СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал для стенгазеты по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для школьной стенгазеты по русскому языку: загадки, шарады, шуточные вопросы и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Материал для стенгазеты по русскому языку»


В русском языке некоторые глаголы не могут упо- требляться в 1 лице. Это глаголы: галдеть, дерзить, дудеть, очутиться, победить, пылесосить, убедить, шелестеть, шерстить, лебезить, стонать и другие. В словаре такие слова даны с пометкой «несвободно».




Очень редкий суффикс –жды (он встречается в словах дважды, трижды, четырежды), а когда-то был не суффиксом, а целым словом – шьды (сравни: шедший).

Строго исторически мы должны были бы писать «двашды», но ш перед д озвончилось, в результате шд превратилось в жд. И теперь в словах дважды, трижды мы выделяем суффикс – жды.






Греки в конце вопросительных предложений ставят не вопросительный знак, как мы, а точку с запятой.

Испанцы вопросительный и восклицательный знаки ста- вят не только в конце предложений (?!), но и в начале их в перевёрнутом виде.

Армяне в конце повествовательного предложения ставят двоеточие.




Всего знаков препинания насчитывается свыше десяти. Запятая появилась в русской письменности в XV веке, чуть позже родилась точка с запятой. В XVI веке появилось двоеточие, в XVIIвосклицательный знак; в XVIII веке появилось пять знаков: скобки, вопросительный знак, кавычки, тире и многоточие.




Чтобы пользоваться языком, то есть говорить и писать правильно, нужно не только знать слова, но и уметь их изменять и связывать между собой, нужно уметь строить свою речь – только тогда слово раскроет необыкновенную красоту русской речи.


оплатить за проезд оплатить проезд

согласно приказа согласно приказу

уверенность в победу уверенность в победе




Глагол одеть с приставкой о- требует

после себя постановки одушевлённого су-

ществительного (по вопросу кого?), а

глагол надеть с приставкой на- - неоду-

шевлённого (по вопросу что?)





Как напоминание забывчивым Н.Матвеевой написано шуточное стихотворение.


«ОДЕТЬ» И «НАДЕТЬ»

«Одеть» и «надеть»… «Одеть» и «надеть»…

Два эти слова давай глядеть:

Мы путаем так бестолково! Кого одеть и что надеть.

Морозный выдался рассвет; Я полагаю, что на деда

Оделся в шубу старый дед. Три шубы может быть надето.

Выходит так, что дед одет, Но я не думаю, что дед

А шуба, стало быть, надета. На шубу может быть надет!


Грустные вести


Пришло письмишко мне,

Гляжу –

Из лагеря от Мишки…

Здесь чудный лук, и я лижу

написано в письмишке.

Лук лижет? Что за чудеса?

Наверно, шутит, плут …

Читаю дальше:

Здесь лиса, красивый

длинный прут...

На днях в лесу нашёл

я грусть и

очень был доволен…

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьёзно болен.

Вернётся – надо подлечить:

Заставить правила учить…

А.Шибаев


















ЕСТЬ ТАКИЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ ПРИ ВСТРЕЧЕ ПРИСТАВКИ И КОРНЯ ПИШЕТСЯ НЕ ОДНО С, А ДВА.

НАЙДИТЕ ПРИСТАВКИ И КОРНИ В СЛЕДУЮЩИХ СЛОВАХ.


РАСКАТ, РАССКАЗ, РАССВЕТ, РАСЦВЕТ, БЕССМЕРТНИК, БЕСКОНЕЧНЫЙ, ИССЛЕДОВАНИЕ, ВОСПОМИНАНИЕ, ВОССТАНИЕ.











КАКОЕ СЛОВО ИМЕЕТ КОРЕНЬ ТАКОЙ ЖЕ, КАК И В СЛОВЕ СКАЗКА, СУФФИКС ТАКОЙ ЖЕ, КАК И В СЛОВЕ ИЗВОЗЧИК, ПРИСТАВКУ ТАКУЮ ЖЕ, КАК В СЛОВЕ РАСХОД?



В КАКОМ ГЛАГОЛЕ ОТРИЦАНИЕ НЕТ СЛЫШИТСЯ СТО РАЗ?



КАКУЮ СТРОЧКУ НЕ МОЖЕТ ПРОЧИТАТЬ НИ ОДИН УЧЁНЫЙ?



НЕ ВОДА И НЕ СУША – НА ЛОДКЕ НЕ УПЛЫВЁШЬ И НОГАМИ НЕ ПРОЙДЁШЬ.



У КАКИХ БАШМАКОВ НЕ БЫВАЕТ КАБЛУКОВ?



КАКОЙ БОР НИКОГДА НЕ ИМЕЕТ ЛИСТВЫ?







  • КОРЕНЬ, МОЙ НАХОДИТСЯ В ЦЕНЕ,

В ОЧЕРКЕ НАЙДИ ПРИСТАВКУ МНЕ,

СУФФИКС МОЙ В ТЕТРАДКЕ ВСЕ ВСТРЕЧАЛИ,

ВСЯ ЖЕ – В ДНЕВНИКЕ Я И В ЖУРНАЛЕ.



  • КОРЕНЬ ИЗВЛЕЧЬ ИЗ НАЧИНКИ НЕСЛОЖНО,

ПРИСТАВКА В СОСУДЕ ХРАНИТСЯ НАДЁЖНО,

СУФФИКС В ЧЕРЧЕНИИ ЯСНО УСЛЫШИШЬ,

ВМЕСТЕ – НА ТЕМЫ РАЗЛИЧНЫЕ ПИШЕШЬ.



  • В СПИСКЕ ВЫ МОЙ ОБНАРУЖИТЕ КОРЕНЬ,

СУФФИКС В СОБРАНИИ ВСТРЕТИТЕ ВСКОРЕ,

В СЛОВЕ РАССКАЗ ВЫ ПРИСТАВКУ НАЙДЁТЕ,

В ЦЕЛОМ – ПО МНЕ НА УРОКИ ПОЙДЁТЕ.



  • МОЙ ПЕРВЫЙ СЛОГ – ПРЕДЛОГ,-

СОВСЕМ ДЛЯ ВАС НЕ НОВЫЙ.

ВТОРОЙ – ГРАДУСНИК

ПОКАЖЕТ ЖАР У БОЛЬНОГО,

А ЦЕЛОЕ МОЁ – СТИХИЙНАЯ БЕДА.

ЕГО ПОТУШИТЕ,

КОЛЬ БЛИЗКО ЕСТЬ ВОДА.





1.В КАКИХ СЛОВАХ ЖИВЁТ РАК?


Приеду завтРА,

Привезу завтРАК,

На завтрак – РАК,

Кричи – УРА!


2.В КАКИХ СЛОВАХ СПРЯТАЛИСЬ НОТЫ?


3.НАЗОВИТЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ СПРЯТАЛИСЬ ЧИСЛА?


4.КАКИЕ СЛОВА ЛЮБИТ ВОРОНА? А ЛЯГУШКА?


5.ВСЕ СЛОВА ХОРОШИ, НО ГДЕ-ТО СПРЯТАЛИСЬ ЁЖ И УЖИ?


6.В КАКИХ СЛОВАХ ЕЛЬ РАСТЁТ?


7.КАКОЕ КРЫЛО НИКОГДА НЕ ЛЕТАЕТ?


8.КАКАЯ ЗЕМЛЯ НИКОГДА НЕ СТАРИТСЯ?










НАЙДИТЕ 10 СПРЯТАННЫХ ЗДЕСЬ ГЛАГОЛОВ.





К



М


Л


О


В


И


Т

Ь


Л


Р


М


Й



П


Е


Р


Е


Х


О


Д


И


Т


Ь


К



О


Т


С


Р


А


Г


А


П


А


Н


О



М


Е


И


Т


З


П


Р


И


С


О


Н



П


Т


Д


Е


Й


Р


И


С


М


С


Й



К


Ь


Е


Т


О


Л


Т


Н


Д


Т


И



Е


С


Т


Ь


Т


Н


Ь


П


Т


О


П



Е


Т


Ь


Р


И


О


Д


Ю


О


Я


Н



Й


Н


О


Т


Д


Ш


М


В


Я


Т


Щ



К


А


Н


А


О


П


Л


Ы


Т


Ь



1. У КАКИХ ГЛАГОЛОВ В КОНЦЕ ЖИВОТНОЕ С ШИРОКИМИ ВЕТВИСТЫМИ РОГАМИ?


2. КАК ПРАВИЛЬНО СКАЗАТЬ: «ЛАЗАЮ», «ЛАЗАЮТ» ИЛИ «ЛАЖУ», «ЛАЗЯТ»?


3. НАЗОВИТЕ ПРИТЯЖАТЕЛЬНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ, КОТОРОЕ МО-ЖЕТ БЫТЬ ГЛАГОЛОМ?


4. КАКОЕ МЕСТОИМЕНИЕ, ЕСЛИ К НЕМУ ДОБАВИТЬ ШИПЯЩУЮ БУКВУ И МЯГКИЙ ЗНАК, ПРЕВРАТИТСЯ В МАЛЕНЬКОГО ГРЫЗУНА?


5. МЕЖДУ КАКИМИ МЕСТОИМЕНИЯМИ НАДО ВСТАВИТЬ ПРЕД- ЛОГ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛИСЬ КРУПНЫЕ ПЛОДЫ?


6. КАКИЕ МЕСТОИМЕНИЯ ЧИТАЮТСЯ ОДИНАКОВО СЛЕВА НАПРА- ВО И СПРАВА НАЛЕВО?


7. КАК НУЖНО НАПИСАТЬ: «ПО ЧЕМУ ТЫ СТУЧИШЬ?» ИЛИ «ПОЧЕМУ ТЫ СТУЧИШЬ?»


8. В КАКОМ НАРЕЧИИ 10 ОДИНАКОВЫХ БУКВ Ю?


9. ПЕРЕЧИСЛИТЕ ПО ПОРЯДКУ ПЯТЬ ДНЕЙ НЕДЕЛИ, НЕ УПО- МИНАЯ ПРИ ЭТОМ НИ ЧИСЛА, НИ НАЗВАНИЯ ДНЕЙ. ДЛЯ ЭТОГО ВАМ ПОНАДОБЯТСЯ НАРЕЧИЯ. КАКИЕ?


10. НАЙДИТЕ «ЧЕТВЁРТОЕ ЛИШНЕЕ»: ПОДСТАКАННИК, ПОДСНЕЖ-НИК, ПОДЛОКОТНИК, ПОДОРОЖНИК.