Планируемые результаты освоения учебного предмета
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к урокам математики;
умение признавать собственные ошибки;
могут быть сформированы:
умение оценивать трудность заданий, предложенных для выполнения по выбору учащегося (материалы рубрики «Выбираем, чем заняться»);
умение сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
восприятие математики как части общечеловеческой культуры.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через десяток;
выполнять табличное умножение и деление чисел на 2, 3, 4 и 5;
выполнять арифметические действия с числом 0;
правильно употреблять в речи названия компонентов сложения (слагаемые), вычитания (уменьшаемое, вычитаемое) и умножения (множители), а также числовых выражений (произведение, частное);
определять последовательность действий при вычислении значения числового выражения;
решать текстовые задачи в 1 действие на сложение и вычитание (нахождение уменьшаемого, вычитаемого, разностное сравнение), умножение и деление (нахождение произведения, деление на части и по содержанию);
измерять длину заданного отрезка и выражать ее в сантиметрах и в миллиметрах; чертить с помощью линейки отрезок заданной длины;
использовать свойства сторон прямоугольника при вычислении его периметра;
определять площадь прямоугольника (в условных единицах с опорой на иллюстрации);
различать прямой, острый и тупой углы; распознавать прямоугольный треугольник;
определять время по часам.
Учащиеся получат возможность научиться:
выполнять табличное умножение и деление чисел на 6, 7, 8, 9, 10;
использовать переместительное и сочетательное свойства сложения и переместительное свойство умножения при выполнении вычислений;
решать текстовые задачи в 2-3 действия;
составлять выражение по условию задачи;
вычислять значение числового выражения в несколько действий рациональным способом (с помощью изученных свойств сложения, вычитания и умножения);
округлять данные, полученные путем измерения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
удерживать цель учебной деятельности на уроке (с опорой на ориентиры, данные учителем) и внеучебной (с опорой на развороты проектной деятельности);
проверять результаты вычислений с помощью обратных действий;
планировать собственные действия по устранению пробелов в знаниях (знание табличных случаев сложения, вычитания, умножения, деления).
Учащиеся получат возможность научиться:
планировать собственную вычислительную деятельность;
планировать собственную внеучебную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на шаблоны в рабочих тетрадях.
Познавательные
Учащиеся научатся:
выделять существенное и несущественное в условии задачи; составлять краткую запись условия задачи;
использовать схемы при решении текстовых задач;
наблюдать за свойствами чисел, устанавливать закономерности в числовых выражениях и использовать их при вычислениях;
выполнять вычисления по аналогии;
соотносить действия умножения и деления с геометрическими моделями (площадью прямоугольника);
вычислять площадь многоугольной фигуры, разбивая ее на прямоугольники.
Учащиеся получат возможность научиться:
сопоставлять условие задачи с числовым выражением;
сравнивать разные способы вычислений, решения задач;
комбинировать данные при выполнении задания;
ориентироваться в рисунках, схемах, цепочках вычислений;
ориентироваться в календаре (недели, месяцы, рабочие и выходные дни);
исследовать зависимости между величинами (длиной стороны прямоугольника и его периметром, площадью; скоростью, временем движения и длиной пройденного пути);
получать информацию из научно-популярных текстов (под руководством учителя на основе материалов рубрики «Разворот истории»);
пользоваться справочными материалами, помещенными в учебнике (таблицами сложения и умножения, именным указателем).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
организовывать взаимопроверку выполненной работы;
высказывать свое мнение при обсуждении задания.
Учащиеся получат возможность научиться:
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: выполнять задания, предложенные товарищем; сравнивать разные способы выполнения задания; объединять полученные результаты при совместной презентации решения).
Содержание учебного курса.
Содержание программы представлено в разделах «Общие свойства предметов и групп предметов», «Числа и величины», «Операции над числами», «Наглядная геометрия». Основные содержательные линии курса сгруппированы в разделах «Числа и величины» и «Операции над числами».
Раздел «Числа и величины» включает материал, раскрывающий двойственную природу числа как результата счета предметов и как результата измерения величин. Число рассматривается как основное математическое понятие, формируются представления о принципе построения числового ряда, десятичной системы счисления.
Психологами установлено, что формирование навыков счета базируется на пространственных представлениях. В связи с этим большое значение в программе придается работе с моделями чисел и моделями числового ряда. При изучении последовательности чисел, состава однозначных и двузначных чисел создаются устойчивые зрительные образы, на которые учащиеся будут опираться в дальнейшем при освоении действий сложения и вычитания. Один из самых ярких зрительных образов числового ряда, формируемых в учебных пособиях по данному курсу, основывается на расположении четных и нечетных чисел в ряду чисел. Знание порядка расположения этих чисел в числовом ряду способствует формированию навыков устных вычислений (увеличения и уменьшения чисел на 2, 3, 4).
Изучению величин, помимо традиционного для начального курса математики значения (раскрытие двойственной природы числа и практического применения), отводится важная роль в развитии пространственных представлений учащихся. Важную развивающую функцию имеют измерения в реальном пространстве, моделирование изучаемых единиц измерения, развитие глазомера, измерение и вычисление площади и объема реальных предметов, определение скорости пешехода и других движущихся объектов и т. д.
Измерение реальных предметов связано с необходимостью округления величин. Элементарные навыки округления измеряемых величин (до целого количества сантиметров, метров) способствуют в дальнейшем эффективному освоению навыков устных вычислений и выработке критической оценки полученных результатов, позволяют учащимся ориентироваться в окружающем мире, создают базу для формирования навыков самостоятельной исследовательской деятельности.
Материал раздела «Операции над числами» традиционно составляет ядро математического образования младших школьников - формирование навыков выполнения арифметических действий и применение этих навыков для решения практических задач.
В настоящей программе большое внимание уделяется формированию навыков сравнения чисел и устным вычислениям, без которых невозможно эффективное усвоение письменных алгоритмов вычислений.
Навыки сравнения чисел формируются всеми доступными на том или ином этапе изучения способами. На начальной стадии обучения сравнение чисел базируется на модели числового ряда, затем - на знании последовательности называния чисел при счете, на знании десятичного и разрядного состава чисел, в дальнейшем - на знании правил сравнения многозначных чисел.
В обучении формируются следующие навыки устных вычислений: сложение и вычитание однозначных чисел (таблица сложения), умножение и деление однозначных чисел (таблица умножения), сложение и вычитание разрядных единиц, умножение разрядных единиц на однозначное число, умножение и деление на 10, 100, 1000.
Обучение письменным алгоритмам вычислений, предусмотренных стандартом начального общего образования, не отменяет продолжения формирования навыков устных вычислений, а происходит параллельно с ним. Особое внимание при формировании навыков письменных вычислений уделяется прогнозированию результата вычислений и его оценке. При этом используются приемы округления чисел до разрядных единиц, оценка количества цифр в результате и последней цифры результата и др.
Программа предоставляет широкие возможности для освоения учащимися рациональных способов вычислений. Применение этих способов повышает эффективность вычислительной деятельности, делает вычислительную деятельность увлекательной, развивает математические способности школьников. Освоение приемов рациональных вычислений относится к вариативной части программы и не входит в число навыков, отрабатываемых в обязательном порядке со всеми учащимися.
При отработке навыков письменных вычислений с многозначными числами программа предусматривает знакомство с техникой вычислений на калькуляторе. При этом предполагается развитие умения критически оценивать результат, полученный с помощью калькулятора.
Большое значение уделяется работе с текстовыми задачами. Обучение решению текстовых задач имеет огромное практическое и развивающее значение. Необходимо отметить, что развивающее значение имеют лишь новые для учащихся типы задач и задачи, решение которых не алгоритмизируется. При решении таких задач огромную роль приобретает понимание ситуации, требующее развитого пространственного воображения, и умение моделировать условие задачи (подручными средствами, рисунком, схемой).
Решение текстовых задач теснейшим образом связано с развитием пространственных представлений учащихся. Обучение моделированию ситуаций начинается с самых первых уроков математики (еще до появления простейших текстовых задач) и продолжается до конца обучения в начальной школе.
Раздел программы «Общие свойства предметов и групп предметов» направлен на развитие логического мышления учащихся и формирование важнейших общеучебных навыков, необходимых для успешной учебы по математике и другим предметам. Такими базовыми навыками являются умения сравнивать свойства (признаки) предметов и групп предметов (а также чисел и геометрических фигур), выделять общие и отличительные признаки, различать существенные и второстепенные свойства, выявлять закономерности, делать выводы.
Выделение в программе этого раздела обусловлено значением, которое авторы придают формированию перечисленных навыков. При освоении математических знаний и умений, представленных в других разделах программы, эти навыки активно используются для исследования свойств геометрических фигур, выявления числовых закономерностей, формирования навыков рациональных вычислений.
Раздел программы «Наглядная геометрия» на этапе начального обучения направлен в основном на развитие пространственных представлений учащихся. Весь геометрический материал, представленный в данном курсе, осваивается на уровне наглядных представлений. Цели изучения этого материала на этапе начального обучения:
знакомство с основными геометрическими фигурами (прямоугольник, треугольник, окружность) и отдельными их свойствами;
развитие пространственных представлений учащихся (равенство фигур, повороты и симметрия, ориентация на плоскости и в пространстве);
формирование элементарных навыков конструирования (разбиение объекта на детали, сборка объекта из деталей);
развитие познавательной деятельности учащихся, формирование элементарных навыков исследовательской деятельности.
Программный материал каждого раздела представлен с двух точек зрения: перечень понятий и тем, предлагаемых для изучения; практическая деятельность, направленная на освоение этих понятий и тем. Это обусловлено, во-первых, тем, что освоение программного материала курса осуществляется только через практическую деятельность учащихся, а во-вторых, описание практической деятельности раскрывает и конкретизирует уровень усвоения программного материала. В содержании программы особо отмечаются темы, которые на данном этапе изучаются на пропедевтическом уровне.
Основная часть программы обязательна для изучения ее всеми учащимися. Требования к уровню усвоения сформулированы в конце программы (рубрики «Учащиеся должны знать» и «Учащиеся должны уметь»).
Темы, предлагаемые к изучению на пропедевтическом уровне, обязательны для ознакомления с ними всех учащихся. Отработка навыков по этим темам не предполагается (в требованиях к знаниям и умениям учащихся эти навыки отражены в рубриках «Учащиеся могут знать» и «Учащиеся могут уметь»).
Тематическое планирование
| Раздел, тема | Количество часов по программе |
1. | СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ В ПРЕДЕЛАХ 100 Повторение «Что мы знаем о цифрах» | 15 |
2. | Сложение и вычитание до 20 | 17 |
3. | Наглядная геометрия | 7 |
4. | Вычисления в пределах 100 | 20 |
5. | Знакомимся с новыми действиями | 12 |
6. | Измерение величин | 8 |
7. | Учимся умножать и делить | 26 |
8. | Действия с выражениями | 18 |
9. | Повторение, обобщение изученного | 17 |
| Всего | 140 |
Интеграция информатики в школьном предмете «Математика» при получении начального общего образования.
В классно-урочной системе направление информатизации прослеживается в следующем:
создание и использование обучающих рисунков (геометрических фигур):
составление и использование практических занятий:
использование тестирующих программ по различным предметам
создание и использование УМП.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Примечание |
1 | Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Характеристики фигур (форма, размер), бусины, буквы и цифры, области картинки. Свойства объектов – цвет, форма. Одинаковость объектов. | 12 | |
2 | Симметрия. | 6 | |
3 | Распознавание геометрических фигур и изображение их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки) | 28 | |
4 | Проверочные задания, мозаика заданий | 13 | |
5 | Координатная сетка | 5 | |
6 | Действия, обратные данному | 14 | |
7 | Алгоритм | 12 | |
8 | Множества (элементы, сравнение, вложенность, кодирование, пересечение, объединение) | 27 | |
9 | Комбинаторика | 18 | |
| Итого | 135 | |
Приложение
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Тема | Кол-во часов | Дата проведения по плану | Дата проведения пофакту | Примечание |
| Что мы знаем о числах | | 16ч. | | | |
1 | | Рисуем цифры | 1 | | | |
2 | | Вычисляем в пределах десятка | 1 | | | |
3 | | Собираем группы | 1 | | | |
4 | | Считаем десятками | 1 | | | |
5 | | Записываем числа | 1 | | | |
6 | | Сравниваем числа | 1 | | | |
7 | | Повторение | 1 | | | |
8 | | Прибавляем и вычитаем однозначное число | 1 | | | |
9 | | Считаем до100 | 1 | | | |
10 | | Задачи принцессы Турандот | 1 | | | |
11 | | Придумываем задачи | 1 | | | |
12 | | Семь раз отмерь | 1 | | | |
13 | | Повторение, обобщение изученного | 3 | | | |
| Сложение и вычитание до 20 | | 18 | | | |
14 | | Почему 20? | 1 | | | |
15 | | Волшебная таблица | 1 | | | |
16 | | Двенадцать месяцев | 1 | | | |
17 | | В сумме ХV | 1 | | | |
18 | | От года до полутора | 1 | | | |
19 | | С девяткой работать легко | 1 | | | |
20 | | Вокруг дюжины | 1 | | | |
21 | | Повторение, обобщение изученного | 2 | | | |
22 | | Две недели | 1 | | | |
23 | | Кругом 16 | 1 | | | |
24 | | Между16 и18 | 1 | | | |
25 | | От 16 до20 | 1 | | | |
26 | | Работаем с календарём | 1 | | | |
27 | | Решаем задачи | 1 | | | |
28 | | Повторение, обобщение изученного | 3 | | | |
| Наглядная геометрия | | 9 | | | |
29 | | Геометрический словарь | 1 | | | |
30 | | Геометрические фигуры | 1 | | | |
31 | | Углы | 1 | | | |
32 | | Проектируем парк Винни-Пуха | 1 | | | |
33 | | Четырёхугольники | 1 | | | |
34 | | Треугольники | 1 | | | |
35 | | Повторение, обобщение изученного | 3 | | | |
| Вычисление в пределах 100 | | 18 | | | |
36 | | Складываем и вычитаем по разрядам | 1 | | | |
37 | | Тренируемся в вычислениях | 1 | | | |
38 | | Переходим через разряд | 1 | | | |
39 | | Складываем двузначные числа | 1 | | | |
40 | | Дополняем до десятка | 1 | | | |
41 | | Выбираем способ вычисления | 1 | | | |
42 | | Повторение, обобщение изученного | 2 | | | |
43 | | Вслед за сложением идёт вычитание | 1 | | | |
44 | | Занимаем десяток | 1 | | | |
45 | | На сколько больше? | 1 | | | |
46 | | Вычитаем и переходим через разряд | 1 | | | |
47 | | Туда и обратно | 1 | | | |
48 | | Продолжаем вычитать | 1 | | | |
49 | | Играем с автоматом | 1 | | | |
50 | | Повторение, обобщение изученного | 3 | | | |
| Знакомимся с новыми действиями | | 13 | | | |
51 | | Что такое умножение | 1 | | | |
52 | | Что вдоль, что поперёк | 1 | | | |
53 | | Используем знак умножения | 1 | | | |
54 | | Вдвое больше | 1 | | | |
55 | | Половина | 1 | | | |
56 | | Делим на равные части | 1 | | | |
57 | | Как раздать лакомство | 1 | | | |
58 | | Все четыре действия | 1 | | | |
59 | | Умножение и деление в задачах | 1 | | | |
60 | | Выделяем площадь | 1 | | | |
61 | | Определяем время | 1 | | | |
62 | | Работаем диспетчерами | 1 | | | |
63 | | Повторение, обобщение изученного | 3 | | | |
| Учимся умножать иделить | | 16 | | | |
64 | | Таблица умножения | 1 | | | |
65 | | Квадраты | 1 | | | |
66 | | Разрезаем квадраты на части | 1 | | | |
67 | | Умножаем и делим на 2 | 1 | | | |
68 | | Умножаем и делим на 3 | 1 | | | |
69 | | Двойки и тройки | 1 | | | |
70 | | Считаем четвёрками | 1 | | | |
71 | | Как разделить число на4 | 1 | | | |
72 | | Повторение, обобщение изученного | 2 | | | |
73 | | Увеличиваем и уменьшаем… | 1 | | | |
74 | | …в несколько раз | 1 | | | |
75 | | Счёт пятёрками | 1 | | | |
76 | | Опять 25 | 1 | | | |
77 | | Тренируемся в вычислениях | 1 | | | |
| Учимся умножать и делить | | 12 | | | |
78 | | Умножаем и делим на 10 | 1 | | | |
79 | | Повторение | 2 | | | |
80 | | Решаем задачи по действиям | 1 | | | |
81 | | Умножаем на 9 | 1 | | | |
82 | | Большие квадраты | 1 | | | |
83 | | Трудные случаи | 1 | | | |
84 | | Ещё раз про деление | 1 | | | |
85 | | Умножение в геометрии | 1 | | | |
86 | | Повторение, обобщение изученного | 3 | | | |
| Действия с выражениями | | 18 | | | |
87 | | Сложение и умножение | 1 | | | |
88 | | Ноль и единица | 1 | | | |
89 | | Обратные действия | 1 | | | |
90 | | Выражения | 1 | | | |
91 | | Выполняем действия по порядку | 1 | | | |
92 | | Тренируемся в вычислениях | 1 | | | |
93 | | Выражения со скобками | 1 | | | |
94 | | Порядок действий | 1 | | | |
95 | | Равные выражения | 1 | | | |
96 | | Сравниваем выражения | 1 | | | |
97 | | Группируем слагаемые и множители | 1 | | | |
98 | | Составляем выражения | 1 | | | |
99 | | Закрепление и проверка | 4 | | | |
100 | | Комплексное повторение изученного | 7 | | | |
Лист коррекции календарно- тематического планирования по математике на 2018-2019г.
Учитель Низамова Л.Н.
№ | Название раздела. Тема урока. | Кол-во часов по плану | Кол-во часов по факту | Коррективы(указание скорректированной темы вместе с проводимой темой в соответствии с журналом) | Дата проведения( дата записи в журнале того урок с которым объединяю) |
1 | | | | | |
2 | | | | | |
3 | | | | | |
4 | | | | | |
5 | | | | | |
6 | | | | | |
7 | | | | | |
8 | | | | | |
9 | | | | | |
13