Туристско-краеведческая
природоохранная экскурсия
«Родник – источник жизни»
Методические материалы
Аннотация
К мысли об охране природы человек пришел очень давно, еще в 11 – 12 веках. Но в наши дни эта проблема приобрела глобальный характер. Стали редкими многие растения и животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами природные угодья, смываются водой и уносятся в воздух плодородные частицы почвы, загрязняются водоемы.
Чистой воды становится все меньше и меньше. Недостаток ее уже сейчас ощущается во многих странах. Однако это не потому, что запасы воды истощаются. Над водой нависла угроза загрязнения. Не только фабрики и заводы загрязняют воду, но и сами люди часто выбрасывают в реки разный мусор и хлам, не задумываясь о последствиях. В воде гибнет жизнь.
Воду надо беречь! Это надо понять и запомнить каждому. Беречь воду – значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы. Многое делается для защиты воды в нашей стране, но проблема ее по-прежнему остра.
Требуемые для восстановления экологического благополучия затраты подчас исчисляются миллиардами.
Пришла пора воспитывать детей не в вековой потребительской традиции, а в совершенно ином, гармоничном сосуществовании с природой, в психологической готовности сберегать природные ценности всегда и везде. Это и составляет основу экологического воспитания, направленного на формирование ответственного отношения к окружающей природной среде.
Важно с раннего детства заинтересовать ребят изучением природы родного края, научить видеть отличительные особенности растений и животных, различных водоемов, радоваться общению с ними. Азбука природы должна изучаться с детства. С ранних лет дети должны осознавать себя частичкой природы и усвоить главную заповедь: НЕ НАВРЕДИ! СОХРАНИ!
Актуальность. . Родники представляют собой уникальные природные объекты, имеющие значительную научную ценность как памятники природы. Они являются уникальными естественными водоёмами, так как на поверхность выходят грунтовые и подземные воды. Родники имеют большое значение в питании других поверхностных водоёмов, в поддержании водного баланса и сохранении стабильности окружающих их биоценозов. Родниковая вода берется в том самом месте, откуда она поступает из-под земли, доходит до нас в своем первозданном, природном по своему гидрохимическому составу виде. Кроме того вода родника из экологически чистого проверенного источника практически не нуждается в очистке. В настоящее время люди не интересуются чистотой родниковой воды и не заботятся об этом, хотя несколько десятилетий назад родниковые воды активно использовались сельчанами и люди старались сохранить природные источники в чистоте. С родниками связаны многие легенды и обычаи местного населения.
ВВЕДЕНИЕ
К мысли об охране природы человек пришел очень давно, еще в 11 – 12 веках. Но в наши дни эта проблема приобрела глобальный характер. Стали редкими многие растения и животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами природные угодья, смываются водой и уносятся в воздух плодородные частицы почвы, загрязняются водоемы.
Чистой воды становится все меньше и меньше. Недостаток ее уже сейчас ощущается во многих странах. Однако это не потому, что запасы воды истощаются. Над водой нависла угроза загрязнения. Не только фабрики и заводы загрязняют воду, но и сами люди часто выбрасывают в реки разный мусор и хлам, не задумываясь о последствиях. В воде гибнет жизнь.
Воду надо беречь! Это надо понять и запомнить каждому. Беречь воду – значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы. Многое делается для защиты воды в нашей стране, но проблема ее по-прежнему остра.
Требуемые для восстановления экологического благополучия затраты подчас исчисляются миллиардами.
Пришла пора воспитывать детей не в вековой потребительской традиции, а в совершенно ином, гармоничном сосуществовании с природой, в психологической готовности сберегать природные ценности всегда и везде. Это и составляет основу экологического воспитания, направленного на формирование ответственного отношения к окружающей природной среде.
Важно с раннего детства заинтересовать ребят изучением природы родного края, научить видеть отличительные особенности растений и животных, различных водоемов, радоваться общению с ними. Азбука природы должна изучаться с детства. С ранних лет дети должны осознавать себя частичкой природы и усвоить главную заповедь: НЕ НАВРЕДИ! СОХРАНИ!
Цель:
формирование экологической культуры школьников через участие в туристско-краеведческой деятельности.
Задачи:
Участие школьников туристско-краеведческих мероприятиях, направленных на благоустройство и очистку водоемов;
Развитие интереса к проблемам охраны, сохранения и приумножения природных богатств Тамбовщины;
Воспитание любви к родному краю, природе Тамбовской области.
Участники : учащиеся 5-7 классов.
Оборудование:
Сачки, банки, лупы, термометр;
Инструктивные карточки с заданиями;
Фотоаппарат;
Школьные определители;
Блокнот, ручка, карандаш.
Ход экскурсии.
1. Экскурсия начинается с вводной беседы о значении воды в природе, сообщения цели и задач экскурсии. Непосредственно у Иванова родника определен тип водоема и его местонахождение. Ребята ознакомились со свойствами и качеством воды данного родника, ее состоянием в разные времена года.
Учащиеся провели обследование источника: измерили температуру воды, взяли соскоб со стенок сооружения, смыв со мха, донный песок.
При тщательном рассмотрении данных проб были обнаружены представители растительного и животного мира: одноклеточные водоросли, жуки-плавунцы, личинки ручейников, поденок, куколки насекомых.
Вблизи родника были замечены макробеспозвоночные: голый слизень, катушка, прудовик обыкновенный. Около родника нам встретилась лягушка остромордая, жаба. В кустах калины, росшей вблизи источника, ребята увидели ежа. Недалеко от родника, в траве, дети заметили ужа.
2. Ребятами было проведено наблюдение и описание растительного и животного мира около родника, сделаны фотоснимки и составлен паспорт родника.
Далее ученики измерили температуру воды почвенным термометром с точностью до 0,4 0 С, побеседовали с жителями улицы Подгорной об использовании воды из родника.
В ходе экскурсии выяснилось, что дети неоднократно приходили к роднику и знают правила поведения в природе около водоемов.
Возвращаясь домой, дети обнаружили еще один родник, который был заброшен и давно не использовался людьми.
Место входящего ключа расчистили до более твердого грунта в форме окружности. Около родника расчистили местность от бурьяна, сучьев, камней, бытового мусора, которые забивали сток ключа. На месте расчистки дно и откосы покрыли песком. Для отвода воды использовали небольшую трубу. Место родника обозначили каменной кладкой.
Результат работы детей был сразу замечен: вода была хотя еще мутной, но бежала и весело журчала.
У детей появилась заинтересованность в возрождении источника жизни и они предложили продолжить работу по благоустройству родника и наблюдению за ним.
Так как у открытого ключа не было названия, дети провели конкурс на лучшее название родника. Варианты были самые разнообразные, но самым подходящим оказалось название «Родник надежды».
Во время экскурсии дети вспомнили и прочитали стихи о роднике, исполнили песню «Живи, родник». Проведение экскурсии оставило детей неравнодушными. Некоторые дети написали сочинение на тему «Родник – источник жизни».
Лучшее сочинение представлено ниже.
Очередной задачей у детей стало оформить таблицу с названием родника и экологическим знаком и поставить на месте истока.
Природа беспредельно разнообразна, красива, щедра, но нельзя допускать, чтобы щедрость природы оборачивалась для нас разорением.
Равновесие природы,
Равновесие души
Мы теряем с каждым годом
Хоть тужи, хоть не тужи.
Реки гаснут,
Лес мертвеет,
И, наверно, потому
Души добрые черствеют,
Чувства передав уму.
В Фирсов.
Надо беречь красоту родной природы, красоту родной земли! На занятиях и экскурсиях мы не рвем цветы, не уничтожаем животных, не загрязняем водоемы, а рисуем их или фотографируем. Мы не оставляем после себя мусор, а убираем его и за другими. Мы призываем всех: «Помните: у природы нет кулаков, чтобы защищаться от врагов. Ее сохранность вверена нашей совести и благородству».
Выводы и заключения.
Во время проведения экскурсии выяснили, что вода в источнике чистая, прозрачная.
Травянистая растительность возле родника находится в хорошем состоянии.
Экологическое состояние родника благоприятно для жизни разнообразного животного мира.
На основании проведенной работы мы составили следующий перечень необходимых мероприятий, направленных на улучшение экологического состояния обследуемого источника:
проводить информационную работу среди населения и учащихся школы о бережном отношении каждого к природной среде;
продолжить благоустройство родника;
периодически проводить очистные мероприятия ;
оформить таблицу с названием родника и экологическим знаком и поставить на месте истока;
расширить границы наблюдений за родниками нашей местности.
Паспорт на источник
Номер источника | 3 |
Название источника | Иванов родник |
Область | Тамбовская |
Район | Гавриловский |
Населенный пункт | с. 1-Пересыпкино |
Местонахождение родника | ул. Подгорная |
Вид угодий (пашня, луг, лес) | луг |
Состояние благоустройства родника (бетонное оформление, труба, деревянный сруб, естественный дерн) | Бетонное оформление |
Размеры и конфигурация родника (глубина воды, диаметр по урезу воды) | 57 см, 65 см. |
| |
1.Геологические условия выхода воды: | |
1.1.Характеристика пласта, из которого вытекает подземная вода | Глина, песок |
1.2.Породы водоупорного пласта | Песок |
1.3.Выход воды на поверхность (из трещин, из промежутков между частицами пород и т.д.) | Из промежутков между частицами пород |
1.4.Характер вытекания воды (вытекает спокойно, бурлит, бьет струйками, фонтанирует и т.д.) | Бьет струйками |
1.5.Высота источника над уровнем воды в реке | 2 м |
1.6.Ширина родникового ручья, м | 0,18 м |
1.7.Глубина слоя воды в ручье, м | 0.07 м |
| |
2.Растительность вблизи родника. | |
2.1.Тип растительности (кустарниковый древесный, травянистый) | Травянистый |
2.2.Тип луга (низинный, пойменный) | Пойменный |
2.3.Видовой состав растений (название растений, обилие) | Ива белая, осока, мать-и- мачеха, одуванчик лекарственный, подорожник большой, пырей ползучий, лопух волосистый. Растения произрастают обильно. |
3.Животный мир вблизи родника: | |
3.1.Млекопитающие | Еж обыкновенный |
3.2.Птицы | Грачи, синицы, воробьи |
3.3.Земноводные | Лягушка остромордая, жаба |
3.4.Моллюски | Голый слизень, живородка, прудовик обыкновенный |
.3.5.Насекомые | Жук-плавунец, мокрица, божья коровка, комары. |
3.6.Пресмыкающиеся | Уж обыкновенный |
| |
4.Физические особенности воды родника: | |
4.1.Цвет | Бесцветная |
4.2.Запах | Нет |
4.3.Вкус | Без привкуса |
4.4.Осадок (количество, цвет) | Нет |
4.5.Температура воды в роднике | 12 0С |
4.6.Температура воды в родниковом ручье | 13 0 С |
4.7.Температура воздуха | 17 0 С |
4.8.Дебит родника (л/с) | 0,16 л/с |
5.Участие источника в питании ручья, реки, озера | Реки |
6.Влияние родника на окружающую местность (провалы, проседания, оползни, размывы, заболачивание и т.д.) | Оползни |
7.Хозяйственное использование источника | Для питья и приготовления пищи, полив и др. хозяйственных целей. |
8.Охрана родника от загрязнений | Жители улицы, учащиеся школы |
Сочинение на тему «Вода в жизни человека»
«Мать водица - всему царица».
Русская пословица.
В истории нашей планеты вода имеет исключительно важное значение. Пожалуй, никакое другое вещество не может сравниться с водой по своему влиянию на ход тех величайших изменений, которые претерпела Земля за многие сотни миллионов лет своего существования.
Там, где есть жизнь, всегда есть вода. Жизнь без воды невозможна. Какое бы растение или животное мы не взяли, в него входит вода как одна из главных составных частей. Для некоторых животных, например, для рыб, вода – естественное место обитания. Без воды не могут жить и растения. Вода нужна для питья и приготовления пищи. Вода нужна для поддержания чистоты в жилищах, на улице. По водным путям человек передвигается на лодках, теплоходах, перевозит грузы, сплавляет лес. Вода приводит в движение машины, вырабатывающие электрический ток. На фабриках и заводах вода используется для растворения красок, для изготовления бумаг, выпечки хлеба и т.д.
Люди всегда обожествляли воду. Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого, целебной и очистительной силой, источником плодородия.
Кажется, что воды на земле много, ее должно хватить всем. Но это не так. Пресной воды, которой мы пользуемся, на нашей планете не много. И с каждым годом чистой воды становится все меньше, так как люди загрязняют водоемы. Закон об охране природы запрещает спускать в водоемы вредные отбросы и сточные воды, вырубать леса вокруг водоемов, не выбрасывать различный мусор по берегам рек, озер, не засорять родники. Если найдешь родник, сохрани его. Может, это начало большой полноводной реки.
В своем сочинении я хочу рассказать о том, как несколько лет назад мне посчастливилось увидеть рождение родника.
Однажды летом я гулял по полю, усыпанном разноцветными душистыми полевыми цветами. Поле было разделено нешироким глубоким оврагом. Края его осыпались, и выглядел овраг очень невесело.
Неожиданно я увидел бусинку холодной прозрачной воды. За ней появилась другая, третья, четвёртая. Капельки превратились в тоненькую прозрачную струйку, которая становилась всё больше и больше, и вот уже по склону оврага побежал весёлый ручеёк. Так подземная вода пробила себе дорожку и вырвалась наружу. Возник родничок, и сразу вокруг стало веселее. Около ручейка зазеленела трава, распустились бутончики и превратились в яркие цветы. Ожил овраг.
Люди решили помочь родничку и всему, что росло и жило вокруг. Они соорудили желобок, подставили его под струйку родничка и соорудили колодец для чистой родниковой воды.
К источнику стали прилетать птички, пить родниковую воду и петь бодрые песни, и все, кто узнал про новый родник, стали приходить к нему.
А ещё люди построили по склону оврага лесенки с перилами, а над родничком поставили резную крышу, чтобы земля не осыпалась, а родничок жил бы долго – долго, радуя всех в округе, и давал живительную влагу.
Свое сочинение я хочу закончить словами известного французского писателя, летчика Антуана-де-Сент-Экзюпери, самолет которого потерпел аварию в пустыне Сахара: «Вода!.. У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете…»
Литература
1. Р.М .Евдокимова. Внеклассная работа по биологии. Саратов.: Лицей , 2005.
2. Я.Мацко, И.Крейча. Атлас лекарственных растений. Издательство словацкой академии наук «Веда», 1981.
3. Н.К.Солопова. Элективные курсы предпрофильной подготовки (Экология) Тамбов: ТОИПКРО, 2015
4. Н.В. Лободина. Экологическое воспитание в начальной школе: разработки внеклассных меролриятий. Волгоград: Учитель, 2017
5. Л. Н. Елисеева. Хрестоматия для маленьких:Пособие для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1999
6. В.В Латюшин, В.А. Шапкин. Биология .Животные. – М.: Дрофа, 2014
7. Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа». №7, 2015
8. Программа дополнительного образования по экологии «Юный друг природы». Автор – учитель 1-Пересыпкинской средней школы Шиндановина Л.В., 2008 9. Экологическое образование и воспитание учащихся на уроках и во внеурочное время. Автор – учитель 1 Пересыпкинской средней школы Пустовалова Л.А , 2020.