 5 дней, не называя чисел и названий дней недели. (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
9. Без чего не построить дом? (без угла)
Задачи для второй команды:
1. Гусь весит 3 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу? (3 кг).
2. Сколько ушей у 5 мышей? (10)
3. Какой год продолжается всего один день? (Новый год)
4. У трёх братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (4)
5. Поле пахали 6 тракторов. 2 из них остановились. Сколько тракторов в поле? (6)
6. В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки сидят по 3 кошки. Сколько всего кошек в комнате? (4)
7. Несла Дуня в решете 12 яблок, а дно упало. Сколько яблок в решете осталось? (ни одного)
8. Сколько ножек у 2х сороконожек? (80)
9. На столе было 12 книг. Сколько книг убрали, если их осталось в 3 раза меньше, чем было? (4 книги убрали).
Конкурс «Домашнее задание».
1-й чтец.
Внимание! Внимание! Узнаем мы сейчас,
Что каждая команда приготовила для нас.
Команда первая инсценирует сказку «Белый заяц». (Вместо костюмов можно использовать таблички с названиями героев.)
Сказка «Белый заяц»
Автор. Забрался заяц в огород и накопал морковки.
Заяц (несет в корзине морковь) Хорошо, что я в огороде есть не стал. Собаки набегут. Лучше уж дома полакомиться.
Автор. Нёс заяц морковь, согнулся от тяжести. Тут навстречу ему медведь.
Медведь. Попался, заяц! Сейчас я тебя съем!
Заяц (плача) Не трогай меня, медведь, я тебе морковки дам.
Медведь. А много ли ты дашь?
Заяц. Да бери, дяденька медведь, половину того, что есть.
Медведь. Половину мне мало. Смотри, какой я большой, а ты какой маленький. Как же мы пополам морковь делить будем? Давай мне больше половины.
Заяц. Обидно, конечно, да делать нечего. Бери половину и ещё в придачу полморковки.
Автор. Отпустил его медведь. Бежит заяц домой, торопится. Вдруг откуда ни возьмись лиса навстречу.
Лиса. Попался заяц! Давно я тебя поджидаю. Сейчас я тебя съем.
Заяц (испуганно и плача) Отпусти меня, тётенька лиса, а я тебе за это морковки дам.
Лиса. А много ли дашь?
Заяц. Да бери, тётенька лиса, половину того, что есть.
Лиса. Половину мне мало. Смотри, какая я большая, а ты какой маленький! Нельзя нам морковь поровну делить, давай мне больше половины.
Заяц. Ну что ж, возьми половину всей морковки, да вот ещё полморковки в придачу.
Автор. Отпустила зайца лиса. Прибежал заяц домой, сидит и плачет.
Заяц. Бедненький я, бедненький! Обидели меня звери: всего одну морковку мне оставили.
Автор. Сколько морковок было у зайца? Сколько морковок досталось медведю? Сколько морковок досталось лисе? (у зайца было 7 морковок, медведь получил 4, лиса 2).
Вторая команда читает стихотворение Л.Пантеева «Задача с яблоками».
Нам из Гомеля тётя
Ящик яблок прислала.
В этом ящике, не мало.
Начал яблоки эти
Спозаранок считать я,
Помогали мне сёстры,
Помогали мне братья.
И пока мы считали,
Мы ужасно устали,
Мы устали, присели
И по яблочку съели.
И осталось их – сколько?
А осталось их столько,
Что пока мы считали-
Восемь раз мы сидели,
Восемь раз мы отдыхали
И по яблоку ели.
И осталось их – сколько?
Ох, осталось их столько,
Что когда в этот ящик
Мы опять поглядели,
Там на дне его чистом
Только стружки белели …
Только стружки-пеструшки,
Только стружки белели.
Вот прошу угадать я
Всех ребят и девчонок:
Сколько было нас, братьев?
Сколько было сестрёнок?
Поделили мы яблоки
Все без остатка.
А всего-то их было
Пятьдесят без десятка.
(было 40 яблок, каждому ребёнку досталось по 8 яблок, значит, детей
было 5. Из них 3-мальчика и 2-девочки.)
Ведущий. Ну-ка, наши капитаны, выходите-ка на ринг.
Мы посмотрим, кто из вас сможет выиграть в миг!
Конкурс капитанов.
Капитаны получают по 2 головоломки.
Задание 1. Поставьте вместо вопросительных знаков названия цифр так, чтобы получились имена собственные.
Задание 1-му капитану ПО?Л (ПО-ДВА-Л) Р?А (Р-ОДИН-А) АК?СА (АК-ТРИ-СА) | Задание 2-му капитану С?ЖКА (С-ТРИ-ЖКА) ?ЯНИН (СЕМЬ-ЯНИН) СМОР?А (СМОР-ОДИН-А) |
Задание 2. Поставьте после каждой цифры знак «+» или «-» так, чтобы равенство стало верным.
0 1 2 3 4 5 6 8 9=9
(0+1+2+3-4+5-6+7-8+9=9)
Ведущий. Пока капитаны думают, мы послушаем жюри, которое расскажет об итогах предыдущих конкурсов.
Жюри сообщает результаты.
Ведущий. Продолжаем наши соревнования. Пока команды готовятся к следующему конкурсу, придумывая вопросы, которые они будут задавать своим соперникам, нас ждёт конкурс болельщиков.
Дорогие болельщики, разгадывая кроссворд, не забудьте, ваши правильные ответы могут сыграть решающую роль в игре команды, за которую вы болеете.
По горизонтали:
1. Единица длины. 3. Упражнение, для выполнения которого необходимо думать, вычислять, записывать ответ. 4. Русская мера счета, обозначающая «половина второго десятка». 5. «В школьной сумке я лежу, как ты учишься, скажу.» 6. Математическое действие. 7. Прямоугольник с равными сторонами. 8. Однозначное число, любимое всеми школьниками. 9. Математическое выражение, требующее выполнение некоторых действий над числами. 10. Математический знак в виде отвесной черты (прямой, закруглённой, фигурной.) 11. Фамилия древнегреческого математика.
По вертикали:
2. Школьный предмет, которому посвящен наш КВН.
Ответы:
1. Километр. 2. Математика 3. Задача 4. Пятнадцать. 5. Дневник 6. Умножение | 7. Квадрат 8. Пять 9. Пример 10. Скобка 11. Пифагор |
Ведущий. Послушаем результаты конкурса капитанов.
Слово предоставляется жюри.
Жюри подводят итоги конкурсов.
Конкурс «Ты - мне, я - тебе»
Ведущий. На каждый вопрос, который приготовили команды друг другу, следует ответить за одну минуту. Если команда не знает ответа, она может попросить помощь у болельщиков.
1-й чтец.
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
А только ваши знания.
Вопросы команды первой:
1.В 1557 году английский математик Рекорд изрек: «Нет ничего более равного, чем две параллельные прямые». Какой математический знак он изобрёл? (знак равенства)
2. Как из 4 палочек сделать 15? (Вместе с вопросом команда получает 4 счетные палочки. Следует предупредить, что их ломать нельзя.) ΙΙΙΙ– XVΙ
3. В древнекитайской «Книге перемен» приведены следующие 9 чисел:
492
357
816
Что они обозначают?
(это первый «математический квадрат», в котором суммы чисел по вертикали, горизонтали и диагонали равны).
Вопросы второй команды:
1.У южноамериканского племени таманаки число 6-это один палец другой руки, 11-один палец ноги. А как по-таманакански будет 21? (один палец руки другого человека).
2. Почему при записи любого числа мы единицы пишем справа, десятки- левее, сотни ещё левее и т.д., а не наоборот. (цифры, которые мы используем, изобрели арабы, а они пишут справа налево).
3 . Как разделить 1888 на равные части, чтобы в каждой из них получилось по 1000? (1888)
Исторический конкурс.
Ведущий. Перед вами древнегреческие меры длины: локоть, верста, аршин, сажень, часть, пядь, линия, вершок. Каждая команда, получив карточки с названиями этих мер, должна расположить их по мере убывания. Выигрывает команда, которая быстрее выполнит это задание. (Верста, сажень, аршин, локоть, пядь, вершок, часть, линия).
Ведущий: В современном мире мы давно уже не используем старинные меры длины, но иногда употребляем их названия в своей речи. Какие крылатые выражения дошли до нас из глубин веков? Выигрывает команда, которая назовет больше крылатых выражений.(«Косая сажень в плечах», «Аршин проглотил», «От горшка два вершка», «Ты от дела на пяденьку, а оно от тебя на саженьку», «Мерить на свой аршин» и т.д.)
Ведущий. Объясните значение следующих выражений:
1-я команда: «Семь пядей во лбу».
(речь идет об очень умном и весьма способном человеке.)
2-я команда: «Косая сажень в плечах».
(речь идет об огромном человеке, богатыре, у которого одни только плечи больше двух метров).
Ведущий. Контрольный вопрос для обеих команд- Как известно, сажень имела несколько разновидностей. Она была косой, маховой, простой и царской. Покажите, если сможете, как измеряли маховой саженью, используя для показа свои руки и, если надо, ноги.(маховая сажень-это расстояние между концами пальцев, раздвинутых на полный мах рук, они приравнивались к 2,5 аршина, что составляет примерно 1 м 78 см.)
Ведущий. Пока жюри подводят итоги конкурсов, давайте все вместе споём песню
М. Пляцковского и В.Шаинского «Дважды два - четыре».
Подведение итогов .
Жюри. Вы отвечали правильно и дружно,
И у жюри сомнений нет.
Сегодня победила дружба –
Владычица побед.
Жюри вручает памятные подарки командам и награждает самых активных участников.
Ведущий. Спасибо всем игрокам и болельщикам за хорошую и интересную игру.
10