СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал к педсовету

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье речь идет о месте физики в преподавании учебных дисциплин

Просмотр содержимого документа
«Материал к педсовету»

Физика в школе, сегодня.





Физика пополняет список дисциплин, которые чаще всего вызывают трудности в изучении у школьников. Физика – это не только конкретные задачи и результаты, но и метод развития особого взгляда на природные явления, специфическое отношения к действительности и формирование мировоззрения. Не всегда обилие материалов и зазубривание естественной науки идет на пользу и располагает к предмету. Изучая физику, школьник не должен погружаться с головой в формулы, для получения полноценных знаний требуется новая, более усовершенствованная методика преподавания. В чем же проблемы изучения физики? В первую очередь — на изучение физики влияет уровень математических знаний школьника. Незнание математики влечет за собой трудности в изучении физики. Решающую роль в точных науках играют те самые пропуски, неусвоенный материал, который в последствие мешает познавать новое и продвигаться дальше (механика, например, требует точного знания законом Ньютона и т.д.). Физика, будучи одним из самых трудных в изучении школьных предметов, требует терпения, внимательности и умения работать индивидуально.
Один из самых главных вопросов, которые сегодня можно рассмотреть: Дает ли школьный курс представление о физике, как области знания? Ответ будет неоднозначным: и да, и нет. С одной стороны нет никакой «школьной физики» (просто в школе проходят лишь некоторые разделы и не используют более сложный математический аппарат, как это делается в ВУЗах).

С другой стороны, характерная черта физики - приближенный, модельный характер всех конкретных результатов. И вот эта-то сторона науки в школьных учебниках проигнорирована.

Не редко преградой к успешному изучению физики служат следующие факторы:

Не все умеют работать самостоятельно. Ученик должен быть способен не только прочитать параграф, но и суметь выделить основные тезисы.

Если с математикой проблемы — не избежать ее параллельного изучения, чтобы не тратить время на математику на уроках физики. Важно не пропускать занятия в случае, если материал недостаточно понятен, лучше сразу устранить недочеты за счет самостоятельной работы или консультации с преподавателем, нежели потом начинать все заново.

Наши современные учебно методические пособия по физике, также создаются под шаблоны математических операций. Вот типичная задача из широко используемого сборника задач по физике В.И. Лукашик для 8 класса «Какова масса медной проволоки длиной 2 км и сопротивлением 8, 5 Ом?». Даная задача является по большей степени неплохим тренажером для алгебраических преобразований, но меньше всего рассматривается физическое явление.

Сокращение числа часов (2 часа в неделю по 7 – 11 классам) на преподавание основ естественнонаучных дисциплин привело к тому, что оказалось практически невозможным на базовом уровне должным образом изложить ряд тем учебных программ курса физики. Особенно острая ситуация сложилась на стыке перехода от основной школы к старшей школе при изучении раздела механики в 9 - 10 классах.

Многие ученики в современном мире, вообще считают, что физика слишком сложный предмет для них и особо не нужный для современного общества. В этом виноваты мы сами, физики-педагоги, и наша структура образования которая нацелена на ограниченность времени, а также на решение только определенных видах задач, в виде ЕГЭ, в связи с этим, не зачем школьнику рассуждать, ничего не понимая, скажем, о специальной теории относительности или корпускулярно-волновом дуализме и т.д. и т.п.

Для того чтобы перевернуть систему в физике «задача-формула-подстановка-ответ», нужны учебники другого типа: ясные, доступные, увлекательные, с большим количеством теоретических размышлений, исторических фактов и эмпирических законов.

В настоящее время широкое распространение получают компьютерные технологии обучения в различных предметных областях, начиная с тестовых программ до моделирования процессов и явлений. Наиболее перспективным в этом направлении являются естественные науки, в которых существуют развитые математические модели явлений и процессов. К таким наукам, в первую очередь, относится физика.

Актуальность применения ИТ в преподавании физики обусловлена тем, что на современном этапе нашего общественного развития остро стоит вопрос не только о повышении уровня компьютерной грамотности школьных учителей, но и о развитии в процессе обучения творческих способностей учащихся с помощью применения различных компьютерных программ. Вопрос создания методик использования новых компьютерных технологий для развития творческих способностей учащихся в процессе обучения имеет множество ниш, требующих заполнения.

Компьютерные технологии, на сегодняшний день стали уже неотъемлемой частью жизни многих детей. Они зачастую воспринимают их с гораздо большим интересом, чем обычный школьный учебник.

Разумеется, что компьютерные технологии не могут полностью заменить, ни натурный эксперимент, ни лабораторные работы, ни самого учителя, но использование их в разумных пределах и в хорошем сочетании дают по данным опросов учителей и детей более высокую оценку усвоения материала учащимися.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!