Материал по технологии критического мышления
2. Работа со шляпами.
1. Белая шляпа. Задача: структурирование имеющейся информации.
Примерный ответ: В данной ситуации мы наблюдаем проблему в недостаточном уровне овладения обучающимся компетенции «Указать компетенцию». Из-за этого обучающийся испытывает трудности в учебной деятельности, во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Данную ситуацию необходимо исправить. Для этого нам нужно: а) наметить ориентиры в исправлении ситуации; б) выдвинуть конкретные предложения по решению проблемы; в) спрогнозировать возможные отрицательные стороны предложенных решений проблемы; г) попытаться найти творческие, запасные способы решения проблемы; д) обобщить полученную информацию.
2. Красная шляпа. Задача: наметить ориентиры в исправлении ситуации.
Примерный ответ: для исправления проблемы недостаточного уровня овладения обучающимся компетенцией «Указать компетенцию» нам необходимо организовать деятельность всего классного коллектива по овладению данной компетенцией. Это могут быть специфические виды деятельности, специфические формы организации образовательного и воспитательного процессов, наглядная демонстрация педагогом применения данной компетенции вне образовательной организации. Результатом организации данной деятельности должно стать овладение обучающимися компетенцией «Указать название компетенции».
3) Желтая шляпа. Задача: выдвинуть конкретные предложения по решению проблемы.
Примерный ответ: для исправления проблемы недостаточного уровня овладения обучающимся компетенцией «Указать компетенцию», я предлагаю следующие организацию следующих видов деятельности: а) Проектная деятельность, т.к. она позволяет обучающимся развить необходимые умения в рамках компетенции «Указать ее название» во взаимодействии с одноклассниками при достижении общей проектной цели; б) Организация групповой и парной работы на каждом уроке, т.к. в сотрудничестве у обучающихся формируются приемы организации своей коммуникативной, креативной, критической (мыслительной) деятельности – выбрать одно из; в) Организация деятельности обучающихся в форме диспутов, дебатов, т.к. в процессе обоснования, отстаивания собственной позиции ребенок мобилизует все свои коммуникативные, мыслительные ресурсы для успешного выступления.
4) Черная шляпа. Задача: спрогнозировать возможные отрицательные стороны предложенных решений проблемы.
Примерный ответ: проанализировав предложения, выдвинутые ранее, я могу выделить их следующие отрицательные стороны. Организация проектной деятельности, и организация групповой и парной работы на каждом уроке – обучающийся, у которого есть проблемы при взаимодействии со сверстниками может быть «выброшен» из группы, пары. Т.е. деятельность по реализации проекта или решению парной учебной задачи может быть выполнена одноклассниками без учета мнения обучающегося. Организация деятельности обучающихся в форме диспутов дебатов. Данная форма организации деятельности является трудной для обучающихся начальной школы. В результате чего она может не иметь результативности. Однако не стоит отбрасывать и положительные стороны каждого из предложенных видов деятельности.
5) Зеленая шляпа. Задача: попытаться найти творческие, запасные способы решения проблемы.
Примерный ответ: для развития компетенции «Указать компетенцию» у данного обучающегося, мы предлагаем следующие виды деятельности.
1) Для развития компетенции «Взаимодействие с другими и с самим собой» предлагаю организовать обучение с использованием программы социально-эмоционального обучения. Содержание программы должно быть направлено на формирование умений обучающегося понимать социальную ситуацию взаимодействия, понимать эмоциональное состояние оппонента, понимать свои эмоции.
2) Для развития компетенции критического/творческого мышления предлагаем прохождение обучающимися тестов дивергентных способностей. При прохождении тестов у обучающихся развивается склонность к креативному подходу к выполнению задания, к критической оценке результатов собственной деятельности.
6) Синяя шляпа. Задача: обобщить полученную информацию.
Примерный ответ: Обобщая полученные мнения я могу сформулировать следующие положения, необходимы для формирования компетенции «Указать название компетенции».
Для развития компетенции необходимо:
1) Организовывать специфические виды деятельности обучающихся, подбирая содержания мероприятия, опираясь на исходный уровень развития обучающихся: диспуты, дебаты, проекты.
2) Осуществлять обучение по специальным программам формирования компетенций (например, программа социально-эмоционального обучения).
3) Делать упор на развитие дивергентных способностей младших школьников.
Рекомендации по формированию компетенции
1. Организация активной деятельности обучающихся, направленной на развитие дивергентных способностей мышления.
2. Организация активного взаимодействия обучающихся для формирования познавательной и коммуникативной компетентности обучающихся.
3. Демонстрация обучающимся способов применения компетенции для активизации познавательного интереса к ее освоению.
4. Опора на применение компетенции самим обучающимся под наставническим началом педагога.
5. Организация деятельности обучающихся, направленной на применение компетенции.
Представления собственного опыта
1 – задача. Актуальность данной проблемы, актуальность необходимости формирования данной компетенции подтверждает и мой педагогический опыт. В классе, в котором я работаю сейчас у трех обучающихся наблюдалась та же самая проблема. Более того, предложенная мною педагогическая ситуация взята из моего профессионального опыта. Сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю Вам попытаться наметить пути решения данной проблемы, а сделаем мы это с помощью работы по технологии критического мышления 6 шляп.
2 – задача. Благодарю Вас, уважаемые коллеги, за продуктивную работу по поиску путей решения рассматриваемой педагогической проблемы. Все предложенные Вами способы формирования компетенции имеют место быть в Вашей и в моей педагогической практике. В своей профессиональной педагогической деятельности я использую следующие методы, формы по развитию данной компетенции: организация групповой и парной работы на каждом уроке, организация проектной деятельности, диспутов и дебатов и т.д. Поэтому наша работа в рамках технологии критического мышления 6 шляп подтверждает свою продуктивность. Сейчас я предлагаю Вам в группах сформулировать собственные рекомендации по формированию данной компетенции с учетом полученной информации.
3-я задача. Положения, сформулированные Вами в рекомендациях, я уже давно использую в своей профессиональной деятельности. Результатом нашего деятельностного мастер-класса, я уверенна, станет применение данных реокмендаций Вами в своей профессиональной деятельности.
Красная
Белая
Желтая
Зелёная
Черная