СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математика. 4 класс. Литр и кубический дециметр.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок математики в 4 классе по УМК "Перспективная начальная школа"

Просмотр содержимого документа
«Математика. 4 класс. Литр и кубический дециметр.»

I. Мотивационный этап

Цель: создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности получать знания, включение в учебный процесс.


Учитель. Как вы думаете, что общего у предметов, которые вы видите на слайде? (Слайд 2, на слайде шарик, кастрюля, банка, кубик)

(Это объемные фигуры)

Учитель. Что значит объемная фигура? (Имеет объем)

Учитель. Сегодня на уроке такие фигуры будут в центре внимания. Уверена, что вы справитесь со всеми заданиями.


II. Актуализация опорных знаний

Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения материала.


Учитель. Найдите объем вот этого бака в форме куба с ребром 2 дм. (8 дм3)

Учитель. Как решили задачу? (2 х 2 х 2 = 8 дм3)

Учитель. У вас были трудности при выполнении этого задания?


III. Выявление места и причины затруднения

Цель: создать проблемную ситуацию, способствующую открытию нового знания.


Учитель. Сколько литров воды в этом баке объемом 8 дм3?

(При решении задачи у учащихся возникает затруднение, потому что они не знают, как соотносятся литр и кубический дециметр)

Учитель. Кто может озвучить решение? Почему не смогли выполнить задание?












1. Организация побуждающего и подводящего диалога по проблемному объяснению нового знания.


Учитель. Какую величину мы будем изучать на уроке? (Объем)

Учитель. Назовите известные единицы объема. (1 см3 , 1 дм3, л)

Учитель. Расположите единицы объема (кубический сантиметр, литр, кубический дециметр) в порядке возрастания. (Слайд 5)

Учитель. Почему у вас возникли затруднения?

(Мы не знаем, что больше: кубический дециметр или литр)


2. Формулирование темы и согласование цели урока.


Учитель. Какие единицы объема будут на сегодняшнем уроке в центре внимания? Какова будет тема урока?

(Литр и кубический дециметр)

(Слайд 5, анимация)

Учитель. Поставим большой знак вопроса между этими величинами.

Как сформулируете цель урока?

(Выяснить, как соотносятся между собой кубический дециметр и литр)

(Слайд 5, анимация)


IV. Построение проекта выхода из затруднения

Цель: организовать поиск путей решения проблемной ситуации.


Учитель. Для того чтобы разрешить возникшую проблему, вспомните, чем измеряют объём. (Ведрами, чашками, стаканчиками, банками)

Учитель. Существуют специальные мерки для измерения объема. Например, банки. Посмотрите, объем вот этой банки равен 1 литру (учитель демонстрирует литровую банку). Есть еще мерная кружка (учитель показывает литровую кружку). Посмотрите, здесь указано, что ее объем тоже равен 1 литру. Такой мерки, на которой был бы указан кубический дециметр, я найти не смогла.

Учитель. Что собой представляет кубический дециметр? (Это куб с ребром 1 дм)

А есть ли у нас такой куб в классе? (Учитель показывает пластиковый куб с ребром 1 дм)

Учитель. Как сравнить эти единицы объёма?

(Можно налить воду в литровую кружку и перелить ее в куб;

можно налить воду в куб и перелить ее в литровую кружку;

можно налить воду и в кружку, и в куб и перелить из каждого сосуда в литровую банку)



Учитель. Что вы наблюдаете?

(Расходуется при переливании одинаковое количество воды)

Учитель. Какой вывод сделаете?

(Один кубический дециметр равен 1 литру)

Слайд 6

Учитель. Нам удалось решить проблему? Каким образом? (Практическим путем)

Учитель. Чем необходимо заменить знак вопроса? (Знаком равенства. Учитель на интерактивной доске стирает знак вопроса и меняет его на знак «равно». Получается запись: 1 л = 1 дм3)

(Слайд 6, анимация)

Учитель. Теперь сможете решить задачу начала урока? Решите ее.

Учитель. То, что 1 л = 1 дм3 , было установлено пятьдесят три года назад, в 1964 году, на 12 Генеральной конференции по мерам и весам, а до этого считалось, что литр чуть-чуть больше кубического дециметра. Кубический дециметр включен в Международную систему единиц, а вот литр нет, но он широко применяется в быту. Где? (Слайд 7)

Учитель. Почему литр важная единица объема?


V. Реализация проекта

Цель: организовать самостоятельное выполнение заданий на новый способ действия.


Учитель. Я приглашаю вас в гости к одной виртуальной семье Ивановых. Вам необходимо будет им помочь.

Учитель. Вы будете работать группами. Для выполнения заданий каждая группа воспользуется разными мерками: литровой банкой, литровой кружкой, моделью кубического дециметра. Представитель группы выйдет к доске и выберет для своей группы инструкционную карту.

(Инструкции написаны на листах разного цвета)

1 группа

Инструкционная карта

Задача. Помочь папе заполнить аквариум водой.

Заполните аквариум водой до отмеченного уровня с помощью литровой банки. Посчитайте и запишите, сколько кубических дециметров воды вы налили в аквариум _________________.

2 группа

Инструкционная карта

Задача. Помочь маме приготовить огуречный рассол.

Наполните банку водой с помощью литровой кружки. Насыпьте в банку соли из расчета 2 столовые ложки на 1 литр воды. Запишите, сколько столовых ложек соли насыпали. _________________.

3 группа

Инструкционная карта

Задача. Помочь бабушке приготовить пшенную кашу.

Отмерьте 2 кубических дециметра пшена с помощью модели кубического дециметра. Пересыпьте пшено в кастрюлю. Запишите объём высыпанного пшена в литрах.___________.


Учитель. Группы закончили работу. Давайте проверим, что у вас получилось.

(Проверка результатов)

Учитель. Где будут полезны полученные сегодня знания?

Учитель. Я уверена, что вы сможете применить их в нужный момент.

1 группа.

2 дм3 , потому что мы налили в аквариум 2 литровые банки.

2 группа.

6 ложек, потому что банка трехлитровая, так как мы заполнили ее водой тремя литровыми кружками, 2 х 3 = 6.

3 группа.

2 литра.


VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: организация усвоения детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи.


Учитель. Решим задачу № 330 на с. 96 учебника математики. Прочитайте ее.

(Можно ли налить 5 л воды в кастрюлю вместимостью 5500 кубических сантиметров?)

Учитель. Как вы думаете, можно ли налить в эту кастрюлю 5 л воды? Давайте проголосуем.

Учитель. Те, кто считает, что можно, нажмут кнопку а, кто нельзя – кнопку в.

Учитель. А как доказать или опровергнуть правильность решения задачи? Конечно, ее надо решить.

Учитель. Что мы должны уточнить сначала? (Сколько в 5 л дм3)

Учитель. Что еще необходимо знать для решения задачи? (Сколько см3 в дм3)

Учитель. Достаточно ли теперь знаний для решения задачи? (Да, 5 дм3 = 5000 см3)

(Запись решения в тетради, которое выполняется после вопросов учителя

5 л = 5 дм3

1 дм3 = 1000 см3

5 дм3 = 5000 см3

Ответ: в кастрюлю можно налить 5 литров воды)


Учитель. К формуле, составленной выше, можно добавить еще одно значение.

(Учитель дополняет формулу)

1 л = 1 дм3 = 1000 см3


VII. Включение в систему знаний

Цель: повторение и закрепление ранее изученного.


Учитель. Мне осталось проверить, насколько внимательны вы были. Ответьте на вопросы мобильного теста. Работать вы будете в парах.

Мобильный тест.

1. Как называется единица измерения, равная 1 литру?

а) Квадратный дециметр.

б) Кубический дециметр.

в) Кубический сантиметр.

2. Что собой представляет кубический дециметр.

а) Куб с ребром 1 см.

б) Куб с ребром 1 м.

в) Куб с ребром 1 дм.

3. Какая единица объема не входит в Международную систему единиц?

а) Квадратный дециметр.

б) Кубический дециметр.

в) Литр.

4. Сколько кубических сантиметров в 2 литрах?

а) 2000.

б) 20.

в) 200.

(Проверка мобильного теста на экране интерактивной доски)



VIII. Домашнее задание

Цель: объяснение выполнения домашнего задания.


Учитель. Предлагаю дома выяснить, где еще в быту можно использовать литр или кубический дециметр.


IX. Рефлексия

Цель: рефлексивный анализ учебной деятельности.


Учитель. Оцените собственную деятельность на уроке с помощью сосуда знаний. Наполните его настолько, насколько сегодня наполнились ваши знания. Цвет фломастера выберите сами.



Оборудование



  • Интерактивная презентация.

  • Лабораторное оборудование «Плавание и погружение» (маленький аквариум, большой аквариум)

  • Инструкционные карты для групповой работы.

  • 3 литровые и 1 трехлитровая банки.

  • Трехлитровая кастрюля.

  • Мерная литровая кружка.

  • Модель кубического дециметра.

  • 2 килограмма пшена, 1 килограмм соли.

  • 13 учебников математики.

  • Кружки для рефлексии.

  • Памятки.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!