А.А. Андросова
ОБПОУ «Курский автотехнический колледж»
Математика в психологии
На заре развития экспериментальной психологии известный на тот момент ученый Эдвард Торндайк как-то сказал, что математика входит в общую культуру человека, но психолог может проработать всю жизнь, так и никогда с ней и не столкнувшись. Прошедшие с тех пор годы были постоянной попыткой внедрения математики в психологию, и уже сейчас происходящее развитие психологии ставят под сомнение горькое высказывание известного ученого[1, с.16].
Впервые связь математики с психологией была озвучена на заседании в Королевском немецком научном обществе Иоганном Фридрихом Гебартом в его докладе «О возможности и необходимости применять в психологии математику» в 1822 году. Концепция доклада заключалась в том, что в психологии можно и нужно применять математику. Систему, раскрывающую характеристики потока представлений в нашем подсознании, можно представить как величины, связанные между собой через математические формулы и расчеты с применением цифр.
На данный момент любое простейшее психологическое исследование не обходится без математической обработки. Для обработки установленнных закономерностей между изучаемыми явлениями применяются математические методы.
Количественная шкала, используемая в измерении коэффициента интеллекта, позволяет проводить операцию по ранжированию данных. В тестах на выявление коэффициента интеллекта используются обычно задания логического и арифметического характера, а также задания с ориентировкой на практические ситуации, умения сопоставлять и обобщать факты.
Всегда перед измерением данных нужно определиться со школой измерения. Для этого в психологии используются следующие математические методы: регистрация и шкалирование.
Рассмотрим некоторые типы шкал, используемых в психологии:
Ранжирование - распределение данных в порядке убывания (возрастания) признака, который оценивается. При этом используется количественная шкала. Каждому значению присваивается определенный ранг, после чего становится возможным перевод значений из количественной шкалы в номинальную.
Корреляционный анализ - установление взаимосвязи между явлениями. Корреляция рассматривается в двух аспектах: по силе и направлению. Она может быть положительной и отрицательной. Зависимость может быть линейной или, что бывает чаще, выражается кривой. Достоинством этого анализа являются связи, которые могут быть неочевидными на первый взгляд.
Факторный анализ - метод, который даёт возможность прогнозировать вероятное влияние различных факторов на исследуемый процесс. Такой анализ позволяет сразу установить общую причину изменчивости явлений. Для отображения полученных данных могут применяться методы табулирования и графическое построение [2, с.83].
Но существует и другая точка зрения по поводу использования математических методов в психологии. Ученые, придерживающиеся этой точки зрения, утверждают, что предмет изучения психологии очень специфичен, вследствие чего использование математических методов лишь усложняет процесс изучения.
Но если учитывать экспериментальный характер исследований в этой области, опираясь на работы М.М. Сеченова, В. Вундта, а также Г.Т. Фехнера и Эббингауза, все-таки можно утверждать, что проникновение математических методов в психологию оказало сильное влияние на ее развитие.
Благодаря математике были выведены и доказаны некоторые направления в теории психологии:
использование математических методов для анализа и обработки результатов экспериментов;
выявление простейших количественных закономерностей (психофизический закон, экспоненциальные кривые научений);
применение специализированного математического аппарата для исследования моделирования психических процессов и явлений.
Стремление применять математику в психологии привело к созданию следующих подходов:
иллюстративный (использование математической символики для создания кодов памяти, то есть упрощение поиска закономерностей и взаимосвязей между психологическими явлениями);
функциональный (получение аналитического описания через характеристику зависимостей между теми или иными величинами, из которых один результат принимается в качестве аргумента, другой - в качестве функции);
структурный (нахождение и описание взаимосвязей между различными сторонами изучаемого явления) [3].
При исследовании психологических явлений важно не забывать следующее:
эмоциональные компоненты - главные составляющие психологии;
психологические явления крайне динамичны;
все в психологии изучается в развитии.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что психология практически не имеет собственных оценочных единиц, и поэтому возражения по поводу использования математики в психологии нецелесообразно. Другое дело, что использование методов математики должно быть максимально корректным.
Список литературы
Математические методы в психологии /ред. Ермолаев-Томин О.Ю., - «Улиймад». М.,2014 – 456с.
Математические методы в психологии /ред. Якимская И.С., - Оренбург.,2014 – 126с.
Психология и математика. Значение математики для получения достоверных психологических знаний / https://studwood.ru/918800/psihologiya/psihologiya_matematika_znachenie_matematiki_polucheniya_dostovernyh_psihologicheskih_znaniy (точка доступа 21.11.2019г.)