СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математика 2 класс урок Умножение числа 5 и умножение на 5

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока математики для 2 класса по теме "Умножение числа 5 и умножение на 5"

Просмотр содержимого документа
«Математика 2 класс урок Умножение числа 5 и умножение на 5»

Предмет Математика

Класс 2

ФИО учителя Федорова Анна Константиновна

Наименование образовательного учреждения МБОУ СОШ №5 им. Героя России Клещенко В.П.

Тема урока «Умножение числа 5 и умножение на 5»

Место урока в системе уроков по данной теме Первый урок по данной теме. На изучение темы отведено 5 часов.

Цели педагогической деятельности Создать условия для самостоятельного составления таблицы умножения числа 5 и на 5 и применения полученных знаний в решении текстовых арифметических задач на умножение. Формировать навыки самоконтроля и самооценки у детей

Задачи урока 1. Обучающие: ознакомить учащихся с таблицей умножения числа 5 и на 5 . Формировать умение различать условие задачи, вопрос; правильно оформлять решение задачи. Совершенствовать умение составлять схему к задаче.

2. Развивающие: способствовать формированию умения применять составленный алгоритм деятельности в изучении блока «Табличное умножение однозначных чисел», развивать вычислительные навыки.

3. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение к мнению одноклассников, формировать положительное отношение к учебной деятельности, формировать навыки самоконтроля и самооценки

Тип урока Урок «открытия нового знания»

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: Составлять таблицу умножения числа 5, совершенствовать вычислительные навыки, прогнозировать результат вычисления, использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений

Метапредметные: Проявлять способность оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос; читать, ставить вопросы, выдвигать гипотезы. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Понимать и принимать учебную задачу, решать учебные задачи, связанные с повседневной жизнью. Использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов схем решения учебно-познавательных и практических задач.

Личностные: Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения; проявлять способность к самоорганизованности; высказывать собственные суждения и давать им обоснование

Формы обучения Индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в паре

Техническое оборудование Компьютер, интерактивная доска

Наглядные пособия Ёлочка (рисунок на плоскости), картинки ёлочных игрушек на магнитах









ХОД УРОКА

I.Организационный момент.

Всем, всем «Добрый день»,

Прочь с дороги нашей лень.

В школу мы пришли знания добывать,

Учиться думать, размышлять.

- А теперь подарим свои улыбки друг другу,

гостям, тем самым пожелаем всем добра и сча

II.Повторение пройденного.

Устный счет.

Отгадайте-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке.

Дни его всех дней короче.

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.









-О каком месяце говорится в этой загадке?

- У нас есть повод порадоваться и улыбнуться.

Какой приближается праздник?


Любимый праздник взрослых и детей? (Новый год)

- А что является символом Нового года?

(символом Нового года является –ёлочка)

- Ёлочку принято на праздник наряжать.

Давайте и мы украсим нашу ёлочку шарами

1) 4*󠆴 = 16 , 4*4=16

2) 3*󠆴 = 12, 3*4=12

3)12:󠆴󠆴=3, 12:4=3

4) 16 : 󠆴󠆴=4, 16÷4=4

5)󠆴󠆴*2=6, 3*2=6

6) 󠆴󠆴:3 =2, 6:3=2

7) 5*󠆴󠆴=45 , 5*9=45

- А шары-то не простые, а с заданиями.


- Что надо знать, чтобы выполнить это задание?

Ответы у доски


III. Постановка задач урока. Тема урока


-  Кто сможет решить последний пример?


(Возможно, что кто-то из учеников даст ответ. Тогда

ответ ученика можно выдвинуть гипотезой, которую

будете проверять)


(Мы ещё не изучали таблицу умножения и деления на 5)

- Верно, в ранее изученных табличных случаях такого ответа не было. Это новое знание

-Сформулируйте тему нашего урока.

(Умножение числа 5 и умножение на 5)


-Какие задачи поставите на урок и перед собой?

- Вам помогут опорные слова


  1. СОСТАВИТЬ… таблицу умножения числа 5

и таблицу умножения на 5

  1. ПРИМЕНИТЬПрименить полученные знания в

решении практических задач


III. Постановка задач урока. Тема урока

а) Чистописание


- Открываем тетради. У вас записаны число, классная

работа

- Послушайте считалочку и узнаете, какую цифру будем

прописывать.


Сколько пальцев на руке

И копеек в пятачке,

У морской звезды лучей,

Клювов у пяти грачей

(5)




Объяснение письма цифры 5

- Начинаем писать прямую линию

немного правее середины верхней стороны

клетки, ведём её наклонно вниз почти

до центра клетки, пишем полуовал,

касаясь правой стороны клетки.

Сверху от прямой линии пишем вправо

волнистую линию, доходящую до правого

верхнего угла клетки.


III. Постановка задач урока. Тема урока

б) Подготовка к новому. Решение задачи


- Теперь ребята, закройте глаза, и представьте, что мы

перенеслись в сказочный лес. Под деревом сидят заяц и волк.

Рядом поляна, на ней палаточный лагерь, его разбили

туристы.


- Посмотрите на рисунок и скажите сколько человек живет в

лагере, если всего 5 палаток и в каждой палатке по 3 туриста.

- Волк и заяц решали задачу разными способами:

Волк – сложением, а Заяц умножением

- Как вы думаете кто посчитал быстрее? Почему?


- Какой способ рациональнее?

Давайте запишем в тетрадях решение задачи способом Зайца


- Записываем в тетради ЗАДАЧА, решение и ответ

- Сколько человек в палаточном лагере?

(15 человек в палаточном лагере.)


Ребята, а вы ходите с родителями на природу?

Какие правила поведения вы должны соблюдать?

  • Не кричать в лесу

  • Не сорить в лесу

  • Не трогать лесных жителей6 птиц и зверей

  • Не ломать деревьев и не рвать цветы

Молодцы! Будем надеяться, что туристы из нашей задачи

тоже не забудут этих правил

IV. Физкультминутка


Поднимите руки , класс-это раз.

Повернулась голова- это два.

Руки вниз, вперёд смотри-это три.

Руки в стороны, пошире развернули

- на четыре.

С силой их к плечам прижать- это пять.

Руки вниз опустить- шесть

И за парты тихо сесть.


V.Новый материал.

а) Составление таблицы умножения числа 5.

Работа в группе


- Сейчас работать будете в группе.

- Давайте вспомним правила работы в группе.


- Опираясь на свои знания, вы самостоятельно

составите таблицу умножения числа 5.


- Какие знания вам помогут в составлении таблицы

умножения числа 5?


7 групп

5*1=󠆴󠆴

5*2=󠆴󠆴

5*3=󠆴󠆴

5*4=󠆴󠆴

5*5=󠆴󠆴

5*6=󠆴󠆴

5*7=󠆴󠆴

5*8=󠆴󠆴

5*9=󠆴󠆴

5*10=󠆴󠆴









Ответы детей:

- смысл действия умножения

- закон о перестановке множителей в произведении

- знания табличных случае умножения на 2, 3, 4

- особые случаи умножения:

а · 1 = а






Группа, которая закончила первой получает карточку

Первая группа №1


Вторая группа №2


……. Седьмая группа №7


- Все группы закончили составлять таблицу

умножения числа 5

- Проверяем. Все внимательно слушают выступающих групп.

И сигнализируют:

ЗЕЛЁНЫЙ-согласны с ответом

КРАСНЫЙ- не согласны

-По 5 взять 1раз, получится 5

Применили правило умножения на 1

(По одному взять 5 раз, будет 5) (5+5=10)

-Каким законом умножения пользовались?

( От перестановки множителей произведение не меняется)

- Просигнальте, согласны вы с ответом первой группы?

Отвечает группа №2

-По 5 взять 2 раза, получится 10

Вспомнили таблицу умножения на 2

(По 2 взять 5 раз, будет 10)

-Каким законом умножения пользовались?

( От перестановки множителей произведение не меняется)

- Как ещё можно получить результат 10, используя

сложение?

5 да ещё 5 , будет 10

-Просигнальте, согласны вы с ответом второй группы?

Отвечает группа №3

-По 5 взять 3 раза, получится 15

Вспомнили таблицу умножения на 3

(По 3 взять 5 раз, будет 15)

-Каким законом умножения пользовались?

( От перестановки множителей произведение не меняется)

- Как ещё можно получить результат 15, используя

сложение?

10 и ещё 5 , будет 15

-Просигнальте, согласны вы с ответом третьей группы?

Отвечает группа №4

-По 5 взять 4 раза, получится 20

Вспомнили таблицу умножения на 4

(По 4 взять 5 раз, будет 20)

-Каким законом умножения пользовались?

( От перестановки множителей произведение не меняется)

- Как ещё можно получить результат 20, используя

сложение? 15 и ещё 5 , будет 20

- Просигнальте, согласны вы с ответом четвертой группы?


- Как нашли результат умножения числа 5 на 5?

-Каким способом?

Отвечает группа №5

-По 5 взять 5 раз, получится 25

20 и ещё 5, будет 25


-- Просигнальте, согласны вы с ответом пятой группы?

Отвечает группа № 6

-По 5 взять 6 раз, получится 30

25 и ещё 5, будет 30

-- Просигнальте, согласны вы с ответом шестой группы

Отвечает группа № 7

-По 5 взять 7 раз, получится 35

30 и ещё 5, будет 35

-- Просигнальте, согласны вы с ответом седьмой группы

Отвечает группа № 1

-По 5 взять 8 раз, получится 40

35 и ещё 5, будет 40

-- Просигнальте, согласны вы с ответом первой группы?

Отвечает группа № 2

-По 5 взять 9 раз, получится 45

40 и ещё 5, будет 45

-- Просигнальте, согласны вы с ответом первой группы?

Отвечает группа № 3

-По 5 взять 10 раз, получится 50

5*1=5

5+5=10 5*2=10

10+5=15 5*3=15

15+5=20 5*4=20

20+5=25 5*5=25

25+5=30 5*6=30

30+5=35 5*7=35

35+5=40 5*8=40

40+5=45 5*9=45

45+5=50 5*10=50



45 и ещё 5, будет 50

-- Просигнальте, согласны вы с ответом третьей группы?


- Откройте учебник стр.4

Посмотрите, как Волк и Заяц составили эту таблицу.

Волк -сложением, а Заяц умножением.

-Как вы думаете,какой способ рациональнее?


-Возьмите листы для самооценивания.

Оцените сою работу в группе




1. Работа в группе: составление таблицы

1. Активно работал в группе


2. В работе группы участвовал мало



V.Новый материал.

б) Составление таблицы умножения на 5.

Самостоятельная работа

5*1=5

5+5=10 5*2=10

10+5=15 5*3=15

15+5=20 5*4=20

20+5=25 5*5=25

25+5=30 5*6=30

30+5=35 5*7=35

35+5=40 5*8=40

40+5=45 5*9=45

45+5=50 5*10=50


- Мы составили таблицу умножения числа 5. Волк и Заяц

предлагают применить знания на практике. Выполним

самостоятельную работу.

-Открываем учебник стр.5, задание 6

-Прочитайте задание. Самостоятельно составьте таблицу

умножения на 5

- Подумайте. Для выполнения этого задания, какие знания

нужно применить?

(Закон о перестановке множителей в произведении)


-Кто скажете,как этот закон звучит?


( От перестановки множителей произведение не меняется)



5*1=5 1*5=5

5+5=10 5*2=10 2*5=10

10+5=15 5*3=15 3*5=15

15+5=20 5*4=20 4*5=20

20+5=25 5*5=25 5*5=25

25+5=30 5*6=30 6*5=30

30+5=35 5*7=35 7*5=35

35+5=40 5*8=40 8*5=40

40+5=45 5*9=45 9*5=45

45+5=50 5*10=50 10*5=50


- Сверьте вашу таблицу умножения на 5 с таблицей на доске.

- Просигнальте, у кого получилось аналогично?

-У кого по другому?


-Какой закон применили для составления таблицы?


( От перестановки множителей произведение не меняется)


-Оцените свою работу в листах самооценки





2. Самостоятельная работа

1. Работал самостоятельно, сделал всё правильно


2. Работал самостоятельно, допустил ошибки


3. Не справился с работой, нужна помощь


б) Применение новых знаний


- Продолжаем работать с №6

Используя умножение числа на 5, решим примеры.

- Решать будете по 2 примера.

-Проверим 1 ученика,2 ученика


Ответы детей:

1 ученик


3· 5 По 3 взять 5 раз, получится 15


7· 5 По 7 взять 5 раз, получится 35 ,

потому что, по 5 взять 7 раз будет 35


-Какой законом умножения использовал при решении

второго примера?


( От перестановки множителей произведение не меняется)


2 ученик


6·5 По 6 взять 5 раз, получится 30 ,

потому что, по 5 взять 6 раз будет 30

-Какой законом умножения использовал при решении

третьего примера?

( От перестановки множителей произведение не меняется)


5· 5 По 5 взять 5 раз, получится 25







VI. Физкультминутка


- Вместе с Волком и Зайцем мы продолжаем путешествие

по сказочному лесу.


- Вот перед нами пруд необычный и очень-очень

симпатичный.


- Каких птиц можно встретить на пруду

(цапли, журавли, утки)


- На пруду уточки.


Уточки ныряют, делают зарядку

Очень они любят делать по порядку….

(Зарядка под музыку « Танец маленьких утят»)


VII. Повторение пройденного.

Решение задачи


- Наши уточки приготовили для вас задачу


-Записываем в тетради слово ЗАДАЧА

Стр.6 в учебнике, задача № 9

- О ком говорится в задаче?

-Сколько плавало уток?

-Изобразим это на схеме

-По сколько утят у каждой утки?

Изобразим это на схеме

- Что нужно найти в задаче?

(Сколько всего птиц)

- А птицы-это мама уточка и утята

-Можно сразу ответить на вопрос задачи?

- Как узнать сколько утят у трёх уточек?

-Каким действием ?

- Как узнать сколько всего птиц: уточки и утята?

- Каким действием?

- Запишите решение и ответ в тетрадь.

ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ:

  1. 5·3=15 (ут.)

  2. 15+3=18 (пт.)

Ответ: 18 всего птиц.


Резерв. Работа в паре.


- Ребята, а пруд, где плавали уточки необычный и

очень-очень симпатичный и похож на на геометрическую

фигуру, какую?

(пятиугольник)

-И у вас на парте этот пятиугольник

-Заяц шепчет волку, давай найдем периметр.

А Волк не знает, как это сделать.

- Поможем ему?

- Вспомните, что такое периметр многоугольника?

-Работать будете в паре.

Не забывайте правила работы в паре.

-Договоритесь между собой. Один измеряет стороны,

другой –записывает.

И вместе находите периметр.

- Приступили к рабрте.

- Проверяем

Р=5+4+4+5+3=21см

VIII. Итог урока.

-В сказочном лесу время подходит к вечеру. Волк и Заяц

отправились на ночлег. Мы с ними встретимся на следующем

уроке математики и узнаем, что нового нас ждёт в лесу.


-Ребята, посмотрите нам осталось повесить ещё один шарик

на ёлочку. Какое число спряталось за карточкой?


( Это число 9, так как мы теперь знаем,

что 5 умножить на 9 будет 45.)


- Какие задачи ставили в начале урока?

1. Составить таблицу умножения числа 5.

2. Применить полученные знания в решении

практических задач

-Смогли ли решить эти задачи?


- Что у нас получилось в результате совместной работы?


Наш результат – таблица умножения числа 5 и

таблица умножения на 5


- А могут ли эти знания нам где-нибудь пригодиться в жизни?


- Молодцы! Месяц декабрь приготовила для вас подарки.

Это снежинки.


Из туманов белоснежных
Рукодельница Зима
Миллион снежинок нежных
Наморозила сама,

Чтоб они везде порхали
В деревнях и городах,
Чтоб прохожие вздыхали:
«Красота какая! Ах!»

Чтоб снежинку на ладошку
Ты поймал – а там вода! –
Удивился бы немножко
И сказал: «Вот это да!»

IX. Д/з Р.т. стр.3 №3,4