СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материал к уроку "Описание действий"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развития речи, который учит школьников описывать действия, совершаемые человеком, используя наречия.

Просмотр содержимого документа
«Карточки для урока»

ЗАДАНИЕ 1.Заполните пропуски в таблице



Вопрос

Цель высказывания

Композиция

Повествование

Что произошло?


1)завязка

2) развитие

3)кульминация

4) развязка

Рассуждение


Объяснить причину предмета или явления



1)тезис;

2)доказательства

3) вывод



Какой?

Перечислить признаки предмета или действия



Текст «Мама шьет»

(1) Она скалывает нужные детали, сметывает их вручную и начинает шить на швейной машинке.

(2) Потом вещь дошивается, утюжится, в конце работы пришиваются отдельные детали.

(3)Я очень люблю наблюдать за тем, как шьет моя мама.

(4)Вслед за этим мама берет лекало и мел, точно по контуру выкройки обводит её, а потом детали из ткани вырезает большими ножницами.

(5) Она аккуратно прикладывает выкройку к ткани, смотрит, все ли детали легли правильно, а затем скалывает выкройку с тканью.

(6)Вот, наконец, новая вещь готова, и ее можно с удовольствием носить.

(7) Еще не дошитую вещь мама надевает на заказчика, скалывает в тех местах, где ей что-нибудь не нравится, и рисует что-то мелом прямо на ткани.


Текст «Блины»

Однажды на масленицу мы с девочками решили испечь блины. Нашли рецепт, принесли продукты: молоко, муку, яйца, сахар, соль и масло. Работа закипела. В эмалированную кастрюлю разбили пять яиц, налили молока и тщательно перемешали. Получилось густовато, значит, нужно добавить еще молока. Тесто готово. Мы раскалили сковородку и смазали ее маслом. Теперь самый ответственный момент: можно печь первый блин. Решили печь по очереди. Алена уверенно взяла поварешку, зачерпнула тесто и равномерно разлила его по сковородке. С одной стороны блин подпекся- пора его переворачивать. Кто бы мог подумать, что это так непросто. Блин упорно не хотел отсоединяться от сковороды. Мы давали Алене советы, потом по очереди попытались перевернуть блин сами. В конце концов блин разорвался и превратился в ком. «Ну, что ж, первый блин комом!»- рассмеялись сами. Соскребли его и стали печь следующий, но и с ним у нас ничего не получалось. Тогда пришла на помощь мама. Она подсказала, что нужно протереть сковородку солью, насухо вытереть и снова полить маслом. И вот очередной блин шипит на сковородке, края его стали кружевными, и запах идет просто одурманивающий. Перевернули мы этот блин без труда. Вот уже целая горка блинов красуется на тарелке. Можно праздновать масленицу. Когда мы с девочками пили чай с блинами, то поняли, что еда, приготовленная своими руками, особенно вкусна.


Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ. Описание действий

(Учитель русского языка и литературы МКОУ Майдаковской СШ

Палехского района Абрамова Т.В.)

Цели деятельности педагога

Способствовать развитию и совершенствованию творческих возможностей учащихся, закрепить изученное о наречии; показать значение наречий при описании действий; расширить компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи

Тип урока

Урок развития речи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: знатьособенности описания действий как вида текста, его структуру, языковые особенности; уметь описывать действия и процессы труда, собирать материалы наблюдений за указанными процессами труда, находить и устранять ошибки в последовательности описания действий, создавать исправленный вариант текста описания действий разговорного стиля.

Метапредметные:способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные:осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационное начало урока

Вступительное слово:

Долгожданный дан звонок 
Начинается урок!
Тут диктанты, упражнения,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи 
За работу, в добрый час!

  • Готовы ли вы со мной «трудиться»?

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность

к уроку

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений

Задание 1: заполните недостающие части таблицы. (Слайд 2)



Вопрос

Цель высказывания

Композиция

Повествование

Что произошло?


1)завязка

2) развитие

3)кульминация

4) развязка

Рассуждение


Объяснить причину предмета или явления



1)тезис;

2)доказательства

3) вывод



Какой?

Перечислить признаки предмета или действия




  • Как можно озаглавить эту таблицу?

  • Какие виды описаний вам известны?

  • Послушайте отрывокиз сказки А.Н.Толстого «Золотой ключик»:

Папа Карло зажёг лампу, взял ножницы, клей и обрывки цветной бумаги. Сначала вырезал и склеил курточку из коричневой бумаги и ярко-зеленые штанишки. Потом смастерил туфли из старого голенища и шапочку из старого носка.

  • Что, по-вашему, описывается в приведенном отрывке?

(Движения, действия)

  • Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.


Заполняют недостающие части таблицы, отвечают на вопросы учителя



















Слушают отрывок из сказки А.Н.Толстого «Золотой ключик», отвечают на вопросы, формулируют тему урока.

3. Целеполагание и построение

выхода из затруднения

Ответьте на вопросы карты-схемы:

  • Что узнаю?

  • Чему научусь?

  • Где буду применять?

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

  • Как вы думаете, почему данную тему – «Описание действий» – мы изучаем именно в разделе «Наречие»? (Действия мы описываем при помощи глаголов, а наречие обозначает признак действия. Для того чтобы чётко и наиболее полно и ярко описать действия, мы употребляем в речи наречия)

Слушают учителя.

Формулируют цель учебной деятельности с помощью учителя.

4. Практическая деятельность по выходу из затруднения

1) Описание действий человека в разных стилях речи

  • В каких стилях может быть создан текст, описывающий действия человека? Приведите примеры. (В разговорном, официально-деловом, научном, художественном, публицистическом стилях. В разговорном – рассказ-описание о каком-то событии, например, поездке в театр, в официально-деловом - инструкция по работе на компьютере , в научном – план проведения опыта по физике, в художественном – описание работы героя произведения, в публицистическом – репортаж о спортивных соревнованиях)

Прослушайте тексты, определите, каким стилем они написаны?

(Слайд 3) Текст № 1: …на бегу Казбич выхватил из чехла ружье и выстрелил, с минуту он оставался неподвижен, пока не убедился, что дал промах; потом завизжал, ударил ружье о камень, разбил его вдребезги, повалился на землю и зарыдал, как ребенок. (М.Ю.Лермонтов)


(Слайд 4) Текст № 2: Инструкция «Как правильно развести костер».

1.Выберите место для костра на открытой поляне.

2. Очистите место будущего костра от сухой травы, веток, шишек, обложите его камнями.

3. Удалите все, что может гореть на расстояние не менее 0,5 м.

4. Потушите костер водой или землей, покидая место привала.

5.Перекопайте место костра.


(Слайд 5)Текст № 3: Дуниловский хлеб не знает себе равных – дор чего же он хорош! Ноздреватый, душистый, чуть тронешь – дышать начинает, «одет» в румяную хрустящую корочку. «Душой мы печем свой хлебушек», - - говорит старейшая работница пекарни Мария Ивановна Звонарева. (Из газет)


(Слайд 6) Текст № 4:

Разожгли костёр, поставили палатку, пожарили сосиски. А дальше… пошёл снег! Да такой, что за пять метров ничего не видно. Костёр в итоге потух, всё намокло. Попробовали разжигать, но тщетно.! Так и легли спать, толком не поевшие и все мокрые, в восемь вечера. 


(Слайд 7) Текст № 5: Приподняв тело, под него подставляют отливной сосуд, наполненный водой до уровня отливной трубки. После чего тело погружают целиком в воду. При этом часть жидкости, объём которой равен объёму тела, выливается из отливного сосуда в стакан. Указатель пружины поднимается вверх, пружина сокращается, показывая уменьшение веса тела в воде. В данном случае на тело, наряду с силой тяжести , действует ещё и сила, выталкивающая его из жидкости.


  • От чего зависит выбор стиля текста, описывающего действия человека? (От цели: рассказ о произошедшем событии, подробное описание всех элементов какого-либо процесса, полное и точное представление о характере и особенностях какого-либо процесса, вызвать у читателя или слушателя определенные чувства, создать настроение, вызвать у читателя желание трудиться так же хорошо, как герой описания, стать таким же мастером в своем деле)



Отвечают на вопросы учителя. Работают с текстами разных стилей.





Физкультминутка


Быстро встаньте

Расправьте плечи

Вытяните руки вперед

Поднимите вверх

Опустите вниз

Глубоко вздохните

Медленно выдохните

Сядьте

Сколько действий получилось? (8)

Сколько наречий названо (6)

Выполняют физические упражнения вслед за учителем.

4. Практическая деятельность по выходу из затруднения

(продолжение)

2) Структура текста-описания действия

Итак, давайте составим схему-структуру текста-описания действий человека. Для этого обратимся к тексту, который лежит у вас на партах. Текст называется «Как я впервые сажала тюльпаны». Это сочинение ученицы 7 класса. Давайте прочитаем вслух текст и подумаем, из каких композиционных частей состоит текст.


(Слайд 8) Как я в первый раз сажала тюльпаны.

В моём саду много места, я решила занять его тульпанам. В садовом магазине  купила луковицы и специальное удобрение. Выбрала только здоровые, целые луковицы. Развела марганцовку в тёплой воде, удобрила почву, это нужно для её профилактики. После профилактики можно приступать!

Я выкопала ямки глубиной 10-15 см, положила туда луковицы, сверху засыпала землёй, выровняла поверхность граблями, полила землю водой со специальным раствором.

Тюльпаны посажены, будем ждать.


  • Из каких композиционных частей состоит данный текст? (Слайд 9-10) (1. Подготовка к работе. 2. Ход работы (последовательное описание всех процессов). 3. Результаты работы)


3) Особенности текстов-описания действия


  • Что, по-вашему, важно при описании действия? (Слайд 11)

( Последовательность, точность, образность)

  • Что нарушено в следующем тексте? Запишите исправленный вариант.



Мама шьет.

(1) Она скалывает нужные детали, сметывает их вручную и начинает шить на швейной машинке.

(2) Потом вещь дошивается, утюжится, в конце работы пришиваются отдельные детали.

(3)Я очень люблю наблюдать за тем, как шьет моя мама.

(4)Вслед за этим мама берет лекало и мел, точно по контуру выкройки обводит её, а потом детали из ткани вырезает большими ножницами.

(5) Она аккуратно прикладывает выкройку к ткани, смотрит, все ли детали легли правильно, а затем скалывает выкройку с тканью.

(6)Вот, наконец, новая вещь готова, и ее можно с удовольствием носить.

(7) Еще не дошитую вещь мама надевает на заказчика, скалывает в тех местах, где ей что-нибудь не нравится, и рисует что-то мелом прямо на ткани.

(Щелчок) 3,5,4,1,7,2,6

  • За счет чего достигается точность описываемых действий? (За счет использования наречий)

  • Обратите внимание: наречия в тексте-описании действий могут выполнять разные функции. Какие? Ответить на этот вопрос вам поможет текст «Блины». Выпишите наречия в данные группы, дополните самостоятельно подобранными примерами.


Блины.

Однажды на масленицу мы с девочками решили испечь блины. Нашли рецепт, принесли продукты: молоко, муку, яйца, сахар, соль и масло. Работа закипела. В эмалированную кастрюлю разбили пять яиц, налили молока и тщательно перемешали. Получилось густовато, значит, нужно добавить еще молока. Тесто готово. Мы раскалили сковородку и смазали ее маслом. Теперь самый ответственный момент: можно печь первый блин. Решили печь по очереди. Алена уверенно взяла поварешку, зачерпнула тесто и равномерно разлила его по сковородке. С одной стороны блин подпекся- пора его переворачивать. Кто бы мог подумать, что это так непросто. Блин упорно не хотел отсоединяться от сковороды. Мы давали Алене советы, потом по очереди попытались перевернуть блин сами. В конце концов блин разорвался и превратился в ком. «Ну, что ж, первый блин комом!»- рассмеялись сами. Соскребли его и стали печь следующий, но и с ним у нас ничего не получалось. Тогда пришла на помощь мама. Она подсказала, что нужно протереть сковородку солью, насухо вытереть и снова полить маслом. И вот очередной блин шипит на сковородке, края его стали кружевными, и запах идет просто одурманивающий. Перевернули мы этот блин без труда. Вот уже целая горка блинов красуется на тарелке. Можно праздновать масленицу. Когда мы с девочками пили чай с блинами, то поняли, что еда, приготовленная своими руками, особенно вкусна.

  • Наречия для описания последовательности действий:

Потом, тогда, сначала, сперва, тотчас, немедленно, затем, после, несколько (раз), по очереди, наконец, ещё.

  • Наречия для описания характера действий:

Тщательно, уверенно, равномерно, упорно, насухо, особенно, непросто, быстро, ровно, ловко, крепко, сильно, слегка, чуть-чуть, умело, профессионально



  • За счет чего достигается образность описываемых действий? (За счет использования изобразительно-выразительных средств)


4)Речевой практикум по теме урока. «Немой» диктант (Слайд 12)

  • Теперь попробуем сами написать небольшой текст - описание действий. Проведем «немой» диктант. Как вы думаете, почему он так называется? (Учитель и ученики ничего не говорят во время диктанта.)

Я сейчас выйду из класса, вновь зайду и буду совершать какие-то действия в классе, ничего не говоря. Все мои действия вы попробуете запомнить, а затем описать в тетради. (Слайд 13)

  • Слова каких частей речи будете использовать для описания действий? (Глаголы, деепричастия, наречия)

  • Как выделяем на письме одиночные деепричастия и деепричастные обороты?

Не забудьте о порядке действий. В написании диктанта вам помогут карточки-помощники с наречиями. Можете использовать подходящие по смыслу слова в своем описании.

(Действия, совершаемые учителем, таковы: Учитель открыл дверь нараспашку, быстро подошел к столу, перелистал книгу. Затем, улыбнувшись, посмотрел в класс. Потом шагнул к доске, взял мел и аккуратно написал: «Все!»


Проверяем, что получилось. Прочитайте ваши тексты (лучше спросить по желанию). Подготовьтесь оценить свою работу с помощью вопросов на слайде 14:


  1. Описаны ли действия учителя в правильном порядке?

  2. Нет ли речевых ошибок (повторов, просторечных выражений, неправильного употребления слов)?

  3. Выполнено ли грамматическое задание: использованы ли наречия, деепричастия (3-5)?


Читают текст «Как я первый раз сажала тюльпаны», определяют структуру текста-описания действия.
















Работают в парах.

Определяют особенности текста-описания действия (восстанавливают нарушенную последовательность предложений, функции наречий в нем)
























































Пишут «немой» диктант, описывая действия учителя.














Учащиеся оценивают свою работу: выставляют баллы в случае положительного ответа на вопросы слайда. Максимум: 3 балла. Отметки выставляют в тетрадь.


6. Рефлексия учебной деятельности

Вновь вернемся к вопросам карты-схемы, на которые мы давали ответы в начале урока:

  • Что же вы узнали?

  • Чему научились?

  • Где будете применять полученные знания?



Отвечают на вопросы, делают вывод о том, удалось ли им выполнить поставленные на урок цели.

7. Домашнее задание (Слайд 15)

Каждый из вас наверняка видел, как ваша мама или бабушка вяжет, шьет, печет пирожки или варит варенье… Присмотритесь внимательно к тому, чем занимаются ваши близкие, как они работают. Вспомните, какая работа приносит им радость, что любят делать ваши мама, бабушка, отец, дядя? Может быть, вы больше узнаете о своих родителях, откроете что-то новое для себя, захотите и сами попробовать клеить, строгать, паять, вышивать…?

А) Попытайтесь описать какой-либо процесс из увиденного вами, выполнив упражнение 262. Какое описание у вас может получиться: художественное или деловое? Постарайтесь использовать в своем сочинении наречия и деепричастия.


Б) Если такое задание вызовет у вас большие затруднения, выполните упр. 260 учебника.

Записывают домашнее задание в дневники


Просмотр содержимого презентации
«Описание действий»

Заполните недостающие части таблицы   Вопрос Повествование Что произошло? Цель высказывания Рассуждение Композиция Раскрыть последовательность событий   Почему?   Описание Какой? 1)завязка 2) развитие 3)кульминация 4) развязка Объяснить причину предмета или явления     Перечислить признаки предмета или действия 1)тезис; 2)доказательства 3) вывод     1) Общее описание 2) Конкретные признаки 3) Оценка автора

Заполните недостающие части таблицы

 

Вопрос

Повествование

Что произошло?

Цель высказывания

Рассуждение

Композиция

Раскрыть последовательность событий

  Почему?

  Описание

Какой?

1)завязка

2) развитие

3)кульминация

4) развязка

Объяснить причину предмета или явления

 

 

Перечислить признаки предмета или действия

1)тезис;

2)доказательства

3) вывод

 

  1) Общее описание

2) Конкретные признаки

3) Оценка автора

Определите стиль текста Текст № 1: «…на бегу Казбич выхватил из чехла ружье и выстрелил, с минуту он оставался неподвижен, пока не убедился, что дал промах; потом завизжал, ударил ружье о камень, разбил его вдребезги, повалился на землю и зарыдал, как ребенок». (М.Ю.Лермонтов)

Определите стиль текста

Текст № 1: «…на бегу Казбич выхватил из чехла ружье и выстрелил, с минуту он оставался неподвижен, пока не убедился, что дал промах; потом завизжал, ударил ружье о камень, разбил его вдребезги, повалился на землю и зарыдал, как ребенок».

(М.Ю.Лермонтов)

Определите стиль текста Текст № 2:  Инструкция «Как правильно развести костер» 1.Выберите место для костра на открытой поляне. 2. Очистите место будущего костра от сухой травы, веток, шишек, обложите его камнями. 3. Удалите все, что может гореть на расстояние не менее полметра. 4. Потушите костер водой или землей, покидая место привала. 5.Перекопайте место костра.

Определите стиль текста

Текст № 2: Инструкция «Как правильно развести костер»

1.Выберите место для костра на открытой поляне.

2. Очистите место будущего костра от сухой травы, веток, шишек, обложите его камнями.

3. Удалите все, что может гореть на расстояние не менее полметра.

4. Потушите костер водой или землей, покидая место привала.

5.Перекопайте место костра.

Определите стиль текста Текст № 3: Дуниловский хлеб не знает себе равных – дор чего же он хорош! Ноздреватый, душистый, чуть тронешь – дышать начинает, «одет» в румяную хрустящую корочку. «Душой мы печем свой хлебушек», - - говорит старейшая работница пекарни Мария Ивановна Звонарева. (Из газет)

Определите стиль текста

Текст № 3: Дуниловский хлеб не знает себе равных – дор чего же он хорош! Ноздреватый, душистый, чуть тронешь – дышать начинает, «одет» в румяную хрустящую корочку. «Душой мы печем свой хлебушек», - - говорит старейшая работница пекарни Мария Ивановна Звонарева.

(Из газет)

Определите стиль текста Текст № 4: Разожгли костёр, поставили палатку, пожарили сосиски. А дальше… пошёл снег!  Да такой, что за пять метров ничего не видно. Костёр в итоге потух, всё намокло. Попробовали разжигать, но тщетно.! Так и легли спать, толком не поевшие и все мокрые, в восемь вечера. 

Определите стиль текста

Текст № 4:

Разожгли костёр, поставили палатку, пожарили сосиски. А дальше… пошёл снег!  Да такой, что за пять метров ничего не видно. Костёр в итоге потух, всё намокло. Попробовали разжигать, но тщетно.! Так и легли спать, толком не поевшие и все мокрые, в восемь вечера. 

Определите стиль текста   Текст № 5: Приподняв тело, под него подставляют отливной сосуд, наполненный водой до уровня отливной трубки. После чего тело погружают целиком в воду. При этом часть жидкости, объём которой равен объёму тела, выливается из отливного сосуда в стакан. Указатель пружины поднимается вверх, пружина сокращается, показывая уменьшение веса тела в воде. В данном случае на тело, наряду с силой тяжести , действует ещё и сила, выталкивающая его из жидкости.

Определите стиль текста

  Текст № 5: Приподняв тело, под него подставляют отливной сосуд, наполненный водой до уровня отливной трубки. После чего тело погружают целиком в воду. При этом часть жидкости, объём которой равен объёму тела, выливается из отливного сосуда в стакан. Указатель пружины поднимается вверх, пружина сокращается, показывая уменьшение веса тела в воде. В данном случае на тело, наряду с силой тяжести , действует ещё и сила, выталкивающая его из жидкости.

Как я в первый раз сажала тюльпаны. . В моём саду много места, я решила занять его тюльпанами. В садовом магазине  купила луковицы и специальное удобрение. Выбрала только здоровые, целые луковицы. Развела марганцовку в тёплой воде, удобрила почву, это нужно для её профилактики. После профилактики можно приступать!  Я выкопала ямки глубиной 10-15 см, положила туда луковицы, сверху засыпала землёй, выровняла поверхность граблями, полила землю водой со специальным раствором.  Тюльпаны посажены, будем ждать.

Как я в первый раз сажала тюльпаны. .

В моём саду много места, я решила занять его тюльпанами. В садовом магазине  купила луковицы и специальное удобрение. Выбрала только здоровые, целые луковицы. Развела марганцовку в тёплой воде, удобрила почву, это нужно для её профилактики. После профилактики можно приступать!

Я выкопала ямки глубиной 10-15 см, положила туда луковицы, сверху засыпала землёй, выровняла поверхность граблями, полила землю водой со специальным раствором.

Тюльпаны посажены, будем ждать.

Композиция сочинения-описания действия

Композиция сочинения-описания действия

Каков итог деятельности человека? Потом? … После этого? Далее? Что он делает сначала? Затем? Как выглядит человек при подготовке к действию? 10

Каков итог деятельности человека?

Потом? …

После этого?

Далее?

Что он делает сначала?

Затем?

Как выглядит человек при подготовке к действию?

10

2,6 3,5,4,1,7,2,6 10

2,6

3,5,4,1,7,2,6

10

медленно неторопливо быстро торопливо стремительно удобно постепенно вежливо уверенно спокойно   насухо дочиста привычно ловко сначала потом затем наконец напоследок   снова вновь опять ровно точно бережно аккуратно старательно тщательно осторожно

медленно

неторопливо

быстро

торопливо

стремительно

удобно

постепенно

вежливо

уверенно

спокойно

 

насухо

дочиста

привычно

ловко

сначала

потом

затем

наконец

напоследок

 

снова

вновь

опять

ровно

точно

бережно

аккуратно

старательно

тщательно

осторожно

«Немой» диктант. Оценивание . Описаны ли действия учителя в правильном порядке? Нет ли речевых ошибок (повторов, просторечных выражений, неправильного употребления слов)? Выполнено ли грамматическое задание: использованы ли наречия, деепричастия (3-5)?

«Немой» диктант. Оценивание .

  • Описаны ли действия учителя в правильном порядке?
  • Нет ли речевых ошибок (повторов, просторечных выражений, неправильного употребления слов)?
  • Выполнено ли грамматическое задание: использованы ли наречия, деепричастия (3-5)?

1) Упражнение 262  ИЛИ  2) Упражнение 260

1) Упражнение 262

ИЛИ

2) Упражнение 260


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!