УМК «Школа России» 1 класс (М.И.Моро, «Математика»)
Тема: « Много. Один. »
Цель: создание благоприятных условий для знакомства обучающихся с понятиями «много» и «один».
Задачи:
Образовательные: формировать знания обучающихся о понятиях «много» и «один».
Развивающие: способствовать развитию мыслительных процессов: анализ, синтез, сравнение, памяти, вниманию.
Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к математике, воспитывать самостоятельность, аккуратность в ведении рабочих тетрадей.
Планируемые результаты:
Личностные:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики, к школе; сформированности познавательного интереса, способность к самооценке.
Метапредметные:
Формирование регулятивных универсальных учебных действий:
умение выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; развитие самостоятельности, самооценки, выполнять учебные действия в устной, письменной речи.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий:
развитая монологическая и диалогическая речь, умение слушать, умение понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы;
Формирование познавательных универсальных учебных действий:
умение самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником; воспроизводить известную информацию, анализировать её.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий:
умение учитывать разные мнения и интересы; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.
Предметные:
Сформировать знания о понятиях «много» и «один». Выполнять задания с помощью изученных понятий.
Ход урока
1. Организация начала урока.
Здравствуйте! Меня зовут Анастасия Сергеевна, сегодняшний урок математики проведу у вас я!
Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, рабочая тетрадь, ручка.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука –
Это МАТЕМАТИКА.
2. Актуализация необходимых знаний.
Сядьте правильно, проверьте, правильно ли у вас лежит тетрадь.
Сосчитайте:
От 1 до 10 и обратно;
От 3 до 7, от 6 до 9;
От 7 до 3, от 5 до 1;
От 1 до 10 через один: 1, хлопок, 3, хлопок, 5 хлопок и т.д.;
От 1 до 10 через один, начиная с хлопка: хлопок, 2, хлопок, 4, хлопок, 6 и т.д.
Назовите:
Число, которое называют при счете перед числом 4, 8;
Число, которое называют при счете после числа 8, 6.
- Сосчитайте с соседом по парте от 1 до 10 и обратно, называя числа по очереди друг за другом.
- Что мы с вами сейчас делали? (Считали, называли числа по порядку.)
- Для чего нужно уметь считать?
- Откройте учебник на стр. 21 и посмотрите как называется наш новый раздел. ( Числа от 1 до 10. Нумерация.)
- Что же мы узнаем и чему научимся в новом разделе?
- Что вы уже умеете делать? ( Называть числа от 1 до 10. )
- Откройте учебник на стр. 22. Посмотрите как называется теме нашего сегодняшнего урока. ( Много. Один.)
- Тема нашего сегодняшнего урока Много. Один.
3. Организация познавательной деятельности.
1. Фронтальная работа.
- С какого числа начинают счет? ( С числа 1.)
- Верно. Число 1 также называют единицей.
Посмотрите вокруг и скажите, о каких предметах в нашем классе можно сказать «один». (Одна доска, один телевизор, один экран, один компьютер, одна указка и т.д.)
- Что в вашей жизни только одно? (Один день рождения, одна мама и т.д.)
- Посмотрите друг на друга. Что у человека одно? ( Нос, рот, лоб, голова, шея и т.д.)
- Раньше, когда люди только начинали осваивать счет, они считали так: один, много. Много означало больше, чем один. О чем мы сейчас говорим «много»? ( О том, что не можем сосчитать.)
- Чего много в классе? (Книг на полке и т.д.)
2. Работа по учебнику.
- Откройте учебники на стр.22. Рассмотрите рисунок. Какое время года на нем изображено? ( Начало осени.)
- По каким признакам вы это определили? ( По красным и зеленым листьям на деревьях, по грибам.)
- Сколько деревьев в лесу? (Много.)
- Сколько елочек на поляне? (Одна.)
- Сколько грибов у девочки в корзине? (Много.)
- А в руках? (Один.)
- О чем еще на рисунке можно сказать «один»? (Одна девочка, одна корзинка, одна полянка.)
- О чем можно сказать много? ( О бабочках, цветах, траве, листьях на деревьях.)
- Хорошо. Для записи чисел используют цифры. Как вы думаете, чем отличаются цифры и числа? ( Числа мы называем, а цифры пишем.)
- Все верно. А вы знали, что цифры не всегда выглядели так, какими мы их видим сейчас? В древнерусском счете, например, один обозначали буквой А. У других народов это часто была просто палочка – I, которая потом превратилась в знакомую нам цифру 1.
4.Физминутка
Мы считали и устали
Дружно все мы тихо встали
Ручками похлопали 1,2,3
Ножками потопали 1,2,3
Сели, встали, сели, встали.
Ручки вверх мы подымаем
И обратно опускаем.
Мы немножко отдохнем,
И опять считать начнем.
5. Закрепление изученного материала.
1. Работа в тетради с печатной основой.
- Откройте тетрадь на стр. 9. Посмотрите, как нужно писать цифру 1.
- Цифру 1 начинаем писать из центра клетки, ведем прямую линию в правый верхний угол, а затем на середину нижней линии.
- Первые две цифры мы обведем, проговаривая хором ее написание.
- Напишите цифры сами. Посмотрите на них и подчеркните одну, которая вам кажется самой красивой.
- Посмотрите на геометрические фигуры сверху. Самостоятельно сравните, каких фигур больше, и напишите на сколько.
- Какую фигуру закрасили? (Квадрат, так как квадратов на один больше, чем кругов.
2. Работа по учебнику.
- Рассмотрите рисунок на стр.23. Прочитайте задание к нему.
- Работаем в парах. Один называет предметы, о которых можно сказать «много», а второй – предметы, о которых можно сказать «один».
6. Подведение итогов. Рефлексия.
Наш урок подходит к концу. Время поводить итоги.
- Что мы сегодня изучали на уроке?
- Какое задание было самым трудным?
- Кому проверка помогла увидеть и исправить ошибку?
7. Домашнее задание.
Нарисовать цифру 1.