УРОК 12
ЖЕНСТВЕННОСТЬ (Слайд 1)
Цели урока:
- образовательная – ознакомить с понятиями женственность и обаяние, расширить кругозор учащихся в процессе изучения данной темы;
- развивающая – развить у учащихся интерес к данной теме, который побуждает к самообразованию, самовоспитанию, принятию здорового образа жизни;
- воспитательная – содействовать воспитанию эстетического вкуса, чувства гармонии; формировать направление в развитии полоролевых установок;
- практическая – конкретизация выбора качеств женственности.
Вечно женственное всегда являлось
возвышающей силой для мужчин.
Р.Роллан
Ход урока
Организационный момент.
Введение в тему.
Обратим внимание на эпиграф. Этими словами Р.Ролан хотел сказать, что поведение женщины может подвигнуть мужчину на благородные поступки. Но любая ли женщина способна на это? Попробуем разобраться в ходе сегодняшнего урока.
Определение понятия «женственность».
Итак, что же такое женственность? Что вы понимаете под этим словом?
(Слайд 2)
(Женственность – это совокупность наиболее значимых признаков, свойств, присущих женщине, в отличие от мужчины.)
Не все ценные в мужчине качества приятны в женщине, и наоборот. От того, какими чертами мы обладаем, зависит наша уверенность в себе, отношения в семье, коллективе, общение с людьми. Представление об идеальном образе женственности помогает нам регулировать отношения со сверстниками противоположного пола.
В ходе нашего разговора составьте свой список черт, присущих настоящей женщине.
(Слайд 3) Еще в детстве девочки хотят быть похожими на принцессу из сказки, Белоснежку или Василису Прекрасную. Какими же мы видим этих героинь? Рассмотрим картину Врубеля «Царевна Лебедь». Какая она? (Нежная, чистая, загадочная).
(Слайд 4) А теперь обратимся к нашим истокам. Перед нами полотно Аргунова «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме». Сколько спокойствия, достоинства видим мы в выражении лица и осанке этой незнакомки. О таких русских женщинах с восхищением говорил Некрасов:
Красавица – миру на диво,
Румяна, стройна, высока;
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка!
(Слайд 5) Красота – это естественность. Настоящая красота не хочет никого привлекать, поэтому быть красивой означает быть собой. Какие же черты мы перечислили? Чувство собственного достоинства, спокойствие, естественность, трудолюбие. А ведь это черты женственности! Рассмотрим еще одну картину «Портрет Струйской» художника Рокотова. Об этом изображении у поэта Н.Заболоцкого есть стихи:
Портрет.
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают,
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
« Ее глаза – как два тумана…». Мы не случайно заговорили о значении взгляда. Актриса Пета Уилсон, исполнительница главной роли в фильме «Никита», считает: «Наша сила в женственности. Красота таится в Ваших глазах. Вы можете постареть, потолстеть, но Ваши глаза все равно останутся красивыми, если Ваша душа чиста».
Говорят, лицо – зеркало души. Действительно, все эмоции отражаются, в первую очередь, на лице. Чувства раздражения, злобы, подозрительности, зависти формируют соответствующее выражение лица и закрепляют его неприятное выражение. Поэтому, наряду с поддержанием красоты внешней, надо позаботиться и о красоте духовной. Доброжелательность, чистота помыслов, доверчивость освещают лицо внутренним светом.
Считается, что красота статична, она присуща всему живому и неодушевленным предметам. Обаяние же всегда проявляется в динамике, в действии – в жесте, мимике, речи, движении - оно присуще только человеку. Запишем: «Обаяние – это красота в действии, в манере двигаться, говорить, смеяться, одеваться и т.д. Основой женского обаяния является женственность. Обаяние не дается от рождения, оно формируется в течение жизни путем самовоспитания.
Нарицательным стал образ легендарного скульптора Пигмалиона. Он создал статую прекрасной Галатеи и влюбился в свое произведение. Дни и ночи проводил он возле неподвижной статуи и молил богов, чтобы она ожила. Мольба Пигмалиона была, наконец, услышана, и богиня любви Афродита вдохнула жизнь в его творение. Забилось сердце Галатеи, ожили ее прекрасные глаза, она улыбнулась и грациозно сошла с пьедестала. Не только красивой, но и обаятельной предстала она перед ликующим Пигмалионом.
Грациозность движений является одним из элементов женского обаяния. Грацию движений хорошо развивает обучение танцам. Поэтому во многих странах детей с раннего возраста учат основам хореографии. В обучение входит не только овладение приемами танцев, но и освоение манеры держаться, красиво ходить и сидеть.
(Слайд 6) Рассмотрим следующее изображение. Перед нами испанка. Сколько достоинства, уверенности, грациозности в ее осанке и повороте головы! Давайте почувствуем себя испанками! (Звучит испанская музыка)
(ЩЕЛЧОК) А теперь новый персонаж. Перед нами восточная красавица. Ее отличает мягкость, пластика движений, кокетство. Руки мягкие, гибкие. Улыбаясь, мы влияем на свое настроение, и оно улучшается. (Звучит восточная музыка)
Послушайте «Притчу о женственности, надменности и грубости». Возможно, вы что-то добавите в свой список черт.
Учитель читает «Притчу о женственности, надменности и грубости» (на отдельных листах)
Понятие «женственность» в современном мире.
- Устарело ли понятие женственности в современном мире? (Слайд 7)
(Просмотр видеолекции «Моя современница»)
(Просмотр видеолекции «Навязывание агрессивного образа»)
(Просмотр видеолекции «Укушенный»)
- Является ли облик этих девушек/женщин женственным? (Слайды 8-11)
- Связано ли понятие «женственность» с модой? (Слайд 12)
(Просмотр видеолекции «О женственности и современной моде»)
-Решение теста «Одежда для различных поводов». (Слайд 13)
V. Воспитание женственности.
- Как воспитать женственность и как сохранить это качество на долгие годы? (Слайд 14)
Рассказ о воспитании дочерей императора Николая II (Слайды 15-18)
«Более идеальной семейной обстановки, нежели та, которая была в царской семье, представить себе трудно. На почве общего разложения семейных нравов как русского, так и западноевропейского обществ, семья русского самодержца представляла столь же редкое, сколь и сияющее исключение», - так вспоминал о семье Николая II начальник канцелярии императорского двора A.A. Мосолов.
Как же воспитывались великие княжны? Кто занимался их воспитанием? «Воспитывать детей надо собственным примером» - вот один из принципов воспитания детей в царской семье. Для государыни во взаимоотношениях с супругом очень важными были терпение, взаимное внимание, единство интересов, удерживание от ссор. Дети видели все это и понимали. Они росли в атмосфере любви и уважения родителей друг к другу. Анна Вырубова вспоминала: «За 12 лет я никогда не слыхала ни одного громкого слова между ними, ни разу не видала их даже сколько-нибудь раздраженными друг против друга».
Успехи воспитания детей в семье последнего русского императора оказались несомненными: великие княжны выросли простыми, ласковыми, образованными девушками, ни в чем не выказывавшими своего положения в обращении с другими.
Внешне однообразную свою жизнь княжны наполняли весельем своих жизнерадостных и живых характеров. Они умели находить счастье и радость в малом. Их радовало все: солнце, цветы, пешеходные прогулки с любимым отцом, милые уютные вечера в кругу семьи за чтением книг, пение и музицирование с любимыми родителями. Везде, где они появлялись, звучал их веселый звонкий смех. Никто и никогда не чувствовал себя с ними стесненно, их простота делала всех такими же простыми и непринужденными, какими они были сами.
Поскольку время императора Николая II было всецело отдано государственным делам, воспитанием и образованием детей занималась, в основном, Александра Феодоровна. Воспитание дочерей в царской семье было строгим, «на английский манер». Так была воспитана сама Александра Федоровна бабушкой — английской королевой Викторией. Да и государя Николая II в детстве не баловал отец – император Александр III.
Царевны спали на походных кроватях, каждое утро принимали холодную ванну. Государыня, сама очень скромная в одежде, в выборе причесок, не позволяла и дочерям много наряжаться. Великая княжна Ольга Николаевна полностью восприняла это отношение к роскоши и, по воспоминаниям, одевалась очень скромно, постоянно одергивая в этом отношении своих других сестер.
Баронесса Софи Бухсгевден также вспоминала, что воспитывала императрица дочерей сама и делала это прекрасно. Она проявляла свой авторитет при необходимости, и это не нарушало той атмосферы абсолютного доверия, которая царила между нею и дочерьми. Александра Федоровна понимала жизнерадостность юности и никогда не сдерживала девочек, если они шалили и смеялись.
Кажется, княжны в силу своего особого положения должны были получить какое-то необычное воспитание. Однако умная и строгая мать воспитывала прежде всего будущих женщин, христианок и просто достойных людей, а не изнеженных принцесс.
В силу своего положения великие княжны имели обязанности перед обществом и должны были научиться достойно их выполнять.
Царь и царица воспитывали детей в преданности русскому народу. «Дети должны учиться самоотречению, учиться отказываться от собственных желаний ради других людей», - считала государыня. «Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не напоминать своего положения, - говорил государь, - такими должны быть и мои дети».
С раннего детства девочки занимались благотворительностью. А «благотворить» Романовы умели. Причем, занимались благотворительностью самоотверженно, от души, а не в силу своего монаршего положения. Известен тот факт, что издавна российские императрицы возглавляли ряд благотворительных заведений Императрицы Марии. На личные средства царской семьи строились храмы, больницы, санатории, проводились благотворительные акции.
Юные великие княжны никогда не сидели без дела, нередко их можно было увидеть за рукоделием. Причем предметы их труда, матери императрицы и группы придворных дам продавались на благотворительных базарах, которые по инициативе Александры Федоровны проводились и в Ялте. В военное время старшие девочки возглавляли благотворительные комитеты своего имени, кроме того, Александра Федоровна, Ольга и Татьяна закончили курсы медсестер и не покладая рук трудились в Царскосельском госпитале, чем очень гордились.
Внешних развлечений, вроде выездов, балов, великие княжны практически не знали. Они сами придумывали себе занятия, кроме игр на воздухе, прогулок и физических упражнений, организовывали домашние театральные постановки. Эти маленькие пьесы всегда становились радостным событием, давали и детям, и родителям душевное вдохновение даже в трагические дни их заключения. Великие княжны также очень любили решать головоломки.
Большой радостью для царских детей были поездки в Крым.
В Ливадии жили счастливо и беззаботно— общались в тесном семейном кругу, купались, совершали прогулки пешком, верхом, на «моторе» (так в ту пору называли автомобиль). Одна из дочерей императора записала в дневник: «В Крыму была жизнь, в Петербурге служба».
И наверняка, находясь в далекой ссылке, девочки неоднократно вспоминали теплую семейную атмосферу, царившую в Ливадии, четыре приезда в Крым, подарившие незабываемые моменты ощущения семейной идиллии и счастья.
Так воспитывались и проводили досуг четыре дочери императора Николая II.
Практическая работа по теме «Женственность».
Перед нами список некоторых женских черт. Вам необходимо выбрать только четыре, наиболее главных для Вас качеств. Можно пользоваться списком или придумать самим. Запишите их в столбик в тетради.
Выберите четыре цвета, подходящих, по Вашему мнению, этим качествам.
Определите, сколько % из ста Вы могли бы дать каждому качеству. Например,
нежность (желтый) – 15% доброта (розовый) – 30 %
элегантность (черный) – 25% искренность (сиреневый) – 25%
уверенность в себе (красный) – 30% аккуратность (желтый) – 20%
оптимизм (оранжевый) - 30% трудолюбие (голубой) – 25%
Итог урока.
- Что такое женственность?
- Как связаны между собой проявление женственности у женщин и мужественности у мужчин?
-Какие качества характеризует женственность, а какие ей противоречат?
Я желаю вам, дорогие мои девушки, чтобы всегда вам говорили ваши любимые, как герой песни Игоря Браславского «Лучшая женщина».
(Звучит песня Игоря Браславского «Лучшая женщина»)