Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новохоперского муниципального района Воронежской области
"Елань - Коленовская СОШ №1"
Районный конкурс методических разработок по профилактике употребления ПАВ среди несовершеннолетних «Жизнь со знаком плюс»
Номинация: «Лучший урок по формированию культуры здоровья»
Название методической разработки: «Математика и здоровый образ жизни», 11 класс
Метапредметный урок
Морозова Светлана Владимировна,
учитель математики
село Елань-Колено, 2022 год
Пояснительная записка
Форма реализации конкурсного проекта: метапредметный урок
Тема: Решение экзаменационных задач при подготовке к ЕГЭ
Цели:
образовательная: закрепление способов решения экзаменационных задач части 1 профильного уровня;
развивающая: способствовать развитию личностно - смыслового отношения учащихся к учебному предмету через осознание ими практической значимости учебного материала;
воспитательная: формирование у подростков позитивных здоровьесберегающих жизненных установок, негативного отношения к вредным привычкам, профилактика употребления ПАВ.
Задачи:
образовательные: закрепление навыков решения экзаменационных задач; ликвидировать пробелы в знаниях по теме.
развивающие: развивать речь учащихся, их память и способность логически мыслить, анализировать полученные знания; развивать внимание и целеустремленность; укреплять интерес к математике.
воспитательные: формировать умение работать в коллективе, осуществлять самоконтроль, прилагать волевые усилия в преодолении трудностей.
Возраст учащихся, на которых рассчитан урок: 16-17 лет
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся применять знания при решении задач базового и профильного уровней.
Метапредметные:
Регулятивные: учащиеся научатся контролировать и корректировать свои действия при решении заданий профильного уровня.
Познавательные: учащиеся получат возможность выбирать наиболее эффективные способы решения.
Коммуникативные: учащиеся научатся осуществлять взаимоконтроль, самоконтроль.
Личностные: ученик получит возможность развития целеустремленности, интереса к учению, самовоспитанию.
Перечень необходимого оборудования и оформления
Мультимедийный проектор, компьютер, презентация
Содержание методической разработки/ сценарный план мероприятия
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организация начала занятий (1 мин) Цель: настроить учеников на учебную деятельность | Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. -Сегодня у нас будет необычный урок, мы будем говорить не только о математике. Первое задание позволит узнать, о чем же ещё, кроме математических задач, пойдет речь на данном уроке. | Приветствуют учителя. Готовятся к началу работы. |
II. Этап актуализации знаний (10 мин) Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений при решении заданий по теме урока. | Задание 1. Вычислите и выберите буквы, соответствующие ответам. Запиши их и прочти полученные слова (СЛАЙД 2) 1. Склад освещается двумя фонарями с лампами. Вероятность перегорания лампы одного фонаря в течение одного месяца равна 0,4. Найдите вероятность того, что в течение месяца хотя бы одна лампа не перегорит. (0,84) 2. Найдите значение выражения . (3) 3. Найдите значение выражения log211- log244. (-2) 4. Найдите корень уравнения (15 + x)= 3. (-12) 5. Девять детей встают в хоровод в случайном порядке. Среди них Серёжа и его сестра Маша. Какова вероятность того, что Серёжа и Маша окажутся рядом? (0,25) 6. На рисунке изображены график функции y = f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0. (-0,25) СЛАЙД 3 А | И | Ж | В | 0,25 | 0,16 | -2 | -0,25 | Р | О | П | З | -3 | 3 | -12 | 0,84 | - Расшифруйте слова «ЗОЖ» и «ПАВ» (Слайды 4 ) -Сегодня для нашего урока, кроме основной темы, выбрана тема «Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек» - Еще в древности одним из важнейших достоинств человека считали математические знания. Сейчас математика и вовсе проникла во все отрасли знаний и необходима в любой профессии. Успешность в решении задач формирования культуры здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья зависит от насыщения информацией в виде знаний о сохранении и укреплении здоровья человека. Следует отметить, что будущее за молодым поколением. Только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом и высокой работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать жизненные трудности. | В результате выполнения задания учащиеся составляют два слова « ЗОЖ» и «ПАВ». (СЛАЙД 3, щелчок мыши) Высказывают свое мнение Изучают содержание слайдов, делают выводы о правильности своих суждений |
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (5 мин) Цели и задачи: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. Вместе с учащимися сформулировать цели, оценить значимость учебного материала, учебную проблему | - А теперь я предлагаю вам разгадать ребус, здесь зашифрована наша основная тема (СЛАЙД 5) (Подготовка к ЕГЭ) - Что здесь зашифровано? - Итак, сформулируйте сами тему нашего урока. - Как вы думаете, какая цель нашего сегодняшнего урока? - На ваш взгляд, эти две совмещенные темы для вас актуальны? | Учащиеся разгадывают ребус Называют полученное слово (СЛАЙД 5 , щелчок мышью) Называют тему «Подготовка к ЕГЭ» Формулируют цель (например, «Беседуя о здоровом образе жизни, решать экзаменационные задачи») |
4.Этап включения в систему знаний (20 минут) Цель: закрепление способов решения заданий | - Следующее задание (задание 2) позволит узнать кое-что о здоровом образе жизни и о вредных привычках. Задание 2. Решите математические задачи (на карточках) (работа в группах). (Учащиеся решают задачи. После того как в группе ысе задачи решены, по одному представителю от группы записывают решения задач на доске (1 задание – 1 ученик). Потом на слайде выбирают свой ответ и зачитывают информацию.) (СЛАЙДЫ 6-14 с гиперссылками) 1 группа (ЗОЖ) 1.Диаметр основания конуса равен 10, а длина образующей равна 13. Найдите площадь осевого сечения конуса. (60) 2.Периметр прямоугольника АВСD равен 42, а площадь равна 108. Найдите диагональ АС этого прямоугольника. (15) 3. Найдите корень уравнения х= . Если уравнение имеет более одного корня, в ответе запишите меньший из них. (5) 4. Маша пишет посты, каждый день она размещает постов больше, чем в предыдущий день, на одно и то же число. Известно, что за первый день Маша написала 5 постов. Определите, сколько постов написала Маша за шестой день, если за десять дней она написала 185 постов. (20) 2 группа (ПАВ) 1.Прямоугольный параллелепипед описан около сферы. Найдите радиус сферы, если площадь поверхности параллелепипеда равна 216.(3) 2. Основания трапеции равны 22 и 35, площадь равна 228. Найдите ее высоту. (8) 3. Девять одинаковых рубашек дешевле куртки на 7%. На сколько процентов двенадцать таких же рубашек дороже куртки? (24) 4. Найдите корень уравнения. В ответ запишите число, которое на единицу больше полученного корня log9(x+8)=log9(3х-34). (22) | Обсуждают внутри своей группы алгоритм решения и оформляют решение задач в тетрадях. |
5 этап. Пауза (4 мин) | - А теперь предлагаю немного отвлечься от решения задач и посмотреть очень поучительный мультик «Наркотики стирают тебя из жизни» (Можно посмотреть видеофрагмент после ответа учащихся 1-й группы, а затем продолжить работать со 2-й группой) После просмотра обсудить видео. https://www.youtube.com/watch?v=bPfs6QCqmpg или посмотреть мультик о вредном образе жизни –https://www.youtube.com/watch?v=8_gGz_Lxp2k | Смотрят видеофрагмент, по окончании высказывают свое мнение |
6 этап. Рефлексия (5 мин) Цель: осмысление выполненной работы на уроке, её ценности, оценка вклада каждого ученика, его личные достижения. | Учитель предлагает учащимся проанализировать результаты работы на уроке; заполнить таблицу рефлексии; выбрать и записать домашнее задание в зависимости от возникших на уроке трудностей. Выставление отметок. | Учащиеся анализируют свои успехи и деятельность на уроке. Отвечают на вопрос рефлексии. Записывают домашнее задание. |
Список использованных источников
Математика. Подготовка к ЕГЭ-2022. Профильный уровень. 40 тренировочных вариантов по демоверсии 2022 года:учебно-методическое пособие / под редакцией Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова. – Ростов-н/Д: Легион, 2021. – 336 с.
ЕГЭ 2022. Математика. Профильный уровень. 50 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ / И. В. Ященко, М. А. Волчкевич И. Р. Высоцкий и др.; под ред. И. В. Ященко. – М.: Издательство «Экзамен», 2022. – 231.
https://www.youtube.com/watch?v=bPfs6QCqmpg – мультик «Наркотики стирают тебя из жизни»
https://www.youtube.com/watch?v=8_gGz_Lxp2k – мультик о вредном образе жизни
Материал для презентации взят https://yandex.ru/images (здоровый образ в цифрах и последствия ПАВ)