Впервые идея координатного метода была систематически развита Пьером Ферма (1601-1665) и Рене Декартом (1596-1650). В их формулировках расстояния координатных осей могли быть только положительными числами или нулем. Важная идея в том, что одно или оба эти расстояния можно также считать и отрицательными, принадлежит Исааку Ньютону (1643-1727). Г.В. Лейбниц (1646-1716) первым назвал эти расстояния «координатными».
Таким образом, открытие декартовых координат не принадлежит Декарту. Декарт построил аналитическую геометрию. Значение аналитической геометрии состоит прежде всего в том, что она установила тесную связь между геометрией и алгеброй.
В геометрии применяются различные методы решения задач – это синтетический (чисто геометрический) метод, метод преобразований, векторный метод координат и другие. Они занимают различное положение в школе. Основным методом считается синтетический, а из других наиболее высокое положение занимает метод координат потому, что он тесно связан с алгеброй. Изящество синтетического метода достигается с помощью интуиции, догадок, дополнительных построений. Координатный метод этого не требует: решение задач во многом алгоритмизировано, что в большинстве случаев упрощает поиск и само решение задачи
Сущность метода координат как метода решения задач состоит в том, что, задавая фигуры уравнениями и выражая в координатах различные геометрические соотношения, мы можем решать геометрическую задачу средствами алгебры. Обратно, пользуясь координатами, можно истолковать алгебраические и аналитические соотношения и факты геометрически и таким образом применять геометрию к решению алгебраических задач.
Метод координат – это универсальный метод. Он обеспечивает тесную связь между алгеброй и геометрией, которые, соединяясь, дают «богатые плоды», какие они могли бы дать, оставаясь раздельными.
Компоненты умения применять координатный метод в конкретных ситуациях является следующие умения:
-
переводить геометрический язык на аналитический для одного типа задач и с аналитического на геометрический для другого;
-
строить точку по заданным координатам;
-
находить координаты заданных точек;
-
вычислять расстояние между точками, заданными координатами;
-
оптимально выбирать систему координат;
-
составлять уравнения заданных фигур;
-
видеть за уравнением конкретный геометрический образ;
-
выполнять преобразования алгебраических соотношений.
Данные умения можно отобразить на примере следующих задач, формирующих координатный метод:
-
задачи на построение точки по ее координатам;
-
задачи на нахождение координат заданных точек;
-
задачи на вычисление расстояния между точками, заданными координатами;
-
задачи на оптимальный выбор системы координат;
-
задачи на составление уравнения фигуры по ее характеристическому свойству;
-
задачи на определение фигуры по ее уравнению;
-
задачи на преобразование алгебраических равенств.
В связи с усилием роли координатного метода в изучении геометрии особенно актуальной становится проблема его формирования. Наиболее распространенными среди планиметрических задач, решаемых координатным методом, являются задачи следующих двух типов: 1) на обоснование зависимостей между элементами фигур, особенно между длинами этих элементов; 2) на нахождение множества точек, удовлетворяющих определенным свойствам.
Несмотря на недостатки метода координат такие как наличие большого количества дополнительных формул, требующих запоминания, и отсутствие предпосылок развития творческих способностей учащихся, некоторые виды задач трудно решить без применения данного метода.
1.Задачи на доказательство
№1
Докажите, что три прямые, содержащие высоты треугольника, пересекаются в одной точке.
Доказательство
Введем прямоугольную декартову систему координат. Пусть АА1, ВВ1, СС1 – высоты ∆АВС, точка С1 начало координат. Тогда вершины ∆АВС имеют координаты:

где 









Координаты точки Н удовлетворяют уравнению ВВ1:

Следовательно,
.
Ч.т.д.
№2
Докажите теорему Пифагора: в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Доказательство
Введем прямоугольную декартову систему координат. Пусть в ∆АВС,
. Точка С – начало координат. Вершины ∆АВС имеют координаты:

где 




Ч.т.д.
2.Задачи на вычисление
№3
Вычислите расстояние между прямыми, содержащими противоположные стороны ромба, если длины его диагоналей равны
.
Решение
Введем прямоугольную декартову систему координат. Пусть ABCD – ромб.
. Точка О – начало координат. Вершины ромба имеют координаты:
.

Расстояние от точки А до прямой ВС равно:
.
Ответ: 
№4
Решите уравнение :

Решение
Введем прямоугольную декартову систему координат. Пусть
.







Ответ: 
3.Задачи на отыскание геометрических мест точек
№5
Найдите множество всех точек, для каждой из которых отношение расстояний от двух точек А и В есть постоянная величина λ, не равная единице.
Решение
Введем прямоугольную декартову систему координат. Пусть точка В – начало координат и точка А лежит на оси х. Тогда
.
Для того чтобы точка
принадлежала искомому множеству, необходимо и достаточно, чтобы






Т.к.
то разделим на 
Этим уравнением определяется окружность радиуса с центром в точке
. Точка С лежит на прямой АВ. Эта окружность называется окружностью Аполлония.