Тема: Человек как член общества
Ключевые слова: человек, индивид, личность, индивидуальность, психика, антропогенез, задатки, способности, талант, гениальность.
Лекция
Человек – это биосоциальное существо, или, по мнению многих современных учёных – биопсихосоциальное существо. В этом определении чётко выражены два начала человека - биологическое и социальное. Биологическое включает то, что «досталось» человеку от природы. Это начало получило название «индивид». Индивид – это отдельный представитель человеческого рода, отличающийся от других биологическими признаками – внешностью, ростом, весом и т.п. Социальное начало человека аккумулировано в понятии «личность». Личность – комплекс социально значимых качеств человека, характеризующих его как члена общества – гражданская активность, взгляды, знания, умения, навыки. Личность формируется только в обществе, во взаимодействии с другими личностями. К примеру, Вы как человек обладаете биологическими чертами (у Вас какой-либо вес, рост, цвет глаз) - и всё это характеризует Вас как индивида, а также социальными характеристиками (Ваш характер, умения, навыки и т.п.) - они аккумулируются в понятии "личность". Человек как член общества проявляет себя именно в понятии "личность".
Сущность человека можно выразить формулой: ЧЕЛОВЕК = ИНДИВИД + ЛИЧНОСТЬ. Сюда можно добавить еще психику.
Психика – феномен, по поводу которого в науке много споров. Её нельзя отнести однозначно ни к биологической, ни к социальной природе человека. Психика – существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность. Большинство учёных считает, что важнейшие компоненты психики закладываются при рождении, т.е. от природы, однако её развитие осуществляется уже в течение жизни человека. Психикой обладают и животные. К примеру, разные собаки различно реалируют на вызовы внешней среды. Одна может испугаться и убежать, другая - начать лаять и бросаться "в бой". За эти реакции отвечает психика. Безусловно, психика человека намного более сложная и организованная, нежели у животных.
В отношении многих людей иногда употребляют слово «индивидуальность». Индивидуальность – это яркое, неповторимое своеобразие биологического и социального в человеке. Яркий комплекс его как биологических, так и личностных черт. К примеру, о великом русском поэте А.С. Пушкине с уверенностью можно сказать, что он индивидуальность - все легко узнают на картинах его профиль, а стихотворения поэта являются сокровищницей русской культуры.
В трактовках человека возможны две крайности. Абсолютизация биологического начала называется биологизаторством (биологизаторским подходом). По мнению сторонников этой крайности, судьба человека уже предопределена от рождения; по наследству передаются почти все основные качества человека. Социологизаторство (социологизаторский подход) - подход, абсолютизирующий социальные качества человека. Сторонники данного подхода, среди которых можно выделить Дж. Локка, считали, что новорождённый человек - "чистая доска", и опыт социальной жизни напишет на ней свои письмена. Этих двух крайностей желательно избегать в понимании человека.
Человек - сложнейший феномен. В науке до сих пор не решён вопрос о сущности его происхождения. Процесс появления и становления человека называется антропогенезом. Можно выделить несколько основных теорий антропогенеза, сложившихся в науке:
- религиозная теория - предполагает рассмотрение божественного происхождения человека. Человек - "образ и подобие Божье", творение бога. Данная теория, безусловно, представлена в Библии, Коране и т.д.;
- теория палеовизита - рассматривает внеземной источник происхождения человека. По мнению сторонников данной теории. пришельцы из космоса привнесли на Землю человеческие существа. Эта теория сегодня не пользуется популярностью;
- теория эволюции - предполагает поиск причин появления человека в биологической эволюции животных. Автор этой теории - Ч. Дарвин. По мнению сторонников этой теории, человек генетически связан с высшими млекопитающими, и, прежде всего, некоторыми наиболее развитыми обезьянами. С развитием эволюции появилось сознание, язык и иные социальные качества человека;
- трудовая теория - выделяет в качестве главной причины появления и становления человека современного типа труд. Автор этой теории - К. Маркс. Теория труда как главного фактора антропогенеза не противоречит теории эволюции, являясь, скорее, её продолжением.
Современный человек отличается от животных социальными качествами. Основные отличия связаны с тем, что человек:
- обладает членораздельной речью и мышлением;
- способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности; поведение животного изначально запрограммировано генетически; животное не осознаёт последствий своих действий;
- преобразует окружающую действительность;
- способен изготовлять орудия труда и использовать их при производстве материальных благ;
- удовлетворяет не только биологические, но и социальные потребности.
Поведение животных регулируется инстинктами, а их эмоции - проявления психики. Бобр, который строит плотину, не осознаёт сам процесс деятельности и не планирует строительство плотины - все его действия регулируются заложенными природой инстинктами. Разные собаки могут различно реагировать на внешние раздражители - одна громко лаять, другая, к примеру, убегать или затаиваться. Но и этого они не осмысливают - это лишь проявления психики и инстинктов. А психика может и у животных быть разной.
Человек тесно взаимодействует с природой. Это его естественная среда обитания, совокупность естественных условий существования человеческого общества. Взаимодействие человека с природой сегодня противоречиво. С одной стороны, человек может защищать экологию, ограничивать вредное воздействие на неё; с другой - загрязнять природу, проявлять потребительское к ней отношение.
Рождённый человек имеет задатки - анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей. Иными словами - природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности. Задатки передаются по наследству. Разовьются ли задатки в способности - зависит от жизненного пути человека, от его воспитания и обучения. Но даже не имея задатков, можно развить способности, просто это будет делать сложнее. Немало примеров, как имея слаборазвитые задатки, человек достигал высот. К примеру, И.А. Бунин, который довольно плохо учился в гимназии г. Ельца, имел далеко не отличные отметки по литературе, даже не закончил гимназический курс - однако это не помешало ему стать известным русским писателем и поэтом.
Способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности определяют успех человека в какой-либо сфере деятельности. Формируются они в ходе процессов обучения, воспитания, социализации. Т.е. способности социальные по сути. Например, о человек можно сказать - "он способный математик". Т.е. человек может неплохо разбираться в математических формулах, решать задачи и т.д. Иногда они могут развиться в талант - высочайшую ступень развития способностей, определяющих яркий, особенный успех человека в одной из сфер деятельности. Редко кто обладает гениальностью - высшей ступенью развития способностей, которая предопределяет особый успех человека сразу в большинстве сфер деятельности.
К примеру, родившийся человек имел задатки гуманитария - его родители также проявляли успехи в этих науках. Получив высшее педагогическое образование, он стал способным учителем истории. Его ученики легко воспринимали объяснения учителя, с интересом занимались. Возможно, учитель стал выдающимся, победил в конкурсах "Учитель года", его ученики достигли значительных результатов в олимпиадах - тогда о нём можно сказать, что он талантлив. А вот о М.В. Ломоносове с уверенностью можно заявить, что он гениален. Его уровень способностей позволил ему стать известным физиком, математиком, химиком, историком и т.п. "Он был сам нашим первым университетом" - сказал о нём А.С. Пушкин.
Закрепление изученного материала
Самостоятельное изучение материала и выполнение следующих заданий
Инструкция по выполнению работы
Тестовые задания.
Внимательно прочитай и выполни тестовое задание по теме.
1.Важное отличие человека от иных живых существ:
А) Инстинкты.
Б) Рефлексы.
В) Потребности.
Г) Сознание.
2. Социальным, то есть формируемым в процессе взаимодействия с обществом, качеством человека является:
А) Общение при помощи членораздельной речи.
Б) Способность укрываться от опасности.
В) Потребность в пище.
Г) Необходимость поддержания теплового баланса.
3.Биологической (естественной) потребностью человека является потребность в:
А) Общении.
Б) Семье.
В) Признании.
Г) Тепле.
4. Верны ли следующие суждения о человеческих качествах?
А. Врождённые качества человека социализируются в процессе взаимодействия с обществом.
Б. Помимо естественных потребностей, у людей формируются потребности социальные, связанные с жизнью в обществе
А) Верно только А.
Б) Верны оба суждения.
В) Верно только Б.
Г) Оба суждения неверны.
5.В науке для обозначения единичного представителя человеческого рода используется термин:
А) Личность.
Б) Индивид.
В) Деятель.
Г) Субъект.
6. Признаком деятельности человека, отличающей его от поведения животных, является:
А) Постановка осознанных целей.
Б) Приспособление к внешней среде.
В) Использование природных веществ.
Г) Взаимодействие с себе подобными.
7. Особенностью творчества как вида человеческой деятельности служит:
А) Использование вещества природы.
Б) Удовлетворение биологических потребностей.
В) Создание нового, не имеющего аналогов в природе.
Г) Использование орудий и средств труда.
8. Реформа, предполагающая замену социальных льгот денежными выплатами, представляет собой деятельность:
А) Материально-производственную.
Б) Социально-преобразовательную.
В) Ценностно-ориентировочную.
Г) Познавательную.
9. Римский философ Цицерон говорил: «Телесные наслаждения не вполне достойны высокого положения человека и их следует презирать и отвергать, а если всё-таки кто-то и станет отдавать дань удовольствию, в этом следует тщательно соблюдать меру. Поэтому заботу о пище и уходе за телом нужно отнести к области здоровья и поддержания сил, а не к области наслаждения». О каком типе человеческих потребностей рассуждает философ?
А) Социальных.
Б) Естественных.
В) Духовных
Г) Эстетических.
10. Верны ли следующие суждения о деятельности?
А. Мотивы человеческой деятельности могут иметь как сознательную, так и бессознательную основу.
Б. Игровая деятельность присуща людям исключительно в детском возрасте.
А) Верно только А.
Б) Верны оба суждения.
В) Верно только Б.
Г) Оба суждения неверны.
Задание 2.
Заполните таблицу.
Вопросы для сравнения | животное | человек |
1 Какие факторы биологические или социальные влияют на развитие | | |
2 Чем руководствуется при совершении каких-либо действий | | |
3 Какие потребности преобладают | | |
4 Как развивается? | | |
5 Обладает ли способностями и интересами? | | |
6 Где обитает? | | |
Дайте определение человека, используя данные таблицы.
Задание 3
Каждый ли человек является личностью? Приведите 2 аргумента, подтверждающие Вашу точку зрения.
Задание 4
Перечислите черты индивидуальности. Определите, какие черты носят биологический, а какие социальный характер. Обоснуйте свою точку зрения.
Задание 5
Перечислите первичныеи вторичные потребности по А.Маслоу. Приведите по 3 примера на каждый вид потребности.
Задание 6
Алкоголизм, табакокурение, наркомания – это потребности человека? Если да. то определите, к какому виду потребностей они относятся? Являются ли эти потребности положительными? Можете ли Вы привести примеры отрицательных потребностей и объяснить, как, на Ваш взгляд, они возникают?
Задание 7
Дайте определение способностей человека. Приведите 3 примера способностей. Каждый ли человек является способным? Объясните свою точку зрения.
Задание 8
Из предложенного списка, выделите то, что интересно Вам.
-получение знаний
Занятие спортом
Занятие музыкой
Слушать музыку
Писать стихи
Читать книги
Гулять
Посещать театр, выставки
Играть в компьютерные игры
Потреблять алкоголь
Курить
Прыгать с парашютом
Исходя из выбранных Вами интересов, определите к какому типу личности относитесь Вы? Изменятся ли Ваши интересы с возрастом? Обоснуйте свою точку зрения.
Форма контроля выполнения практических работ:
Выполненная работа представляется преподавателю в тетради для выполнения практических работ по дисциплине «Обществознание».