СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самостоятельная работа по математике. Курсовая работа.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курсовая работа на тему "Самостоятельная работа по математике" - методический материал для организации самостоятельной работы по учебному предмету "математика" в 6-9 классах основной школы.

Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа по математике. Курсовая работа.»

49


Зарегистрировано

«___»__________2017 г.

________ _______________

подпись (расшифровка подписи)



ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение Высшего профессионального образования

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)



ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ





КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ



«ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ-ИВАЛИДАМИ»

Курсовая работа

студентки заочной формы обучения

направления подготовки 44.03.01 Математика

3 курса группы 02041451

Беляевой Алины Витальевны






Допущена к защите

«___»_________________2017 г.

________ ____________________

Подпись (расшифровка подписи)

Научный руководитель:

Д.п.н. профессор

В.Н.Кормакова

Оценка______________________

«___»____________2017 г.

________ ____________________

Подпись (расшифровка подписи)








БЕЛГОРОД 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение…………………………………………...……..…………………3


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ- ИНВАЛИДАМИ………..……………………..……………..6


1.1.Проблемы социализации детей-инвалидов ……………………………...6


1.2.Особенности организации обучения детей-инвалидов в системе общего образования ……………………………………………………………….....10


ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ


2.1. Методологические и организационные аспекты дистанционного образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья…………………………………………………..…………………..15


2.2. Реализация программы «Доступная среда» в Центре дистанционного образования для детей-инвалидов ОГАОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат»……………………………………………….19


2.3. Анализ опыта работы педагогического коллектива Центра дистанционного образования для детей-инвалидов ОГАОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат»…………………………………27


Заключение……………………………………….…..………………... 36


Список литературы И ИСТОЧНИКОВ………………..…………40


Приложения …………..……………………….…….…………… 43






ВВЕДЕНИЕ

Дети-инвалиды – самая уязвимая социальная категория населения.

Инвалидность, особенно по тяжелым и неизлечимых диагнозам, - это всегда беда, неважно приобретена ли она при рождении, или получена в результате жизненных обстоятельств. И, самое тревожное, что количество инвалидов с каждым годом увеличивается. Причин этому множество: экологические факторы, социальные и экономические трудности, уровень медицины и др. В 2016 год по данным Росстата в России насчитывалось 617 тысяч детей-инвалидов в возрасте до 18 лет [35]. Однако в специальных подходах к обучению нуждаются и некоторые дети, официально не признанные инвалидами. На сегодняшний день по статистике в России порядка 470 тысяч дошкольников, более 754 тысяч школьников – это дети с особыми образовательными потребностями [35].

Такая статистика лишь подтверждает, что проблема детей-инвалидов в обществе не стала менее актуальной, а ее злободневность только возрастает.

В настоящее время существует четкое разграничение между понятиями «инвалид» и «ограниченные возможности здоровья» (ОВЗ). Понятие «ограниченные возможности здоровья» включает в себя пограничные состояния, когда уже есть ограничения по здоровью для

деятельности и достижения приемлемого качества жизни, но уровня инвалидности (медицинской группы) они не достигают [2].

Детьми-инвалидами принято называть детей, имеющих «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем»[1].

На основании идеи о том, что все дети, в том числе и с  особенностями развития, должны иметь  равные возможности, возникла идея во внедрении такой формы обучения, которое называется «инклюзивное образование». Инклюзивное образование понимает под собой создание условий для совместного обучения детей с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников [24].

Процесс интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в социум всегда стоял достаточно остро. Под «интеграцией» понимается процесс воссоединения, взаимного согласия и договоренности об участии в общем деле, он предполагает выборочное помещение детей-инвалидов в общую школьную среду. Инклюзия же – полное включение ребенка-инвалида в адаптированную среду и оказание ему поддержки [14, 25].

Первой площадкой для реализации этих процессов является образовательное учреждение, детский сад и школа.

Однако для детей, которые в силу особенностей своего развития и здоровья не могут посещать школу и нуждаются в обучении на дому, множество новых возможностей в получении образования предоставляет Интернет. Наиболее эффективной формой с помощью сети Интернет является дистанционное обучение.

В настоящее время проблема образования детей с ОВЗ является одним из приоритетных направлений в социальной и образовательной политике государства [15].

Цель исследования: изучить возможности современных социальных и педагогических технологий в реабилитации детей с ограниченными возможностями на основе опыта работы психолого-педагогического коллектива Центра дистанционного образования (ЦДО) для детей-инвалидов при Белгородском инженерном юношеском лицее-интернате (БИЮЛИ).

Объект исследования – процесс формирования психолого- педагогического и социального взаимодействия для личностного развития детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Предмет исследования – опыт работы психолого-педагогического коллектива с детьми-инвалидами в процессе дистанционного обучения в ЦДО БИЮЛИ .

Достижение цели исследования предполагает последовательное решение следующих задач:

- изучить социальные, правовые и психолого-педагогические аспекты интеграции детей-инвалидов в социум, обеспечивающие каждому ребенку-инвалиду доступную и полезную для его развития помощь.

- провести анализ состояния социально-реабилитационной работы с детьми-инвалидами в нашей стране на примере ЦДО БИЮЛИ;

- выделить особенности работы и проблемы в обучения детей-инвалидов в условиях ЦДО.

Теоретической основой исследования являются положения о взаимосвязи теории и практики, а также ведущие идеи отечественных специалистов в области теории и практики социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов (Л.С. Выготский, Д. Вернер, А. Маллер и др.), а также труды Акатова Л.И., Малофеева Н.Н.[1,8, 13,14]

Для решения поставленных задач использован комплекс взаимодополняющих методов, обеспечивающих достоверность и научную обоснованность результатов исследования:

- теоретический: анализ социологической, социально-педагогической, психологической литературы по проблеме исследования;

- эмпирический: изучение нормативных документов, педагогическое наблюдение за детьми-инвалидами, изучение индивидуальных адаптированных программ и методов обучения детей-инвалидов, беседы с родителями и педагогами

Практическая значимость исследования заключается в изучении и распространении опыта работы ЦДО.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ


    1. Проблемы социализации детей-инвалидов

Отечественные исследователи уделяли проблеме социализации лиц с различными нарушениями здоровья довольно много внимания. Ей посвятили свои труды: Выготский Л.С., Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин , И.С. Кон , Г.М. Андреева и другие [3, 5, 8, 17].

Современный подход к обучению и развитию детей-инвалидов, их адаптации к внешним условиям и социализации, организации психологической работы с детьми-инвалидами основывается на идеях культурно-исторической теории Л.С. Выготского и деятельностного подхода С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева [8, 11,14].

Принципиальный подход к изучению социализации аномального ребенка, предложен Л.С. Выготским, который рассматривал общение детей с окружающими как фактор развития и коррекции их недостатков. Он указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием. Л.С. Выготский указывал на основной недостаток нашей специальная школа – замкнутость школы на дефекте ребенка, акцентирование его внимания на своем недостатке, школа не готовит ребенка-инвалида в настоящую жизнь, она развивает в нем навыки, которые отгораживают его от мира. Поэтому Л.С. Выготский считал, что задачей воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание условий компенсации его недостатка с учетом не только биологических, но и социальных факторов.

С позиций деятельностного подхода Рубинштейна С.Л. необходимо создать условия для постепенного усвоения детьми-инвалидами социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры. Проблемы социальной адаптации и реабилитации детей с ОВЗ должны решаться целенаправленно, путем включения их в доступные области бытовой, индивидуальной и общественно значимой деятельности с учетом личных интересов и возможностей детей [17, 19].

Средством, компенсирующим, компенсирующим отклонения в развитии личности, выступает социальная реабилитация. Ее основная задача – восстановление социального статуса ребенка-инвалида и включение его в систему общественных отношений.

Инвалиды, или лица с ОВЗ нуждаются в организации специальных процессов и социальных технологий для своего полноценного существования.

Отечественные исследователи (Л.М. Шипицына, Е.И. Казакова, М.А. Жданова и др.) отмечают, что в России развиваются две формы интеграции: социальная и педагогическая (учебная) [19,24].

Существует два подхода к социальной интеграции. Первый предполагает приспособление детей-инвалидов к законам общества, их адаптацию к окружающим условиям. Однако этого недостаточно. Ребенок-инвалид в этом процессе не должен только приспосабливаться, он должен стать активным участником этого процесса .

Второй подход предполагает, кроме подготовки детей-инвалидов к вхождению в общество, также и подготовку самого общества к принятию таких детей, чтобы общество воспринимало инвалида полноценным своим членом. Принятие интеграции социальным окружением – это длительный процесс воспитания всего общества [25].

Педагогическая интеграция должна выражаться во всем многообразии форм совместного обучения и воспитания детей-инвалидов и их здоровых сверстников. Совместное обучение конечно же не должно ограничиваться только включением детей-инвалидов в коллектив здоровых детей. Здесь необходим целый комплекс социально-педагогических условий, главными среди которых являются коренное изменение отношения общества к детям-инвалидам, принятие их как равноправных членов, с правами и обязанностями. Часто приходится изменять содержание образования, находить новые методы и приемы обучения, организовывать взаимодействие специального и массового образования.

Цель социально-педагогической реабилитации – добиваться от ребенка-инвалида изменения в восприятии самого себя и окружающей действительности. Ребенку следует помогать ощущать себя равноправным членом общества и вырабатывать качества терпимости и толерантности, как у окружающих детей, так и в нём самом.

Это возможно тогда, когда акцент в работе с ребенком делается не на дефект как таковой, а на выявление и развитие его личностных качеств и способностей.

Н.Н. Малофеев и Н.Д. Шматко определяют интеграцию детей с особыми образовательными потребностями как включение этих детей в обычные образовательные учреждении и выделяют следующие модели интеграции: постоянная полная, пос­тоянная неполная, постоянная частичная, временная частичная и эпизодическая [14, 25].

Многие инвалиды могут обучаться вместе с обычными, здоровыми детьми. Однако это требует создания не только определенной психологической атмосферы, но и больших материально-технических затрат – школы должны быть оборудованы пандусами, лифтами, специальным учебным, реабилитационным, медицинским оборудованием, специально оборудованными учебными местами и т.д.

В образовательных учреждениях общего типа должны появиться штатные дефектологи, сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, социальные и медицинские работники разных специализаций.

Для успешного взаимодействия инвалида с коллективом необходимо преодолеть ряд предрассудков у здоровых детей и подготовить ребенка-инвалида к общению со сверстниками. Особую важность здесь приобретает коррекция и компенсация нарушений развития, как одно из важнейших условий наиболее адекватного и эффективного вхождения ребенка или подростка в социум, развитие коммуникативных навыков, формирование адекватной самооценки и адекватных возможностям потребностей.

Необходимо отметить, что в этом процессе важнейшую роль играет и включенность семьи в преодолении трудностей интеграции.

Необходимо подготовить саму среду к интеграции. Российская модель инклюзии базируется на позициях Л.С. Выготского, который видел целостность и взаимное влияние личности и среды. Согласно его взглядам, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья [8].

Социально-педагогические и психологические подходы к проблеме адаптации, позитивной интеграции детей-инвалидов в социальную среду отражены в трудах многих отечественных исследователей А.В. Батовой, Д.А. Быкова, Л.Н. Кошелевой, Э.И. Леонгард, Н.Н. Малофеева, Н.М. Назаровой, Н.Д. Шматко и др. [13, 23, 25]

Проблемы социализации, адаптации, реабилитации детей-инвалидов, а также интеграции их в общество рассматривались в диссертационных исследованиях Н.В. Антаковой, М.А. Беляевой, Л.Н. Кошелевой, А.Н. Лаврентьевой, И.Л. Лукомской, Г.И. Спиридоновой [11].

Психолого-педагогические особенности развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья исследовались Л.И. Акатовым, М.С. Басовым, В.В. Лебединским, Е.М. Мастюковой, М.В. Певзнером и др.[1]

Анализ теоретических источников позволяет сделать вывод. Что на современном этапе целью социальной реабилитации детей-инвалидов является накопление у ребенка социального опыта через реализацию целенаправленных программ и действий, направленных на адаптацию в определенной культурной системе. Основные направления содержания реабилитации: преодоление и коррекция имеющихся у ребенка нарушений: двигательных, речевых, интеллектуальных, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций; подключение компенсаторных возможностей.



1.2. Особенности организации обучения детей-инвалидов

в системе общего образования


Проблема образования детей с ограниченными возможностями имеет статус национального приоритета. Поэтому для её реализации необходимо воспользоваться социально-инновационными технологиями и практическими навыками, используя отечественный и зарубежный опыт. Это позволит раскрыть необходимый обществу индивидуальный потенциал каждого человека.

Традиционные условия организации образования детей – инвалидов в системе государственных учреждений не обеспечивают в полной мере качественного конкурентоспособного уровня образования. Кроме отсутствия качественного образования дети-инвалиды сталкиваются с целым комплексом культурно-социальных проблем:

• нарушение связи с миром;

• недостаток контактов со взрослыми и сверстниками;

• ограниченный доступ к информационным ресурсам;

• недоступность общения с природой, культурными ценностями .

Кроме таких факторов как состояние здоровья и особенности психического развития, этим детям присуща неуверенность в себе, низкая самооценка, незнание путей достижения своих жизненных целей, что приводит к тому, что процесс интеграции в общество проходит очень сложно. Лишенные общения с основной массой обычных сверстников, такие дети не приобретают необходимых для жизни навыков. Лишь немногие из них с уверенностью и оптимизмом смотрят в будущее, большинство же сомневаются, что жизнь их сложится успешно.

Дети с ограниченными возможностями требуют к себе особого подхода, который включает в себя как создание толерантной среды в детском коллективе, так и использование особых коррекционно-методических подходов в работе. Обеспечение успешности обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья строится, прежде всего, на создании благоприятных, комфортных условий в образовательной среде школы или дошкольного учреждения и развитии у ребенка большей самостоятельности в учебной деятельности. Комфортные условия – это такие условия, при соблюдении которых ребенок с особенностями развития сможет осваивать адаптированную для него учебную программу, в удобном темпе и в соответствующем объеме. Развитие большей самостоятельности у ребенка предполагает поступательное движение от зависимости от учителя или от родителя к максимальной самостоятельности ребенка в школьной жизни.

Поиск путей содействия социализации детей с ОВЗ в общество определил необходимость интегрированного подхода к их обучению, суть которого в создании для них равных условий и возможностей со здоровыми сверстниками в получении образования, необходимого для полноценной адаптации в обществе [6,7].

В настоящее время поддержка детей-инвалидов осуществляется:

- в специализированных образовательных учреждениях для нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

- в центрах диагностики и консультирования, психолого- медико-социального сопровождения, психолого-педагогической реабилитации и коррекции и др.;

- в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;

- в учреждениях дополнительного образования, детских оздоровительных центрах различного профиля и др.;

- в специализированных социально-реабилитационных группах, территориальных центрах помощи семье и детям;

- в кризисных центрах.

Очень важным вопросом является вопрос подготовки кадров для работы с детьми-инвалидами. Каждому педагогу необходим целый комплекс навыков: организаторские; коммуникативные; оказания первой медицинской помощи. Педагог должен владеть набором обязательных знаний: психолого-

педагогическими (в том числе, и в области специальной педагогики); медицинскими; знаниями в области дефектологии; знаниями в области законодательства; теоретической базой для научных подходов к работе [2,4,20,22].

К основным умениям педагога необходимо отнести: тонко чувствовать внутренний мир ребенка и быстро реагировать на его внутренние и внешние изменения; умение сопереживать; работать в команде; гибкий подход к решению проблем.

Кроме профессиональных качеств педагоги должны обладать рядом определенных личностных, необходимых для работы с этой категорией детей: отзывчивость, терпеливость, милосердие, самообладание, мудрость, дисциплинированность, стрессоустойчивость [19,23].

Специальное обучение и воспитание детей-инвалидов осуществляется в соответствии со специальным учебным планом и специальными программами, в том числе и лицензированными авторскими. В специализированных учреждениях создается соответствующая предметно-развивающая среда, отвечающая особенностям развития таких детей. Воспитание и обучение детей осуществляется специально подготовленными педагогами-дефектологами, воспитателями, музыкальными руководителями и инструкторами по физическому воспитанию. Родители и педагоги совместно разрабатывают для таких детей индивидуальные планы обучения с учетом результатов оценки их потребностей в плане развития.

Таким образом, социальная помощь и поддержка детей инвалидов ориентирована не только на решение интересов, конкретных проблем каждого, но и, прежде всего, на укрепление и развитие их собственного потенциала.

Ребенок-инвалид может обучаться как в условиях специализированных (компенсирующего или коррекционного вида), так и в условиях интегрированного, инклюзивного (совместного с нормативно развивающимися детьми) воспитания и обучения.

Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, что обеспечивает доступ к образованию детей с особыми потребностями. Это образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении [14,34].

Целью системы инклюзивного образования является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями.

Однако для детей, которые в силу особенностей своего развития и здоровья не могут посещать школу и нуждаются в обучении на дому, обеспечение права на образование невозможно без широкого использования дистанционных технологий. Именно эти образовательные технологии позволяют обучаться в любое удобное время, не выходя из дома, на любом расстоянии от образовательной организации, особенно актуально в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, для которых физические заболевания часто являются непреодолимой преградой в получении образования.

Дистанционное образование осуществляется с преобладанием в учебном процессе дистанционных образовательных технологий, форм, методов и средств обучения, а также с использованием информации и образовательных массивов сети Интернет.

  Дистанционное обучение можно рассматривать как одну из возможностей получения образования. Немаловажную роль в дистанционном образовании играют электронные образовательные ресурсы, которые дают возможность более качественно и наглядно изучать предметы школьного курса.

Дистанционное образование выравнивает всех: как здоровых людей, так и людей с ограниченными возможностями. В процессе дистанционного образования не принципиально какой ты, но живые контакты невозможны. С инклюзией дело намного сложнее. Понять и принять другого человека не каждому дано. Кроме того могут возникнуть ситуации, когда  инклюзивное образование, как таковое, будет невозможным. Интеграция - наиболее приемлемый способ обучения в современных условиях [9].

  Напрямую интегрировать дистанционное и инклюзивное образование очень трудно. Скорее это может выглядеть так: ребёнок учиться дистанционно, но участвует во  внеклассных мероприятиях.

В настоящее время не все дети с ограниченными возможностями здоровья имеют шанс получить хорошее образование. А современный рынок труда нуждается в квалифицированных специалистах. Система дистанционного образования- это уникальная возможность в получении образования для детей-инвалидов, имеющих проблемы со здоровьем, но вполне нормальный потенциал интеллектуального развития.





ГЛАВА2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ



2.1 Методологические и организационные аспекты дистанционного образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья


В последние годы в России сформировались основные направления в социальной политике, направленные на максимально возможную интеграцию инвалидов в общество и реализацию их общественных прав [10,15].

Реализация государственной политики в отношении инвалидов осуществляется через государственные структуры, неправительственные организации и общественные объединения.

Одним из эффективных механизмов реализации государственной политики в отношении инвалидов являются федеральные и региональные программы, выполнение которых призвано обеспечить необходимые условия для индивидуального развития и реализации возможностей людей с ограниченными возможностями.

В 2008 году Россия присоединилась к Конвенции ООН о правах инвалидов, государства-участники которой обязуются развивать инклюзивное образование, то есть обучение детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с обычными детьми.

Форма обучения, как дидактическая категория, обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления. Обучение может происходить только тогда, когда оно каким-то образом организовано. Таким образом, форма организации обучения представляет собой целенаправленную, содержательно насыщенную и методически оснащённую систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся [9].

Система разнообразных форм обучения, позволяющая раскрыть целостные разделы, темы, теории, концепции, применить взаимосвязанные умения и навыки, имеет общее обучающее и воспитательное значение, формирует у школьников системные знания и личностные качества. Различные сочетания этих компонентов дают возможность создавать разнообразие и многообразие обучающих форм.

Для детей с ОВЗ используются следующие формы обучения:

• форма надомного обучения,

• форма дистанционного обучения,

• инклюзивное обучение,

• комбинированные формы обучения.

Комбинированная форма обучения детей-инвалидов предполагает сочетание надомного и дистанционного обучения, инклюзивного и дистанционного. Такой способ обучения позволяет (особенно на начальном этапе обучения) предотвратить возможные трудности учащихся по освоению ими новой информационно-образовательной среды, в которой осуществляется обучение, и позволяет постепенно приобрести навык эффективной деятельности в ней.

Основной коммуникативной формой реализации ДО в техническом плане является общение в режиме реального времени- это он-лайн уроки, вебинары и консультации, веб-конференции, телевещание, телефонные консультации, чаты.

Другая форма, когда обмен информацией разделен во времени. Среди основных видов такой формы обучения в образовательном процессе могут использоваться: электронная почта (e-mail), Wiki-технологии, форумы. информация на видео-, аудио- и печатных носителях, текст и мультимедиа в электронном виде.

Педагогу, работающему с детьми-инвалидами дистанционно жизненно необходимо владеть всеми приемами и формами коммуникативного общения.

Дистанционная работа в коррекционно-образовательном процессе нова,

и является одним из инструментов обновления и модернизации школьного образования.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» указано: «Особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья» [15]. В связи с этим возможность использования дистанционного обучения с учетом нужд и потребностей детей с ограниченными возможностями является существенным преимуществом его применения в коррекционно-образовательной сфере.

Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.

В качестве ориентировочной основы дистанционного преподавания выступают дидактические принципы. Образовательный процесс дистанционного обучения выстраивается на принципах гуманистической педагогики, ценностях здоровьесбережения, принципах преемственности и последовательности содержания образования.

Все дети обучаются дистанционно исключительно на основе принципа добровольного участия. Всю организацию процесса обучения от проектирования обучения, создания системы средств дистанционного обучения и учебно-методического обеспечения до организации самой познавательной деятельности детей-инвалидов определяет принцип системности и целостности.

Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории реализуется в процессе осознанного согласования с педагогом выбора учащимся основных компонентов своего образования – смысла, целей, задач, темпа, форм и методов обучения, личностного содержания образования, системы контроля и оценки результатов.

Дистанционное образование позволяет достичь максимальной индивидуализации учебного процесса и направить обучение на развитие навыка самостоятельной учебной деятельности, а также на развитие индивидуального творческого потенциала личности ребенка [2,9].

Принцип социализации рассматривается как формирование мотивов, стратегий, планов, программ поведения детей-инвалидов, соответствующих

усвоенным и сформированным идеалам, ценностям, потребностям, отношениям в процессе дистанционного обучения.

Принцип интерактивности подразумевает вовлеченность участников образовательной деятельности в ходе построения процесса обучения на основе обратной связи.

Системы дистанционного обучения предоставляют возможности

оперативного и объективного оценивания, он- и офф-лайн сопровождения учебного процесса со стороны сетевых учителей, проведения индивидуальной и групповой рефлексии учебной деятельности при поддержке тьюторов, открытого и конфиденциального взаимодействия с родителями учащихся, наблюдения за ходом учебного процесса и его корректировки.

Освоение учащимися нового типа информационно-образовательного

пространства происходит при постоянной поддержке психологов и педагогов.

Реализация индивидуально-ориентированного подхода создает условия для обеспечения психологического комфорта в процессе обучения, что способствует повышению уровня мотивации учения и эффективности учебной деятельности учащихся.

Важным условием построения образовательного процесса на основе ДО детей-инвалидов является создание разнообразной, информационно насыщенной информационно-образовательной среды (ИОС) и постоянным её расширением. Содержательная составляющая ИОС включает в себя учебные программы, УМК, КИМ, ЭК и сопровождающие их пособия на бумажных носителях (по мере необходимости). Техническая составляющая ИОС подразумевает под собой совокупность компьютерной техники, программ, программных оболочек, виртуальных сред и платформ, обеспечивающих реализацию поставленных учебных и воспитательных задач.


2.2. Реализация программы «Доступная среда»

в Центре дистанционного образования для детей-инвалидов

ОГАОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат»


«Доступная среда» – это многоцелевая государственная программа по защите и поддержке отдельных слоев населения, которые ограничены в своих действиях из-за состояния физического или психического здоровья. Программа «Доступная среда» утверждена распоряжением правительства России 17 ноября 2008 года [27].

Целью Программы является формирование среды, одинаково комфортной для всех членов общества в ключевых сферах жизнедеятельности, в том числе формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Важной частью программы является формирование условий для доступа детей-инвалидов к образовательным ресурсам, интеграции их в социум.

В рамках реализации программы в Белгороде был открыт Центр дистанционного образования для детей-инвалидов.

Центр дистанционного образования детей-инвалидов создан на базе государственного образовательного учреждения общеобразовательной школы-интерната  «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат» в соответствии с постановлением Правительства Белгородской области от 21 сентября 2009 года №311-пп «Об организации дистанционного образования детей-инвалидов». Основным нормативным документом ЦДО является «Положение о Центре дистанционного образования детей-инвалидов», должностные инструкции работников Центра, определены модель и формы функционирования, штатное расписание. Проектная мощность – обучение 250 детей-инвалидов.

Задачи организации доступной среды в рамках лицея, как образовательного учреждения:

  • развитие  инклюзивного образования;

  • создания безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов;

  • создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;

  • формирование доступной среды.

Финансирование Центра осуществляется на условиях паритетного софинансирования за счёт средств федерального бюджета и бюджета Белгородской области. За счёт регионального бюджета оплачиваются расходы на организацию деятельности ЦДО, как базового образовательного учреждения, оплату труда учителей, оплату услуг доступа к сети Интернет, техническое обслуживание рабочих мест детей-инвалидов и учителей.  

В рамках программы «Доступная среда»: 

  1. В общежитии лицея оснащена специализированная гостевая комната для детей-инвалидов (расширенные дверные проемы, специализированный санузел);

  2. вход в общежитие и учебный корпус переоборудованы (установлены пандусы, поручни);

  3. расширены дверные проемы (вход в учебный корпус и общежитие);

  4. переоборудованы санузлы на 1 и 2 этажах учебного корпуса (расширены дверные проемы, установлены поручни);

  5. приобретен специализированный автобус для перевозки детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата (автомобиль для перевозки детей инвалидов-колясочников на базе ГАЗ-3221);

  6. оборудована сенсорная комната для психо-эмоциональной коррекции:

Целевая группа данного проекта – дети-инвалиды, проживающие в Белгородской области и обучающиеся на дому по общеобразовательным программам.

В ЦДО создан банк сведений о детях-инвалидах по Белгородской области, нуждающихся в обучении на дому. Налажена постоянная связь с управлениями образований муниципальных территорий и с общеобразовательными учреждениями области на предмет выявления и детей-инвалидов , нуждающихся в индивидуальном обучении на дому, а также обучение детей и их родителей технологии дистанционного взаимодействия с ЦДО [26].

Предоставление общего образования осуществляется в очной и сетевой формах с применением дистанционных образовательных технологий. Все дети снабжены необходимой техникой и программным обеспечением за счет средств государственного бюджета, всем обеспечен выход в Интернет. Оборудование для каждого ребенка подбирается индивидуально, с учётом его физических возможностей, а так же в зависимости от его школьной программы и вида заболевания.

В 2016-2017 учебном году в ЦДО БИЮЛИ обучаются 73 ребенка, проживающие на территории Белгородской области, из них в 7-11классах – 52 человека. В сетевой форме реализации ООП обучаются 83 ребенка. Более 80% имеют проблемы с функциями опорно-двигательного аппарата за счет ДЦП, остальные 30% - с различными патологиями нервной системы. По адаптированным программам обучается 17 человек.

Обучение осуществляется с использованием дистанционных образовательных технологий по индивидуальным учебным планам, индивидуальному расписанию, согласованными с родителями (законными представителями) обучающихся. Дистанционное обучение обеспечено рабочими программами по всем предметам учебного плана. Все обучающиеся Центра обеспечены учебниками по всем предметам. Также на сайте Центра в разделе «Виртуальная обучающая среда» размещены электронные версии каждого учебника и дидактические материалы, представленные цифровыми образовательными ресурсами в виде электронных курсов  образовательной оболочки на сайте ЦДО [26].

Обучение в   Центре дистанционного образования детей-инвалидов осуществляется на 3 уровнях: начального общего, основного общего образования и среднего общего образования. Дети зачисляются в лицей-интернат и по окончании обучения получают аттестат данного образовательного учреждения.

Обучение осуществляется по системе Учитель-Ученик, посредством программы Skype, учебный процесс контролируется в виртуальной обучающей среде bel-shkola.ru в соответствии с системой ролей.

Объём учебной нагрузки регламентируется учебным планом в соответствии с письмом Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988 г. № 17-253-6 от 8 часов в неделю в I-IV классах до 12 часов в Х-ХI классах. Право распределения часов по предметам регулируется методическими рекомендациями департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области по составлению учебных планов обучения на дому.

Дистанционное обучение детей-инвалидов осуществляется индивидуально. Для каждого ребенка в ЦДО разработана ИПР (Индивидуальная программа реабилитации инвалида). Разрабатываются ИПР на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, и психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Это означает, что в индивидуальную программу реабилитации должны быть включены все мероприятия, технические и иные средства реабилитации и реабилитационные услуги, необходимые инвалиду для ведения полноценной независимой жизни. 

Основной целью воспитательной и педагогической работы в Центре является оказание детям психологической, педагогической и социальной помощи, обеспечение максимально полной и социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Все педагоги нацелены на развитие позитивного отношения детей к жизни, обществу, семье, обучению и труду. В каждой индивидуальной программе предусмотрено гибкое сочетание различных видов и форм воспитательно-педагогической работы.

Воспитательно-педагогическая работа в Центре реализуется в несколько этапов. Каждый этап имеет свои направления в работе. Среди основных этапов следует выделить:

- развитие игровой деятельности;

- развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми);

- расширение запаса знаний и представлений об окружающем;

- развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического);

- формирование математических представлений;

- развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом и др.

Образование в Центре включает в себе три основные части: обучение, воспитание и развитие. Обучение непосредственно направлено на усвоение учащимися опыта, а воспитание и развитие осуществляются опосредованно. Все три процесса – воспитание, обучение и развитие – выступают едино, органично связаны друг с другом, и выделять, разграничивать их практически невозможно, да и нецелесообразно в условиях динамики срабатывания системы.

Наряду с обучением и воспитанием важную роль играет коррекция. Коррекция развития не сводится только к усвоению знаний и навыков. В процессе специального обучения перестраиваются психические и физические функции, формируются механизмы компенсации дефекта, им придаётся новый характер.

Конкретные методы обучения и воспитания работы избираются с учётом особенностей интеллектуальной и эмоционально – волевой и двигательной сферы учащихся на том или ином этапе.

Руководит психолого-педагогическим процессом психолог Центра Еремина Ирина Владимировна. Ею разработан диагностический инструментарий исследования проблем школьного обучения детей-инвалидов на базе второй и третьей частей Диагностического комплекса кандидата психологических наук, доцента Ясюковой Людмилы Аполлоновны, [29-33]. Особое внимание психолог Центра уделяет прогнозу и профилактике проблем обучения конкретно каждого ребенка.

Методологическая работа психолога по координации работы психолого-педагогического сопровождения учащихся основывается на следующих принципах:

- введение в содержание обучения разделов, которые предусматривают восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложного программного материала;

- использование методов и приёмов обучения и воспитания с ориентацией на "зону ближайшего развития" ребёнка, создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей;

- коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания, преодоление индивидуальных недостатков развития;

- определение оптимального содержания учебного материала и его отбор в соответствии с поставленными задачами .

Необходимо отметить тесную взаимосвязь в работе социального педагога Центра Шинкаревой Натальи Ивановны в формирование здоровых, гуманных отношений в центре между педагогами, детьми и их родителями, в создании обстановки доброжелательности и взаимной заботы, в совершенствовании системы воспитания личностных качеств и индивидуальных интересов и способностей учащихся, формирование важнейших социальных навыков.

у детей-инвалидов.

Социальный педагог организовывает массу сетевых мероприятий по правовому консультированию родителей и старшеклассников с целью разъяснения их прав и обязанностей в целях защиты ребенка – инвалида

в его жизненном пространстве [Приложение 1].

Одной из основных форм работы психолого-педагогиической службы ЦДО является взаимодействие с семьями учащихся, индивидуальная работа с каждым родителем [4]. Изучение специфики семьи, беседы с родителями, наблюдение за общением родителей с детьми намечает конкретные пути совместного воздействия на ребенка. В разговоре с родителями узнается много нужной информации: о предпочтениях и интересах ребенка, здоровье, привычках, умениях и навыках в различных формах деятельности.

В Центре постоянно проводятся консультации с родителями, как одна из самых эффективных форм индивидуальной дифференцированной работы с родителями и детьми. Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой – побуждают родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать.

Групповые родительские собрания в лицее также действенная форма работы педагогов, психолога и социального педагога с коллективом родителей, организованного для ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста. Собрания проводятся в удобное для родителей время, по субботам, организовываются всегда интересно, в них участвуют всё руководство лицея и все педагогические работники. На собраниях обсуждаются самые волнующие участников процесса события, участвую и дети, показывая свое мастерство как в художественной самодеятельности, так и в декоративно-прикладном творчестве. Стало хорошей традицией организовывать Новогодние праздники силами учащихся лицея для детей-инвалидов, выставки поделок, обучающие мастер-классы педагогов дополнительного образования. Участники таких встреч получают не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом.

В Центре создана определенная модель взаимодействия психолога, социального педагога и классных руководителей по отработке и закрепляю навыков и умений у детей, сформированных разными специалистами – педагогами-предметниками. логопедом, дефектологом, преподавателями адаптивной физической культуры, технологии и педагогами дополнительного образования. Это ускоряет процесс восстановления нарушенных функций.

В ЦДО работают 43 штатных педагога и 20 совместителей, а также узкие специалисты: педагог-психолог, педагог-организатор, социальный педагог, логопед, дефектолог, 2 программиста.

Одним из важных направлений организационно-методической работы центра является повышение квалификации педагогов и методистов, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов. Все педагоги ЦДО регулярно повышают своё образования на различных курсах повышения квалификации, сетевых семинарах, тренингах, вебинарах, видеоконференциях. Каждый педагог реализовывает индивидуальную программу самообразования, исходя из собственных планов и задач.


2.3. Анализ опыта работы педагогического коллектива

Центра дистанционного образования для детей-инвалидов

ОГАОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат»


Особенность региональной модели дистанционного образования Белгородской области в том, что обучение детей-инвалидов осуществляется комплексно: и по программам общего образования и по программам дополнительного образования (с использованием образовательной площадки центра). Стремясь создать условия для развития творческой активности детей- инвалидов региона, реализуя при этом собственный профессиональный и личностный потенциал, педагогами дополнительного образования Центра разрабатываются авторские программы, реализуемые с помощью дистанционных образовательных технологий. Сегодня на образовательной платформе ЦДО размещены 233 электронных обучающих курса по различным направлениям. Тематика образовательного контента курсов ориентирована на запросы обучающихся, на их интересы. С целью создания оптимальных условий для саморазвития и самореализации детей- инвалидов методисты и педагоги центра широко внедряют в практическую деятельность со- временные формы организации дистанционного обучения школьников. В режиме веб-конференции педагоги грают с детьми в веб-квесты, овладевают совместно с ребенком искусством устной , участвуют в викторинах, конкурсах, олимпиадах, предметных неделях, исследовательской и проектной деятельности. За пять лет работы Центра дистанционного образования его сотрудники и воспитанники неоднократно становились победителями Всероссийских и региональных олимпиад, конкурсов, выставок и викторин [Приложение 1] .

Например, в дистанционных мероприятиях, посвященных празднованию Дня Победы, приняли участие 43 обучающихся, что составляет 75% всех учеников Центра дистанционного образования детей-инвалидов. Проведены видеоуроки «Дети войны», дистанционная викторина, акция «Читаем вместе Василия Теркина». Именно совместное участие в поэтической акции стало центральным событием проекта и вызвало бурю положительных эмоций.

Отчеты о проведенных материалах размещаются на сайте лицея в разделах: «Наши достижения», «Воспитательная работа», «Видеотека» [26].

Воспитательная работа в ЦДО организовывается в направлении реализации долгосрочных программ духовно-нравственного развития, которые охватывают все виды как предметно-образовательных линий, так и дополнительного образования:

- Программа «Я, семья, род, Россия» имеет целью становление личности, воспитание гражданственности; отношение к родителям; собирание родословия; изучение отечественной истории, истории малой Родины.

- программа патриотического воспитания построена на взаимодействии с музеем «Курская битва», работающем при лицее. Тематика мероприятий программы : Великая Отечественная война и Победа; ЖЗЛ; праздники и памятные даты истории, культуры и литературы, науки; символы России и Белгородчины;

- программа «Традиционная народная культура» реализуется в мероприятиях, имеющих отношение к этнографии, обрядам, предметам старины - одежда, предметы быта, ремесла, устное народное творчество;

- в основу программы «Православная культура» заложены исторические аспекты традиционных православных праздников – Рождества, Масленницы, Пасхи;

- программа «Роль и значение языка, речи, слова» призвана повышать культуру речи, формировать и развивать навыки чтения, речи, повышать общий уровень развития детей на основе более глубокого изучения русского языка, этимологии, топонимия, диалектной лексики;

- программа профессиональной ориентации призвана формировать более глубокое представление о личных возможностях каждого ребенка-инвалида как фактора успешной социализации и интеграции в социум;

- Программа «Творчество» призвана выявлять таланты и способности каждого ребенка с целью дальнейшего их развития и использования.

На основе диагностического обследования и заключения ПМК для каждого ребенка разрабатывается Индивидуальный план психологического сопровождения [Приложение 2].

На основе этих планов все педагоги Центра составляют индивидуальные программы обучения и строят свою работу с детьми с учетом основной цели обучения детей-инвалидов – помощи в раскрытии потенциальных возможностей и социального сопровождения , а также с учетом вышеуказанных направлений духовного развития личности.

Одним из самых интересных для детей является авторский проект учителя русского языка и литературы, кандидата филологических наук Поповой Ирины Анатольевны интерактивное электронное издание «Наша Газета», в котором с удовольствием принимают участие учащиеся ЦДО. В этом проекте одни ребята получают свой первый опыт журналистики, под руководством опытного филолога освещают прошедшие и текущие события, другие оттачивают мастерство критики в комментариях, третьи пробуют себя в роли фотокорреспондента, и все вместе включаются в социальный проект общественного взаимодействия. Все выпуски электронного издания размещаются на сайте ЦДО [26].

Заслуживает особого внимания опыт учителя русского языка и литературы Пархоменко Виктории Николаевны в создании индивидуального стиля подачи учебного материала. Её стиль отличает особый эмоционально-психологический фон урока: исключительная позитивность, доброжелательность, мотивация на получение знаний, необходимая коррекция при отработке учебных навыков. Учитель подаёт материал исключительно минимальными дозами, с обилием иллюстраций, примеров и образцов анализа. Так как в текстовых редакторах отсутствуют нужные средства (например, для синтаксического разбора предложений), для визуализации справочного и дидактического материалов на уроках русского языка Виктория Николаевна в совершенстве овладела приемами работы в графических редакторах Paint и Powerpoint. Чтобы ребенок не сканировал выполненную работу в печатной тетради, Виктория Николаевна ввела в процесс обучения электронные тетради, где может выполняться часть классной и домашней работы (система управления обучением Moodle, средства Google Диска). На уроках литературы Виктория Николаевна использует средства Интернет (аудио- и видеоресурсы, например, коллекция спектаклей «Старое радио», которая содержит произведения школьной программы по литературе, цифровые образовательные ресурсы, средства Google Диск, электронные библиотеки и словари, в том числе справочно-информационный портал Грамота.ру, а также сайт «Фундаментальная электронная библиотека» и пр.).

Ввиду значительного сокращения учебного времени в системе общепринятых методов обучения Виктория Николаевна особую роль отводит методам активной работы, самообучению, контролю усвоения знаний. Для этого она использует значительные возможности метода проектов, который учитывает как интересы ребенка, так и выполняет определенные образовательные задачи. Весьма удачными в Центре оказались идеи работ, объектом исследования которых становился язык сети (на примере социальной сети «ВКонтакте»), сочинения на тему Великой Отечественной войны и мн.др.

В практике методического объединения учителей русского языка и литературы свою эффективность продемонстрировал регулярно проводимый в Центре конкурс чтецов, для участия в котором ученики создают аудио- и видеоролики с чтением выбранного стихотворения. Исследовательская деятельность ребят обсуждается ими на видеоконференциях, творческие работы оформляются в виде электронных и печатных сборников. Есть у учеников ЦДО и опыт самостоятельного проведения литературно-музыкальной гостиной виртуальной комнаты интернет-сервиса Mirapolis, где слушателями были ученики Центра.

Большой интерес у детей вызывают разработки внеурочных мероприятий по тематике русского языка и литературы, в которых дети могут участвовать дистанционно или очно. Например, во время проведения Недели русского языка и литературы в школе в период Новогодних праздников проводился литературно-лингвистический «Зимушка-зима», который состоял из трех этапов: составление кроссворда, разгадывание загадок и определение авторов по отрывкам из стихотворений о зиме.


Интересный опыт оценивания работы учащихся накоплен учителями математики: Карповой И.А., Кийковым А.В. и Снимщиковой С.И. Они используют методику направляемого и контролируемого самообучения, при реализации которой создаются все условия для воспитания самодисциплины, добросовестности, ответственности учеников, их умения работать по плану, целеустремлённо, с заранее ожидаемым результатом, где роль преподавателя состоит главным образом в умелой организации учебной деятельности обучаемых. В основе внедряемой коллективом учителей методики лежит индивидуальный подход к каждому учащемуся, выявление и использования способа мышления конкретного ученика, что возможно только при индивидуальном обучении. Дистанционные технологии позволяют максимально использовать огромное количество интерактивных ресурсов. Математики Центра применяют особый способ оценивания успехов учащегося, отталкиваясь от предыдущего уровня усвоенного материала, в зависимости от ответственности и старания ученика. Для оценки качества знаний используется несколько основных принципов: блочно-модульная структура изучения материала; системность; гибкость и мобильность; оценки имеют накопительную силу; создаются условия сотрудничества учителя и ученика; незнание не наказывается, а процесс познания стимулируется; ученик сам волен выбирать стратегию своей деятельности. В такой системе оценка приобретает функцию мотивации познавательной активности, а в условиях личностно-ориентированного обучения важно отслеживать и развивать не только знания и умения учащихся, но и личностные характеристики учащихся. Система оценки успешности обучения ученика должна учитывать не только знания компонента образования, но личностную составляющую.

Кроме этого учителя математики, физики и информатики стараются подбирать для своих учащихся практико-ориентированные задачи, которые позволяют формировать у учащихся умения использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни, в том числе в решении социально-экономических и физически задач. Практико-ориентированные задачи имеют положительную мотивационную направленность, поскольку их сюжет и результат знакомы учащимся или близки их жизненному опыту и, как правило, имеют для ученика познавательную, общекультурную, социальную и профессиональную значимость. С помощью таких задач средствами математики формируются компетенции, необходимые ребенку для многообразных применений школьного курса математики при изучении смежных предметов (в технике, экономике), а также для дальнейшей полноценной жизни в современном обществе.

Для многих детей-инвалидов информационные технологии могут стать будущей профессией, поэтому изучение информатики и математические навыки являются необходимыми для подготовки к продолжению образования в ВУЗе. Интересен в этом направлении подход молодых педагогов к обучению школьников. Учитель математики и информатики Береговая Е.Г. не только использует интерактивные средства в обучении детей, она обучает детей самостоятельно пользоваться информационными ресурсами, большое внимание уделяет навыкам работы в сети Интернет, поиску информации на официальных ресурсах, использованию различных интернет-технологий, таких как : WWW - технология работы в сети с гипертекстами; FTP - технология передачи по сети файлов произвольного формата; IRC- технология ведения переговоров в в режиме прямого диалога; E - mail - электронная почта и пр. Большой интерес вызывает у учащихся разработанный учителем Береговой Е.Г. проект по созданию электронного учебника. Практическая направленность такого проекта несомненно оказывает неоценимую помощь в формировании компетенций для будущей профессиональной деятельности учащихся.

Мультимедийные интерактивные ресурсы несомненно открывают учителям истории, географии, биологии безграничные возможности визуализации уроков. С их помощью уроки истории превращаются в увлекательные путешествия в прошлые исторические эпохи и в кругосветные путешествия. Животный и растительный мир открывает свои самые сокровенные тайны. Однако специфика процесса обучения детей-инвалидов в формировании у каждого ребенка целостной картины мира требует индивидуализации каждой программы.

Учителя биологии Сопина В.В. и Бажан О.А. используют собственную систему организации каждого занятия. Ими разработаны циклы лекций для каждой учебной программы. Вначале каждого учебного занятия ведется интерактивная беседа с целью диагностики самочувствия, учебного настроя обучающегося и разработкой совместно с учеником индивидуального образовательного маршрута. Учитель, работающий с учеником, анализирует факторы, которые снижают учебную деятельность. Это могут быть пробелы в знаниях, высокая утомляемость, отсутствие или недостаточно сформированные учебные навыки.

После этого в занятие включается онлайн-лекция с определенным темпом прохождения материала. С учетом состояния здоровья ребенка на момент проведения урока, степенью усвоения им нового учебного материала, особенностями усвоения новых знаний учитель выбирает одну-две из нескольких форм подачи материала. В самой лекции выделен минимум знаний, который необходим ученику для получения им положительной оценки при изучении данной темы. В меню лекции можно перейти на ту или иную страницу, возвращаясь к необходимому вопросу. На страницах лекции могут быть флеш-тесты и флеш-ролики для закрепления минимального уровня знаний. А так же могут быть внесены веб-квесты . Это тематические гиперссылки на видео или статьи в глобальной сети, что позволяет ребенку, который заинтересовался данной темой расширить свой кругозор. В конце каждой лекции проводится рефлексия с целью самоконтроля учеником своей деятельности во время изучения материала, что позволяет учителю помочь ребенку определить свое место в учебном процессе, развить свои учебные навыки.

Разноуровневые задания позволяют ребенку выбрать оптимальный темп во время урока. Тестовые задания обычно предназначены для закрепления материала. Они тоже могут быть разного уровня сложности. В урок могут включаются игровые задания (это могут быть флеш-игры) с целью повышения познавательного интереса ребенка.

Особым интересом у детей пользуется форумы, где можно обсудить свое видение какого-либо вопроса или дополнить урок какой-либо интересной информацией. Здесь же они могут сами предложить проблемный вопрос или тему для обсуждения [Приложение 1].

Творческие работы обычно предлагаются ребенку по желанию. Ребенку, который увлечен темой, предлагается расширить свой кругозор и представить свои новые знания в виде презентации, видеоролика. Дети, которые увлекаются рукоделием, могут выполнить поделки.

С большим интересом ребята относятся к проведению заочных викторин и олимпиад, результаты которых вывешиваются на сайте школы.

Одним из важных моментов является открытость данных мероприятий и продуктов учебной деятельности обучающихся, что позволяет ребенку оценивать не только свою деятельность, но и деятельность других детей. А это является огромным стимулом для каждого ученика.

На основании анализа организационной и психолого-педагогической работы с детьми-инвалидами в ЦДО БИЮЛИ мы можем сделать вывод о том, что дистанционные образовательные технологии - это уникальный инструмент, позволяющий обучаться детям-инвалидам в любое удобное время, не выходя из дома, на любом расстоянии от образовательного учреждения. Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий обеспечивает освоение обучающимися основной общеобразовательной программы в полном объеме при самых разных потребностях, так как имеет ценное преимущество – высокую степень индивидуализации процесса обучения.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Основной особенностью работы с детьми-инвалидами является своевременное выявление необходимости индивидуального обучения, в результате которого педагог помогает ребенку определить его потенциальные возможности и оказывает систематическую помощь в их развитии. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Очень важно в этой ситуации педагогу иметь специальные профессиональные навыки, консультировать родителей, советоваться с ними. А самое важное - это выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми на максимально раннем этапе. Это позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка и подготовить его к обучению в среднем и старшем звене общеобразовательного учреждения. В тесном сотрудничестве должны работать учителя - предметники, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги и медицинские работники.

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации. Необходимо предоставление особых условий, например, изменение формы выполнения задания, частичное его выполнение. Некоторым учащимся на время выполнения задания необходимо остаться одним в изолированном от внешних звуков классе. Возможно изменение письменного задания на устное, выполнение учебных тестов на компьютерном тренажере.

Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно важно добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности.

Кроме того, в школах, где организовано обучение детей-инвалидов, необходимо обеспечение всякими специальными средствами обучения: приспособлениями для передвижения, учебниками альтернативного формата, аудио-учебниками, активное использование сетевых образовательных ресурсов, компьютерных обучающих систем.

Индивидуальное обучение на дому обеспечивается посредством разработки целой системы, ориентированной на конкретного ученика. Составляется индивидуальное учебное расписание ребёнка, которое обязательно согласовывается с родителями, постоянно корректируется. Учитываются периоды активности и спада работоспособности ребёнка. На основании образовательной программы школы разрабатывается индивидуальное учебно-тематическое планирование (ИУТП) для каждого конкретного ученика, в котором дана характеристика учащегося, его предпочтительные виды деятельности, доступные формы контроля, связанные со спецификой заболевания, и намечены зоны ближайшего развития ребенка. Очень важно помнить, что без родителей учебного процесса не происходит. Необходимо тесно с ними сотрудничать.

Одной из важных психологических задач обучения на дому является повышение мотивации учеников к обучению. Необходимо давать ему почувствовать себя успешным, организовывать его участие в школьных конкурсах и смотрах, в конкурсе проектных, исследовательских и творческих работ учащихся .

При обучении на дому возникает ряд трудностей, которые необходимо последовательно и терпеливо преодолевать, объединяя усилия всего ближайшего окружения ребенка.

Специфика работы педагога в том, что он работает с больными детьми на дому. Его опыт – сугубо индивидуальный, он не может быть проверен в категориях формальной академической успешности. Кроме того, сама форма обучения гораздо более специфична, нежели обучение в классе в обычной школе. Учителю нужно все время изучать работы по специальной психологии и коррекционной педагогике. Основная трудность педагогов – это преодоление привычки работать с учебной программой, а не с конкретным ребёнком. Однако , нельзя думать о ребенке как о больном. Самое важное, что вся деятельность должна быть ориентирована на достижение учебных достижений ученика, на развитие мотивации и успешности. Педагогу необходимо постоянно поддерживать у ребенка уверенность в своих силах, обеспечить субъективное переживание успеха при определённых усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка. Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к каждому как на уроках общеобразовательного цикла, так и во время специальных занятий. На уроках и во внеурочное время необходимо уделять постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей.

Необходимо создание доверительных отношений со взрослыми, в том числе и с учителем.

Поэтому необходимо усилить меры по подготовке квалифицированных специалистов для обучения детей-инвалидов. Каждому педагогу требуется повышение квалификации в области инклюзивного образования, а именно: изучение общей и специальной психологии, педагогических технологий, вопросов нормативно-правового обеспечения образования лиц с ОВЗ, техник диагностики и коррекции.

Дистанционное обучение решает задачу индивидуализации образования детей-инвалидов достаточно успешно. Однако при таком виде обучения тоже имеются определенные проблемы. Дистанционное обучение не решает проблему социализации, оно – только часть инклюзивного образования. Ребенок получает доступ к образованию и к информационным ресурсам в полном объеме своих возможностей и интересов. Но он так и остается лишенным возможности полноценной интеграции в социум. Но это уже не проблема системы дистанционного образования, а проблема состояния его здоровья.

Ещё одна проблема – это электронные ресурсы. Сеть Интернет переполнена некачественным продуктом, и педагогу приходится тратить много сил и времени на поиск нужной информации или визуального продукта. Или создавать его самому. Ни в науке, ни в практике преподавания нет единства трактовки универсального электронного учебника. Подчас так называют и электронный вариант печатного учебника, и теоретико-практические разработки, существующие в «электронном виде», и интерактивные учебники, оснащенные гиперссылками, тестами, заданиями, средствами мультимедиа и пр. Думается, что специалистам, сосредотачивающим свое внимание на теоретических обоснования дистанционного обучения, стоит разработать классификацию электронных учебников.

Проблемы, озвученные выше, безусловно, нуждаются в решении, поскольку вопрос образования детей с ограниченными возможностями здоровья имеет статус национального проекта.

Нам всем необходимо осознать, что инвалиды - это такие же люди, как и мы. И они абсолютно не нуждаются в сострадании - им необходимо понимание со стороны общества. Ведь инвалид - это еще не значит умственно отсталый, зачастую это человек с богатым духовным и внутренним миром. Особое внимание необходимо обратить на возможности инвалидов в получении знаний и неравные шансы получения инвалидами образования. В настоящее время достойное и качественное образование является одним из немногих гарантов, которые могут обеспечить людям возможность социальной адаптации и самоактуализации в жизни, возможности обеспечить себе приемлемый уровень жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы _М., 2003.

  2. Александрова Л.А., Леонтьев Д.А., Лебедева А.А. Основные принципы психолого-педагогической работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Психолого-педагогические основы инклюзивного образования / отв. ред. С.В. Алехина. – М. : МГППУ; ООО «Буки Веди», 2013. – С. 219 - 254.

  3. Андреева Г. М. Социальная психология – М.: ВЛАДОС, 2008.- 225 с

  4. Боровая Л.П. Социально-психологическая помощь семьям, имеющих тяжело больных детей / Л.П. Боровая // Социально-педагогическая работа. - 1998. - №6. - С.57 - 64.

  5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. [и др.] : Питер, 2008. — 398 с. — (Мастера психологии). — Библиогр.: с. 386-389. [Электронный ресурс] // ФГНУ Научная педагогическая электронная библиотека им. К.Д.Ушинского РАО, 2017 : Url: http://elib.gnpbu.ru/ (дата обращения: 15.04.2017)

  6. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. Учеб.-метод. пособие для вузов. М.: SV R-Аргус, 1994. - 208 с.

  7. Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами образования / Под ред. В. И. Слободчикова. М.: Ин-т педагогических инноваций, 1995. - 435 с.

  8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. // М.: Педагогика-пресс. - 1999 г.-536с.

  9. Ершова Н.Ю., Назаров А.И. Реализация основных принципов

организации учебной деятельности в системе сетевого обучения // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2013. - № 10. - С. 103.

  1. Закон об образовании // Учительская газета. 1992. - № 28

  2. Кошелева Л.Н. Социально-педагогическая адаптация детей с ограниченными возможностями: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Сургут, 1998. - 26 с.

  3. Лубовский В.И. Специальная психология и педагогика в современной школе // Психологическая наука и образование. - 2015. Том. 20, № 3. С. 79–87// doi:10.17759/pse.20152003097.

  4. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. Книга для родителей / А.Р. Малер. - М.: Дело, 1996. - 328 с.

  5. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. М., 1996.

  6. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»,утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010 № Пр-271;

  7. Мухина А. С. Психология возрастных кризисов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002

  8. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Учебник для высш. учеб. заведений. М.: Academia, 2000. - 200 с

  9. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. Хрестоматия / Сост. Л. М. Шипицына. СПб., 1997. - 256 с.

  10. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями движения. Методическое пособие / Под ред. Л. М. Шипицыной. СПб.: Образование, 1995. - 90 с.

  11. Обухова Л.Ф. «Возрастная психология». Учебник. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2001 Приходько О.Г. Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата/ Специальная педагогика. М.: Академия, 2000.

  12. Слободчиков В. И. Теория и диагностика развития в контексте психологической антропологии // Психология обучения. 2014. № 1. С. 4–34.

  13. Соколков Е.А. Психология познания. Методология и методика преподавания [Электронный ресурс]/: учеб.пособие. / Соколков Е.А. – М.: Логос, 2007: Url: http://www.studentlibrary.ru (дата обращения 15.04.2017)

  14. Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии/под ред.Л.М. Шипициной-СПБ., 2003.

  15. Шипицына JT.M. Старое и новое: социальная защита в России: Учеб.-метод. пособие. СПб., 1997. - 42 с.

  16. Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение // Дефектология. 1999 - № 1.- С. 41 - 46; № 2. - С. 49 - 56.

  17. ЦДО ОГАОУ БИЮЛИ// Официальный сайт // URL: http://belcdo.bel-licei-inter.ru/ (дата обращения 09.05.2017 г.)

  18. Федеральный закон от 17.07.1999г. № 178 - ФЗ "О государственной социальной помощи" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122 - ФЗ).

  19. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития: (В традиции культурно-исторической теории Л.С.Выготского). М.: Тривола, 1994. 168с.

  20. Ясюкова Л.А., Белавина О.В. Роль интеллектуальных способностей в становлении личности подростка ,2010. - 150с.

  21. Ясюкова Л.А.. Закономерности развития. Понятийного мышления. И его роль в обучении. СПб. 2005. [Электронный ресурс]/: Сайт ИПП «Иматон»./ Url: http://www.imaton.ru/inst/prepodavateli/l-a-yasyukova (дата обращения 21.03.2017)

  22. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. [Электронный ресурс]/: Сайт ИПП «Иматон»./ Url: http://www.imaton.ru/inst/prepodavateli/l-a-yasyukova, (дата обращения 21.03.2017)

  23. Ясюкова Л.А. Особенности интеллектуального развития детей в зависимости от программ обучения. // Практическая психология в школе. III Всероссийск. конф. СПб, 1998, С. 41-43 [Электронный ресурс]/: Сайт ИПП «Иматон»./ Url: http://www.imaton.ru/inst/prepodavateli/l-a-yasyukova, (дата обращения 11.04.2017)

  24. Ясюкова Л.А. Диагностический комплекс «Иматон-Ясюкова Л.А.» в 3 частях. [Электронный ресурс]/: Сайт ИПП «Иматон»./ Url: http://www.imaton.ru/inst/prepodavateli/l-a-yasyukova, (дата обращения 22.03.2017)

  25. Большой психологический словарь. [Электронный ресурс]/ сайт «Мир психологии» http://www.persev.ru/glossary/%D1%81, (дата обращения 16.05.2017)

  26. Федеральная служба государственной статистики.// Официальный сайт// Url: http://www.gks.ru/ , (дата обращения 5.06.2017г.)








Приложение 1.











Скрин интерактивного ресурса «Наша газета» , выполненный учащимися ЦДО под руководством учителя русского языка и литературы, канд.филолог.наук Поповой И.А.














Скрины проведенных уроков биологии с использованием различных интерактивных технологий, в том числе с творчески выполненным домашним заданием по инициативе учащегося.



Скрин проведения тематического классного часа о правах ребенка в режиме веб-конференции. Разработка Пархоменко В.Н., учителя русского языка и литературы, классного руководителя в 7 классах.












Фото. Сенсорная комната в БИЮЛИ. Реализация программы

«Доступная среда»















Фото. Совместная работа педагогов и учащихся по декоративно-прикладному творчеству во рамках общешкольного родительского и ученического собрания в марте 2017 года.


Приложение 2.

Пример Индивидуального плана психологического сопровождения. разработанного психологической службой ЦДО БИЛИ

(фамилии, имя и дата рождения изменены по этическим соображения)


Индивидуальный план психологического сопровождения

Ивановой Марии




Дата рождения: 00.00.1999 г.

Класс: 11

Выписка из заключения ВК: спинальная ангиотрофия.

Заключение ПМПК: нуждается в создании специальных условий для сдачи государственной итоговой аттестации.

Рекомендации ПМПК: добровольный выбор формы сдачи государственной итоговой аттестации:

- государственный выпускной экзамен (ГВЭ);

-основной государственный экзамен (ОГЭ) при создании спец.условий;

-совмещение форм сдачи ГИА;

Создание специальных условий:

-организация экзамена на дому при условии соблюдения требований Порядка;

-увеличение продолжительности экзамена на 1,5 часа для организации питания и перерывов на проведение медико-профилактических процедур.

Рекомендации ИПР: нет.

Семья: неполная, социальное окружение гармоничное, интересы разнонаправленные познавательные.

Основной целью психолого-педагогического сопровождения является социальная адаптация ребенка, овладение общеобразовательной программой, развитие и совершенствование навыков общения, навыков самообслуживания.

Ожидание родителей: социальная адаптация, общение со сверстниками, овладение общеобразовательной программой.

Программа психолого-педагогического сопровождения построена с учётом адаптированной общеобразовательной программы 11 класса, с учётом особенностей психофизических особенностей ребёнка и пожеланий родителей, с учетом использования дистанционных образовательных технологий.

Виды психолого-педагогической коррекции: коррекция эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций; формирование мотивации к обучению.




Диагностическое обследование: уровень актуального развития


Нарушения анализаторов, психомотори-ки

Уровень речевого развития

Развитие высших психических функций

Актуальный уровень учебных достижений

Програм-ма обучения

Нарушение общей моторики.


Нарушений не выявлено.

Внимание устойчивое; память долговременная; мышление словесно-логическое; Темп деятельности и работоспособности снижены;

Самоконтроль и регуляция поведения сформированы;

Мотивация к обучению, познавательная активность, учебная самостоятельность сформированы; Учебно-познавательная деятельность сформирована в соответствии с программными требованиями.

Программный материал усваивает

ООП СОО

Основные факторы риска развития и направленность индивидуальных коррекционных мероприятий

Факторы риска

Варианты возможных трудностей

Коррекционные мероприятия

Часто болеющий ребенок.


Высокая утомляемость;

Сниженные работоспособность и темп деятельности.


Щадящий режим учебной работы;

Ограничение дополнительных нагрузок;

Уменьшение объема письменных учебных заданий;

Учет индивидуального темпа выполнения учебных занятий;

Интегрированное сопровождение узких специалистов, педагогов и родителей.


Организационно-педагогические условия реализации индивидуального плана

  • Здоровьесберегающие технологии: динамические паузы, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, кинезиологические упражнения;

  • Технологии, методы и средства: ИКРЗ, музыкотерапия, арт-терапия, психологическая разгрузка;

  • Формы контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (сентябрь/октябрь 2015г.), итоговая диагностика (май 2016г.)

  • Осуществление психологического сопровождения: во внеурочное время, с ноября по май 2015-2016 учебного года. Периодичность занятий – 1 раз в неделю, длительностью 20/30 минут. Занятия не проводятся в каникулярное время.

Направление (вид) коррекционно-развивающей работы

п/п

Коррекционно-развивающая работа

Цель

1

Социальная реабилитация


- участие в очных, тематических, сетевых мероприятиях (1 раз в четверть) «Путешествие в литературную гостиную»,

«Сказочное путешествие в Рождество», «Весенняя ярмарка»;

- участие в виртуальных тематических музейных уроках (1 раз в четверть);

- участие в краткосрочных сетевых проектах: «Страна талантов», «Мои любимые детские книжки. Я в гости к Пушкину спешу…», «Литературное Белогорье», «Добрые руки матери…»,

«Защитникам Отечества посвящается…», «Свет Рождества», «Ах, блины мои, блиночки», «Путешествие во Вселенной», «И помнит мир спасенный», «День славянской письменности и культуры»;

- участие в предметных, творческих, дистанционных конкурсах (по плану).

формирование социальной компетентности ребенка-инвалида.

2

Обеспечение специализированным учебным оборудованием


- Комплект «Базовое рабочее место ученика»;

- Учебно-обогащенная среда - виртуальная оболочка «Бел-школа»;

- Индивидуальное расписание, режим дня, режим охраны зрения, памятки, рекомендации;

- Специализированное рабочее место для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата (в условиях дистанционного обучения обеспечивается родителями (законными представителями).

Формирование адаптивной среды, создание специальных условий обучения

3

Образовательная реабилитация


- обучение по ООП СОО, в изменении программы не нуждается;

- обучение на дому по ИУП с применением дистанционных образовательных технологий;

- обучение основам компьютерной грамотности;

- адаптация учебной нагрузки по предметам учебного плана;

- визуализация учебного материала;

- алгоритмирование учебных действий (таблицы, схемы)

обеспечение положительной динамики освоения образовательной программы ребенком-инвалидом

4

Психолого-педагогическая реабилитация

4.1

Диагностическое направление


Входящая диагностика уровня сформированности психических процессов.


Выявление актуального уровня развития психических функций для построения индивидуальной траектории КРЗ.


Диагностика уровня школьной адаптации. Коррекция учебной мотивации, удовлетворенности учебной деятельностью, профилактика социальной дезадаптации.

Профилактика дезадаптации



Диагностика УУД

Сформированность УУД


Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с узкими специалистами

Профилактика учебных трудностей


Итоговая диагностика познавательной сферы детей-инвалидов.

Динамика уровня психического развития

4.2

Консультативно-профилактическое направление, психологическое просвещение


- Психологическая поддержка и психологическое консультирование ребенка и родителей

- Профилактические беседы (ознакомление родителей с основами психологических знаний и спецификой воспитания ребенка-инвалида).

- Психопросвещение (памятки, рекомендации для детей и родителей на сайте)

Форма работы: консультирование, индивидуальные беседы, лекционная форма работы в режиме of-line, консультации с помощью электронной почты, скайп-технологий;



Профилактика дезадаптации






4.3

Коррекционно-развивающее направление


- индивидуальные психологические занятия (зачисление на ИКРЗ по рекомендациям ПМПк).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!