Математический КВН между учащимися 3 «А» и 3 «Б» классов
Цель: закрепление и систематизация знаний и умений по теме «Сложение и
вычитание в пределах 20»
Задачи: 1) развивать интерес к предмету, творческие способности; объём
внимания, память;
2) коррекция логического мышления на основе занимательных
упражнений;
3) воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи,
самостоятельность.
Название и содержание этапов | Команда «Ашки» | Команда «Бэшки» |
Вступительное слово учителей | – Привет, друзья! Сегодня в школе Большой и интересный день. Мы приготовили весёлый Наш школьный праздник – КВН! – Этот КВН сейчас науке посвящается, Что математикой у нас с любовью называется. Она поможет воспитать такую точность мысли, Чтоб в нашей жизни всё понять, измерить и исчислить. – Прошу команды занять свои места. Здесь команда «Ашки», а здесь «Бэшки». Ну а жюри конечно будет принимать решения. – Предлагаю выбрать в жюри учителей… Состав жюри будет оценивать ваши задания. Одно задание оценивается в 3 балла |
2. Ознакомление с правилами поведения на уроке | – А для того, чтобы жюри не сняло с команд баллы, вспомним правила поведения на уроке. – Давайте их прочитаем все вместе: Не очень громко шуметь! Быть внимательными! 3. Задания выполнять быстро и аккуратно! 4. Победившим не хвастаться! |
3.Приветствие команд | – А сейчас, попросим вас представить свои команды |
– Команда!… (Дети хором называют: «Ашки») | – Команда!… (Дети хором называют: «Бешки») |
4.Разминка команд Остров «Угадайкин» | 1. Сколько ушей у трёх мышей? 2. Стоит в поле дуб, а на дубе 8 веток. На каждой ветке по 2 крупные сладкие сливы. Сколько слив ты сможешь собрать? (0 слив) 3. У Тани было 2 груши. К ней пришли 2 подружки. Она дала им по груше, а они ей по половинке. Кому досталось больше? (Тане, получилась целая груша) | 1. Сколько рогов у двух коров? 2. Барбос лает громче, чем Шарик, а Шарик – громче, чем Бобик. Кто лает тише всех? (Бобик) 3. Половину числа яблок взяли для компота. Сколько яблок осталось в корзине, если компот сварили из 7 яблок? (7) |
5. Соревнования команд «Остров Примеров» | – А сейчас мы с вами отправимся в путешествие на математическом корабле по различным островам ( Показываем острова). Штурманы очень важные люди в экипаже, они прокладывают путь кораблям и самолётам. Сегодня мы тоже будем штурманами, наша задача проложить путь корабля. – Первый остров примеров. Чтобы на него попасть, нужно выполнить несложное задание: |
7+5 12–4 9+6 18–7 (12) (8) (15) (11) | 8+6 13–9 6+6 19–3 (14) (4) (12) (16) |
6. Остров «Чертёжный» Задания командам: | – Следующий на пути нашего корабля остров «Чертёжный». Жители этого острова приготовили нам следующее задание. Оно называется «Слепой художник». (Шарфиками закрываются глаза) – Чертим дом квадратной формы, на доме треугольная крыша, на крыше труба, из трубы идёт дым. |
– Проведите один отрезок так, чтобы получилось 3 треугольника | – Проведите один отрезок так, чтобы получилось 2 треугольника |
7. Остров «Смекалистый» | – Вот и прибыли на остров «Смекалистый» |
I раунд «Сосчитай-ка» – Кто быстрее соберёт бусы? |
14 - 6 + 7 - 9 - 6 | 15 - 7 + 8 - 9 - 7 |
II раунд «Проверяй-ка» – Найти ошибки в примерах: |
15-9=7 12-5=7 8+6=14 7+7=15 | 12-4=7 14-8=6 7+5=13 6+9=15 |
8. Остров «Спортивный» | – Наш корабль попал на мель. Нужно помочь ему выбраться. (Даётся карточка с примерами каждой команде. Дети решают под музыку) Для этого требуется ответить на следующие вопросы: |
1. Назвать наименьшее двузначное число 2. Назвать соседей числа 17 3. Число, следующее за числом 19 4. Назвать 2 нечётных числа | 1. Назвать наибольшее однозначное число 2. Назвать соседей числа 19 3. Число, предыдущее числу 13 4. Назвать 2 чётных числа |
5. Как можно больше составить примеров с ответом 18 |
9. Слово жюри | – А сейчас предоставляется слово жюри |
10. Конкурс капитанов | (Кораблики со знаками действий: чёрные и коричневые) – Чей корабль не собьётся с курса? Вставить знаки действий : или x |
| 2…7=14 18…2=9 2…9=18 16…2=8 | 2…6=12 14…2=7 2…8=16 12…2=6 |
11. «Остров Задач» | – Итак, внимание! Ещё одно задание. Вы задачи решите, Нас знаниями своими поразите. 1. Испекли пирог прямоугольной формы, а затем двумя разрезами разделили его на 4 части так, чтобы все части имели треугольную форму. – Как это сделали, нарисуйте. 2. Емеля пилил дрова. Сколько распилов должен сделать Емеля, чтобы получить 8 поленьев? 3. Ребята делают гирлянду к новому году. Сначала берут красное колечко, затем жёлтое, синее и зелёное. Какого цвета будет десятое колечко? (жёлтое) 4. У Павла и Бориса всего 15 фишек. Павел отдал Борису 3 фишки. Сколько фишек после этого стало у обоих мальчиков? (15) 5. От города до деревни одна девочка ехала 5 часов. Сколько времени будут ехать от города до деревни 3 девочки? |
12. Остров «Древний» | – Вот и прибыл наш корабль на последний остров. А этот остров оказался каким? – Во времена царя Гороха Под смех и шутки скомороха Царь на нос нацепив очки, Играл с царицею в стручки. Ты знаешь, как они играли? Я сообщаю все детали! – Довольно простые примеры, но, как видите, царь с царицей были не очень сильны в математике. В каждом примере ошибки. Переложите в каждом примере один стручок так, чтобы пример оказался правильным. |
13. Итог | – Ну, вот и закончилось наше путешествие по математическим островам. Но это ещё не всё. На обратном пути наш корабль подстерегают пираты. Для того, чтобы он благополучно вернулся на берег, требуется залатать дыры в корабле пиратов. У кого ответ на данный пример, выходит к доске: |
| 20-19 19-17 12-9 11-7 13-8 12-6 15-8 (м) (о) (л) (о) (д) (ц) (ы) 14-6 (!) (Дети выходят с ответами к доске) – А теперь переверните свои ответы. Прочитайте, кто мы с вами? – На этом наше путешествие закончилось. Каждая команда получает медаль. |
Самоанализ математического КВНа между 3 и 4 классами
Тема. «Путешествие по островам знаний»
Разработанный мною КВН предназначен для обучающихся 3 и 4 классов с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями). В КВНе принимали участие 2 команды из 8 человек в каждой. Задания соответствуют психологическим и возрастным особенностям детей.
Мною были поставлены и решались следующие задачи:
Цель: закрепление и систематизация знаний и умений по теме «Сложение и
вычитание в пределах 20»
Задачи: 1) развивать интерес к предмету, творческие способности; объём внимания,
память;
2) коррекция логического мышления на основе занимательных
упражнений;
3) воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, самостоятельность;
преемственность между учащимися 3 и 4 классов.
Базовые учебные действия.
Личностные УД:
-проявление познавательной инициативы на основе жизненного опыта;
-проявление внимания, желания больше узнать;
-сравнение разных точек зрения;
- умение считаться с мнением другого человека;
-проявление терпения и доброжелательности.
Регулятивные УД:
- учиться высказывать своё предположение на основе групповой работы;
- следовать инструкции при выполнении задания.
Познавательные УД:
- различать изученные объекты;
-различать изученные задания на основе их существенных признаков;
-высказывать предположения;
-обсуждать проблемные вопросы.
Коммуникативные УД:
- слушать и понимать речь других;
- вступать в диалог;
-уметь строить монологическое высказывание;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Тип занятия: комбинированный, занимательный.
1. Проблемный, игровой, наглядный, практический методы.
Фронтальная, групповая работа.
Все поставленные цели достигнуты.
Учащиеся активно реагировали на все действия и продуктивно выполняли все задания. Логическое построение материала позволило ученикам ощутить себя соавторами занятия. КВН показал, что учащиеся умеют рассуждать, не боятся высказывать своё мнение.
2. Структура урока и её практическая реализация полностью соответствуют структуре урока по ФГОС для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями). КВН построен на основе системно-деятельностного подхода к обучению с соблюдением следующих принципов:
-принципа деятельности;
-принципа обратной связи;
-принципа открытости;
-принципа творчества.
3. Все этапы КВНа организованы с использованием предметно-практической и игровой деятельности обучающихся:
- Вступительное слово учителя: в стихотворной форме произносится приветствие, оглашаются названия команд, выбирается жюри; в процессе совместного сотрудничества (учащиеся - учитель) с опорой на ранее приобретённые знания, полученные на предыдущих занятиях, ставят цели КВНа, повторяются правила поведения на уроке, учащиеся прочитывают хором данные правила; Команды приветствуют друг друга.
- На этапе разминки команд Остров «Угадайкин». Дети выполняют задания математическо-логического характера , отгадывают задачи, требующие логического мышления.
-На этапе Соревнования команд «Остров Примеров». Учащиеся узнают, кто такой штурман, расширяет кругозор познаний детей и решают примеры с переходом через разряд в пределах 20. Учащиеся 4-х классов являются наставниками и помощниками третьеклассников.
– Следующий этап путешествия остров «Чертёжный». Капитанам завязываются глаза и по руководству учителя дети рисуют на доске мелом дом. Дети учатся ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами.
Командам предоставляется задание провести отрезки в фигурах так, чтобы получить 3 и 2 треугольника. Учитель опирается на логическое мышление детей, их умение сравнивать и обобщать материал, делать выводы на основе полученных знаний.
- На этапе Остров «Смекалистый» дети соревнуются, кто быстрее соберёт бусы, находят ошибки в примерах.
- Остров «Спортивный». Учащиеся в занимательной форме повторяют числовой ряд, место чисел в данном ряду и их расположение; составляют примеры с данным ответом.
- Конкурс капитанов. Капитаны вставляют знаки действий в примерах.
- «Остров Задач» Учащиеся поочерёдно решают задачи логического характера, используя предыдущие знания.
- Остров «Древний». Нужно переложить в каждом примере один стручок так, чтобы пример оказался правильным.
- В процессе рефлексии учащиеся оценили успешность своей работы, решив примеры и на оборотной стороне прочили заключительное слово «Молодцы»
4. Необходимо отметить и другие преимущества урока.
-Использование частично поискового метода с целью формирования умения учиться (ребусы, загадки, работа с карточками).
-Коррекционную направленность всей практической деятельности учащихся.
-Качественную подготовку учителя к уроку, педагогическую продуманность всех его этапов.
-Наличие постоянной связи учитель-ученик-коллектив.
-Учёт учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития.
Выводы:
1. Урок ориентирован на новые образовательные стандарты.
2. Прослеживается нацеленность по формированию БУД.
3. Урок соответствует требованиям программы, возрастным особенностям детей и их жизненного опыту.
4. В целях здоровьесбережения соблюдается чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности.