Просмотр содержимого документа
«Материал для подготовки к 8 заданию ЕГЭ»
Готовимся к ЕГЭ 2018. Задание 7. Синтаксические нормы. Теория.
Виды синтаксических ошибок:
- Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом;
- Нарушение связи между подлежащим и сказуемым;
- Ошибка в построении предложения с однородными членами;
- Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением;
- Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом;
- Нарушение в построении предложения с причастным оборотом;
- Неправильное построение предложения с косвенной речью.
1.Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
- благодаря
- согласно
- вопреки
- наперекор
- навстречу
- подобно
ЧЕМУ?
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
- вследствие
- ввиду
- в случае
ЧЕГО?
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
« ПО» - «ПОСЛЕ ЧЕГО-НИБУДЬ»:
ЗАПОМНИ!!!
ПО ПРИЕЗД Е В ГОРОД
ПО ПРИБЫТИ И НА МЕСТО ПО ИСТЕЧЕНИ И СРОКА ПО ОКОНЧАНИ И ШКОЛЫ
по завершени и лекции
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
- Предлог ПО в сочетании с глаголами, обозначающими чувство (вздыхать, горевать, грустить, скучать, тосковать, плакать), управляет дат. падежом. Норма: тосковать по (кому?)жене, но с местоимениями МЫ, ВЫ –( о КОМ?) пред. падеж, по вас, по нас.
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Запомни!
- О платить что – у платить за что
- беспокоиться о ком – тревожиться за кого
- надеть что на что – одеть кого во что
- обращать внимание на что – уделять внимание чему
- отзыв о чем – рецензия на что
- предостеречь от чего – предупредить о чем
- заметить что – догадаться о чем
2.Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
- Союзное слово кто употребляется с глаголами только в форме ед.ч. При этом также следует обращать внимание на единство грамматических форм подлежащего и сказуемого в главной части предложения:
- Те , ….., не могл и не любоваться…;
- тот ,….не мог не любоваться и т.п.
- Все , кто видел этот фильм, отзывались о нем положительно.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
- Слова « большинство, меньшинство, несколько » с неодуш.сущ. употребляются в ед.числе: Большинство столов было занято
- Во мн. числе с одуш. сущ.: Несколько участников выбыл и из борьбы.
- Числительные, оканчивающиеся на «один», согласуются с глаголом в единственном числе: На съезд прибыл сто один делегат.
3.Ошибка в построении предложения с однородными членами
- 1. Построение предложений с общим дополнением при однородных сказуемых:
- Во время войны народ надеялся и верил в победу. Если однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое слово, следует проверить, могут ли они управлять им:
- Сказуемые надеялся и верил имеют одно зависимое слово в победу , которое стоит в в.п. Но глагол надеялся не может управлять в.п. с предлогом в (надеялся (на кого? на что?…), следовательно, предложение построено неверно. Правильный вариант:
- Во время войны народ надеялся (на кого? на что?) на победу и верил (в кого? во что?) в неё.
Ошибка в построении предложения с однородными членами
2.Нельзя связывать в качестве однородных членов слова, выраженные разными частями речи. Нарушение : Главный герой полюбил войну (сущ) и рисковать ( глаг) жизнью.
3.Смешение родо-видовых понятий в ряду однородных членов.
В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба.
«Караси, сазаны, лещи» — это вид рыбы, поэтому не могут стоять с этим словом в одном ряду однородных членов.
Правильный вариант: В лодке лежала рыба: караси, сазаны, лещи.
Ошибка в построении предложения с однородными членами
4.Нарушение синтаксических норм при построении предложений, в которых однородные члены связаны двойными союзами: как…, так и; не только…, но и…; если не…, то… и др.
- Хорошо отвечали на экзаменах как одиннадцатиклассники, а также учащиеся девятых классов.
- Нельзя нарушать парность двойных союзов: части двойного союза как…, так и являются постоянными , поэтому союзы а также в данном предложении употреблены неправильно.
- Правильный вариант: Хорошо отвечали на экзаменах как одиннадцатиклассники, так и учащиеся девятых классов.
- Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.
- При двойных (сопоставительных) союзах один из однородных членов предложения ставится при первой части союза, а другой — при второй.
- Правильный вариант: Книга имеет не только познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.
Ошибка в построении предложения с однородными членами
5.Нарушение лексической сочетаемости однородных членов с тем словом, с которым они связаны по смыслу.
- Много критических замечаний и ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса.
- Все однородные члены предложения должны лексически сочетаться с тем словом в высказывании, с которым они связаны по смыслу: нельзя «внести замечание».
- Правильный вариант:
- Много ценных предложений было внесено в ходе обсуждения вопроса, много было высказано критических замечаний.
4.Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
- Названия произведений, картин, музыкальных произведений, фильмов, заключенные в кавычки, не изменяются, если возле них стоит нарицательное существительное — жанровое обозначение.
- Если это нарицательное существительное отсутствует, то изменяется имя собственное.
- Правильный вариант: В кинофильме «ВойнА и мир» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.
- В «Войне и мире» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.
Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
1. Деепричастие может относиться только к действующему подлежащему: Присутствующие согласились с докладчиком, возражая лишь против отдельных положений.
2. Допускается использование в безличном предложении при инфинитиве: Возвращаясь домой , нужно зайти в булочную.
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
- 1. Разрыв причастного оборота определяемым словом.
- Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.
- Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот, оно может стоять только перед ним или после.
- Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны.
- Приготовленные мамой оладьи были необыкновенно вкусны.
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
- 2. Нарушение согласования причастия с определяемым словом
- Мы гордимся нашими футболистами, победивших английскую команду.
- Причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже: футболистами (какими?) победившими…
- Правильный вариант:
- Мы гордимся нашими футболистами, победившими английскую команду.
- 3. Замена страдательных причастий действительными
- Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.
- Действительные причастия на -ся следует, где это возможно, заменять страдательными причастиями.
- Правильный вариант:
- Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений.
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
- 4. Нарушение однородности синтаксических элементов предложения
- Дождь, ливший с утра и который напоил землю, очень выручил хлеборобов.
- Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения.
- Дождь, ливший с утра и напоивший землю, очень выручил хлеборобов.
Неправильное построение предложения с косвенной речью
- Косвенная речь- это способ передачи чужой в виде придаточного предложения.
- В косвенной речи должна меняться форма местоимения : Нарушение : Пушкин писал, что «в свой жестокий век восславил я свободу ». Норма : Пушкин писал, что «в жестокий век восславил» он свободу.