СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал для комплексного анализа текста, 7 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подборка текстов для комплексного анализа в целях подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку. Можно использовать в 8 классе.

Просмотр содержимого документа
«Материал для комплексного анализа текста, 7 класс»

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Есть на наших пр..сторах бл..годатный пояс земли называ..мый средней п..лосой. Она хороша умере(Н,НН)ост..ю всего т..пла влаги со..нца. Чайковский Левитан Паустовский Пришвин были с..рдечно пр..вяза(Н,НН)ы к (не)броской но п..этичной пр..род.. .Средней Росси.. . Средн..я п..лоса это густые леса ра(з,с)пол..га..щиеся в серн..й её части и лес..степь к югу. Это пашни между лесами. Это луга д..лины б..льших и маленьких реч..к синие блю(д,т)ца озёр. М..стами р..внина сле(г,х)ка холмит..ся.

Есть в этом обжитом кра.. заповедн..ки связа(Н,НН)ые с духовной жизн..ю людей. Они хр..нят память о пр..бывани.. здесь в..ликих сынов Росси.. . Не счесть талантов взр..щё(Н,НН)ых в этих краях! Бывая на родин.. писателей художников к..мп..зиторов вид..ш..: всё самое в..ликое п..талось обыкнове(Н,НН)ыми жизне(Н,НН)ыми соками родной земли.

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Есть на наших пр..сторах бл..годатный пояс земли называ..мый средней п..лосой. Она хороша умере(Н,НН)ост..ю всего т..пла влаги со..нца. Чайковский Левитан Паустовский Пришвин были с..рдечно пр..вяза(Н,НН)ы к (не)броской но п..этичной пр..род.. .Средней Росси.. . Средн..я п..лоса это густые леса ра(з,с)пол..га..щиеся в серн..й её части и лес..степь к югу. Это пашни между лесами. Это луга д..лины б..льших и маленьких реч..к синие блю(д,т)ца озёр. М..стами р..внина сле(г,х)ка холмит..ся.

Есть в этом обжитом кра.. заповедн..ки связа(Н,НН)ые с духовной жизн..ю людей. Они хр..нят память о пр..бывани.. здесь в..ликих сынов Росси.. . Не счесть талантов взр..щё(Н,НН)ых в этих краях! Бывая на родин.. писателей художников к..мп..зиторов вид..ш..: всё самое в..ликое п..талось обыкнове(Н,НН)ыми жизне(Н,НН)ыми соками родной земли.

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Есть на наших пр..сторах бл..годатный пояс земли называ..мый средней п..лосой. Она хороша умере(Н,НН)ост..ю всего т..пла влаги со..нца. Чайковский Левитан Паустовский Пришвин были с..рдечно пр..вяза(Н,НН)ы к (не)броской но п..этичной пр..род.. .Средней Росси.. . Средн..я п..лоса это густые леса ра(з,с)пол..га..щиеся в серн..й её части и лес..степь к югу. Это пашни между лесами. Это луга д..лины б..льших и маленьких реч..к синие блю(д,т)ца озёр. М..стами р..внина сле(г,х)ка холмит..ся.

Есть в этом обжитом кра.. заповедн..ки связа(Н,НН)ые с духовной жизн..ю людей. Они хр..нят память о пр..бывани.. здесь в..ликих сынов Росси.. . Не счесть талантов взр..щё(Н,НН)ых в этих краях! Бывая на родин.. писателей художников к..мп..зиторов вид..ш..: всё самое в..ликое п..талось обыкнове(Н,НН)ыми жизне(Н,НН)ыми соками родной земли.





















Комплексный анализ текста. 7 класс. Повторение.

1.Спишите текст-обращение к молодёжи известного авиаконструктора С.А.Лавочкина, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:



Самое важное

(1)Человек (не)может выб..рать себе наружн..сть, но зато он име..т возможн..сть выбрать более важн..ю вещ(?) – характер. (2)Мы мож..м (з/с)делать себя такими, какими нам хочется быть. (3)Очень важно быть настойчивым и упорным. (4)Таким людям всё удаётся лучше, чем слаб..характерным. (5)С детства пр..учайте себя (не)..тступать перед трудностями, д..водить дело до конца, это в..йдёт в привычку, и, когда выр..стете, у вас буд..т великолепное качество – насточив..сть.

2. Тема текста.



3. Идея текста



4. Тип речи.



5. Стиль речи.



6. Выпишите из 1 предложения существительные 3 склонения.



7. Выпишите из 4 предложения наречие.



8. Выпишите из 4 предложения местоимения.



9. Выпишите из текста глаголы I спряжения.



10. Выполните фонетический разбор глагола из 3 предложения.



11. Обозначьте в словах 5 предложения приставки.



12. В словах 1 предложения выделите окончания.



13. Выполните морфемный разбор прилагательного из 4 предложения.















Комплексный анализ текста. 7 класс. Текст 2.

1. Запишите текст, вставляя и объясняя графически пропущенные буквы:

(1)Волшебная осень парков. (2)Тихо. (3)Чуть(чуть) сыровато. (4)Листья (не)отрываются и словно п..висают на невидимых паутинках. (5)Долго(долго) падают кл..новые листья. (6)Как они хор..ши! (7)Хотелось ск..зать с..довн..ку, что(бы) не п..дметал. (8)Пусть(бы) х..дили люди по зол..тому к..вру.

(9)Как поймать это дыхание осен.. ? (10)Кажется, листья падают (не)беззвучно. (11)Кажется, полёт с..провожда..т какая(то) музыка. (12)Бом-бом! (13)Один лист, другой, третий. (14)Стройная музыка в парке… (15)Музыка л..ст..пада.

2. Определите тему текста.



3. Определите идею текста.



4. Определите тип речи.



5. Определите стиль речи.



6. Выпишите из предложений 1-7 причастие. Выделите в нём суффикс причастия.

7. Определите число, падеж причастия из текста.



8. Каким членом предложения является причастие из этого текста?



9. Запишите грамматическую основу предложения 4.



10. Из предложений 1 -7 выпишите три слова состояния.



11. Выпишите грамматическую основу предложения 2. Подчеркните в соответствии с грамматической ролью.



12. Запишите номер сложноподчинённого предложения среди предложений 1 абзаца.



13. Запишите номера односоставных предложений.









Комплексный анализ текста № 3. Из воспоминаний дочери Л.Н.Толстого

1. Запишите текст, вставляя и объясняя графически пропущенные буквы:

(1)С б..льшой любовью вспом..наю я св..ё детство. (2)И с чувством горячей благ..дарности думаю о тех, кто окружал меня в эту счас(?)ливую пору моей жизн.. .

(3)Я выр..сла среди людей, любящих друг друга и меня. (4)Трём людям я особе(н/нн)о благ..дарна за св..ё детство. (5)Отцу, руководивш..му нашей жизнью и п..ставивш..му нас в те условия, в которых мы выр..сли. (6)Матери, в этих условиях украсившей нам жизнь всеми теми способами, которые были ей доступны. (7)И Хане, нашей английск..й восп..тательнице, пр..жившей в нашей семье шесть лет и давш..й нам столько любви, заботы и твёрдых нравстве(н/нн)ых основ.

(8)Среди этих трёх людей, зан..мавших главное место в моей памят.. , пр..шло моё детство.

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Найдите в тексте 7 причастий, выделите в них суффиксы причастий.

7. В предложении 3 найдите и выделите причастный оборот и слово, к которому относится п/о отметьте крестиком.

8. Укажите, действительное или страдательное причастие в 3 предложении.

9. Укажите время причастия из 6 предложения.

10. Выполните морфологический разбор причастия из 8 предложения.



11. Выпишите 3 слова с чередующейся гласной в корне.



12. Из первого предложения выпишите прилагательное. Укажите его разряд по значению.



13. Из предложений 1-2 выпишите 6 местоимений.



14. Выпишите грамматическую основу предложения 1.










Комплексный анализ текста. 7 класс. Текст 4.

1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и графически объясняя свой выбор:

(1)Незабываем..е впеч..тление остав..ла гр..за в деревн.. .(2)Нач..лась она веч..ром. (3)Светлая з..ря, ещё не закрытая чёрной пр..ближающ..йся тучей, оз..ряла розовым светом нашу спальню. (4)Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь, не прекращавшийся в течение цел..го часа. (5)Сквозь незанавешенные окна постоянно в..дна была молния. (6)Не смолкавш..е ни на минуту раскаты грома сковали нас и д..ржали в состояни.. непрекращавш..гося страха. (7)Казалось, что какая(то) сила сн..сёт наш домик, стоящий на высоком берегу реки. (С.Аксаков)

2. Запишите тему текста.



3. Запишите идею текста.



4. Укажите тип речи.



5. Укажите стиль речи.



6. В тексте выделите графически 4 причастных оборота и существительные, к которым причастные обороты относятся.



7. Одиночные причастия подчеркните волнистой линией и выделите в них суффиксы причастий.



8. Укажите номера предложений, в которых причастный оборот стоит после определяемого слова и выделен запятыми.



9. Укажите номер предложения, в котором причастный оборот стоит перед определяемым словом и запятыми не выделен.



10. Укажите номер сложносочинённого предложения. Составьте его схему.



11. Запишите номер предложения с вводным словом.









Комплексный анализ текста № 7. Страдательное причастие.

1. Запишите текст, вставляя и объясняя графически пропущенные буквы:

(1) Всеми обиже(н/нн)ое, всеми униже(н/нн)ое, никем не привече(н/нн)ое, почти не замече(н/нн)ое – бедное, бедное Страдательное Причастие! (2)Особе(н/нн)о, если оно – Причастие прошедш..го времени и у него всё в прошлом. (3)Самое д..рогое, что у меня есть, - это два Н в суффикс.. . (4)И вот сто..т мне по..виться в тексте без Приставк.. или хотя бы без Пояснительного Слова, как сразу я т..ряю одно Н. (5)Разве это жизнь, скажите? (6)Даже будущего времени у нашего брата, причастия, не быва..т. (7)А как прикажете жить – без будущего? (Ф.Кривин)

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Выполните морфологический разбор причастия из предложения 6.

7*.Составьте схему 3 предложения, покажите в схеме объяснение постановки тире в этом предложении.

8.Укажите номер предложения с причастными оборотами. Причастные обороты в тексте выделите графически.

9.Укажите номера предложений, соответствующих характеристике: вопросительное, восклицательное, простое, односоставное, распространённое.

10. Выполните синтаксический разбор 7 предложения.

11. Выпишите из текста числительное.

12. Выпишите из 1-2 предложений два наречия.

13. Выпишите из 1-2 предложений пять местоимений.

14. Запишите слово, которое из причастия перешло в существительное.

15. Запишите слово, которое из прилагательного перешло в существительное





7 класс. Комплексный анализ текста № 8.

1. Запишите текст. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание графически:

(1)На южной оконечност.. острова Кижи на выс..ту оди(н/нн)адцатиэтажного дома подн..мается Преображенская церковь. (2)Как говорят стари(н/нн)ые предания, стр..ительство её связ..но с именем Петра I.

(3)Срубл..на церковь из дер..ва. Только чешуйчатая одежда куполов пр..бита кова(н/нн)ыми гвоздями. (4)Все прочие части церкви выполнены без единого гв..здя, как того требовала традиция плотницк..го маст..рства. (5)Сооруже(н/нн)а она с помощью только топора и долота, без малейш..го вмешательства даже пилы, хотя она давно была уже в ходу. (6)Топор в руках северн..го плотника – поистине универсальн..е орудие.

2. Определите тему текста.



3. Определите идею текста.



4. Определите тип речи.



5. Определите стиль речи.



6. Выполните морфологический разбор причастия из предложения 3.



7. В тексте часть одного из предложений является вводным предложением, передающим источник информации. Подчеркните это вводное предложение в тексте ++++++++.



8. Объясните схемой постановку ТИРЕ в шестом предложении.



9. Укажите номера сложноподчинённых предложений.



10. Из предложения 1 выпишите прилагательные. Укажите их разряд.



11. Выпишите из 5 предложения прилагательное. Выполните его морфемный разбор.



12. Выпишите из текста четыре причастия. Выделите в них суффиксы причастий.










7 класс. Комплексный анализ текста № 8.

1. Запишите текст. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание графически:

(1)На южной оконечност.. острова Кижи на выс..ту оди(н/нн)адцатиэтажного дома подн..мается Преображенская церковь. (2)Как говорят стари(н/нн)ые предания, стр..ительство её связ..но с именем Петра I.

(3)Срубл..на церковь из дер..ва. Только чешуйчатая одежда куполов пр..бита кова(н/нн)ыми гвоздями. (4)Все прочие части церкви выполнены без единого гв..здя, как того требовала традиция плотницк..го маст..рства. (5)Сооруже(н/нн)а она с помощью только топора и долота, без малейш..го вмешательства даже пилы, хотя она давно была уже в ходу. (6)Топор в руках северн..го плотника – поистине универсальн..е орудие.

2. Определите тему текста.



3. Определите идею текста.



4. Определите тип речи.



5. Определите стиль речи.



6. Выполните морфологический разбор причастия из предложения 3.



7. В тексте часть одного из предложений является вводным предложением, передающим источник информации. Подчеркните это вводное предложение в тексте ++++++++.



8. Объясните схемой постановку ТИРЕ в шестом предложении.



9. Укажите номера сложноподчинённых предложений.



10. Из предложения 1 выпишите прилагательные. Укажите их разряд.



11. Выпишите из 5 предложения прилагательное. Выполните его морфемный разбор.



12. Выпишите из текста четыре причастия. Выделите в них суффиксы причастий.









7 класс. Комплексный анализ текста № 9



1. Запишите текст. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание графически:

(1)В среднев..ковой Европ.. улицы выглядели совсем иначе, чем сейчас. (2)Мощё(н/нн)ыми были лишь те дороги, что с..хранялись от времён Древн..го Рима. (3)Дома зап..рались массивной дубовой дверью с кова(н/нн)ыми петлями. (4)Стекло было дорого, окна в домах г..рожане затягивали пузырями или промасле(н/нн)ым холстом, (не)редко разрисова(н/нн)ым яркими красками. (5)Если вы оказались бы на такой улиц.., вы услышали бы крики извозчиков, конский топот, шум проезжающих экипажей по мостовой, шелест дли(н/нн)ых дамских платьев.



2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Выпишите из текста причастия прошедшего времени. Выполните их морфемный разбор.

7. Выпишите из текста причастие настоящего времени. Выполните его морфемный разбор.

8. Выпишите из текста глаголы прошедшего времени. Выполните их морфемный разбор

9. Выпишите из текста глаголы в условном наклонении.

10. Выпишите из текста два собственных имени существительных.

11. Запишите номер сложного бессоюзного предложения. Составьте его схему.

12. Запишите номер предложения, осложнённого причастным оборотом.

13. Выпишите из текста четыре качественных прилагательных.

14. Выпишите из текста относительное прилагательное.

15. Выпишите краткое прилагательное. Выделите в нём окончание.

16. Выполните синтаксический разбор любого предложения.







7 класс. Комплексный анализ текста № 12.

1. Запишите текст. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание графически:

(1)В ст..пи среди бе..крайних ру(с/сс)ких просторов остановились три всадника, три могучих богатыря. (2) Зорко всматр..ваются они в мглистую даль. (3) Колыш..т ветер пожелтевш..ю траву, размета..т гривы и хвосты богатырским коням, гон..т по осе(н/нн)ему небу гр..зовые тучи. (4) Твёрдо, непоколебимо стоят и всегда будут стоять витязи, охраняя родную землю. (5)Ни зверь не проб..жит, ни птица не пролетит (не)замече(н/нн)ой.

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Запишите название картины В.Васнецова, по описанию которой составлен этот текст.

7. Запишите номер предложения, в котором есть деепричастный оборот. Выделите в тексте д/о графически.

8. Укажите вид деепричастия из этого текста.

9. Выпишите из текста действительное причастие прошедшего времени, выделите в нём суффикс причастия.

10. Выпишите из текста страдательное причастие прошедшего времени, выделите в нём суффикс причастия.

11. Выпишите из предложения № 1 неодушевлённые существительные.

12. Укажите номера предложений, осложнённых однородными сказуемыми. Подчеркните в них сказуемые.

13. Укажите номер сложного союзного предложения (с повторяющимся союзом НИ…НИ…). Составьте его схему.











Комплексный анализ текста № 14.

1. Запишите текст. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание графически:

(1)Однажды какой(то) прохожий, увид..в п..мятую шляпу писателя-сказочн..ка Ханса Кристиана Андерсена, бе..церемонно спр..сил его:

- (2)Скажите: этот жалкий предмет на Вашей голове Вы называ..те шляпой?

(3)Андерсен, (не)смущаясь и глядя на з..давшего вопрос, спокойно ответил:

- (4)А этот жалкий предмет под Вашей модной шляпой Вы называ..те г..ловой?

2. Определите тему текста.



3. Определите идею текста.



4. Определите тип речи.



5. Определите стиль речи.



6. Выпишите деепричастия из текста, выделите в них суффикс деепричастия.



7. Найдите в тексте одиночные деепричастия и деепричастные обороты и выделите их в тексте графически.



8. Выполните морфемный разбор деепричастия из 1 предложения.



9. Выпишите из 1 предложения причастие. Выделите в нём суффикс причастия.



10. Выполните морфологический разбор причастия из 1 предложения.



11. Выпишите из текста глагол в повелительном наклонении.



12. Выполните синтаксический разбор предложения №4.



13. Выпишите из предложения № 2 слово, в котором звуков больше, чем букв.



14. Выпишите из предложения №4 два слова, в которых все согласные звуки звонкие.

15. Выпишите из текста два качественных прилагательных.














Комплексный анализ текста № 14.

1. Запишите текст. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание графически:

(1)Однажды какой(то) прохожий, увид..в п..мятую шляпу писателя-сказочн..ка Ханса Кристиана Андерсена, бе..церемонно спр..сил его:

- (2)Скажите: этот жалкий предмет на Вашей голове Вы называ..те шляпой?

(3)Андерсен, (не)смущаясь и глядя на з..давшего вопрос, спокойно ответил:

- (4)А этот жалкий предмет под Вашей модной шляпой Вы называ..те г..ловой?

2. Определите тему текста.



3. Определите идею текста.



4. Определите тип речи.



5. Определите стиль речи.



6. Выпишите деепричастия из текста, выделите в них суффикс деепричастия.



7. Найдите в тексте одиночные деепричастия и деепричастные обороты и выделите их в тексте графически.



8. Выполните морфемный разбор деепричастия из 1 предложения.



9. Выпишите из 1 предложения причастие. Выделите в нём суффикс причастия.



10. Выполните морфологический разбор причастия из 1 предложения.



11. Выпишите из текста глагол в повелительном наклонении.



12. Выполните синтаксический разбор предложения №4.



13. Выпишите из предложения № 2 слово, в котором звуков больше, чем букв.



14. Выпишите из предложения №4 два слова, в которых все согласные звуки звонкие.



15. Выпишите из текста два качественных прилагательных.













Комплексный анализ текста № 17. Слово о слове «подвиг»

1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

(1)… Подвиг. (2)Какой великой чуд..действенной силой облада..т наш русский язык, создающий слова, с..гретые теплом и выражающие силу безграничной души русск..го человека! (3)В самом звучани.. слова «подвиг» скрыто что(то) могучее. (4)Его корень и ист..рическим чередованием согласных г//ж//з несёт в себе значение действия, движения, свершения. (5)Приставка по- прид..ёт слову значение з..конченности действия, его результативн..сти, целенаправленн..сти и силы, вложе(н/нн)ой в перв..начальный смысл этого слова. (6)В русском языке очень много сильных, глубоких, пр..чувствова(н/нн)ых слов, но это – особенное. (7)Слова «подвиг» нет ни в одном языке мира. (8)В нём изначально з..ложено пон..мание доброты, справедлив..сти, жертвенн..сти, способност.. к самосовершенствованию русского человека.

(9)Слово «подвиг» - это слово-учитель! (10)Оно показыва..т, что каждый жизне(н/нн)ый путь человека должен быть (не)прерывным движением к добру и совершенству, каждый день человек должен стремит(?)ся с..вершить маленький шаг, «подвижку». (11)Это и есть подвиг – подвиг п..строения своей жизн.. на основах дв..жения, сам..совершенствования, любви к людям. (12)Пример такого подвига – жизнь преподобного, святого подвижника и героя Русск..й земли – Сергия Радонежского.

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Выполните синтаксический разбор предложения № 2.

7. Выполните фонетический разбор существительного из предложения № 1.

8. Объясните постановку тире в предложении № 9.





Комплексный анализ текста № 18.Как из деепричастия БЛАГОДАРЯ получился предлог

1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

(1)Оп..саясь, что возьмут в оборот, Деепричастие БЛАГОДАРЯ старалось п..меньше п..казываться. (2)Этот страх перед деепричастным оборотом д..шел до того, что оно боялось отв..чать на самые пр..стые вопросы. (3)Оно заботилось только о том, чтобы ни с кем (не) и(з/с)портить отношения, а потому старалось уг..дить, перед каждым ра(с/сс)ыпалось в благодарн..стях. (4)Но когда в тексте по..вилась фраза «БЛАГОДАРЯ допущенной ошибке, снижена оценка», всем сразу стало ясно, что Деепричастие не на мест.. . (5)Даже сама ошибка пон..мала, что её не за что благод..рить. (6)Это решило судьбу Деепричастия. (7)Его исключили из членов предложения и перев..ли на должность служебн..го слова. (8)Слово БЛАГОДАРЯ стало Предлогом. (Ф.Кривин)

2. Определите тему текста.



3. Определите идею текста.



4. Определите тип речи.



5. Определите стиль речи.



6. Выпишите из текста деепричастие, в котором есть три суффикса. Выделите и.



7. Выпишите из текста краткое причастие. Выделите в нём суффикс.



8. Укажите, действительные или страдательные причастия в этом тексте.



9. Укажите номера сложноподчинённых предложений.





Комплексный анализ текста № 19. Предлог.

1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

(1)Предлог – это служебная часть речи. (2)Чтобы определить грамматическое зн..чение предлога, надо з..дать вопрос к завис..мому слову с предлогом. (3)Предлоги (не)являются членами предложения, но входят в состав члена предложения.

(4)Если два разных предлога имеют одинаковое зн..чение, их называют предлогами-синонимами. (5)Например, предлоги ДЛЯ и РАДИ. (6)Если же у двух предлогов значения противоп..ложны, то это предлоги-антонимы. (7)Например, предлоги К и ОТ.

(8)Ру(с/сс)кие предлоги в основном односложны, т.е. каждый предлог употр..бляется только с одним падеж..м. (9)И только восемь предлогов употр..бляются с двумя и тр..мя падежами, и все они непроизводные. (10)Производные предлоги всегда употр..бляются только с одним падеж..м.

(11)Предлогов в ру(с/сс)ком языке – около двухсот. (12)И хотя их (не)много, но употр..бляются они очень часто: вместе с другими служебн..ми частями реч.. с..ставляют более 25% текста.

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Объясните с помощью схемы постановку тире в предложении №1.

7. Выпишите из предложения № 4 прилагательное. Укажите его разряд.

8. В предложении № 2 подчеркните предлоги с существительными как члены предложения.

9. Выпишите из предложений № 1-3 причастие. Выделите в нём суффикс.

10. Выпишите глаголы из предложения № 3. Выполните их морфемный разбор.

11. Выполните синтаксический разбор предложения № 10.














Комплексный анализ текста. Рассуждение.

1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и графически объясняя их написание:

          (1) По тр..пинке ш..л человек. (2) Он нагнулся и ск..зал: «Гляди-ка, ягода». (3)Потом ув..дал муравья на ягод..  и щелчком сбил его на землю: «Поди прочь, привык на готовенькое!»

           (4) И с тем засунул ягоду в рот. (5) И пошагал дальше.

2. Определите тему текста.



3. Определите идею текста.



4. Определите тип речи.        



5. Определите стиль речи.



6. Напишите небольшой текст-рассуждение (6-10  предложений) о внимательном, бережном отношении человека к природе по проблеме, обозначенной в предложенном тексте.(1. оценка поступка человека; 2. аргументы вашей позиции по данной проблеме.3.вывод)



7. Выпишите из текста возвратный глагол.



8. Выпишите из текста существительные 1 склонения.



9. Укажите номера предложений с однородными сказуемыми.



10. Запишите глаголы, соответствующие морфемной схеме:



11. Выпишите из текста личное местоимение.



12. Какое слово в тексте показывает, что автор текста не поддерживает поступок человека? Запишите это слово.





















Комплексный анализ текста. Безударные гласные в корне.

1. Запишите текст, вставьте пропущенные гласные в корне. Объясните свой выбор:

(1) Какие сильные, живые, бл..годарные впеч..тления вызывает один Кремль. (2) Над его св..щенными стенами, над его высокими башнями прол..тело несколько в..ков. (3) Я не могу истолковать себе тех чувств, которые по..вляются  во мне при взгляде на Кремль!.. (4) Одна ст..рона Кремля открылась перед нами. (5)Шумные крики, говор народа, треск экипажей и частый лес мачт с разв..вающимися разноцветными флагами, белокаменные стены Кремля, его высокие башни – всё это вместе поражало меня,  вызывало в душе удивление и чувство удовольствия. (6)Я почувствовал, что нах..жусь в первопрестольном граде в сердце царства русского…

2. Определите тему текста.



3. Определите идею текста.



4. Определите тип речи.



5. Определите стиль речи.



6. Запишите номер предложения, в котором есть обобщающее слово при однородных членах предложения.



7. Выпишите из текста четыре сложных слова.



8. Выполните синтаксический разбор 2 предложения.



9. Выпишите из текста возвратные глаголы.



10. Укажите наклонение глаголов текста.



11. Из 2 предложения выпишите существительные 2 склонения.



12. Укажите спряжение глагола из 1 предложения.

















Комплексный анализ текста. 6 класс. Тема «Глагол»

1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы в окончания глагола и указывая спряжение:

(1) Я вижу, как по ступенькам террасы взбира..тся наверх маленький лягушонок. (2)Ступеньки высоки, и ему приход..тся затрачивать огромные усилия, чтобы взобраться. (3)Он делает прыжок, цепля..тся за кромку ступеньки передними лапками, повиса..т и подтягива..т тельце. (4)Взобравшись на очередную ступеньку, он отдыха..т, потом снова дела..т прыжок. (5)Наконец он на террасе. (6)Здесь он долго отдыха..т. (7)Ему нужно проникнуть в комнаты. (8)Он пробира..тся к порогу, перепрыгива..т, оказыва..тся на застеклённой веранде, отдыха..т, осматрива..тся; потом он перетягива..т тело через порог в комнату.

2. Определите тему текста.



3*. Определите идею текста.



4. Определите тип речи.



5. Определите стиль речи.



6. Выпишите слова с орфограммой «Правописание корней с чередованием»



7. Из 1-го предложения выпишите слово с орфограммой «о-е после шипящих в суффиксах существительных.



8. Из 2-го предложения выпишите глагол в неопределённой форме.



9. Выпишите глагол II спряжения.



10. Укажите номера предложений с однородными сказуемыми.



11. Продолжите текст. Предположите, что могло произойти дальше.






Комплексный анализ текста. 7 класс. Повторение.

1.Спишите текст-обращение к молодёжи известного авиаконструктора С.А.Лавочкина, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:



Самое важное

(1)Человек (не)может выб..рать себе наружн..сть, но зато он име..т возможн..сть выбрать более важн..ю вещ(?) – характер. (2)Мы мож..м (з/с)делать себя такими, какими нам хочется быть. (3)Очень важно быть настойчивым и упорным. (4)Таким людям всё удаётся лучше, чем слаб..характерным. (5)С детства пр..учайте себя (не)..тступать перед трудностями, д..водить дело до конца, это в..йдёт в привычку, и, когда выр..стете, у вас буд..т великолепное качество – насточив..сть.

2. Тема текста.



3. Идея текста



4. Тип речи.



5. Стиль речи.



6. Выпишите из 1 предложения существительные 3 склонения.



7. Выпишите из 4 предложения наречие.



8. Выпишите из 4 предложения местоимения.



9. Выпишите из текста глаголы I спряжения.



10. Выполните фонетический разбор глагола из 3 предложения.



11. Обозначьте в словах 5 предложения приставки.



12. В словах 1 предложения выделите окончания.



13. Выполните морфемный разбор прилагательного из 4 предложения.

















Комплексный анализ текста. 7 класс. Текст 2.

1. Запишите текст, вставляя и объясняя графически пропущенные буквы:

(1)Волшебная осень парков. (2)Тихо. (3)Чуть(чуть) сыровато. (4)Листья (не)отрываются и словно п..висают на невидимых паутинках. (5)Долго(долго) падают кл..новые листья. (6)Как они хор..ши! (7)Хотелось ск..зать с..довн..ку, что(бы) не п..дметал. (8)Пусть(бы) х..дили люди по зол..тому к..вру.

(9)Как поймать это дыхание осен.. ? (10)Кажется, листья падают (не)беззвучно. (11)Кажется, полёт с..провожда..т какая(то) музыка. (12)Бом-бом! (13)Один лист, другой, третий. (14)Стройная музыка в парке… (15)Музыка л..ст..пада.

2. Определите тему текста.



3. Определите идею текста.



4. Определите тип речи.



5. Определите стиль речи.



6. Выпишите из предложений 1-7 причастие. Выделите в нём суффикс причастия.

7. Определите число, падеж причастия из текста.



8. Каким членом предложения является причастие из этого текста?



9. Запишите грамматическую основу предложения 4.



10. Из предложений 1 -7 выпишите три слова состояния.



11. Выпишите грамматическую основу предложения 2. Подчеркните в соответствии с грамматической ролью.



12. Запишите номер сложноподчинённого предложения среди предложений 1 абзаца.



13. Запишите номера односоставных предложений.











Комплексный анализ текста № 3. Из воспоминаний дочери Л.Н.Толстого

1. Запишите текст, вставляя и объясняя графически пропущенные буквы:

(1)С б..льшой любовью вспом..наю я св..ё детство. (2)И с чувством горячей благ..дарности думаю о тех, кто окружал меня в эту счас(?)ливую пору моей жизн.. .

(3)Я выр..сла среди людей, любящих друг друга и меня. (4)Трём людям я особе(н/нн)о благ..дарна за св..ё детство. (5)Отцу, руководивш..му нашей жизнью и п..ставивш..му нас в те условия, в которых мы выр..сли. (6)Матери, в этих условиях украсившей нам жизнь всеми теми способами, которые были ей доступны. (7)И Хане, нашей английск..й восп..тательнице, пр..жившей в нашей семье шесть лет и давш..й нам столько любви, заботы и твёрдых нравстве(н/нн)ых основ.

(8)Среди этих трёх людей, зан..мавших главное место в моей памят.. , пр..шло моё детство.

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Найдите в тексте 7 причастий, выделите в них суффиксы причастий.

7. В предложении 3 найдите и выделите причастный оборот и слово, к которому относится п/о отметьте крестиком.

8. Укажите, действительное или страдательное причастие в 3 предложении.

9. Укажите время причастия из 6 предложения.

10. Выполните морфологический разбор причастия из 8 предложения.



11. Выпишите 3 слова с чередующейся гласной в корне.



12. Из первого предложения выпишите прилагательное. Укажите его разряд по значению.



13. Из предложений 1-2 выпишите 6 местоимений.



14. Выпишите грамматическую основу предложения 1.










Комплексный анализ текста. 7 класс. Текст 4.

1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и графически объясняя свой выбор:

(1)Незабываем..е впеч..тление остав..ла гр..за в деревн.. .(2)Нач..лась она веч..ром. (3)Светлая з..ря, ещё не закрытая чёрной пр..ближающ..йся тучей, оз..ряла розовым светом нашу спальню. (4)Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь, не прекращавшийся в течение цел..го часа. (5)Сквозь незанавешенные окна постоянно в..дна была молния. (6)Не смолкавш..е ни на минуту раскаты грома сковали нас и д..ржали в состояни.. непрекращавш..гося страха. (7)Казалось, что какая(то) сила сн..сёт наш домик, стоящий на высоком берегу реки. (С.Аксаков)

2. Запишите тему текста.



3. Запишите идею текста.



4. Укажите тип речи.



5. Укажите стиль речи.



6. В тексте выделите графически 4 причастных оборота и существительные, к которым причастные обороты относятся.



7. Одиночные причастия подчеркните волнистой линией и выделите в них суффиксы причастий.



8. Укажите номера предложений, в которых причастный оборот стоит после определяемого слова и выделен запятыми.



9. Укажите номер предложения, в котором причастный оборот стоит перед определяемым словом и запятыми не выделен.



10. Укажите номер сложносочинённого предложения. Составьте его схему.



11. Запишите номер предложения с вводным словом.









Комплексный анализ текста № 7. Страдательное причастие.

1. Запишите текст, вставляя и объясняя графически пропущенные буквы:

(1) Всеми обиже(н/нн)ое, всеми униже(н/нн)ое, никем не привече(н/нн)ое, почти не замече(н/нн)ое – бедное, бедное Страдательное Причастие! (2)Особе(н/нн)о, если оно – Причастие прошедш..го времени и у него всё в прошлом. (3)Самое д..рогое, что у меня есть, - это два Н в суффикс.. . (4)И вот сто..т мне по..виться в тексте без Приставк.. или хотя бы без Пояснительного Слова, как сразу я т..ряю одно Н. (5)Разве это жизнь, скажите? (6)Даже будущего времени у нашего брата, причастия, не быва..т. (7)А как прикажете жить – без будущего? (Ф.Кривин)

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Выполните морфологический разбор причастия из предложения 6.

7*.Составьте схему 3 предложения, покажите в схеме объяснение постановки тире в этом предложении.

8.Укажите номер предложения с причастными оборотами. Причастные обороты в тексте выделите графически.

9.Укажите номера предложений, соответствующих характеристике: вопросительное, восклицательное, простое, односоставное, распространённое.

10. Выполните синтаксический разбор 7 предложения.

11. Выпишите из текста числительное.

12. Выпишите из 1-2 предложений два наречия.

13. Выпишите из 1-2 предложений пять местоимений.

14. Запишите слово, которое из причастия перешло в существительное.

15. Запишите слово, которое из прилагательного перешло в существительное





7 класс. Комплексный анализ текста № 8.

1. Запишите текст. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание графически:

(1)На южной оконечност.. острова Кижи на выс..ту оди(н/нн)адцатиэтажного дома подн..мается Преображенская церковь. (2)Как говорят стари(н/нн)ые предания, стр..ительство её связ..но с именем Петра I.

(3)Срубл..на церковь из дер..ва. Только чешуйчатая одежда куполов пр..бита кова(н/нн)ыми гвоздями. (4)Все прочие части церкви выполнены без единого гв..здя, как того требовала традиция плотницк..го маст..рства. (5)Сооруже(н/нн)а она с помощью только топора и долота, без малейш..го вмешательства даже пилы, хотя она давно была уже в ходу. (6)Топор в руках северн..го плотника – поистине универсальн..е орудие.

2. Определите тему текста.



3. Определите идею текста.



4. Определите тип речи.



5. Определите стиль речи.



6. Выполните морфологический разбор причастия из предложения 3.



7. В тексте часть одного из предложений является вводным предложением, передающим источник информации. Подчеркните это вводное предложение в тексте ++++++++.



8. Объясните схемой постановку ТИРЕ в шестом предложении.



9. Укажите номера сложноподчинённых предложений.



10. Из предложения 1 выпишите прилагательные. Укажите их разряд.



11. Выпишите из 5 предложения прилагательное. Выполните его морфемный разбор.



12. Выпишите из текста четыре причастия. Выделите в них суффиксы причастий.










7 класс. Комплексный анализ текста № 8.

1. Запишите текст. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание графически:

(1)На южной оконечност.. острова Кижи на выс..ту оди(н/нн)адцатиэтажного дома подн..мается Преображенская церковь. (2)Как говорят стари(н/нн)ые предания, стр..ительство её связ..но с именем Петра I.

(3)Срубл..на церковь из дер..ва. Только чешуйчатая одежда куполов пр..бита кова(н/нн)ыми гвоздями. (4)Все прочие части церкви выполнены без единого гв..здя, как того требовала традиция плотницк..го маст..рства. (5)Сооруже(н/нн)а она с помощью только топора и долота, без малейш..го вмешательства даже пилы, хотя она давно была уже в ходу. (6)Топор в руках северн..го плотника – поистине универсальн..е орудие.

2. Определите тему текста.



3. Определите идею текста.



4. Определите тип речи.



5. Определите стиль речи.



6. Выполните морфологический разбор причастия из предложения 3.



7. В тексте часть одного из предложений является вводным предложением, передающим источник информации. Подчеркните это вводное предложение в тексте ++++++++.



8. Объясните схемой постановку ТИРЕ в шестом предложении.



9. Укажите номера сложноподчинённых предложений.



10. Из предложения 1 выпишите прилагательные. Укажите их разряд.



11. Выпишите из 5 предложения прилагательное. Выполните его морфемный разбор.



12. Выпишите из текста четыре причастия. Выделите в них суффиксы причастий.









7 класс. Комплексный анализ текста № 9



1. Запишите текст. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание графически:

(1)В среднев..ковой Европ.. улицы выглядели совсем иначе, чем сейчас. (2)Мощё(н/нн)ыми были лишь те дороги, что с..хранялись от времён Древн..го Рима. (3)Дома зап..рались массивной дубовой дверью с кова(н/нн)ыми петлями. (4)Стекло было дорого, окна в домах г..рожане затягивали пузырями или промасле(н/нн)ым холстом, (не)редко разрисова(н/нн)ым яркими красками. (5)Если вы оказались бы на такой улиц.., вы услышали бы крики извозчиков, конский топот, шум проезжающих экипажей по мостовой, шелест дли(н/нн)ых дамских платьев.



2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Выпишите из текста причастия прошедшего времени. Выполните их морфемный разбор.

7. Выпишите из текста причастие настоящего времени. Выполните его морфемный разбор.

8. Выпишите из текста глаголы прошедшего времени. Выполните их морфемный разбор

9. Выпишите из текста глаголы в условном наклонении.

10. Выпишите из текста два собственных имени существительных.

11. Запишите номер сложного бессоюзного предложения. Составьте его схему.

12. Запишите номер предложения, осложнённого причастным оборотом.

13. Выпишите из текста четыре качественных прилагательных.

14. Выпишите из текста относительное прилагательное.

15. Выпишите краткое прилагательное. Выделите в нём окончание.

16. Выполните синтаксический разбор любого предложения.







7 класс. Комплексный анализ текста № 12.

1. Запишите текст. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание графически:

(1)В ст..пи среди бе..крайних ру(с/сс)ких просторов остановились три всадника, три могучих богатыря. (2) Зорко всматр..ваются они в мглистую даль. (3) Колыш..т ветер пожелтевш..ю траву, размета..т гривы и хвосты богатырским коням, гон..т по осе(н/нн)ему небу гр..зовые тучи. (4) Твёрдо, непоколебимо стоят и всегда будут стоять витязи, охраняя родную землю. (5)Ни зверь не проб..жит, ни птица не пролетит (не)замече(н/нн)ой.

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Запишите название картины В.Васнецова, по описанию которой составлен этот текст.

7. Запишите номер предложения, в котором есть деепричастный оборот. Выделите в тексте д/о графически.

8. Укажите вид деепричастия из этого текста.

9. Выпишите из текста действительное причастие прошедшего времени, выделите в нём суффикс причастия.

10. Выпишите из текста страдательное причастие прошедшего времени, выделите в нём суффикс причастия.

11. Выпишите из предложения № 1 неодушевлённые существительные.

12. Укажите номера предложений, осложнённых однородными сказуемыми. Подчеркните в них сказуемые.

13. Укажите номер сложного союзного предложения (с повторяющимся союзом НИ…НИ…). Составьте его схему.











Комплексный анализ текста № 14.

1. Запишите текст. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание графически:

(1)Однажды какой(то) прохожий, увид..в п..мятую шляпу писателя-сказочн..ка Ханса Кристиана Андерсена, бе..церемонно спр..сил его:

- (2)Скажите: этот жалкий предмет на Вашей голове Вы называ..те шляпой?

(3)Андерсен, (не)смущаясь и глядя на з..давшего вопрос, спокойно ответил:

- (4)А этот жалкий предмет под Вашей модной шляпой Вы называ..те г..ловой?

2. Определите тему текста.



3. Определите идею текста.



4. Определите тип речи.



5. Определите стиль речи.



6. Выпишите деепричастия из текста, выделите в них суффикс деепричастия.



7. Найдите в тексте одиночные деепричастия и деепричастные обороты и выделите их в тексте графически.



8. Выполните морфемный разбор деепричастия из 1 предложения.



9. Выпишите из 1 предложения причастие. Выделите в нём суффикс причастия.



10. Выполните морфологический разбор причастия из 1 предложения.



11. Выпишите из текста глагол в повелительном наклонении.



12. Выполните синтаксический разбор предложения №4.



13. Выпишите из предложения № 2 слово, в котором звуков больше, чем букв.



14. Выпишите из предложения №4 два слова, в которых все согласные звуки звонкие.

15. Выпишите из текста два качественных прилагательных.














Комплексный анализ текста № 14.

1. Запишите текст. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание графически:

(1)Однажды какой(то) прохожий, увид..в п..мятую шляпу писателя-сказочн..ка Ханса Кристиана Андерсена, бе..церемонно спр..сил его:

- (2)Скажите: этот жалкий предмет на Вашей голове Вы называ..те шляпой?

(3)Андерсен, (не)смущаясь и глядя на з..давшего вопрос, спокойно ответил:

- (4)А этот жалкий предмет под Вашей модной шляпой Вы называ..те г..ловой?

2. Определите тему текста.



3. Определите идею текста.



4. Определите тип речи.



5. Определите стиль речи.



6. Выпишите деепричастия из текста, выделите в них суффикс деепричастия.



7. Найдите в тексте одиночные деепричастия и деепричастные обороты и выделите их в тексте графически.



8. Выполните морфемный разбор деепричастия из 1 предложения.



9. Выпишите из 1 предложения причастие. Выделите в нём суффикс причастия.



10. Выполните морфологический разбор причастия из 1 предложения.



11. Выпишите из текста глагол в повелительном наклонении.



12. Выполните синтаксический разбор предложения №4.



13. Выпишите из предложения № 2 слово, в котором звуков больше, чем букв.



14. Выпишите из предложения №4 два слова, в которых все согласные звуки звонкие.



15. Выпишите из текста два качественных прилагательных.













Комплексный анализ текста № 17. Слово о слове «подвиг»

1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

(1)… Подвиг. (2)Какой великой чуд..действенной силой облада..т наш русский язык, создающий слова, с..гретые теплом и выражающие силу безграничной души русск..го человека! (3)В самом звучани.. слова «подвиг» скрыто что(то) могучее. (4)Его корень и ист..рическим чередованием согласных г//ж//з несёт в себе значение действия, движения, свершения. (5)Приставка по- прид..ёт слову значение з..конченности действия, его результативн..сти, целенаправленн..сти и силы, вложе(н/нн)ой в перв..начальный смысл этого слова. (6)В русском языке очень много сильных, глубоких, пр..чувствова(н/нн)ых слов, но это – особенное. (7)Слова «подвиг» нет ни в одном языке мира. (8)В нём изначально з..ложено пон..мание доброты, справедлив..сти, жертвенн..сти, способност.. к самосовершенствованию русского человека.

(9)Слово «подвиг» - это слово-учитель! (10)Оно показыва..т, что каждый жизне(н/нн)ый путь человека должен быть (не)прерывным движением к добру и совершенству, каждый день человек должен стремит(?)ся с..вершить маленький шаг, «подвижку». (11)Это и есть подвиг – подвиг п..строения своей жизн.. на основах дв..жения, сам..совершенствования, любви к людям. (12)Пример такого подвига – жизнь преподобного, святого подвижника и героя Русск..й земли – Сергия Радонежского.

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Выполните синтаксический разбор предложения № 2.

7. Выполните фонетический разбор существительного из предложения № 1.

8. Объясните постановку тире в предложении № 9.





Комплексный анализ текста № 18.Как из деепричастия БЛАГОДАРЯ получился предлог

1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

(1)Оп..саясь, что возьмут в оборот, Деепричастие БЛАГОДАРЯ старалось п..меньше п..казываться. (2)Этот страх перед деепричастным оборотом д..шел до того, что оно боялось отв..чать на самые пр..стые вопросы. (3)Оно заботилось только о том, чтобы ни с кем (не) и(з/с)портить отношения, а потому старалось уг..дить, перед каждым ра(с/сс)ыпалось в благодарн..стях. (4)Но когда в тексте по..вилась фраза «БЛАГОДАРЯ допущенной ошибке, снижена оценка», всем сразу стало ясно, что Деепричастие не на мест.. . (5)Даже сама ошибка пон..мала, что её не за что благод..рить. (6)Это решило судьбу Деепричастия. (7)Его исключили из членов предложения и перев..ли на должность служебн..го слова. (8)Слово БЛАГОДАРЯ стало Предлогом. (Ф.Кривин)

2. Определите тему текста.



3. Определите идею текста.



4. Определите тип речи.



5. Определите стиль речи.



6. Выпишите из текста деепричастие, в котором есть три суффикса. Выделите и.



7. Выпишите из текста краткое причастие. Выделите в нём суффикс.



8. Укажите, действительные или страдательные причастия в этом тексте.



9. Укажите номера сложноподчинённых предложений.





Комплексный анализ текста № 19. Предлог.

1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

(1)Предлог – это служебная часть речи. (2)Чтобы определить грамматическое зн..чение предлога, надо з..дать вопрос к завис..мому слову с предлогом. (3)Предлоги (не)являются членами предложения, но входят в состав члена предложения.

(4)Если два разных предлога имеют одинаковое зн..чение, их называют предлогами-синонимами. (5)Например, предлоги ДЛЯ и РАДИ. (6)Если же у двух предлогов значения противоп..ложны, то это предлоги-антонимы. (7)Например, предлоги К и ОТ.

(8)Ру(с/сс)кие предлоги в основном односложны, т.е. каждый предлог употр..бляется только с одним падеж..м. (9)И только восемь предлогов употр..бляются с двумя и тр..мя падежами, и все они непроизводные. (10)Производные предлоги всегда употр..бляются только с одним падеж..м.

(11)Предлогов в ру(с/сс)ком языке – около двухсот. (12)И хотя их (не)много, но употр..бляются они очень часто: вместе с другими служебн..ми частями реч.. с..ставляют более 25% текста.

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Объясните с помощью схемы постановку тире в предложении №1.

7. Выпишите из предложения № 4 прилагательное. Укажите его разряд.

8. В предложении № 2 подчеркните предлоги с существительными как члены предложения.

9. Выпишите из предложений № 1-3 причастие. Выделите в нём суффикс.

10. Выпишите глаголы из предложения № 3. Выполните их морфемный разбор.

11. Выполните синтаксический разбор предложения № 10.














Комплексный анализ текста. Рассуждение.

1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и графически объясняя их написание:

          (1) По тр..пинке ш..л человек. (2) Он нагнулся и ск..зал: «Гляди-ка, ягода». (3)Потом ув..дал муравья на ягод..  и щелчком сбил его на землю: «Поди прочь, привык на готовенькое!»

           (4) И с тем засунул ягоду в рот. (5) И пошагал дальше.

2. Определите тему текста.



3. Определите идею текста.



4. Определите тип речи.        



5. Определите стиль речи.



6. Напишите небольшой текст-рассуждение (6-10  предложений) о внимательном, бережном отношении человека к природе по проблеме, обозначенной в предложенном тексте.(1. оценка поступка человека; 2. аргументы вашей позиции по данной проблеме.3.вывод)



7. Выпишите из текста возвратный глагол.



8. Выпишите из текста существительные 1 склонения.



9. Укажите номера предложений с однородными сказуемыми.



10. Запишите глаголы, соответствующие морфемной схеме:



11. Выпишите из текста личное местоимение.



12. Какое слово в тексте показывает, что автор текста не поддерживает поступок человека? Запишите это слово.





















Комплексный анализ текста. Безударные гласные в корне.

1. Запишите текст, вставьте пропущенные гласные в корне. Объясните свой выбор:

(1) Какие сильные, живые, бл..годарные впеч..тления вызывает один Кремль. (2) Над его св..щенными стенами, над его высокими башнями прол..тело несколько в..ков. (3) Я не могу истолковать себе тех чувств, которые по..вляются  во мне при взгляде на Кремль!.. (4) Одна ст..рона Кремля открылась перед нами. (5)Шумные крики, говор народа, треск экипажей и частый лес мачт с разв..вающимися разноцветными флагами, белокаменные стены Кремля, его высокие башни – всё это вместе поражало меня,  вызывало в душе удивление и чувство удовольствия. (6)Я почувствовал, что нах..жусь в первопрестольном граде в сердце царства русского…

2. Определите тему текста.



3. Определите идею текста.



4. Определите тип речи.



5. Определите стиль речи.



6. Запишите номер предложения, в котором есть обобщающее слово при однородных членах предложения.



7. Выпишите из текста четыре сложных слова.



8. Выполните синтаксический разбор 2 предложения.



9. Выпишите из текста возвратные глаголы.



10. Укажите наклонение глаголов текста.



11. Из 2 предложения выпишите существительные 2 склонения.



12. Укажите спряжение глагола из 1 предложения.

















Комплексный анализ текста. 6 класс. Тема «Глагол»

1. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы в окончания глагола и указывая спряжение:

(1) Я вижу, как по ступенькам террасы взбира..тся наверх маленький лягушонок. (2)Ступеньки высоки, и ему приход..тся затрачивать огромные усилия, чтобы взобраться. (3)Он делает прыжок, цепля..тся за кромку ступеньки передними лапками, повиса..т и подтягива..т тельце. (4)Взобравшись на очередную ступеньку, он отдыха..т, потом снова дела..т прыжок. (5)Наконец он на террасе. (6)Здесь он долго отдыха..т. (7)Ему нужно проникнуть в комнаты. (8)Он пробира..тся к порогу, перепрыгива..т, оказыва..тся на застеклённой веранде, отдыха..т, осматрива..тся; потом он перетягива..т тело через порог в комнату.

2. Определите тему текста.



3*. Определите идею текста.



4. Определите тип речи.



5. Определите стиль речи.



6. Выпишите слова с орфограммой «Правописание корней с чередованием»



7. Из 1-го предложения выпишите слово с орфограммой «о-е после шипящих в суффиксах существительных.



8. Из 2-го предложения выпишите глагол в неопределённой форме.



9. Выпишите глагол II спряжения.



10. Укажите номера предложений с однородными сказуемыми.



11. Продолжите текст. Предположите, что могло произойти дальше.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!