Материал для занятий интегрированного курса
«Уроки здоровья и основы безопасности жизни»
1 класс
Раздел «Я и школа»
Игры на знакомство
Одна из задач родителей и педагогов научить детей знакомиться, налаживать контакты со сверстниками, заводить друзей. Ребенок, не умеющий знакомиться, не сможет быстро адаптироваться в новом коллективе, рискуя стать одиноким, взрастить чувство неуверенности в себе и своих силах.
У каждого возраста – свои особенности, и их необходимо учитывать при подборе игр. «Игры на знакомство» помогут создать благоприятную обстановку, раскрепостить детей и познакомить их в творческой и оригинальной форме.
Игры на знакомство способствуют:
• созданию атмосферы благоприятствующей общению детей, узнаванию нового друг о друге, сближению;
• формированию чувства общности, атмосферу сотрудничества и поддержки (это особенно важно для тех детей, которые бояться проявить себя, некоторые не могут даже просто поднять руку, чтобы дать ответ учителю);
• снятию стресса, напряжения, скованности, сопровождающие в той или иной степени каждого члена нового коллектива.
Мячик (1 вариант)
Все сидит в круге. Участники передают мяч по кругу, называют свое имя и качество на первую букву своего имени.
Мячик (2 вариант)
Ведущий держит в руках мяч и говорит:
Разноцветный мячик
По дорожке скачет,
По дорожке, по тропинке,
От березки до осинки,
От осинки – поворот –
Прямо к Саше в огород!
(имя одного из играющих.)
С последними словами ведущий бросает мяч вверх. Участники, чье имя было названо, должны поймать мячик. Тот, кто поймал, становится ведущим. Если названо имя участника, которого нет в игре, то мяч ловит ведущий и делает следующий бросок
Найди тезку
Участникам игры нужно найти своих тезок, чтобы объединиться с ними в одну группу. Ведущий подает сигнал о начале игры, и ребята начинают выкрикивать свои имена. Победа достается самым активным и быстрым.
Давай поздороваемся.
Участники в произвольном порядке здороваются друг с другом ладошками, щечками, носами, локтями и т.д. громко называя своё имя
Калейдоскоп имен
Ведущий по очереди называет буквы алфавита. Дети, чье имя начинается с озвученной буквы, должны встать и представиться.
Звездопад
Каждый из ребят получает по бумажной звездочке. На ней они должны написать свое имя. Ведущий собирает звёзды в коробочку, при этом каждый громко произносит своё имя. После того, как все звездочки собраны, ребята по очереди начинают вытягивать их из коробки. Достав звезду, игрок читает написанное на ней имя и отдает ее владельцу.
Поменяйтесь местами
Дети должны сидеть на стульях. Ведущий произносит фразу «Пусть поменяются местами те, кто…». Каждый раз он называет новый признак:
• любит есть манную кашу;
• умеет петь;
• имеет дома собаку и т.д.
После слов ведущего те, к которым подходит указанная фраза, должны встать и пересесть на места друг друга.
Молекулы
Дети свободно передвигаются по комнате. Ведущий называет число: «3», и участники объединяются по три человека, держась за руки. Тот, кто не нашел себе тройку, отвечает на вопрос ведущего.
Вопросы относятся к увлечению детей:
• Что ты любишь делать, когда остаешься один?
• Ты любишь сказки?
• Ты умеешь кататься на роликах?
Игра повторяется несколько раз. Числа называются разные. Последний раз нужно сказать число, равное количеству участников, чтобы все дети выстроились в один большой круг.
Дружный круг
Все встают в круг. Круг символизирует дружбу. Выглядит игра примерно так:
1. Возьмитесь за руки. Ощутите их тепло. Чувствуете как хорошо, когда в руке есть рука друга?
2. Возьмитесь за локти. Чувство локтя, чувство, что рядом ты чувствуешь локоть друга.
3. А теперь правую руку положите на плечо товарища – значит, у вас есть на кого опереться, а левой обнимите соседа за пояс - значит вы готовы его поддержать...
После этого ведущий предлагает всем присесть, затем поднять ногу, а дальше ... ваша фантазия.
А-рам-шим-шим
Водящий стоит в центре круга с закрытыми глазами и вытянутой вперед рукой. Все бегут по кругу со словами:
А-рам-шим-шим, Арамия-гусия,
А рам-шим-шим. Покажи-ка на меня.
На последних словах круг останавливается. Тот на кого покажет рука водящего и встает спиной к нему. Все хором произносят «И раз, и два, и три». На счет три стоящие в центе одновременно поворачивают головы. Если они повернули в одну сторону, то выполняют задание. Если в разные, то первый водящий уходит, остается второй. Игра продолжается с самого начала.
Ручеек
Участники встают парами друг за другом. Под музыкальное сопровождение идет всем известная игра «Ручеек». После остановки музыки ребята остаются в образовавшихся парах и рассказывают о себе, или отвечают на вопросы напарника. Затем опять звучит музыка «Ручейка» и игра продолжается. В конце все встают в один круг и вместе вспоминают, что они узнали друг о друге.
*Педагогу лучше заранее оговорить круг вопросов, которые будут задавать участники друг другу.
Подборку игр подготовила учитель начальных классов А.А. Тогузова
Фото из архива класса публикуются с разрешения родителей
Источники: http://pedsovet.su/metodika/6317_igry_na_znakomstvo_detey
http://www.razumniki.ru/igra_na_znakomstvo_nachalnaya_shkola.html
http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/8494-igry-na-znakomstvo-dlya-detej.html