СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал к педсовету

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Системно-деятельностный подход, как раз, подразумевает создание условий, при которых деятельность ученика направлена на становление его сознания и личности в целом». Основными компонентами овладения знаниями при таком подходе являются: восприятие информации, анализ, запоминание и самооценка. Для реализации системно-деятельностного подхода в преподавании учитель создает проблемные ситуации, обращается к обучающимся с вопросами, а не с ответами, управляет поисковой деятельностью и обсуждает результаты с обучающимися

Просмотр содержимого документа
«Материал к педсовету»

Развитие системно-деятельностного подхода в преподавании физики


«Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает» - писал Георг Зиммель. В соответствии с ФГОС основного общего образования современному обществу нужны образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения.

«Системно-деятельностный подход, как раз, подразумевает создание условий, при которых деятельность ученика направлена на становление его сознания и личности в целом». Основными компонентами овладения знаниями при таком подходе являются: восприятие информации, анализ, запоминание и самооценка. Для реализации системно-деятельностного подхода в преподавании учитель создает проблемные ситуации, обращается к обучающимся с вопросами, а не с ответами, управляет поисковой деятельностью и обсуждает результаты с обучающимися. В таких ситуациях начинается воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, прослеживается связь с повседневной жизнью. Для этого используются разнообразные организационные формы, обеспечивающие рост творческого потенциала обучающихся. Например, все виды самостоятельных работ, а так же диалогические и проектно-исследовательские методы. При этом развиваются рефлексия, анализ и планирование. Они учатся выделять, сравнивать, обобщать, оценивать физическими понятиями, создавать физические модели.

Применение системно-деятельностного подхода позволяет создавать на уроке ситуации успеха, ребенок сам оценивает свои способности (« Я умею…», «У меня получится…», «Я сам получил этот результат…», «Я справился с этой проблемой…»), учится высказывать свое мнение («Я считаю…», «Мне важно…», «Лично мне это нужно…»).

Преподавание физики, в силу особенности самого предмета, представляет собой благоприятную среду для применения системно-деятельностного подхода, так как курс физики средней школы включает в себя разделы изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать и сравнивать. На современном этапе развития образования учителю постоянно нужно мотивировать обучающихся на изучение предмета. На своих уроках я часто сочетаю фронтальную и индивидуальную работу с групповой. Особенно эффективными методами работы являются путешествие, соревнование, защита творческих проектов. Здесь обучающиеся систематизируют свои знания, находят выходы из сложившихся ситуаций, самостоятельно занимаются обучением. Они ищут нужную информацию, работают с документацией, таблицами, развивают способность думать, организовывать взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего, учатся противостоять неуверенности и сложности, вступать в диалог, сотрудничать, отстаивать свое мнение и договариваться. При выполнении практических и лабораторных работ обучающиеся связывают рассмотренные на уроках модели с реальной жизнью.

Так при решении задач в 7 классе обучающиеся не только комплексно применяют знания и умения, но и учатся анализировать задачу, а учитель ведет диалог с ребенком. Задаются домашние практические задачи.

Кроме этого на уроках выдаются учебные элементы для самостоятельного решения задач с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Такие учебные элементы с рекомендациями по выполнению, ограничением по времени и критериями выставления оценок готовятся к каждому уроку. Ребенку важно знать на что следует обратить внимание при выполнении и как его работа будет оценена. На уроках обучающиеся решают практическим путем задачи на выяснение зависимости между величинами. Обучающиеся дома создают модели опытов к различным разделам. Кроме этого ребята принимают участие в проектной и исследовательской работе, разрабатывают плакаты и памятки, создают презентации. Это позволяет расширить объем информации, самостоятельно осуществить ее поиск и обработку, анализ, группировку и переосмысление.

При проведении уроков по актуализации знаний и умений по разделам удобно организовывать соревнования, путешествия или защиту проектов. Например, 10кл урок-соревнование по теме «Силы в механике». Класс делится на три команды. В каждой выбирается капитан, экспериментатор, корреспондент и физик. Обучающиеся готовят доклады, выполняют задания в группе и индивидуально. Экспериментаторы опытным путем определяют коэффициент трения стали по дереву, чертежники изображают силы, действующие на тело, скатывающееся по наклонной плоскости. В конкурсе «Сыщики» команды должны найти ошибку в готовом решении задачи. Работая в команде, развиваются информационные и коммуникативные компетентности, обучающиеся учатся слушать и слышать, задавать вопросы, четко формулировать ответы, комментировать высказывания, аргументировать свое мнение. Еще в 10 классе можно провести урок в форме творческого отчета по теме «Электродинамика». Заранее оформляется стенд с ранними работами ребят (кроссворды, модели, проектные и исследовательские работы). Обучающиеся самостоятельно разрабатывают образовательные маршруты (групповой или индивидуальный), обсуждают, принимают проблемную ситуацию, осуществляют поиск ее решения. Среди них можно выделить исследовательские, творческие, информационные и социальные типы проектов. При этом они не только подготовили компьютерные презентации с целями, задачами, отобранной информацией и выводами, но и изготовили в домашних условиях модели. После выступления задаются вопросы по теме проекта.

Конечно, подготовка к таким урокам требует большего времени и труда, но результаты это оправдывают, ведь главной задачей системно-деятельностного подхода является организация учебной деятельности так, чтобы у обучающихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. А это как раз предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!