УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ.
басня как литературный жанр.
Цели деятельности учителя: расширить представления о басне как одном из старейших жанров литературы; ознакомить с жанрами классической литературы XIX века; развивать умение составлять рассказ с опорой на план.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: уметь сравнивать и анализировать поэтические тексты разных авторов, самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия басен.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: демонстрирует желание осваивать новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел звонок
Начинается урок.
Нам надо многое понять,
Чтоб читателями стать.
-Что нужно, чтобы стать настоящими читателями? (Трудиться)
-Готовы ли вы трудиться вместе со мной?
Повторение пройденного материала с выходом на новую тему.
(Ученики отгадывают кроссворд в парах)
к | о | л | ы | б | е | л | ь | н | а | я |
| з | а | ч | и | н | |
п | р | и | с | к | а | з | к | а | |
| к | о | н | ц | о | в | к | а |
с | в | я | т | о | с | л | а | в |
Песня, которую пела мать своему сыну или дочери перед сном.
Начало сказки.
Прибаутка, предшествующая зачину сказки.
Последние слова сказки.
Имя киевского князя в 968 году.
Какое слово у вас получилось в вертикальном столбце?
Что такое басня?
Какими особенностями обладает басня как жанр?
Какие басни вам известны?
Формулирование новой темы и целеполагание.
(Ученики формулируют цели урока при помощи учителя)
Чтение статьи учебника «Русские басни» (стр. 57) и составление кластера вместе с учителем.
Эзоп, Лафонтен, Крылов
Мораль - начальные или заключительные строки с нравоучительным выводом. Басня
Олицетворение - присвоение предметам неживой природы свойств живых существ.
Аллегория - изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет
К какому роду литературы вы отнесете басню? (Мы называем ее лиро-эпическим произведением. Басня чаще всего имеет стихотворную форму, но в ней повествуется о каких-либо событиях, как в эпосе, в ней можно проследить последовательность событий.)
С помощью составленного кластера расскажите о басне как литературном жанре.
Сообщение о жизни и творчестве И. А. Крылова.
1) Беседа
Как называют человека, который пишет стихотворения? (Поэт)
А как называют человека, который пишет рассказы и повести? (Писатель)
А вы знаете, как называют человека, который пишет басни? (Баснописец)
У каждого народа есть свои баснописцы, в том числе и у русского. Об одном из них П.А.Вяземский написал следующие строки:
Чтение стихотворения учителем:
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта — наша боль.
И не забудут этой боли,
Пока по-русски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
2) Рассказ учеников о жизни и творчестве И.А.Крылова.
3) Запись опорных слов рассказа.
Москва, 1769 год
Бедная семья
Музыкальность, математические способности, чуткость к языкам, читательская любознательность
Переписчик бумаг в канцелярии
Самовоспитание и самообразование после смерти отца по плану матери
Первое произведение – переведенная басня Лафонтена
Журналист, издатель, автор прозаических и драматических произведений, баснописец
1838 год: звезда ордена Святого Станислава
Итог урока.
Составьте синквейн на слово «басня»
Басня Поучительная, увлекательная Воспитывает, поучает, высмеивает Я люблю читать басни Мораль – истина | Басня Аллегоричная, прозаическая, стихотворная Показывает, высмеивает, хочет улучшить Басня - ложь, да в ней намек... Прожектор |
Басня Стройная, иносказательная Учит, исправляет, наставляет Мораль реальной жизни Аллегория-поучение | Басня. Аллегорическая, скрытая. Высмеивает, изображает, рисует. Смеяться вовсе не грешно. Басня. |
Рефлексия.
Что вы узнали нового?
Достигли ли мы цели урока?
Какие трудности возникал при решении задач? Почему?
Удалось ли вам их преодолеть?
Домашнее задание:
Жизнь писателя и его творчество известны всем образованным читателям. У любого человека басни Крылова вызывают интерес. Фразы из его басен давно вошли в нашу речь как пословицы и крылатые выражения.
Устно объясните смысл «крылатых» выражений из басен Крылова:
«Слона-то я и не приметил»,
«А воз и ныне там»,
«На задних лапках я хожу»,
«Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку»,
«Рыльце у тебя в пуху»,
«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет».