Педагогический колледж международного университета Астана
Курсовая работа по теме:
«Использование дидактических игр на уроках математики как одно из средств
развития логического мышления школьников начальных классов»
Подготовила: Хасеинова Ж.С
Проверила:Тукенова А.Ж
Астана 2024
План курсовой работы
Тема: Использование дидактических игр на уроках математики как одно из средств развития логического мышления школьников начальных классов
---
Введение
1. Актуальность темы
- Обоснование значимости развития логического мышления у младших школьников.
- Роль математики в формировании интеллектуальных навыков.
- Место дидактических игр в учебном процессе.
2. Цель исследования
- Изучение эффективности применения дидактических игр на уроках математики для развития логического мышления.
3. Задачи исследования
- Проанализировать психолого-педагогические аспекты логического мышления.
- Рассмотреть методические особенности использования игр на уроках математики.
- Разработать и апробировать серию дидактических игр.
4. Объект и предмет исследования
- Объект: учебный процесс в начальной школе.
- Предмет: дидактические игры как средство обучения математике.
5. Методы исследования
- Теоретический анализ литературы.
- Педагогическое наблюдение.
- Экспериментальная проверка.
6. Практическая значимость
- Возможность использования разработанных игр в образовательной практике.
---
Глава 1. Теоретические основы использования дидактических игр в обучении математике
1.1. Понятие и виды дидактических игр
- Определение дидактической игры.
- Классификация игр (сюжетные, ролевые, настольные, компьютерные).
1.2. Особенности логического мышления младших школьников
- Характеристика когнитивного развития в начальной школе.
- Логическое мышление: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
1.3. Роль игр в развитии логического мышления
- Психологические и педагогические аспекты.
- Примеры успешного применения игр в образовательной практике.
---
Глава 2. Методика использования дидактических игр на уроках математики
2.1. Принципы разработки дидактических игр
- Учет возрастных особенностей.
- Связь с образовательными стандартами.
- Доступность и мотивация.
2.2. Примеры дидактических игр
- «Математический лабиринт».
- «Магические квадраты».
- «Найди закономерность».
- «Числовые кроссворды».
2.3. Технология проведения игр на уроке
- Этапы игры (введение, основная часть, рефлексия).
- Роль учителя и учащихся.
- Оценивание результатов.
---
Глава 3. Практическое исследование эффективности использования дидактических игр
3.1. Организация эксперимента
- Базовое исследование: характеристика участников (учащиеся начальной школы).
- Этапы эксперимента (диагностика, проведение игр, итоговая диагностика).
3.2. Результаты и их анализ
- Сравнение уровня логического мышления до и после проведения игр.
- Анализ анкетирования учителей и учеников.
3.3.Рекомендации для учителей
- Как интегрировать игры в учебный процесс.
- Как адаптировать игры под разные уровни подготовки.
---
Заключение
1. Основные выводы исследования.
2. Практическая ценность и перспективы дальнейшего изучения.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
2. Занков Л.В. «Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста».
3. Пиаже Ж. «Психология интеллекта».
4. Талицкая Л.В. «Игры на уроках математики»
5. Электронные ресурсы (сайты о педагогике, разработках дидактических игр).
---
Приложения
1. Примеры разработанных дидактических игр.
2. Диагностические карты для оценки уровня логического мышления.
3. Анкеты для учителей и учеников.