Способы решения некоторых видов уравнений высших степеней
1. Уравнения, которые имеют вид (х + а)n + (х + b)n = c, решаются подстановкой t = x + (a + b)/2. Этот метод называется методом симметризации.
Примером такого уравнения может быть уравнение вида (х + а)4 + (х + b)4 = c.
Пример.
(х + 3)4 + (х + 1)4 = 272.
Решение.
Делаем подстановку, о которой говорилось выше:
t = x + (3 + 1)/2 = х + 2, после упрощения: х = t – 2.
(t – 2 + 3)4 + (t – 2 + 1)4 = 272.
(t + 1)4 + (t – 1)4 = 272.
Убрав скобки с помощью формул, получим:
t4 + 4t3 + 6t2 + 4t + 1 + t4 – 4t3 + 6t2 – 4t + 1 = 272.
2t4 + 12t2 – 270 = 0.
t4 + 6t2 – 135 = 0.
t2 = 9 или t2 = -15.
Второе уравнение корней не дает, а вот из первого имеем t = ±3.
После обратной замены получим, что х = -5 или х = 1.
Ответ: -5; 1.
Для решения подобных уравнений часто оказывается эффективным и метод разложения на множители левой части уравнения.
2. Уравнения вида (х + а)(х + b)(x + c)(x + d) = А, где а + d = c + b.
Методика решения подобных уравнений заключается в частичном раскрытии скобок, а затем введении новой переменной.
Пример.
(х + 1)(х + 2)(x + 3)(x + 4) = 24.
Решение.
Вычисляем: 1 + 4 = 2 + 3. Группируем скобки по парам:
((х + 1)(x + 4))((х + 2)(x + 3)) = 24,
(х2 + 5х + 4)(х2 + 5х + 6) = 24.
Сделав замену х2 + 5х + 4 = t, имеем уравнение
t(t + 2) = 24, оно является квадратным:
t2 + 2t – 24 = 0.
t = -6 или t = 4.
После выполнения обратной замены, легко находим корни исходного уравнения.
Ответ: -5; 0.
3. Уравнения вида (х + а)(х + b)(x + c)(x + d) = Ах2, где аd = cb.
Метод решения заключается в частичном раскрытии скобок, делении обеих частей на х2 и решении совокупности квадратных уравнений.
Пример.
(х + 12)(х + 2)(x + 3)(x + 8) = 4х2.
Решение.
Перемножив в левой части первые две и последние две скобки получим:
(х2 + 14х + 24)(х2 + 11х + 24) = 4х2. Делим на х2 ≠ 0.
(х + 14 + 24/х)(х + 11 + 24/х) = 4. Заменой (х + 24/х) = t приходим к квадратному уравнению:
(t + 14)(t + 11) = 4;
t2 + 25х + 150 = 0.
t = 10 или t = 15.
Произведя обратную замену х + 24/х = 10 или х + 24/х = 15, находим корни.
Ответ: (-15 ± √129)/2; -4; -6.
4. Решить уравнение (3х + 5)4 + (х + 6)3 = 4х2 + 1.
Решение.
Данное уравнение сразу трудно классифицировать и выбрать метод решения. Поэтому сначала преобразуем, используя разность квадратов и разность кубов:
((3х + 5)2 – 4х2) + ((х + 6)3 – 1) = 0. Затем, после вынесения общего множителя, придем к простому уравнению:
(х + 5)(х2 + 18х + 48) = 0.
Ответ: -5; -9 ± √33.
Задача. Составить многочлен третьей степени, у которого один корень, равный 4, имеет кратность 2 и корень, равный -2.
Решение.
По следствию из теоремы Безу, если у многочлена есть корень кратности 2 равный 4 и есть корень -2, то он без остатка должен поделиться на (х – 4)2(х + 2), значит:
f(x)/((х – 4)2(х + 2)) = q(x) или f(x) = (х – 4)2(х + 2)q(x).
Умножив первые две скобки, и приведя подобные слагаемые, получим: f(x) = (х3 – 6x2 + 32)q(х).
х3 – 6x2 + 32 – многочлен третьей степени, следовательно, q(x) – некоторое число из R (т. е. действительное). Пусть q(x) есть единица, тогда f(x) = х3 – 6x2 + 32.
Ответ: f(x) = х3 – 6x2 + 32.