СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математика урок

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Математика урок»

Тема: Площадь. Способы сравнения фигур по площади.

Цели: познакомить с различными способами сравнения площади разных фигур: «на глаз», путём наложения одной фигуры на другую, путём подсчета клеток одинаковой величины; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать текстовые задачи; развивать внимание и логическое мышление; воспитывать сотрудничество.

Планируемые результаты: учащиеся будут понимать значение понятия «площадь»; научатся самостоятельно сравнивать разными способами площади фигур; в дальнейшем будут применять теоретические знания на практике.

Оборудование: большие геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, овал, пятиугольник); раздаточный материал: 17 красных кругов, 17 синих кругов, 17 зелёных квадратов, 17 белых прямоугольников, 17 белых квадратов, 17 красных прямоугольников; 4 конверта с заданиями для групп, музыкальный центр, проектор, экран.

Учебник: Математика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. Часть 1 / [М. И. Моро, М. А. Бантова,

Г. В. Бельтюкова и др.]. – 6-е издание. – М.: Просвещение, 2016. – 112с.: ил. – (Школа России).

Ход урока

І. Организационный момент.

Проверяй скорей, дружок:

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Всё ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять». (Слайд 2)



ІІ. Актуализация знаний.

  1. Логическая разминка.

а) На столе 4 яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)

б) Кролики прыгали: 1-й между 2-ым и 3-им в ряд; 1 впереди, а 2 позади; 1 позади, а 2 впереди. Сколько было кроликов? (3)

в) Ряд начинается с числа 4, а каждое следующее число в нем на 1 больше предыдущего. Назовите пятое число в этом ряду. (8)

  1. Устный счет.

- Увеличь в 7 раз 8, 3, 5, 7.

- Уменьши в 6 раз 42, 36, 6, 54.

- Увеличь на 7 числа 14, 63, 21, 35.

- Уменьши на 6 числа 30, 42, 24, 18. (Слайд 3)

3. Создание проблемной ситуации.

- Ребята, какие геометрические фигуры вы знаете? (Круг, овал, треугольник, квадрат, четырехугольник, многоугольник, прямоугольник) (Слайд 4)

- Чем фигуры отличаются одна от другой? (Формой, размером, количеством углов или их отсутствием, цветом)

- Назовите свойства данных фигур.

- Какая из них больше всего занимает места? (Квадрат)

- Как определили? (Видно «на глаз», что квадрат больше, чем другие фигуры.

Значит, он места займёт больше)

Беру квадрат, прикладываю к доске, обвожу его мелом по контуру и убираю фигуру.

- Что видите? (Квадрат на доске занимает определенное место)

- Предположите: как называется место, которое занимает фигура? (Ответы детей)

- Обратимся к словарю Ожегова. Это понятие объясняется так: «Величина, которая указывает на то, сколько места занимает фигура на плоскости – называется площадью». (Слайд 5)

Заучивание определения наизусть.

- Повторим новое математическое понятие. (Слайд 6)

- Прочитайте ещё раз это слово на экране. Назовите изученные орфограммы.

Вывод: Каждая фигура занимает в пространстве определенное место и имеет площадь.



ІІІ. Определение темы урока, постановка учебной задачи.

- Предположите, какая у нас сегодня тема урока? (Площадь.)

После ответов учащихся появляется (Слайд 7) «Тема: «Площадь. Способы сравнения фигур по площади»

- Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться? (Учиться сравнивать и определять: площадь какой фигуры больше или меньше)

- Сегодня на уроке вы будете исследователями и самостоятельно узнаете, как можно сравнивать площади фигур.



IV. Работа над новым материалом.

1. Работа в парах (с раздаточным геометрическим материалом).

- Какие геометрические фигуры лежат у вас на столе? (Круги, квадраты, прямоугольник). (Слайд 8)

Задание 1. Что можете сказать о площади прямоугольника по сравнению с площадью других фигур? (Прямоугольник больше по размеру, следовательно, его площадь больше площади других фигур).

- Каким способом определили? (Определили «на глаз»)

- Назовите предметы в классе, которые имеют площадь. (Доска, картина, стенд, парта и т.д.)

- Площадь какого предмета больше? (Площадь доски)

- Каким способом пользовались? («На глаз»)



Задание 2. Возьмите красный круг и зелёный квадрат. (Слайд 9)

Можно ли «на глаз» сравнить их площади? (Нет)

- Почему? (Это сделать трудно. Одна фигура с углами, у второй углы отсутствуют)

- Найдите другой способ сравнения. (Наложить одну фигуру на другую)

(Слайд 10)

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: Так как круг полностью поместился в квадрат, площадь квадрата больше площади круга, а соответственно площадь круга меньше площади квадрата.



Задание 3. Возьмите 2 круга (красный и синий). (Слайд 11) Сравните их площади. Что заметили? (Площади одинаковые) Каким способом пользовались? (Можно наложением или «на глаз»)

Вывод: при наложении фигуры полностью совпали, значит их площади равны.



Индивидуальная работа

Задание 4. Сравните площади тетради и учебника. Что можете сказать об их

площадях? (Площадь учебника больше площади тетради, соответственно площадь тетради меньше) (Слайд 12)

Работа в парах

Задание 5. Возьмите белые квадрат и прямоугольник. Сравните. Можно ли «на глаз» сравнить их площади? (Нет) Почему? (Трудно это сделать)

А наложением? (Нет) Почему? (Ответы детей)

Проблема: как сравнить площади фигур, если «на глаз» и наложением одной на другую не получается?

- Чтобы ответить на этот вопрос, переверните фигуры. Что вы видите? (Фигуры поделены на клетки) (Слайд 13)

- Что можете сказать о размерах клеток? (Они одинаковые)

- Что можно сделать? (Посчитать количество клеток в каждой фигуре. Сравнить)

Вывод: в квадрате 9 клеток, а в прямоугольнике – 8. 98. Значит, площадь квадрата больше площади прямоугольника.

V. Физкультминутка. (Слайд 14)

(под музыку)

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно, веселее.

По коленочкам ударим

Тише, тише, тише.

Наши ручки, поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились,

Ниже опустились,

Завертелись, завертелись

И остановились.



VI. Закрепление нового материала.

Работа в группах

- Повторим правила работы в группе

* Работают все члены … (группы)

* Говорим в полголоса, чтобы… (не мешать другим)

* Внимательно слушаем друг друга, не… (перебиваем)

* Один ученик защищает работу группы, говорит… (громко и четко)

(Слайд 15)

Задания выдаю в конвертах.

1 группа. Каждый из 2 прямоугольников состоит из 4-х квадратов разной

величины.

Задание.

«Сравните площади фигур и сделайте вывод».

(Сосчитав количество квадратов в каждой фигуре, учащиеся могут прийти к ложному выводу, что площади данных фигур равны, так как число квадратов оказывается одинаковым. Возможно, дети сразу придут к верному решению).

- В чём дело? Может, вы ошиблись в подсчётах квадратов? (Та и другая фигура состоят из четырёх квадратов. Но квадраты разной величины. Видно «на глаз», что фигура 1 больше фигуры 2).

Вывод: при сравнении площадей фигур необходимо пользоваться одной и той же единицей измерения площади.

- О необходимости измерять площадь одной единицей измерения мы поговорим завтра.

2 группа. 2 различные фигуры изображены на клетчатой бумаге.

Задание. «Сравните площади фигур А и В. Докажите правильность полученного результата».

(АB, т.к. фигура А составлена из 10 клеток, а фигура В - из 8; 108).

3 группа. Работа по учебнику с.57. Задача на смекалку.

Задание. «Как легче узнать, площадь какой фигуры больше?»

(Сосчитать клетки. Площадь собаки больше, т.к. она из 48 клеток, а заяц из 42).

4 группа. с.57 №1

Задание. «На рисунке изображены фигуры, которые при наложении не совпадут. Докажите, что их площади равны».

(Площади равны, т.к. каждая фигура состоит из 4 квадратов (клеток)).



VII. Обобщение и систематизация выученного ранее материала.

  1. Решение примеров с.57 № 2 (дети выходят к доске по одному цепочкой и выполняют задание)

  2. Решение задачи с.57 № 4 (коллективно)

  3. Решение уравнений с.57 № 5 (1-е уравнение – 1 вариант; 2-е уравнение – 2 вариант)

VIII. Подведение итогов. Рефлексия.

- Наш урок подходит к завершению, давайте подведем итог.

- Назовите тему урока.

- Что называют площадью фигуры?

- Какими способами мы можем сравнить площади фигур?

- Каким по сложности вам показался урок?

- Оцените свою работу на уроке. (Слайд 16) Выберите тот смайлик, который отвечает вашему настроению, характеризует вашу работу на уроке и нарисуйте его в тетради. (Слайд 17)

Домашнее задание: с.57 № 3; № 5 (3-е и 4-е уравнения).



























Тема: «Площадь геометрических фигур. Сравнение площадей фигур».


Тип урока: ознакомление с новым материалом.


Цель: познакомить с новой величиной – площадью фигуры.


Универсальные учебные действия учащихся:

познавательные УУДнайти и использовать разные способы сравнения и вычисления площади фигуры, познакомить с квадратным сантиметром как единицей измерения площади;

регулятивные УУДуметь организовывать свое рабочее место, использовать линейку как простейший чертежный прибор;

личностные УУД – формировать интерес к предмету, развивать психические процессы (воображение, внимание, память, мышление, речь), уважать мнение одноклассников;

коммуникативные УУД – участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других.

Ход урока

  1. Организация работы учащихся

  2. Сообщение темы и цели урока

- Ребята, тема нашего урока «Площадь геометрических фигур». Сегодня первый урок по данной теме. На нем вы узнаете, что такое площадь фигуры. Научитесь сравнивать площади разных фигур.

3. Объяснение нового материала

1) Введение понятия.

Сначала можно предложить ребятам самим дать определение площади, опираясь на их жизненный опыт. Обобщение делает учитель.

- Каждый предмет на плоскости занимает определенное место. Например, ковер лежит на полу, тетрадка лежит на парте, доска в классе висит на стене. Так вот, место, которое предмет занимает на плоскости, называют площадью этого предмета.

- Что вы можете сказать о площадях стены и двери, учебника и крышки парты?

- То же касается геометрических фигур. Место, которое занимает фигура на плоскости, называют площадью этой фигуры. Обозначается площадь латинской буквой S.

Например, посмотрите на доску. Желтым цветом закрашена площадь каждой фигуры.

2) Сравнение площадей фигур.

- Что можете сказать о площади треугольника по сравнению с площадью других фигур?

(В таких случаях говорят, что площадь треугольника меньше, чем площадь других фигур).

- Каким способом вы это определили? (Это видно на глаз).

- Назовите предметы в классе, которые имеют площадь (парта, стол, окно). Площадь какого предмета больше?

- Какой способ нашли? (вывод)

- А можно на глаз сравнить площадь квадрата и площадь круга?

( Нет, дети ищут другой способ).

Дети накладывают фигуры друг на друга, сравнивают.

- Сравните площади тетради, учебника, альбомного листа.

- Что можете сказать об их площадях? (ответы)

- Какой способ сравнения площадей фигур мы еще нашли? (Наложение одной фигуры на другую).

На доске фигуры: прямоугольник и квадрат, имеющие одинаковую площадь, но разные длины сторон (у учителя эти фигуры с обратной стороны разделены на квадраты).



2 см

2 см 4 см

1 см



- Какие фигуры на доске? Сравните площади этих фигур.

- Можно площади фигур сравнить на глаз? наложением одной на другую? (нет)

Докажите! (рассуждения детей)

Проблема: Как сравнить площади фигур, если наложение одной на другую не помогает?

Если верного ответа нет, учитель переворачивает фигуры обратной стороной.

- Я разбила фигуру на квадратики – «площадки». Что дальше?

(Кто- то предложит квадраты посчитать.)

- Давайте попробуем. (Определяется количество квадратов в каждой фигуре. Сравниваются площади данных фигур.)

- Что можно сказать о площадях этих фигур? (Площади квадрата и прямоугольника равны.)

- Сделайте вывод: как еще можно сравнить площади фигур? (Путем деления фигур на одинаковые квадраты – «площадки»).

4. Физкультминутка.

Потрудилась детвора -
Отдыхать пришла пора!

Хороша физкультминутка:

В ней улыбка, солнце, шутка!

Будем весело шагать,

От друзей не отставать.

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы ногами топ-топ.

Раз - сюда, два - туда,

Посмотрите, господа!

Не робей, не зевай,

Выше плечи поднимай!

Вправо- влево наклонись

И соседу улыбнись.

А теперь мы Ваньки-Встаньки,

Не нужны нам даже няньки,

Раз - наклон, два - наклон,

Тётю лень прогоним вон!

Побежим теперь вприпрыжку,

Не догонят нас мальчишки,

Не обгонят нас девчонки,

Мы поскачем им вдогонку.

5. Первичное закрепление.

Учебник с.5 №1

6. Разрешение проблемной ситуации.

(Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия».Часть 1. Урок 12.

8 задание)

1 ситуация

- Перед вами 2 поля. Сравните площади этих полей, сосчитав количество участков, которые помещаются на каждом поле. Засадите поле меньшей площади, пользуясь мерками.

( Мнения учащихся расходятся. Одни считают, что первое поле имеет меньшую площадь, т.к.1 поле содержит 8 участков, а 2 поле содержит 16 участков. Другие считают, что первое поле имеет большую площадь, несмотря на числовые значения, т.к. зрительно видно, что первое поле намного больше второго.)

- Как же нам разрешить спор? В чем проблема?

(Учащиеся сами приходят к выводу о том, что проблема в разных размерах участков, на которые поделены поля. Чтобы сравнить площади разных фигур или объектов, необходимо использовать общую мерку.)

2 ситуация

- Перед вами 4 поля. Измерьте площади полей, используя предложенные мерки. Площади каких полей вы можете сравнить?

(Можно сравнить площади 1 и 3 полей, 2 и 4 полей, т.к. для измерения площади используются одинаковые мерки. Площадь 1 поля (4 мерки) больше площади 3 поля (2 мерки), площадь 2 поля (16 мерок) больше площади 4 поля (8 мерок).)



7. Введение единицы измерения площади – квадратного сантиметра.

- Для того, чтобы не было путаницы при измерении площадей, люди договорились при измерении площади использовать общие для всех мерки. сегодня мы познакомимся с одной из стандартных мерок измерения площади квадратным сантиметром. Это квадрат со стороной 1 см. Чтобы отличать его от просто см, ставят после сокращения см цифру 2.



Уч итель на доске, а дети в тетради чертят квадратный сантиметр и записывают его обозначение.

- квадратный сантиметр

- Потренируемся! Предлагаю вам определить площадь данных фигур в кв.см (каждый ребенок получает набор одинаковых многоугольников на клетчатой основе, содержащих равное количество квадратных сантиметров)

- Что для этого нужно? Как мы будем это делать? (Необходимо поделить каждую фигуру на квадратные сантиметры и сосчитать их количество.)

- Чему равна площадь каждой фигуры? (проверка)

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- С какой величиной познакомились?

- Как мы научились сравнивать площадь фигур, вычислять площадь?

- С какой единицей измерения площади мы сегодня познакомились?

- Оцените себя, как вы поняли новый материал. Если вам все было понятно выберите из данного вам набора фигур фигуру с большей площадью, чем у квадрата. Если не все понятно, выберите фигуру с меньшей площадью, чем у квадрата. Покажите фигуры, которые вы выбрали.

- Спасибо!































«Площадь.

Сравнение фигур по площади»

Тема: «Площадь. Сравнение фигур по площади»

Цели и задачи:

- познакомить с понятием «площадь фигуры» и различными способами сравнения площадей («на глаз», путем наложения, с использованием единицы измерения);

- развивать интеллектуальные способности детей;

- формировать интерес к математике.

Оборудование: мультимедийная установка, раздаточный материал – у учителя, геометрические фигуры – у детей. 

Ход урока.

  1. Оргмомент. Положительный настрой.

Что такое? Что случилось? Почему звенит звонок?

Дети:

Мы готовы. Стол в порядке. Начинается урок.

  1. Устный счет.

Отдохнуть вы все успели?

А теперь вперед – за дело.

Математика нас ждет,

Начинаем устный счет.

 

  1. Задачи в стихах. - Сколько ушей у трёх мышей? (6) - Сколько лап у двух медвежат? (8) - Сколько хвостов у четырех коров?(4)

- Раз к зайчонку на обед

Прискакал дружок-сосед.

На пенек зайчата сели

И по пять морковок съели.

Кто считать, ребята, ловок,

Сколько съедено морковок? (10)

- У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки? (1)

 

  1. Минутка чистописания.

- Угадайте, о какой цифре пойдет речь.

Смотрит мама с нетерпеньем На страницы дневника. Ждет заветную оценку У сынка-озорника. Но опять одни четверки. Нет красавицы...

- Сегодня на минутке чистописания мы будем работать с цифрой 5.

- Запишите все двузначные числа, в которых 5 десятков.

5152 53 54 555657 58 59

  1. Арифметический диктант.

  1. 4 увеличить в 5 раз.    20

  2. 4 увеличить на 5.          9

  3. 40 уменьшить в 5 раз.   8

  4. 40 уменьшить на 5.       35

  5. Делимое 25, делитель 5. Напишите частное.  5

  6. Напишите произведение чисел 6 и 7.             42

  7. При умножении этого числа на само себя получается 36. О каком числе идет речь?                                                            6

Проверка.

2) Задание на карточках «Расшифруй слово».

30 + 25 = П                4 · 6 = Ь                10 : 5 = О                100 – 1 = Д

40 – 11 = Щ                5 · 3 = Л                15 : 3 = А

55

15

2

29

5

99

24

 

 

 

 

 

 

 

 

- Какое слово вы расшифровали? (Площадь) (Слайд №1)

 

  1. Изучение нового материала.

1. Подготовка.

- Что вы представляете себе, когда слышите слово площадь? 

- Названия каких площадей вы знаете?

- Как выглядит Красная площадь? (Слайд №2)

- Красная площадь - это центральная площадь Москвы. Она расположена перед восточной стеной Кремля и с трех сторон ограничена зданием Государственного Исторического музея, зданием ГУМа и собором Василия Блаженного. Возникновение Красной площади относится к концу 15 века, когда по приказу царя Ивана III были снесены деревянные постройки вокруг Кремля, угрожавшие царской резиденции постоянными пожарами. На их месте была организована площадь для мелкой торговли. Первоначально она так и называлась – Торговая. Красной площадь стали называть только в 17 веке.

Так выглядела Красная площадь до Великой Отечественной войны (1926 год). (Слайд №3)

- Кто знает, откуда произошло слово «площадь?»

- Слово «площадь» произошло от слова «плоский»(Слайд №4)

- Давайте прочитаем первое значение этого слова.

- А если площадь маленькая, как ее называют? (Площадка)

- Прочитаем второе значение. Площадка бывает детская, строительная, спортивная и т.д.

2.Изучение нового материала.

- Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним значением слова «площадь». Это слово часто будет звучать сегодня на уроке.

- Кто уже догадался, какова тема нашего урока? (Слайд №5)

- Как вы думаете, что мы сегодня должны узнать, чему научиться?

- А для того, чтобы лучше понять новую тему, нам понадобятся старые знания.

Блиц-опрос. Слайд №6 – 7.

- У какого четырёхугольника противоположные стороны равны?

- У какого четырёхугольника все углы прямые?

- Какая фигура имеет 4 стороны?

- Какая фигура имеет 3 стороны?

- Про какую фигуру можно сказать, что у нее нет углов?

- У какого четырехугольника все стороны равны?

- Какое решение будет правильным?

Сторона квадрата равна 3 см. Чему равен периметр квадрата?

- Молодцы.

Физминутка «Гимнастика для глаз»

Чтобы нам не уставать, надо плюс нарисовать.

Забот у нас немало – идем по красному овалу.

Зоркость чтоб развить немножко, идем по синей мы дорожке.

Мы на месте не стоим – по восьмерке побежим!

Слайд №8.

- Чем похожи эти фигуры? (Квадраты)

- Чем отличаются? (Цветом, размером)

- Какая фигура занимает меньше места на плоскости? (Красный квадрат)

- Как вы это установили? («На глаз»)

- Подумайте, как еще можно узнать, какая фигура занимает меньше места на плоскости?

-Меньше места на плоскости занимает красный квадрат, так как он полностью помещается внутри синего квадрата. В математике говорят так: «Площадь красного квадрата меньше, чем площадь синего квадрата, или площадь синего квадрата больше, чем площадь красного квадрата».

- Какими же способами можно измерить площади фигур?

- Давайте обратимся к учебнику на странице 50 и узнаем, совпадают ли наши выводы с мнением авторов учебника? (Чтение абзаца с.50)

- Давайте выясним, какое же еще значение имеет слово «площадь»? Для этого обратимся к толковому словарю Владимира Даля (Слайд №9 – читает 1 ученик, затем хором читаем определение)

3.Практическая работа.

- У вас на партах лежат разноцветные геометрические фигуры. Положите перед  собой синий круг, желтый треугольник, красный квадрат и зеленый треугольник.

- Фигуры с одинаковой площадью положите справа от себя, а фигуру с наименьшей площадью – слева от себя.

- А теперь проверяем (Слайд №10)

- У кого получилось так же, поднимите руки.

- Какими способами вы пользовались?

- А теперь скажите, что больше – площадь стены или классной доски, площадь тетрадного листа или площадь учебника? Что можно сказать о площади окон в нашем классе? (Одинаковая площадь)

4. Проблемная ситуация.

Слайд №11.

- Золушка и Незнайка – соседи. У Золушки – участок розового цвета, у Незнайки – синего. Ваша задача – определить, у кого из них участок больше.

- У вас на партах есть еще 2 фигуры – это модели участков наших героев. Попробуйте сравнить площади этих фигур.

- Можно ли определить «на глаз» - площадь какой фигуры больше?

- Давайте попробуем наложить одну фигуру на другую. Получается?

- С какой проблемой мы столкнулись?

- Для этого существует еще один способ. Нужна единица измерения. Пусть это будет вот такой квадрат.

- Разобьем наши участки на одинаковые квадраты.

Как измерить площадь?

Нет задачи проще!

Поглядите-ка сюда –

Встали мерки в три ряда.

Будто бы солдатики –

Ровные квадратики!

Чтобы площадь нам узнать,

Надо их пересчитать!

Сколько квадратов вмещает участок Золушки? (9) Участок Незнайки? (9)

- К какому выводу мы пришли? (Площади этих фигур одинаковые)

- Посмотрите, что получается.

Площадь фигуры – это величина, значит ее можно измерить.

Одинаковые квадраты – это единицы измерения (мерки).

Полученные числа – меры величины. Их можно сравнивать.

 

Учебник с.50 – читает 1 ученик.

- Посчитайте количество одинаковых квадратов в синей фигуре. Теперь в красной.

- Что можно сказать о площади синей и красной фигуры?

Физминутка «Раз – подняться, потянуться…».

  1. Закрепление.

С.51 № 2 – самостоятельная работа (проверить умение выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок)

Проверка.

 

  1. Итог урока.

- С каким новым понятием мы сегодня познакомились?

- Как можно разными способами измерить площади фигур?

- Что вам особенно понравилось на уроке?

  1. Рефлексия.

- У вас на партах лежат маленькие листочки. Кто считает, что он сегодня очень хорошо потрудился, пусть нарисует красный круг.

- Кто считает, что он сегодня на уроке хорошо работал, но где-то что-то не получилось – пусть нарисует зеленый квадрат.

- Если вы думаете, что на уроке вы работали плохо – нарисуйте синий треугольник.

- А теперь покажите мне свои фигуры.

(Слайд №12)

- Вы сегодня все были… молодцы!

 

  1. Домашнее задание. (Слайд №13)





















Тема урока: Площадь. Сравнение площадей фигур.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели:

1.        Познакомить с понятием «площадь».

2.       Учить сравнивать площади фигур «на глаз», путём наложения одной фигуры на другую, с использованием подсчёта квадратов.

3.       Закреплять умение решать задачи изученных видов; закреплять знание таблицы умножения.

4.       Развивать умение работать в парах и самостоятельно.

Планируемые предметные результаты освоения материала:

·         учащиеся научатся сравнивать фигуры по площади «на глаз», путём наложения одной фигуры на другую, с использованием подсчёта квадратов;

·         решать задачи изученных видов;

·         пользоваться таблицей умножения и деления.

Универсальные учебные действия:

·         понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению;

·         высказывать и аргументировать свою точку зрения;

·         актуализировать свои знания для проведения простейших математических доказательств.

Оборудование:

·         презентация;

·         электронное приложение к учебнику;

·         геометрические фигуры (квадрат, круг, прямоугольники), вырезанные из контрастной по цвету бумаги.

Ход урока:

I.          Организационный момент.

II.          Актуализация знаний.

Устный счет (сигнальные блокноты, презентация слайды №№ 1-31).

III.          Самоопределение к деятельности (презентация слайды №№ 33-36).

- Что вы видите? (Площадь.)

- Прочитайте значение слова «площадь».

- Какое это слово? (Многозначное.)

- В словаре Владимира Даля есть ещё одно значение слова «площадь». Прочитайте.

- Сформулируйте тему урока.

- Прочитайте тему урока и сформулируйте задачи урока.

IV.          Совместное открытие новых знаний (слайды №№ 37-42).

- Итак, как же можно сравнить площади геометрических фигур?

1 способ – на глаз (визуально).

- Посмотрите на крышку парты, за которой сидите. Какую форму она имеет?

- Положите перед собой учебник математики. А он какую форму имеет?

- Что вы можете сказать о площадях этих прямоугольников?

- Как вы определили, что площадь крышки парты больше? (На глаз.)

- Значит, как можно сравнивать площади фигур?

2 способ – наложение одной фигуры на другую.

- Посмотрите, на доске я разместила 2 фигуры. Назовите их. (Квадрат и круг.)

- Сравните их площади известным нам способом, т. е. «на глаз». (Дети приходят к выводу, что сравнить трудно. Известный способ не годится.)

- Как же можно по-другому сравнить площади фигур? (Если дети не могут предложить способ наложения одной фигуры на другую, учитель демонстрирует этот способ сам.)

- Сделайте вывод, как ещё можно сравнивать площади фигур.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

3 способ – использование мерок.

- У вас на партах лежат геометрические фигуры. Назовите их. (Прямоугольники.)

- Поработайте в парах. Сравните площади прямоугольников. (Дети должны прийти к заключению, что ни визуально, ни наложением площади этих прямоугольников сравнить нельзя. Если они затрудняются в сравнении площадей прямоугольников, учитель предлагает им «мерку» - небольшой квадрат.)

- Как с помощью этого квадрата – «мерки» сравнить площади прямоугольников? (Надо сосчитать, сколько таких «мерок» помещается в каждом прямоугольнике и сравнить получившиеся числа.)

- Сосчитайте. (Ученики считают и сравнивают.)

- Удобно ли считать? (Не очень.)

- Посмотрите, что сделала я. (Учитель демонстрирует прямоугольники, расчерченные на квадраты одинакового размера.)

- Как сравнить площади этих прямоугольников? (Сосчитать количество «мерок» в каждой фигуре.)

- К какому выводу вы пришли? (Площадь синего прямоугольника больше площади красного прямоугольника.)

- Сравните площади ещё двух прямоугольников. (Учитель размещает на доске 2 одинаковых прямоугольника, но расчерченных на разные по размеру квадраты.)

(Необходимо подвести детей к выводу, что для сравнения площадей фигур надо пользоваться одинаковыми «мерками»).

V.          Применение новых знаний на практике.

№1 (с. 57)

VI.          Закрепление ранее изученного материала.

- №4 (с. 57) (1 ученик выполняет краткую запись на доске, решение – самостоятельно с последующей проверкой).

- №5 (с. 57) – с/работа

- №2 (с. 57) – с/ работа

VII.          Рефлексия.

Электронное приложение к учебнику №№1, 2.

- Оцените свою работу на уроке. (Сигнальный блокнот)

VIII.          Подведение итогов урока.

- Что такое площадь?

- Чему новому научились на уроке?

- Какие способы сравнения площадей узнали?

IX.          Домашнее задание.

Рабочая тетрадь №№61-63 (с. 28).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!