СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал для подготовки к итоговому сочинению в 11 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для подготовки к итоговому сочинению в 11 классе

Просмотр содержимого документа
«Материал для подготовки к итоговому сочинению в 11 классе»

Рабочие материалы,

используемые на уроках по подготовке

к итоговому сочинению в 11 классе.



1.Теоретический диктант

(для повторения основных понятий и определений, которые необходимы для работы над сочинением.)

1) то, о чём или о ком говорится в тексте (тема);

2)замысел писателя, преследующего определённую цель в создании образов. То, к чему призывает, чему учит автор, ради чего пишет (идея);

3)основные слова, выражающие идею высказывания (ключевые слова);

4)кратко сформулированные основные мысли в одном предложении (тезисы);

5)структура, строение текста – это (композиция);

6)утверждение, приводимое в качестве доказательства тезиса (аргумент);

7)стиль, который воздействует на ум, чувства через художественные образы (художественный);

8)стиль, цель которого – воздействовать на читателя с целью побуждения

( публицистический).















2. Памятки «Типичные ошибки в сочинении»:

(для анализа ошибок в сочинениях и их редактирования)

Фактические ошибки


Вид ошибки

Пример

1

Искажение жизненных фактов (фактов биографии автора, дат, событий, авторства произведений и т.д.)

Живя за границей, Пушкин ни на минуту не забывал о родине. (Пушкин никогда не бывал за границей)

2

Искажение информации художественного произведения (названий, имён героев и т.д.)

В романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев рассказывает о Никите Кирсанове, который примкнул к нигилистам. (Речь идёт об Аркадии Кирсанове)

3

Неверная интерпретация событий, упоминаемых в тексте произведения

Когда вернулся Тихон, Катерина проговорилась ему и свекрови о своих встречах с Борисом. (Катерина прилюдно кается в своём грехе, а слово проговориться означает «нечаянно сказать то, чего не следовало говорить»)



Речевые ошибки:


Вид ошибки

Пример

1.

Употребление слова в несвойственном ему значении

Если мы обратимся к творчеству Толстого, то и там можно найти происки патриотизма.

2.

Нарушение лексической сочетаемости слов

Кабаниха старается казаться добродетельной и несколько праведнойженщиной.

3.

Смешение паронимов

Детство Максима Горького прошло в бедноте.

4.

Неразличение синонимичных слов

Рабочие за свой труд получали жалкую плату, которой не хватало даже на корм.

5.

Употребление слов иной стилистической окраски

Кулигин поначитался стихов Ломоносова и Державина.

6.

Неоправданное употребление просторечных, жаргонных слов

Плюшкин зациклился на почве жадности.

7.

Употребление лишних слов

Иван Денисович привык беречь каждую минуту времени.

8.

Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)

Писатель подробно описывает своего героя.

9.

Неоправданное повторение слова

Автор создаёт образ столичного города. Автор показывает людей, погружённых в будничную суету.

10.

Ошибки при употреблении фразеологизмов

Глава «Сон Обломова» играет большое значение в художественной структуре романа.

11.

Неудачное употребление местоимений

Это произведение написал В. Астафьев. В нём затрагивается множество актуальных проблем.




Грамматические ошибки:


Вид ошибки

Примеры

1

Ошибочное словообразование

Упрямость вместо упрямствонадсмехаться вместо насмехаться.

2

Ошибочное образование формы существительного

Земные недры вместо недраопытные шоферавместо шофёры.

3

Ошибочное образование формы прилагательного

Более ярче вместо более яркийсамый важнейшийвместо самый важный.

4

Ошибочное образование формы числительного

Более пятиста вместо пятисот.

5

Ошибочное образование формы местоимения

Ихней помощи вместо их помощи.

6

Ошибочное образование формы глагола, причастия, деепричастия

Заказует вместо заказывает, ездиют вместо ездят, накормящий вместо кормящий или накормивший.

7

Нарушение согласования

Я благодарен людям, воспитавших в себе «талант доброты» (правильно: людям, воспитавшим в себе...).

8

Нарушение управления

Я хочу привести к примеру Петра I (правильно: привести в пример). Многие люди не имеют своё мнение (правильно: не имеют своего мнения).

9

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Все, кто совершают подвиги, следуют зову сердца (правильно: Все, кто совершает...).

10

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Все были рады, счастливы и весёлые (правильно: ... и веселы).

11

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Автор не только осуждает жестокость, а такжепризывает нас делать добро (неправильная пара союзов; правильно: не только, но и).

12

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Вернувшись домой, мне вспомнилась эта история (действие, обозначаемое деепричастием, должно относиться к подлежащему: Вернувшись домой, я вспомнил эту историю).

13

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Поставленная проблема автором очень актуальна (правильно: проблема, поставленная автором или поставленная автором проблема).

14

Ошибки в построении сложного предложения

Рассказ написан Александром Солженицыным, в котором поднимается важная проблема...(правильно: В рассказе Александра Солженицына поднимается важная проблема...)

15

Смешение прямой и косвенной речи

Не случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за чужими спинами. (правильно: Не случайно герой говорит, что он никогда не прячется за чужими спинами.)






3. Памятка «Структура сочинения»

(для первичного знакомства со структурой сочинения и дальнейшей работы в качестве заполняемой схемы по разным проблемным вопросам)



















4. Памятка «Варианты введения»

(для первичного знакомства и дальнейшей работы в качестве заполняемой примерами таблицы по разным видам введения)

Вид введения

Описание

Пример

Историческое

Предполагает краткую характеристику определённой эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, политических или культурных особенностей того времени.

XX век для России стал эпохой испытаний, гениальных прозрений и фатальных заблуждений, созидательных начинаний и разрушительных войн. Быть писателем — нелёгкое дело в любые времена, а в сложную эпоху общественных и культурных переворотов служить истине особенно трудно. Общество начала XX века отказалось от всех прежних идеалов и ценностей. Дом, семья, быт, любовь — всё это вдруг стало пережитком прошлого. Эпоха давила на человека, требовала, ломала, подчиняла... Куда идти? Каких держаться истин? Все эти вопросы тогда стояли особенно остро и волновали людей. 

Аналитическое

Может содержать размышление над центральным понятием темы сочинения (война, совесть, милосердие и т.п.).

Что такое великодушие? Это величие человеческой души, которое проявляется в уступчивости, мягкосердечии и способности прощать. Великодушный человек не думает о собственной выгоде, даже в сложных обстоятельствах он в первую очередь заботится о других.

Биографическое

Содержит факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме.

Вся жизнь великого русского мыслителя и писателя Л.Н. Толстого — это бесконечный творческий поиск. Пройдя через соблазны большого света, через ужасы войны, став знаменитым на весь мир писателем, Лев Николаевич ни на минуту не останавливался в поиске истины и гармонии. Не случайно для ответа на вопрос «Какого человека можно назвать добрым?» мы обращаемся к творчеству Л.Н. Толстого.

Цитатное

В своей основе содержит цитату, которая имеет прямое отношение к теме сочинения и является «точкой отсчёта» для дальнейшего развёртывания мысли.

«Добро – не наука, оно действие». Я думаю, этой фразой французский писатель Ромен Роллан даѐт каждому из нас правильный совет: если хочешь стать добрым человеком, начни действовать, помогать людям, поддерживать окружающих в трудную минуту, часто не дожидаясь просьбы о помощи.

Личностное

Предполагает заявление своей позиции, изложение мыслей, чувств, связанных с темой сочинения.

Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…



















5. Составление ассоциативных цепочек «Облако мыслей».


(для введения в тему вступления)


Произнесите про себя два слова добро и зло. Какие чувства вызывают они в вашем сердце? Почему?

Составьте ассоциативные ряды к этим словам.



любовь




в нимание


д обро



забота



радость





п редательство, обман




о бида


з ло



подлость



боль, горе













6. Памятка «Варианты заключения»

(для первичного знакомства и дальнейшей работы в качестве заполняемой примерами таблицы по разным видам заключения)



Вид заключения

Описание

Пример

Обобщение написанного

Самая типичная и логичная концовка сочинения. Чаще всего в такой концовке мы возвращаемся к основной мысли сочинения, излагая её более широко и эмоционально.

Итак, как подсказывает нам история и художественная литература, высокая жизненная цель побуждает человека к совершенствованию мира и самого себя, не даёт остановиться на пути вечного стремления к идеалу.

Риторический вопрос

Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения возвращает читателя к основной проблеме, заключённой в теме сочинения, подчёркивая её актуальность.

Итак, настоящие друзья действительно познаются в беде. Именно они приходят, когда нам трудно. Приходят, чтобы поддержать, помочь. Приходят, не дожидаясь наших просьб и не требуя благодарности. Не в этом ли высокий смысл дружбы?

Призыв к читателю

Призыв, обращение к читателю акцентируют внимание на главной мысли сочинения, побуждают читателя изменить своё отношение к проблеме.

Завершая своё сочинение, я хочу обратиться к вам с просьбой: посмотрите вокруг себя, подумайте о том, нет ли рядом людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Подумайте: кем вы хотите быть — равнодушным эгоистом или отзывчивым человеком, который несёт добро окружающим?

Цитата

Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее вашу мысль.

«Кто жесток, тот не герой», - метко сказал Пётр Великий. Трудно не согласиться с этой мыслью. Как показывает опыт художественной литературы, жестокость не только не делает человека великим, но и внутренне опустошает его, обрекая на мучительное одиночество.











7.Алгоритм работы над сочинением:



  1. Внимательно прочитать формулировку темы.

  2. Выдели в ней ключевые слова или выражение, в котором тебе видится главный смысл.

  3. Попытайся своими словами, коротко сформулировать тему.

  4. Поставь вопрос к теме и спроси себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу сказать по этому поводу?».

  5. Кратко попытайся ответить на эти вопросы – одним-двумя предложениями, записывая их в черновике. Это может быть началом, отправной точкой твоих рассуждений и вступительной частью твоего сочинения.

  6. Потом займи другую (противоположную) позицию по отношению к своей мысли, представь себе своего оппонента и начни с ним диалог, пытаясь доказать верность своего рассуждения

  7. Вспомни примеры из литературных произведений, которые помогут доказать твою правоту.

  8. Выстрой логическую последовательность своих доказательств.

  9. Запиши их, составляя план.

  10. Пиши на черновике, пытаясь связно, красноречиво и убедительно изложить свои мысли.

  11. Возвратись к началу своих рассуждений; сравниваю исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам; делаю выводы, записываю их; это заключительная часть твоего сочинения

  12. Проверь написанное, переписывай на чистовик. Проверь пунктуацию и орфографию. Ещё раз прочитай, находишь ошибки, то исправляй их. Следим за почерком!!!



 

8.Практические советы в написании итогового сочинения:

  1. Как писать вступление?

    • Вступление должно быть 60-70 слов.

    • Правильно ли определено ключевое слово в теме сочинения?

    • Отражено ли это во вступлении?

    • Намечена ли цель сочинения?

    • Сужена ли тема?

  2. Есть ли переход к основной части?

    • Эта проблема поднимается во многих произведениях русской (мировой, современной, …) литературы….

    • Так, в повести (романе, рассказе, …) речь идет о....

    • Неужели в нашей жизни нет…(обращаемся к теме)?

    • Так в произведении…показан….

    • Именно…( один из этих вариантов!)

  3. Как писать основную часть?

    • Основная часть — 200-250 слов (1 аргумент или 2 аргумента);

    • Обращение к произведению (указаны автор, название);

    • Озвучена проблема, связанная с темой сочинения (звучат слова из темы!);

    • Приведены конкретные примеры из произведения, иллюстрирующие сформулированную тобой проблему;

    • Слова, выражающие твою оценку (отношение) к сформулированной проблеме;

    • Промежуточный вывод (слова из формулировки темы!);

    • То же самое – по второму аргументу! Переход ко второму аргументу: - Еще одно произведение, где поднимается тема…. - ….;

    • О…(озвучиваем проблему, о которой пишем) рассуждает и …(имя автора) в произведении…;

    • Об этом же писал…;

    • Это же волновало….;

    • Если один аргумент – 200-250 слов, если два – примерно по 100-130 слов каждый.

  4. Как писать заключение?

    • В заключении — 60-70 слов.

    • Заключительная фраза, подводящая итог твоих размышлений по теме (опять – слова из формулировки темы) Эмоции!!! Например: Так что же такое любовь к Родине? Я думаю, это….(логично подведенный итог на ОСНОВЕ всего сказанного)

    • Клише для начала заключения:

    1. Подводя итог, хочется сказать:…

    2. Таким образом, мы понимаем, что….

    3. Так что же такое….? Как я оцениваю…? Какую же роль в жизни человека играет….? (один из вопросов, отражающих тему, цель, поставленную в начале сочинения, и резюмирующий ответ на этот вопрос)









__________________________________________________________________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!