СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математика в психологии

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Математика в психологии»

А.А. Андросова

ОБПОУ «Курский автотехнический колледж»

Математика в психологии


На заре развития экспериментальной психологии известный на тот момент ученый Эдвард Торндайк как-то сказал, что математика входит в общую культуру человека, но психолог может проработать всю жизнь, так и никогда с ней и не столкнувшись.   Прошедшие с тех пор годы были постоянной попыткой внедрения математики в психологию, и уже сейчас происходящее развитие психологии ставят под сомнение горькое высказывание известного ученого[1, с.16].

Впервые связь математики с психологией была озвучена на заседании в Королевском немецком научном обществе Иоганном Фридрихом Гебартом в его докладе «О возможности и необходимости применять в психологии математику» в 1822 году. Концепция доклада заключалась в том, что в психологии можно и нужно применять математику. Систему, раскрывающую характеристики потока представлений в нашем подсознании, можно представить как величины, связанные между собой через математические формулы и расчеты с применением цифр.

На данный момент любое простейшее психологическое исследование не обходится без математической обработки. Для обработки установленнных закономерностей между изучаемыми явлениями применяются математические методы.

Количественная шкала, используемая в измерении коэффициента интеллекта, позволяет проводить операцию по ранжированию данных. В тестах на выявление коэффициента интеллекта используются обычно задания логического и арифметического характера, а также задания с ориентировкой на практические ситуации, умения сопоставлять и обобщать факты.

Всегда перед измерением данных нужно определиться со школой измерения. Для этого в психологии используются следующие математические методы: регистрация и шкалирование.

Рассмотрим некоторые типы шкал, используемых в психологии:

  1. Ранжирование - распределение данных в порядке убывания (возрастания) признака, который оценивается. При этом используется количественная шкала. Каждому значению присваивается определенный ранг, после чего становится возможным перевод значений из количественной шкалы в номинальную.

  2. Корреляционный анализ - установление взаимосвязи между явлениями. Корреляция рассматривается в двух аспектах: по силе и направлению. Она может быть положительной и отрицательной. Зависимость может быть линейной или, что бывает чаще, выражается кривой. Достоинством этого анализа являются связи, которые могут быть неочевидными на первый взгляд.

  3. Факторный анализ - метод, который даёт возможность прогнозировать вероятное влияние различных факторов на исследуемый процесс. Такой анализ позволяет сразу установить общую причину изменчивости явлений. Для отображения полученных данных могут применяться методы табулирования и графическое построение [2, с.83].

Но существует и другая точка зрения по поводу использования математических методов в психологии. Ученые, придерживающиеся этой точки зрения, утверждают, что предмет изучения психологии очень специфичен, вследствие чего использование математических методов лишь усложняет процесс изучения.

Но если учитывать экспериментальный характер исследований в этой области, опираясь на работы М.М. Сеченова, В. Вундта, а также Г.Т. Фехнера и Эббингауза, все-таки можно утверждать, что проникновение математических методов в психологию оказало сильное влияние на ее развитие.

Благодаря математике были выведены и доказаны некоторые направления в теории психологии:

  • использование математических методов для анализа и обработки результатов экспериментов;

  • выявление простейших количественных закономерностей (психофизический закон, экспоненциальные кривые научений);

  • применение специализированного математического аппарата для исследования моделирования психических процессов и явлений.

Стремление применять математику в психологии привело к созданию следующих подходов:

  • иллюстративный (использование математической символики для создания кодов памяти, то есть упрощение поиска закономерностей и взаимосвязей между психологическими явлениями);

  • функциональный (получение аналитического описания через характеристику зависимостей между теми или иными величинами, из которых один результат принимается в качестве аргумента, другой - в качестве функции);

  • структурный (нахождение и описание взаимосвязей между различными сторонами изучаемого явления) [3].

При исследовании психологических явлений важно не забывать следующее:

  • эмоциональные компоненты - главные составляющие психологии;

  • психологические явления крайне динамичны;

  • все в психологии изучается в развитии.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что психология практически не имеет собственных оценочных единиц, и поэтому возражения по поводу использования математики в психологии нецелесообразно. Другое дело, что использование методов математики должно быть максимально корректным.

Список литературы

  1. Математические методы в психологии /ред. Ермолаев-Томин О.Ю., - «Улиймад». М.,2014 – 456с.

  2. Математические методы в психологии /ред. Якимская И.С., - Оренбург.,2014 – 126с.

  3. Психология и математика. Значение математики для получения достоверных психологических знаний / https://studwood.ru/918800/psihologiya/psihologiya_matematika_znachenie_matematiki_polucheniya_dostovernyh_psihologicheskih_znaniy (точка доступа 21.11.2019г.)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!