Ребята, найдите номер 1 на странице 63. -Послушайте задачу. Задача № 1 На одной проволоке 10 шариков, а на другой-на 3 шарика меньше. Сколько всего шариков на двух проволоках? -Прочитаем задачу еще раз, имя…прочитай вслух , все остальные следят пальчиком.(читает вслух один из хорошо читающих учащихся). 1этап. Восприятие и анализ содержания задачи. -О чем говорится в задаче? (о шариках, которые висели на 2 проволоках) Что известно в задаче? (количество шариков на первой проволоке-10) -Верно. Покажите соседу по парте, где на рисунке 10 шариков. -Ребята, известно ли сколько шариков на второй проволоке? Что сказано об этих шариках? (их на 3 меньше) -Как вы понимаете, что значит «на 3 меньше»? (Столько же, но без 3) Если затрудняются ответить проговариваю сама. -Послушайте, это столько же, но без трех. -Хорошо. -Где на рисунке спрятаны шарики, нанизанные на вторую проволоку? (за полоской) -Верно. -Что является вопросом задачи? (сколько всего шариков на двух проволоках) -Хорошо. -Составим краткую запись к задаче I ? -10 ш. II-?, на 3 ш. меньше -Ребята, сколько всего у нас проволок? (2) -Обозначим их римскими цифрами. Сколько шариков на 1 проволоке? (10) -Сколько шариков на 2 проволоке? (не знаем) Ставим вопрос. Но что сказано? (что их на «3 меньше», чем на первой) Как покажем? (покажем стрелкой) -И что надо узнать? (сколько всего шариков на 2 проволоках) Какой знак поставим? (знак вопроса) -Верно 2 этап. Поиск пути решения задачи и составление плана ее решения (анализ готового решения). Ребята, очень важно научиться правильно рассуждать, когда решаешь задачу. Сейчас мы будем все вместе рассуждать и строить схему рассуждений: я- на доске, а вы – в тетради. Возьмите карандаш. Появляется в ходе рассуждений ?.7?? 2). 10 + ? 1). 10 - 3 Ребята, какой вопрос задачи? (сколько всего шариков на двух проволоках). Отступите от краткой записи вправо 6 клеток и нарисуйте вопрос. -Верно -Так как это главный вопрос, обведем его кружком. -Обведите. -Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос? (указываю указкой на краткую запись) (надо знать сколько шариков на 1 проволоке и на 2) -Хорошо. -Что из этого известно? (указываю указкой на краткую запись) (известно, сколько шариков на 1 проволоке-10, а сколько на 2 не известно) Ребята, что нужно знать, чтобы найти сколько шариков на 2 проволоке? (указываю указкой на краткую запись) (сколько шариков на 1 проволоке и на сколько шариков на 2 проволоке меньше) -Какие это числа? (10 и 3) Вопросы синтеза: -Зная, сколько шариков на первой проволоке и на сколько шариков на второй проволоке меньше, что можем узнать? (сколько шариков на второй проволоке) -Каким действием? (вычитанием) -Почему вычитанием? (потому что, отношение «на сколько меньше») Зная, количество шариков на первой и на второй проволоке, что можем узнать? (сколько шариков на 2 проволоках) -Каким действием? (сложением) -Почему сложением? (потому что в вопросе сказано «всего», а значит надо сложить) Ребята, давайте составим план решения задачи. -Во сколько действий задача? Посмотрите на схему. (в 2 действия) -Что находим первым действием? (сколько шариков на второй проволоке) -Что находим вторым действием? (сколько всего шариков на двух проволоках) 3 этап. Осуществление плана решения задачи и запись решения. -Записываем решение задачи я на доске, а вы в тетради. Записываем, что это первое действие, не забываем про скобку и точку после нее. (Имя), проговори, что мы должны записать в 1-ом действии. (аналогично второе действие комментирует ученик и ответ). 1). 10-3=7(ш.)-на второй проволоке. 2). 10+7=17(ш.)-всего. Ответ:17 шариков. -Ребята, сравните эту задачу с той, которую вы решали на прошлом уроке на 62 стр., под номером 1. (Читаю задачу вслух) Задача №1, стр. 62 На первой проволоке 7 шариков, а на второй-на 3 шарика больше. Сколько всего шариков на двух проволоках? -Чем они отличаются? (условиями «на сколько больше», «на сколько меньше»). Ребята, если в задаче сказано «на …. меньше», то какое действие следует выполнить? Если «на… больше», какое действие?. -Молодцы! Все верно. Будьте внимательны, читая задачу. -Ребята, чему мы учились выполняя это задание? (учились составлять краткую запись, рассуждать, строить схему рассуждений, составлять план и решать задачу в 2 действия). -Верно. |