СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал к уроку "Басня как жанр"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок знакомит с особенностями басни как жанра литературы и самым известным русским баснописцем И.А.Крыловым.

Просмотр содержимого документа
«Домашнее задание»

Домашнее задание:

Устно объясните смысл «крылатых» выражений из басен Крылова:

  • «Слона-то я и не приметил»,

  • «А воз и ныне там»,

  • «На задних лапках я хожу»,

  • «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку»,

  • «Рыльце у тебя в пуху»,

  • «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет».

_____________________________________________________________________________________

Домашнее задание:

Устно объясните смысл «крылатых» выражений из басен Крылова:

  • «Слона-то я и не приметил»,

  • «А воз и ныне там»,

  • «На задних лапках я хожу»,

  • «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку»,

  • «Рыльце у тебя в пуху»,

  • «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет».

___________________________________________________________________________________

Домашнее задание:

Устно объясните смысл «крылатых» выражений из басен Крылова:

  • «Слона-то я и не приметил»,

  • «А воз и ныне там»,

  • «На задних лапках я хожу»,

  • «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку»,

  • «Рыльце у тебя в пуху»,

  • «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет».

_____________________________________________________________________________

Домашнее задание:

Устно объясните смысл «крылатых» выражений из басен Крылова:

  • «Слона-то я и не приметил»,

  • «А воз и ныне там»,

  • «На задних лапках я хожу»,

  • «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку»,

  • «Рыльце у тебя в пуху»,

  • «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет».

___________________________________________________________________________

Домашнее задание:

Устно объясните смысл «крылатых» выражений из басен Крылова:

  • «Слона-то я и не приметил»,

  • «А воз и ныне там»,

  • «На задних лапках я хожу»,

  • «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку»,

  • «Рыльце у тебя в пуху»,

  • «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет».

_______________________________________________________________________________

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ.

басня как литературный жанр.

Цели деятельности учителя: расширить представления о басне как одном из старейших жанров литературы; ознакомить с жанрами классической литературы XIX века; развивать умение составлять рассказ с опорой на план.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: уметь сравнивать и анализировать поэтические тексты разных авторов, самостоятельно проводить исследование художественного своеобразия басен.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: демонстрирует желание осваивать новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок

Начинается урок.

Нам надо многое понять,

Чтоб читателями стать.

-Что нужно, чтобы стать настоящими читателями? (Трудиться)

-Готовы ли вы трудиться вместе со мной?

  1. Повторение пройденного материала с выходом на новую тему.

(Ученики отгадывают кроссворд в парах)

к

о

л

ы

б

е

л

ь

н

а

я


з

а

ч

и

н


п

р

и

с

к

а

з

к

а



к

о

н

ц

о

в

к

а

с

в

я

т

о

с

л

а

в

  1. Песня, которую пела мать своему сыну или дочери перед сном.

  2. Начало сказки.

  3. Прибаутка, предшествующая зачину сказки.

  4. Последние слова сказки.

  5. Имя киевского князя в 968 году.


  • Какое слово у вас получилось в вертикальном столбце?

  • Что такое басня?

  • Какими особенностями обладает басня как жанр?

  • Какие басни вам известны?

  1. Формулирование новой темы и целеполагание.

  • О чем же мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

  • Какие цели вы поставите перед собой на урок?

(Ученики формулируют цели урока при помощи учителя)

  1. Чтение статьи учебника «Русские басни» (стр. 57) и составление кластера вместе с учителем.

  • Что такое кластер?



Эзоп, Лафонтен, Крылов

Мораль - начальные или заключительные строки с нравоучительным выводом.

Басня

Олицетворение - присвоение предметам неживой природы свойств живых существ.

Аллегория - изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет

  • К какому роду литературы вы отнесете басню? (Мы называем ее лиро-эпическим произведением. Басня чаще всего имеет стихотворную форму, но в ней повествуется о каких-либо событиях, как в эпосе, в ней можно проследить последовательность событий.)

  • С помощью составленного кластера расскажите о басне как литературном жанре.

  1. Сообщение о жизни и творчестве И. А. Крылова.

1) Беседа

  • Как называют человека, который пишет стихотворения? (Поэт)

  • А как называют человека, который пишет рассказы и повести? (Писатель)

  • А вы знаете, как называют человека, который пишет басни? (Баснописец)

У каждого народа есть свои баснописцы, в том числе и у русского. Об одном из них П.А.Вяземский написал следующие строки:






Чтение стихотворения учителем:


Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта — наша боль.

И не забудут этой боли,

Пока по-русски говорят,

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.


  • Назовите фамилию этого самого знаменитого русского баснописца. (И.А.Крылов)



2) Рассказ учеников о жизни и творчестве И.А.Крылова.

3) Запись опорных слов рассказа.

Москва, 1769 год

Бедная семья

Музыкальность, математические способности, чуткость к языкам, читательская любознательность

Переписчик бумаг в канцелярии

Самовоспитание и самообразование после смерти отца по плану матери

Первое произведение – переведенная басня Лафонтена

Журналист, издатель, автор прозаических и драматических произведений, баснописец

1838 год: звезда ордена Святого Станислава


  1. Итог урока.

Составьте синквейн на слово «басня»


Басня

Поучительная, увлекательная

Воспитывает, поучает, высмеивает

Я люблю читать басни

Мораль – истина


Басня

Аллегоричная, прозаическая, стихотворная

Показывает, высмеивает, хочет улучшить

Басня - ложь, да в ней намек...

Прожектор


Басня

Стройная, иносказательная

Учит, исправляет, наставляет

Мораль реальной жизни

Аллегория-поучение


Басня.

Аллегорическая, скрытая.

Высмеивает, изображает, рисует.

Смеяться вовсе не грешно.

Басня.




  1. Рефлексия.

  • Что вы узнали нового?

  • Достигли ли мы цели урока?

  • Какие трудности возникал при решении задач? Почему?

  • Удалось ли вам их преодолеть?

Домашнее задание:

Жизнь писателя и его творчество известны всем образованным читателям. У любого человека басни Крылова вызывают интерес. Фразы из его басен давно вошли в нашу речь как пословицы и крылатые выражения.

Устно объясните смысл «крылатых» выражений из басен Крылова:

  • «Слона-то я и не приметил»,

  • «А воз и ныне там»,

  • «На задних лапках я хожу»,

  • «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку»,

  • «Рыльце у тебя в пуху»,

  • «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет».


Просмотр содержимого документа
«Разгадайте кроссворд»

Разгадайте кроссворд «Повторенье – мать ученья»















































  1. Песня, которую пела мать своему сыну или дочери перед сном.

  2. Начало сказки.

  3. Прибаутка, предшествующая зачину сказки.

  4. Последние слова сказки.

  5. Имя киевского князя в 968 году.

________________________________________________________________________

Разгадайте кроссворд «Повторенье – мать ученья»

  1. Песня, которую пела мать своему сыну или дочери перед сном.

  2. Начало сказки.

  3. Прибаутка, предшествующая зачину сказки.

  4. Последние слова сказки.

  5. Имя киевского князя в 968 году.















































1












2






3











4








5









_____________________________________________________________________
















































1












2






3











4








5









Разгадайте кроссворд «Повторенье – мать ученья»

  1. Песня, которую пела мать своему сыну или дочери перед сном.

  2. Начало сказки.

  3. Прибаутка, предшествующая зачину сказки.

  4. Последние слова сказки.

  5. Имя киевского князя в 968 году.

____________________________________________________________________________















































1












2






3











4








5












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!