-Прочитайте с доски пословицу: Слайд 1. «Корень ученья горек, да плод его сладок». - Как вы понимаете смысл этой пословицы? -Учится всегда тяжело, во время учебы мы испытываем трудности, а когда мы усвоили знания, то по жизни нам с этими знаниями будет легко. -А мы сегодня с вами продолжим решать математические примеры и задачи. | Читают пословицу. Размышляют, рассуждают, комментируют, объясняют. |
Организует выполнение заданий устно: Слайд 2. -Сколько раз содержится в 1 руб. по 10 копеек? -Сколько раз содержится в 1 т. по 1 центнер? -Сколько раз содержится в 3 т. по 1 центнер? -Сколько раз содержится в 1 метре по 20 сантиметра? -А сейчас устно решим задачи. 1. Две одинаковые чайные чашки стоят 100 р. Сколько таких чашек можно купить на 150 р.? Слайд 3. 2. Из 6 м. ткани получается 3 одинаковых детских костюма. Сколько таких костюмов получится из 12 м. такой ткани? Слайд 4. | Вычисляют, объясняют, проверяют. -В 1 рубле по 10 копеек содержится 10 раз. -В 1 тонне по 1 центнер содержится 10 раз. -В 3 тоннах по 1 центнер содержится 30 раз. -В 1 метре по 20 сантиметра содержится 5 раз. Размышляют. Отвечают устно с комментированием: 1) 100:2=50 (руб.) т. к. две чашки стоят 100 р. значит 1 чашка будет стоить 50р. 2) 150:50=3 (чашки) Ответ: 3 (ч.) 1)6:3=2 (м.)- уходит на один костюм. 2)12:2=6 (к.) Ответ: 6 (к.) |
Организуют деятельность по разъяснению решения задачи на нахождение четвертого пропорционального способом пропорционального отношения. -А сейчас отправляемся в мастерскую по пошиву одежды. Перед вами таблица, составьте задачу, используя данные таблицы. | Расход ткани на один костюм | Количество костюмов | Общий расход ткани | Первый день | Одинаковый | 6 к. | 18 м | Второй день | ? | 24 м | - Можем мы сразу ответить на вопрос задачи? -Почему? -Что означает слово «одинаковый»? - Как узнать сколько ткани уйдёт на 1 костюм? Запишите решение. -Эта задача на нахождение четвёртого пропорционального, т.е. когда три числа даны, а четвёртое нужно найти. Изменяем числовые данные на таблице. | Расход ткани на один костюм | Количество костюмов | Общий расход ткани | Первый день | Одинаковый | 5к. | 8 м | Второй день | ? | 24 м | -Сформулируйте задачу используя эти данные. -Можем ли мы решить задачу известным способом? -Почему? -Сколько костюмов получается из 8 м? -Во сколько раз ткани во второй день больше чем в первый? -Если ткани в 3 раза больше, то и костюмов сошьют в 3 раза больше. Слайд 5. (Наглядный показ) -Как узнать, сколько костюмов можно сшить из 24 м, если костюмов будет в 3 раза больше? -Запишите решение и ответ задачи. -Сформулируйте задачу урока. -Сегодня на уроке мы будем решать такие задачи способом установления пропорционального отношения. | Рассматривают таблицу. Составляют задачу, используя данные таблицы. -В первый день из 18м ткани сшили 6 костюмов, а во второй день из расходовали 24 м ткани, при этом расход ткани на один костюм был одинаковый. Сколько костюмов сшили во второй день? -Нет. -Мы не знаем сколько ткани идёт на 1 костюм. -Расход ткани на один костюм один и тот же. Решение: 1) 18 : 6 = 3(м) – на 1 костюм 2) 24 : 3 = 8(к) Ответ: 8 костюмов сошьют из 24 м ткани. Записывают решение задачи. Воспринимают.
Формулируют задачу. -В первый день из 8м ткани сшили 5 костюма, а во второй день из расходовали 24 м ткани, при этом расход ткани на один костюм был одинаковый. Сколько костюмов сшили во второй день? -Нет. -Так как 8 не делится на 5. -Из 8 м ткани получится 5 костюма. -Во второй день в 3 раза больше ткани, чем в первый. -24 : 8 =3 (раза) Рассматривают изображение. -5 3 = 15 (к.) Записывают решение задачи. Решение: 1)24 : 8 = 3 (раза) 2)5 3 = 15 (к.) Ответ: 15 костюмов. Формулируют задачу урока. -Познакомиться с новым способом решения задач на 4-е пропорциональное. |
-Откройте учебник на с. 28, № 95. -Прочитайте задачу. -Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему? -Можем ли мы это узнать? -Рассмотрите рисунок к этой задаче. -Какой новый способ решения подобных задач мы узнали? -Во сколько раз ткани во втором случи больше, чем в первом? Можем ли мы теперь узнать, сколько таких наволочек получится из 42 м. ткани? Как? -Запишите решение с объяснением. Физкультминутка И.п. - о.с. Ноги врозь, руки на поясе. 1-2. Наклоны головой в лево, право. 3-4. Вперед, назад. И. п. – о. с. 1-2. Посмотрели в лево, право. 3-4. Вверх, вниз. И. п. - о.с. 1-2. Наклоны туловищам в лево, право. 3-4. Вперед, назад. | Открывают учебник. Выразительно читают. (Из 2 м. полотна получается 3 наволочки. Сколько таких наволочек получится из 42 м. полотна?) -Нет. Нам неизвестно, сколько метров идет на одну наволочку -Нет. Число 2 не делится на 3. Рассматривают изображение с учебника. - 42 : 2 = 21 (р.) - во столько раз ткани стало больше. - 3 21=63 (н.)- сошьют из 42 м. Записывают решение задачи. Решение. 1) 42 : 2 =21(р.) - во столько раз ткани стало больше. 2) 3 21= 63(н.) – сошьют из 42 м. Ответ: 63 наволочки. Выполняют физкультминутку. |
Организует выполнение самостоятельной работы. -Прочитайте задание с учебника № 98, с. 28. -Выполняем упражнение у доски, по одному примеру на человека. Организует выполнение задания на доске с устным объяснением. 1)Произведение чисел 293 и 70 равно разности чисел 2 900 и 849. 2)Сумма чисел 9 391 и 7 028 равна частному чисел 82 095 и 5. Контролирует работу каждого обучающегося. Оценивает работу всех обучающихся, которые выполняют задания у доски. 3)Частное чисел 70 236 и 9 меньше их разности. 4)Произведение чисел 8 019 и 7 больше их суммы. | Читают и осмысливают задание. (Запишите равенства и неравенства, проверь, верны ли они). Анализируют выражения, выполняют задание, проверяют выполнение задания. 1) 29370=2900+849 1)х 293 2)-2900 __ 70 849 20510 2051 3)20510=2051 - не верно. 2) 9 391+7 028= 82 095:5 1)+ 9391 2)- 82095 7028 5 16419 16419 -32 30 -20 20 -9 5 45 3) 16419=16419 - верно. 3) 70236 : 9 1)-70236 9 63 7804 -72 72 36 2)+70236 9 70245 3)7804 4) 8 0197 8 019+7 1)х 8019 2)- 8019 7 7 56133 8012 3) 56133 8012- верно |
-Открываем рабочую тетрадь на с. 29, №12. -Прочитайте задачу. 15 км/ч 18км/ч ? -Как двигались велосипедисты? -С какой скоростью двигались велосипедисты? -Сколько времени были в пути? -Повторите вопрос задачи. -Можем мы сразу ответить на вопрос задачи? -Почему? -Как найти -Зная удаления, мы сможем ответить на вопрос задачи? Как? -Запишите решение задачи. | Открывают раб. тетради. Читают и осмысливают задание. Из одного посёлка в противоположных направлениях одновременно выехали два велосипедиста. Скорость движения первого 15 км/ч, второго 18 км/ч. На каком расстоянии велосипедисты будут друг от друга через 3 ч. после начала движения? Рассуждают. -Велосипедисты двигались в противоположном направлении. -Первый велосипедист двигался со скоростью 15 км/ч, а второй велосипедист со скоростью 18 км/ч. -В пути велосипедисты были 3 часа. -На каком расстоянии велосипедисты будут друг от друга через 3 ч. после начала движения? -Нет. -Мы не знаем удаления велосипедистов. -1) 15 + 18 = 33 (км/ч.)- скорость удаления. -2)333=99 (км) - расстояние между велосипедистами через 3 ч. Записывают решение задачи. |
Организует рефлексию учебной деятельности. -Что нового вы узнали на уроке? -С каким новым способом решения задач на пропорциональные величины мы сегодня познакомились? -Чему новому мы научились на уроке? -Запишите домашнее задание: Учебник № 97, 100, с. 28 -Спасибо, ребята, вам за работу. Наш урок окончен, до свидания! | Выполняют рефлексию учебной деятельности: Рассуждают. -Способом установления пропорционального отношения между величинами. Записывают домашнее задание. |