СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математика. 5 класс.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Математика. 5 класс.»









Внеклассное мероприятие по математике

для обучающихся 5-х классов



"Цифра семь известна всем"

















Учитель математики высшей

квалификационной категории

Шувакина Раиса Николаевна







2020 г.





Цель:

- способствовать развитию мышления, познавательной и творческой активности обучающихся;
- воспитывать чувство юмора и смекалки, интерес к предмету математики.

Задачи:

-создать условия для проявления каждым учеником своих способностей, интеллектуальных умений;

-развивать такие качества, как умение слушать другого человека, работать в группе,
умения самоанализа и самооценки, способности к творческой работе над собой;

-подготовка вопросов, интересных задач на сообразительность из области математики;

-подготовка исторического материала;

-подготовка музыкального сопровождения конкурса.

Оборудование:

- компьютер

- экран

- проектор

- таблички с цифрами «7»,

- танграммы 2 шт. (разрезанные).


Ведущий (слайд 1)

Цифра семь известна всем,

Что сказать о цифре семь!

В деревушке семь избушек,

Семь крылечек, семь старушек,

Семь щенков, семь дымков,

Семь драчливых петухов

На семи плетнях сидят,

Друг на друга не глядят.

Распустили семь хвостов,

Каждый хвост семи цветов.

В тесном небе звездной ночью

Я нашел семь ярких точек.

Семь горящих глаз нашел,

Называются ковшом.

И Медведицей зовут...

Вот семёрка-кочерга,

У неё одна нога. (показывает на 7).


Добрый день, дорогие друзья!

Наша сегодняшняя конкурсная программа называется

“Цифра семь известна всем ”.


А в центре внимания сегодня будет число “7”!


“СЕМЁРКА” не сходит сегодня с нашего языка. И мы в этом сейчас убедимся.

Жюри “Совет Мудрейших” в составе … оценят ваши выступления


На сцену приглашаются команды.

Команда говорит своё название, связанное с числом 7. ( Например, “Неделька”, “Радуга”, “Семь гномов”). Жюри оценивает оригинальность названия, внешний облик команд.

Спасибо!

Ведущий

Для проведения жеребьёвки приглашаются по 1 представителю от команд.


(жеребьёвка) (слайд 2)

В небе радуга-дуга замыкает берега.

Расцветая всё ясней, чудо - краски светят в ней.

Пусть ответит тот, кто знает или сможет сосчитать,

Сколько красок в ней играет, озаряя моря гладь.

(слайд 3) (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан)

Сегодня у нас 7 конкурсов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. А еще мы сегодня узнаем о семи чудесах света – так называют прославленные в древности сооружения и статуи.


Первый конкурс - КРАСНЫЙ конкурс.

(слайд 4)

Особенно большим почётом в древности была окружена семёрка. Отголоски почитания этого числа дошли и до наших дней, когда мы употребляем в речи пословицы и поговорки. Когда-то семёрка была предельным числом, где “7” употребляется в значении “все”.


Есть начало поговорки или пословицы, в которой встречается число “7”. Вы должны закончить ее. Начнем в порядке жеребьевки. За каждый правильный ответ 7 –ки.


  • У семи нянек и дитя без глазу.

  • Семь бед, один ответ.

  • Семь верст до небес и все лесом.

  • Семеро с ложкой, а один с сошкой.

  • Семь пядей во лбу.

  • Семь пятниц на неделе.

  • Седьмая вода на киселе.

  • Семь футов под килем.

  • Семи смертям не бывать, а одной не миновать.

  • Для бешеной собаки семь верст не круг.

  • Семеро одного не ждут.

  • Знать предков до седьмого колена.

  • За семью печатями.

  • У ленивого Емели семь четвергов на неделе.

Молодцы!

Ведущий

Волшебное число “7” широко использовалось в сказках, мифах, скульптурах и сооружения древнего мира. Первое чудо света Египетские пирамиды.(Сообщение ученика 10 класса)

(слайд 5)

Египетские пирамиды

Все в мире с тех пор неузнаваемо изменилось. Люди создают то, о чем древние народы не могли и мечтать. До нас, к сожалению, дошло лишь одно из тех прекрасных творений человеческого разума, умелых человеческих рук - египетские пирамиды. Он называл среди чудес света «пирамиды у Мемфиса – пирамиды «вообще», некоторые - три пирамиды, придирчивые считают чудом света только большую пирамиду, которую нередко называли Библией в камне. На рассвете, когда вершина еще тонет в тумане, пирамида кажется розоватой-, в те редкие минуты, когда горизонт затянут облаками, - серебряной, а при холодном свете луны она напоминает заснеженную гору.

(слайд 6)

1798 году у подножия каменных гигантов произошло решительное сражение между французами и мамлюками. Французами командовал генерал, возмечтавший затмить славу знаменитейших полководцев всех времен и народов. Величие этих гробниц поразило и его. Сорок веков смотрят на вас с высоты этих пирамид», - сказал обращаясь к своему войску, и слова его воодушевили солдат. По подсчетам Наполеона, каменных блоков от трех пирамид в Гизе бы, чтобы опоясать всю Францию стеной высотой в 3 метра и в 30 сантиметров.


Слово жюри. Итоги первого конкурса.


ОРАНЖЕВЫЙ конкурс!

(слайд 7)

Танграмм. Команды получают в конвертах разрезанный на 7 частей квадрат. Кто быстрей сложит квадрат?


Ведущий

Пока команды работают послушаем о числе семь.

  • Одиссей семь лет был в плену у нимфы Калипсо.

  • У вавилонян подземное царство окружено семью стенами.

  • У мусульман небесный свод состоит из семи небес, и все угодные богу попадают на седьмое небо блаженства.

  • У индусов есть обычай дарить на счастье семь слоников.

  • Великий пост у христиан длится 7 недель.

  • В Библии повествуется о семи светильниках, семи ангелах, о семи годах изобилия и семи – голода.


Команды! Стоп! Время вышло. Работы сдаем жюри.

Ведущий

Сейчас мы услышим о втором чуде света- Висячих садах Семирамиды

(слайд 8)

В 90 километрах от Багдада находятся развалины Древнего Вавилона-(VII в. до нашей эры Вавилон был самым большим и богатым городом Древнего Востока. Много удивительных сооружений было в Вавилоне - но больше всего поражали висячие сады царского дворца -

сады, бывшие не легендой. Греки почитали их как одно из семи чудес света.

Однако знаменитые висячие сады были созданы не Семирамидой и даже не во времена ее царствования, а позже по приказу царя Наву­ходоносора. Висячие сады были разбиты в северо-восточной части дворца на насыпных террасах, покоящихся на сводах. Своды поддерживались мощными высокими колоннами, расположенными внутри каждого этажа. Платформы террас представляли сложное сооружение- в их основании лежали массивные каменные плиты со слоем камыша, залитого асфальтом. Затем шел двойной ряд кирпичей, соединенных гипсом, еще выше- свинцовые пластины для задержки воды.

(слайд 9)

Саму террасу покрывал толстый слой плодородной земли, в котором могли пустить корни большие деревья. Этажи садов поднимались уступами и соединялись широкими пологими лестницами, покрытыми розовым я белым камнем. Высота этажей достигала почти 28 метров и давала достаточно света для растений. В повозках, запряженных быками, привозили в Вавилон деревья, завернутые во влажную рогожу, семена редких трав, цветов и кустов. И расцвели в необыкновенных садах деревья самых удивительных пород и прекрасные цветы. День и ночь сотни рабов вращали подъемное колесо с кожаными ведрами, подавая в сады воду из Евфрата.


Внимание! ЖЁЛТЫЙ конкурс! Конкурс-блиц.


Я предлагаю вам вопрос. Вы на листе бумаги крупно пишите ответ. На счёт 7 все команды одновременно поднимают свой ответ.

За каждый правильный ответ присуждает команде по одной семёрке. Итак, внимание!

(слайд 10)

1. Единица измерения времени, равная семи дням? (неделя)

2. Как называется мера длины, равная 7 футам? (сажень)

3. Ансамбль из семи инструментов? (септет)

4. Какой праздник отмечается 7 января?(рождество)

5. Автор сказки “Цветик-семицветик” (В. Катаев)

6. Как называется упряжка из семи лошадей?(семерик)

7. В средневековой школе было семь предметов. Их звали: “Семь свободных искусств”. Грамматика, диалектика, музыка, геометрия, риторика, астрономия. Назовите седьмой предмет. (арифметика).

Ведущий

Следующее чудо света- Храм греческой богини Артемиды

(слайд 11)

Храм греческой богини Артемиды в городе Эфесе, в Малой Азии считался третьим чудом света. Величайшие древнегреческие мастера изображали Артемиду I мраморе, бронзе и красках. Артемида считалась у греков идеалом женской красоты: она была столь прекрасна, что ей не нужно было и участвовать в известном состязании между Афиной, Афродитой и Герой.

Для составления проекта и строительства храма был приглашен известный архитектор Харсифрон из Кносса. Он предложил построит мраморный храм, опоясанный двойным рядом стройных колонн, но дел) осложнялось тем, что поблизости не было мрамора. Однако, как часто бывает, помог случай. Однажды пастух Пиксодор пас стадо на зеленых холмах недалеко от Эфеса. Два барана решили выяснить отношения и наклонив головы, помчались навстречу друг другу, но промахнулись. Один из них с разбегу стукнулся о скалу. Да так, что от нее отлетел осколок ослепительной белизны. Озадаченный пастух поднял камень, внимательно осмотрел его и вдруг, бросив стадо, поспешил в город. В руках; него оказался... кусок мрамора. Ликующие горожане приветствовали пастуха, облачили его в дорогие одежды, и никому доселе не известный стал знаменитым. (слайд 12)

Храм строился почти 120 лет и был закончен около 550 г. до нашей эры было огромно: длиной 110 и шириной 55 метров. Вокруг него возвышались два ряда каменных колонн высотой до 18 метров. По свидетельству Плиния Старшего, их было 127. Двускатная крыша была сделана не из черепицы, как в древних храмах, а из мраморных плит. По углам крыши размещались четыре мраморных быка гигантских размеров. Изнутри храм был облицован мраморными плитами, а в центре ;"главного зала стояла статуя Артемиды высотой 15 метров. Основа статуи была деревянной, но сверху она была сплошь покрыта золотыми украшениями и драгоценностями.. Фронтон храма, вершина которого отстояла от земли на 25 метров, роскошно украшен величественной скульптурной композицией.


Жюри подводит итоги оранжевого и желтого конкурсов.


Внимание! ЗЕЛЁНЫЙ конкурс!


Каждая команда получает задание.

1. Вопрос (слайд 13)

Как расставить 7 стульев у четырёх стен комнаты, чтобы количество стульев у каждой стены было одинаковым

(слайд 14)

2. Вопрос (слайд 15)

Запиши с помощью двух семёрок наибольшее число (77) (слайд 16)


3. Вопрос (слайд 17)

Какое натуральное число в 7 раз больше цифры его единиц? (35) (слайд 18)


Ведущий

А сейчас мы познакомимся с таким чудом света, как Зевс Олимпийский (слайд 19)

До нас дошло свидетельство о конкурсе на создание скульптуры Амазонки. Жители Эфеса пригладили участвовать в нем Фидия (творца знаменитой статуи Зевса в Олимпии), Кресилая (создателя Перикла), и Поликтета , который и одержал победу. Через 200 лет житель Эфеса Герострат поджег храм Артемиды. Так он хотел увековечить свое имя в истории. Это случилось в ночь рождения Александра Македонского 21 июля 356 г. до нашей эры. Решением собрания, «в котором участвовал весь эфесский народ», имя человека, совершившего это преступление, должно было навечно исчезнуть из памяти людской. В официальных списках о нем говорится просто как об «одном безумце», но в IV веке до нашей эры о нем упомянул древнегреческий историк Феопомп, и имя Герострата с тех пор стало нарицательным. (слайд 20)

- На юге Греции в храме находилось скульптурное изображение Зевса -верховного бога древних греков, которое по праву считалось четвертым чудом света. Когда Фидий воздвиг статую Зевса в храме, пораженные зрители стали спрашивать: по чьему подобию он ее сделал? Сам низошел на Олимп, чтобы увидеть Зевса, или же Зевс сошел с Олимпа, чтобы ему показаться? На это великий скульптор отвечал, что изобразил бога согласно Гомеру. (На экране высвечивается слайд со скульптурным изображением Зевса.) Каждого посетителя храма прежде всего поражала величина ста туи. Александрийский поэт Каллимах (III век до нашей эры) утверждал, что высота статуи была 37,5 стопы, самого трона - 30 стоп, а пьедестала- 3 стопы. Таким образом, скульптура была высотой примерно 12,5метра. Страбону даже храм казался для нее тесным: «Она была столь высокой, что, хотя храм и имел немалую высоту, все же казалось, что художник, создавая ее, нарушил пропорции, ибо сидящий Зевс почти касался потолка, и на первый взгляд было ясно, что если бы он захотел встать с трона, то снес бы крышу».

Одеяние и волосы Зевса были из золота, обнаженные части тела –из слоновой кости, трон - из кедра, инкрустированного черным деревом и драгоценными камнями. Основа фигуры была вырезана из дерева, но от глаз посетителей это было скрыто слоновой костью и золотом. На троне Фидий воспроизвел много сюжетов эллинской мифологии и фигуры,

вполне реальных людей. Но более всего каждого, кто видел статую, восхищали те совершенство и мастерство, с которыми Фидий создал фигуру и лик Зевса. Оратор и философ Дион Хрисостом писал о ней: «Если человек, испытавший в своей жизни много несчастий и забот, с душой, полной горечи, предстанет перед статуей Зевса, то он забудет обо всем, тяжелом и страшном, что несет с собой человеческая жизнь». Плиний, собиравший свидетельства обо всех доступных ему творениях искусства, так говорил об этой статуе: «Много есть прославленных скульптур, но всех превосходит Зевс Олимпийский, созданный Фидием из золота и слоновой кости».


Внимание! ГОЛУБОЙ конкурс. Этот конкурс – конкурс разгадывания ребусов. Кто быстрее прочтет, той команде семерки.

(слайд 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32)


Ведущий

Еще одним чудом света считается - Гробница царя Мавсола (слайд 27)

В Малой Азии, в столице небольшого Карийского государства Галикарнасе находилось пятое чудо света - великолепная гробница, построенная для царя Мавсола его вдовой - царицей Артемисией в середине IV века до нашей эры. Демонстрируется картина с изображением этого архитектурного памятника .Мавзолей удивлял прежде всего своей архитектурной идеей: впервые в греческой архитектуре в ней соединялись все три знаменитых стиля - дорический, ионический и коринфский. Основой всего сооружения был огромный пьедестал из мрамора. Современники восхищались его размерами, затратами на постройку, но прежде всего непревзойденным совершенством его художественного оформления. (слайд 28)

Пьедестал имел форму прямоугольника. На нем стоял храм гробница, окруженный 36 ионическими колоннами, несущими крышу в форме24-ступенчатой пирамиды. Между колоннами и по бокам гробницы находились богатые скульптурные украшения. Вершина пирамиды венчалась площадкой, на которой возвышалась скульптурная группа с Артемисией на колеснице, запряженной четверкой коней, высота Мавзолея от основания до вершины скульптурной группы 46 метров.


Итоги зеленого и голубого конкурсов подводит жюри.


Внимание! СИНИЙ конкурс. (слайд 29)


У каждого человека свой жизненный путь. Иначе его называют числом дня рождения или силой рождения. Цифра жизненного пути отражает природные наклонности, способности человека. Это багаж, с которым индивид послан на землю, это дорога, по которой нужно идти. Цифра жизненного пути определяется так: складываются цифры даты рождения, месяца, года, затем складываются цифры полученного числа. (слайд 30)


Например, 2. 07. 1987---2+7+1+9+8+7=34------3+4=7


22. 05. 1987---2+2+5+1+9+8+7=34-----3+4=7

Каждый из вас считает, что получится.


Если жизненный путь человека - 7, то это яркая, творческая индивидуальность, обладающая таинственной силой, оригинальным, пытливым умом. Это число – символ тайны и знания: семёрки ищут скрытые факты, не верят на слово. Такие люди независимы, тянутся к общественной деятельности. У них богатые фантазия, поэтическая душа. Ключевые слова – мудрость, вера, духовность. Живут в мире книг и интересов. Это мыслители, их миссия - использовать знания на благо человечества. Нуждаются в любви и одобрении, при попытке давления уходят в глухую защиту. Скупы в отношении других, но к себе расточительны, не любят толпы. Сами семёрки - надёжные друзья. В их жизни много перемен, путешествий, они беспокойны, ищут надёжный угол. Слабых семёрок тянет в болото пессимизма и уныния. Сильные получат мировую известность. Это – Достоевский, Шаляпин, Крупская, Троцкий, Дзержинский, Путин, Абдулов и др.


А в нашем зале есть семёрки? Выходите на сцену.

Время конкурса истекло. Сдайте свои карточки на проверку.


Ведущий

Шестое чудо света - Колосс Родосский (слайд 31)

В III веке до нашей эры на остров Родос напал македонский царь .Однако одолеть свободолюбивых родосцев Деметрою не удалось. В память об успешной обороне острова они решили поставить самую высокую статую на свете. Это шестое чудо света известное под названием Колосса Родосского. Демонстрируется изображение статуи. согласно Филону, Колосс представлял собой мужскую фигуру, на пьедестале из белого сверкающего мрамора, к которому были прикреплены его ступни такого размера, что сами по ce6e превышали многие статуи. В вытянутой руке Колосс держал факел. Когда факел зажигали, то днем и ночью он служил маяком. Есть и такое описание статуи: могучие ноги юноши были чуть расставлены, ладонь правой руки приставлена к глазам, в левой руке он держал ниспадающее до земли покрывало. (слайд 32)

Слегка отклонившись назад, всматривался вдаль. Голову его украшал венец из расходящихся лучей. Статуя простояла более 50 лет, вплоть до землетрясения 225 года до нашей эры. Почти тысячу лет лежала на берегу бухты расколотая статуя. В наши дни поговаривают о восстановлении древнего чуда. По одному из проектов Колосс Родосский будет отлит из алюминия, а в его чреве предполагается устроить бар для туристов.



Внимание! ФИОЛЕТОВЫЙ конкурс! - для болельщиков (слайд 33)


На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на десяти руках?

Ответ: 50.

2. Яйцо вкрутую надо варить 5 минут. Сколько времени надо варить 6 яиц вкрутую?

Ответ: 5 минут.

3. Спутник Земли делает один оборот за 100 минут, а другой оборот за 1 час 40 мин. Как это объяснить?

Ответ: 1 час 40 мин. = 100 мин.

4. Рыба весит 8 кг плюс половина ее собственного веса. Сколько весит рыба?

Ответ: 16 кг.

6. Двое подошли к реке. У берега стояла лодка, которая может вместить лишь одного, но оба

переправились. Как это могло случиться?

Ответ: Они подошли к разным берегам.

7. Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь?

Ответ: 30 км.

8. Врач прописал три укола. Через полчаса на укол. Через сколько часов будут сделаны все уколы?

Ответ: через 1 час.

9. Два отца и два сына купили три апельсина. Каждому из них досталось по апельсину. Как это могло случиться?

Ответ: дед-отец-сын.

10. В семье 7 братьев, у каждого по одной сестре. Сколько детей в семье?

Ответ: 8 детей.

11. Палку распилили на 12 частей. Сколько сделали распилов?

Ответ: 11.

12. В комнате четыре угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по три кошки. На хвосте каждой кошки по одной кошке. Сколько всего кошек в комнате?

Ответ: 4 кошки.


Ведущий

Седьмое чудо света - Александрийский маяк (слайд 34)

Известное всем слово «фары» происходит от седьмого чуда света, Фарос в устье реки Нила, рядом с городом Александрией, был 280 г. До нашей эры построен самый большой маяк древности. Демонстрируется изображение маяка. Эго сооружение имело основание в форме квадрата со сторонами 190метров. На нем стоял большой дворец с четырьмя башнями . Из его центра поднималась массивная четырехугольная башня высотой 70-80 метров, которая постепенно сужалась, заканчиваясь зубцами. На этой башне стояла еще одна, более узкая, но тоже довольно высокая, которая заканчивалась каменной площадкой. На этой площадке по кругу располагались колонны, поддерживавшие конусообразную башню, которую венчала статуя покровителя морей Посейдона высотой 8 метров. На верхушке третьей башни в объемистой бронзовой чаше зажигали огонь, отблеск которого благодаря сложной системе зеркал был виден за 100 миль. Через весь маяк проходила шахта, вокруг которой по спирали поднимались пандус и лестница. По широкому и отлогому пандусу на вершину маяка въезжали повозки, запряженные ослами. По шахте доставляли горючее для маяка. Высокий маяк служил и наблюдательным пунктом. Сложная система отражателей использовалась и для обзора морских просторов, позволяя обнаруживать вражеские суда задолго до того, как они появлялись у берега.

Александрийский маяк простоял 1500 лет, помогая ориентироваться средиземноморским мореплавателям. Маяк страдал от землетрясении и выветривания камня, но во времена императоров Клавдия и Нерона его восстанавливали. Его огонь навсегда потух во время землетрясения в IV веке нашей эры. В самом начале XIV века его разобрали на камни, a на развалинах маяка воздвигли средневековую крепость.


Ведущий

Чудеса света

Семь чудес взошли на пьедестал,

Семь чудес прославили поэты:

Антипатр, Филон и Марциал -

Древние мыслители-эстеты.


Сад висячий – что зелёный стяг,

Видный храм Эфесской Артемиды,

Статуи - Колосс и Зевс, маяк,

Мавзолей, Хеопса пирамида.


Кажется, что может быть ценней

Их монументальности и формы?

Но душа волнуется сильней

От чудес иных, нерукотворных….


На века и тысячелетия застыли воплощенные в камне мечты и чаяния человечества о вечной жизни, о стремлении к божественному совершенству. Древние камни дворцов, храмов и городов рассказывают нам о великих и трагических страницах истории. Мы узнали сегодня о семи прекрасных творениях человека. Большинство из них не пощадил время, но сберегла память. И мы рады, если сегодняшний наш рассказ поведал вам известные и открыл новые страницы в истории и культур Земли.


Ведущий

Наше мероприятие подходит к концу и заключительный конкурс таков:

На слайде вы видите текст песни “Дважды два - четыре”, но числа в песне пропущены. Нужно вставить пропущенные слова и подсчитать, сколько раз в песне встречается число 7.

(слайд 35)


Детская песня: Дважды два-четыре...

Припев:

Дважды два - …,

Дважды два - …,

Это всем известно в целом мире,

Дважды два - …,

Дважды два - …,

Это всем известно в целом мире!

Дважды два - …,

Дважды два - …,

А не …, а не … -

Это надо знать!

Дважды два - …,

Дважды два - …,

А не шесть, а не … -

Это ясно всем!


Трижды три навеки - девять,

Ничего тут не поделать!

И нетрудно сосчитать,

Сколько будет пятью пять!

Пятью пять - …!

Пятью пять - ….!

Совершенно верно!


Припев.

У кого, друзья, не спросим,

… …. - сорок восемь!

… …. - прошу учесть,

Неизменно тридцать шесть!

Шестью шесть - тридцать шесть!

Шестью шесть - тридцать шесть!

Совершенно верно!


Припев.


Команды приглашаются на сцену. “Совет Мудрейших” объявляет общий итог соревнований. Команды награждаются дипломами, призами.

(слайд 36)








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!