СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математика 5 класс. Урок 74.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математика 5 класс. Урок 74.

Просмотр содержимого документа
«Математика 5 класс. Урок 74.»

Математика 5 класс Урок 74

Тема

Степень числа

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Формируемые результаты

Предметные: познакомить учащихся с понятиями степени числа, показателя степени, основания степени, научить выполнять порядок действий в выражении, содержащем степень.

Личностные: формировать независимость суждений.

Метапредметные: формировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.

Планируемые результаты

Учащийся научится возводить число в степень, вычислять значение выражения, содержащего степень.

Основные понятия

Степень числа, показатель степени, основание степени, квадрат числа, куб числа, возведение числа в степень, правило выполнений действий в выражении, содержащем степень.



Организационная структура урока

Этапы проведения урока

Форма организации УД

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Учебник

Рабочая тетрадь

Дидактические материалы

  1. Организационный этап


  1. Постановка формируемых результатов и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

«Лучший способ изучить что -либо - это открыть самому.»

Д. Пойа

Для получения ответа на наш вопрос предлагаю Вам выполнить задание – исследование в парах.


На доске написано задание: «Догадайтесь, как получаются числа в следующих равенствах».

(Дети работают в парах. По мере готовности результаты записывают на доске.)

23=8 2= 2*2*2


32=9 3= 3*3*3

Сделаем вывод, что показывает число, записанное сверху?

(Ответы учащихся)

Такие выражения, в которых произведение одинаковых множителей записывают короче, называются степенью числа.

Сформулируйте тему нашего урока. «Степень числа».

(Записываем тему в тетрадь и на доске).

Давайте сформулируем, какова цель урока?


Историческая справка

Сложение, вычитание, умножение и деление идут первыми в списке арифметических действий. У математиков не сразу сложилось представление о возведении в степень как о самостоятельной операции, хотя в самых древних математических текстах Древнего Египта и Междуречья встречаются задачи на вычисление степеней.

В своей знаменитой «Арифметике» Диофант Александрийский описывает первые натуральные степени так:

« Все числа...состоят из некоторого количества единиц; ясно, что они продолжаются увеличиваясь до бесконечности... среди них находятся квадраты, получающиеся умножением некоторого числа самого на себя; это же число называется стороной квадрата, затем кубы, получающиеся от умножения квадратов на их сторону, далее квадрато- квадраты — от умножения квадратов самих на себя, далее квадрато — кубы, получающиеся от умножения квадрата на куб его стороны и т. д.»

Только около 1500г француз, бакалавр медицины Никола Шюке смело ввел в свою символику показатель степени. Он писал его мелким шрифтом сверху и справа от коэффициента.

  1. Проверка домашнего задания


4.Актуализация знаний

Ф

Устно: № 1, 2



5.Изучение нового материала

Ф

Теоретический материал § 20


Мы знаем, что сумму, в которой все слагаемые равны друг другу, можно записать короче — в виде произведения. Например, вместо 3 + 3 + 3 + 3 + 3 пишут 3 • 5. В этом произведении число 5 показывает, сколько слагаемых было в сумме.

Произведение, в котором все множители равны друг другу, тоже записывают короче: вместо 2 • 2 • 2 • 2 • 2 • 2 пишут 2 . Запись 2 читают: «два в шестой степени». В этой записи число 2 называют основанием степени, число 6, которое показывает, сколько множителей было в произведении, — показателем степени, а выражение 2 называют степенью.

Пример 1. Запишем произведения в виде степени и найдем их значения:

3 • 3 • 3 • 3 = 3 = 81;

5 . 5 • 5 = 5 = 125;

2 • 2 • 2 • 2 • 2 • 2 = 2 = 64.

Вторую степень числа часто называют иначе. Произведение 3 • 3 называют квадратом числа 3 и обозначают 3 .

Произведение n и n называют квадратом числа n и обозначают n2 (читают: «эн в квадрате»). Итак, n2 = n • n.

Например, 17 = 17 • 17 = 289.

Таблица квадратов первых 10 натуральных чисел имеет следующий вид:


Третья степень числа также имеет и иное название. Произведение 4 • 4 • 4 называют кубом числа 4 и обозначают 4 . Произведение n • n • n называют кубом числа n и обозначают n3 (читают: «эн в кубе»).

Итак, n3 = n • n • n.

Например, 8 = 8 •8 •8 = 512.

Таблица кубов первых 10 натуральных чисел имеет вид:

Первую степень числа считают равной самому числу:

7 = 7, 16 = 16, 1 = 1.

Показатель степени 1 обычно не пишут.

Если в числовое выражение входят степени чисел, то их значения вычисляют до выполнения остальных действий.




6.Первичное закрепление нового материала

Ф


П



И

№ 548, 549, 550, 552



№ 235, 236


№ 237, 238, 239


7.Повторение

И

№ 560 (1,2)



8.Итоги урока

П

Вопросы 1-6



9.Информация о домашнем задании


§ 20, вопросы 1-6, № 551, 553, 561





Методические комментарии



  1. первую очередь надо научить учащихся читать и записывать выражения вида an, представлять степень в виде произведения равных множителей, и наоборот, записывать произведение равных множителей в виде степени.



Желательно, чтобы учащиеся запомнили квадраты и кубы некоторых чисел (22 = 4; 32 = 9; 33 = 27 и т. п.).



Надо добиться усвоения учащимися правильного порядка выполнения действий при вычислении значений выражений, содержащих степень. Этому будет способствовать решение упражнений № 552–555, 558, 559 из учебника, № 240, 241 из рабочей тетради, № 138, 139, 140 из дидактических материалов.



Комментарии к упражнениям



  • 549 (6–8). Запись с многоточием является новой для учащихся, поэтому необходимо разъяснить её содержание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!